Естественнонаучный и гуманитарный подходы в истории развития клинической психологии От античности до 19 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественнонаучный и гуманитарный подходы в истории развития клинической психологии От античности до 19 века



Естественнонаучный и гуманитарный подходы в истории развития клинической психологии от античности до 19 века

Историческое развитие породило два противостоящих друг другу подхода: естественнонаучный и понимающий (соответственно, полагающихся на номотетический и идеографический методы). Первый – попытка все объяснить с точки зрения разума, второй полагается на интуитивное понимание феномена.

В древности причиной заболеваний считали деятельность духов. Преобладали иррациональные объяснения всего происходящего, отсылка к сверхестественному (идеографический метод налицо)

В античности причиной заболеваний поначалу считали волю богов. Соответственно, лечилось все с помощью молитвы, жертвоприношений и пр. Однако именно в этот период началось зарождение клинической психологии как прикладной дисциплины, опирающейся на научные открытия (т.е. полагающейся на номотетический метод).

Гиппократ – один из первопроходцев, попытавшийся что-то объяснить. Результатом оказалось учение о темпераментах, согласно которому, болезнь - результат дисбаланса четырёх телесных жидкостей, который, в св. очередь может быть вызван воздействием внешней среды. Он даже разделял причины нарушений поведения на межличностные, внутренние и повреждения мозга. Так и свершился переход от спекулятивных представлений к началам естественнонаучных объяснений физических и психических заболеваний. Заодно произошло и зарождение фундаментальной проблематики общей и клинической психологии:

- Психофизическая проблема (душа и тело, мозг и психика)

- Индивидуальные и средовые факторы функционирования человека

- Индивидуальные различия.

Далее идет Платон, который плагиатил Сократа и считал, что во всем виновата душа, и дисгармония души вызывает все болезни. Так стал учитываться более широкий контекст.

Далее – Аристотель, который считал, что всему виной эмоциональное состояние, а лечение психических болезней должно опираться на логику. Так произошло предвосхищение когнитивного подхода в психотерапии.

Потом Гален все это дело обобщил и разработал холистическую программу медицинской практики, которая стала основой европейской медицины.

1 Следовал теории дисбаланса 4-х жидкостей

2 Ввел такие методы лечения как

 Рвота

 Кровопускание

3 Рассматривал мозг как орган рационального мышления и ощущений

4 Выделял две разновидности душ

 Мужская (в сердце)

 Женская (в печени)

Т.е. в античности началось зарождение естественнонаучного подхода

Потом случились войны, чума и заявила о себе церковь. В результате во времена средневековья опять произошло обращение ко всякой мистической чепухе (т.е. к идеографическому подходу): все стали валить на демонов, духов и общий уровень грешности. Лечили все отпущением грехов, экзорцизмом и пытками. Универсальным методом лечения была смертная казнь.

Однако и среди церковником оказались люди науки:

Фома Аквинский рассматривал два пути познания: телеологический и естественнонаучный. Он считал, что душа по причине божественной сущности не может заболеть, а значит, психические расстройства есть результат физического страдания, недостаточной разумности, страстей.

Парацельс также подчеркивал биологическую сущность психических заболеваний.

Т.е. в Средние века произошел откат от естественно научной парадигмы в сторону спиритуализма. Однако стали возрождаться течения, продолжающие естественнонаучную традицию (Астрология и Биология). Естественнонаучные тенденции продолжали нарастать

Последовал расцвет научной мысли, который ознаменовал собой приход возрождения.

Были сделаны важные открытия в медицине (Андреас Везалий – анатомия, Морганьи Д.Б. – открыл, что причиной смерти и болезни может быть заболевание одного конкретного органа. Заложил основы патологической анатомии, Уильям Гарвей - установил, что сердце есть орган перекачки крови).

Таким образом, эти и другие открытия вернули фокус на наблюдение и эксперимент с умозрительных заключений, мифологии и религиозных верований, присущих средневековью.

1 Акцент на биологической трактовке заболеваний

2 Изучение биологических основ спровоцировало открытую постановку ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ (до этого проблема ставилась неясно)

Здесь Декарт с его дуализмом мыслящей и протяженной субстанциями и «животными духами».

Далее - Джон Локк (вопрос о происхождении знании, табула раса)

Возникновение механистической картины мира.

Т.о. укрепление и развитие естественнонаучного подхода

Целостный и аналитический подходы в истории развития клинической психологии от античности до19 века

Античность – целостный интегративный подход к здоровью и болезни

· Интеграция за счет первоначальной нерасчлененности знания

· Исходная идея нерасчлененного единства души и тела

· Предвосхищение биопсихосоциального подхода

· Не проводилось четкой грани между заболеваниями души и тела

Идеи целостного подхода развивал Платон (427-347 до н.э.).

Душа главенствует над телом, как любая идея над материей

Дисгармония души вызывает телесные заболевания

Аристотель (384-322 до н.э.): эмоциональные состояния воздействую на состояния телесные

Гиппократ (460-377 до н.э.) - автор одной из первых работ, о неразрывной связи души и тела, учение о темпераментах

Гален (131-200 до н.э.). Обобщил работы предшественников

Разработал холистическую программу медицинской практики, которая стала основой европейской медицины

Зарождение фундаментальной проблематики общей и клинической психологии

Психофизическая проблема (душа и тело, мозг и психика)

Индивидуальные и средовые факторы функционирования человека

Индивидуальные различия

Средние века

Обращение к мистическим объяснениям явлений природы

Причиной болезни и безумия стали считаться демоны, духи, грехи

Возвращение к иррациональным методу

В лечении произошел отход от целостного естественнонаучного понимания, к спиритуалистическим трактовкам

Душа по причине божественной сущности не может заболеть. Следовательно, психические расстройства есть результат физического страдания, недостаточной разумности, страстей

Фома Аквинский (1225-1274) рассматривал два пути познания

n Телеологический

n Естественнонаучный

Парацельс (1490 - 1541) также подчеркивал биологическую сущность психических заболеваний

Возрождение

Увеличение значимости аналитического подхода

Увеличение и детализация знаний в разных дисциплинах, более всего в медицине

Механистическая картина мира

n Рефлексы

n Ассоциации

Андреас Везалий (1514-1564) – пересмотрел предшествующую анатомию

Моргань и Д.Б. (1682-1771) – открыл, что причиной смерти и болезни может быть заболевание одного конкретного органа. Заложил основы патологической анатомии.

Уильям Гарвей (1578-1657) установил, что сердце есть орган перекачки крови

Рене Декарт (1596-1650)

Дуализм

n Субстанция мыслящая

n Субстанция протяженная

Болезни тела – медицина

Болезни души – философы, духовенство

Джон Локк (1632-1704)

Вопрос о происхождении знаний

 

1.

Зигмунд Фрейд, как основоположник.

- дальнейшее изучение единства души и тела. (Конверсия – один из подходов к пониманию психосоматических заболеваний)

- продолжение холистической традиции Древней Греции

- гуманитарный подход: симптомы имеют коммуникативную функцию.

Психодинамический подход:

- противопоставление психологии сознания

- Выделение сферы бессознательного

- зависимость феноменов сознания от содержания и механизмов бессознательного.

- изучение разных этапов онтогенеза

- целостный подход

К-Г. Юнг

- учение о коллективном бессознательном

- А. Адлер, А. Фрейд, М. Кляйн.

Критика:

1) положения, термины слишком абстрактны, чтобы их можно было: верифицировать, фальсифицировать

2) вырос из анализа единичного случая

3) большой упор на сексуальные и агрессивные драйвы

4) упор на детство

5) влияние стадий на взрослую жизнь

2.

Джон Уотсон

- стремление к психологии, как объективной науке

- можно сформировать любое поведение посредством принципов научения

- Неврозы:

· фобии

· тревожный расстройства

· навязчивые состояния

· деструктивное поведение

3.

- Попытка с помощью логики и доказательств изменить: мышление, эмоции, ожидания. И тем самым изменить внешнее поведение.

Виды изучаемых патологий:

· тревожные расстройства

· фобии

· нарушения пищевого поведения

· личностные расстройства

Приемы методик:

- выявление автоматических мыслей

- когнитивных ошибок

- Естественно – научный подход

- методики ориентированы на объективные стороны данных о состоянии пациента и его лечении

- Аналитический подход, работа только с некоторыми аспектами

Критика поведенческих подходов:

- механистические отношения с окружающим миром

- научение объясняет только относительно простые психические состояния

- набор рефлексов, реакций, мыслей, установок – это не есть целостная личность

4.

Поведение определяется:

· не скрытыми конфликтами и инстинктами

· не средой и поведенческими факторами

· а уникальным восприятием мира человеком

Прослеживается влияние экзистенциалистов – Сартр, Хайдеггер

Аксиомы:

· человек активен и полностью ответственен за свое поведение. Наличие свободы воли, а не внешних детерминант

· У каждого человека есть потенциал для развития и является основным детерминантом его поведения и роста

· Нельзя понять поведение, не поняв его картины мира и социального контекста.

Карл Роджерс

- У человека есть потребность в реализации своего личного потенциала в конкретных социальных условиях.

- На человека действуют три основных фактора:

· Потребность самоактуализации

· Оценка окружающих

· Свои собственные ощущения

Проблемное поведение – расхождение между истинными чувствами и социально – обусловленным восприятием себя.

Критика:

Слишком много внимания уделяется внимание только личности и ее уникальности.

5.

Джордж Энгл.

Понимание нормы – патологии

Ввиду неоднозначности нашей любимой науки никто до сих пор не может понять, что же такое эта загадочная «норма», соответственно, одной ногой она стоит в определенной теоретической школе, а другой касается других вариантов нормы (которые стоят ногами в других школах). Таким образом, мы не можем провести четкую грань между нормой и патологий (вариантов нормы ведь несколько в зав-ти от определенной теоретической школы). Классификации расстройств, как правило, опираются на несколько критериев нормы.

Для того, чтобы как-то это все решить, придумывают разнообразные определения нормы:

Психопатологическое, негативное определение нормы (норма определяется через отсутствие патологии т.е. отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов). При этом 80% людей обнаруживают симптомы психических заболеваний.

Статистическое – определяется посредством опытных среднеарифметических данных (среднестатистическое – норма, аномальное – патология). 2 проблемы: отчего брать среднеарифметическое и не есть ли среднестатистическое = посредственное?

Функциональное – где норма этонекий диапазон значений, позволяющий адекватнореализовываться функции для обеспечения другихпроцессов (таким образом, то, что вредит другим процессам – есть патология).

Функциональные нормы оцениваются с точки зрения их последствий или целей, гораздо больше применимы для соматических заболеваний.

Адаптационное – где норма это свозможность человека быть приспособленным, адаптированным (индивидуально) (т.е. дезадаптация – патология).

Адаптация – динамическое равновесие между организмом и средой, а также между психическими процессами и деятельностью человека.

Главная проблема здесь: что брать за критерий адаптации? Как понять, может человек адаптироваться или нет?

Социальное – где норма есть соблюдение предписанных обществом стандартов поведения (отклоняющееся поведение есть патология).

Проблема данного понимания в том, что в раздел патология попадает большое количество людей, не страдающих какими-либо заболеваниями (диссидентство, маргинальность, гомосексуализм). Более того, гомосексуализм исключен из списка психиатрических заболеваний частично в 1974 и окончательно только в 1986 – может ли общество ошибаться? Существует множественность социальных отношений и их требования подчас абсолютно разнородны.

Норма как идеал – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» (несоответствующее идеалу – патологическое). Логично, что возникающие сложности связаны с тем, что неясно кто дает экспертную оценку, какие ценностные суждения лежат в основе.

Субъективное - масштабом для оценки служат индивидуальные данные (аномальное – неподходящее для индивида), т.е. отклонение от состояния, в котором он пребывал прежде, и которое соответствовало его целевым установкам, возможностям и жизненным обстоятельствам. Сложности – откуда считать прежде? Что делать с детской патологией?

Текущая классификация психиатрических заболеваний (DSM и МКБ) опирается на понятия психопатологической, статистической, функциональной и социальной нормы.

Классификация расстройств

Цель любой классификации – упорядочить явления и выявить закономерности.

Две классификации, которые нам нужно знать: международная классификация болезней, глава 5 (F) (МКБ), Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders (DSM).

Особенности этих классификаций:

· Категориальная классификация

Диагноз – это тип; при этом четких границ между типами не существует

· Операциональная диагностика

ü Диагноз ставится по каталогу критериев

ü Симптомы, которые должны быть в наличие

ü Симптомы, которые не могут быть в наличие

ü Из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х

· Многоосевая диагностика – описание индвида по нескольким осям

ü Каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием

ü Позволяет более дифференцировано и комплексно описать индивида

ü Учитывать одновременно несколько аспектов, а не только основной диагноз

ü Имеет значение для прогноза

Оси DSM-IV (в DSM-III первоначально была введена многоосевая система). Только оси I-III содержат официальные диагнозы.

Ось I. Клинические расстройства (основные психиатрические расстройства)

Ось II. Расстройства личности, задержка умственного развития

Ось III. Соматические болезни.

Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой

Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования

Оси МКБ-10

Ось I: психические расстройства (включая расстройства личности) и соматические

расстройства/заболевания.

Ось II: ограничения социальных функций

Ось III: влияния, зависящие от окружения и ситуаций, жизненные проблемы и их преодоление

За что критикуют МКБ и DSM? Во-первых, у них нет никакого теоретического обоснования, все основано на коллегиальном и экспертном мнении (голосование за симптомы), во-вторых нет связи с этиологией (воедино не сведены различные аспекты заболевания: этиология, течение, синдромология, степень тяжести...), кроме того, подход сплошь описательный, низкая надежность классификационных категорий, и на закуску: при применение диагностического ярлыка теряется уникальность индвида (ура принципам гуманизма!).

Предмет патопсихологии

Изучение психологических закономерностей нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения личности при разных видах патологии мозговой деятельности (вызванной психическими или соматическими заболеваниями) в сопоставлении с протеканием психической деятельности в норме.

Их главное различие: современная психиатрия, как правило, рассматривает преимущественно биологические механизмы заболевания. Различие в методологических подходах разных наук (медицина, психология)

Психиатрия использует понятия (этиология, патогенез, эпидемиология и др.); и методы медицины (клиникоописательный)

Патопсихология – психологические понятия (впф, мышление, восприятие и др.) и психологические методы (эксперимент, проективные методики, опросники и др.).

Объект патопсихологии – человек с психическими заболеваниями.

Объект психиатрии – расстройства психики с точки зрения медицины.

Предмет психопатологии

Изучение этиологии (причин), патогенеза (механизм развития), клиники (симптомы и синдромы, закономерности их проявления) и распространенности психических болезней, разработка методов их диагностики, лечения и профилактики, методов экспертизы и реабилитации психически больных.

Изучение психологических закономерностей нарушения структуры и развития психических процессов, а также изменения личности при разных видах патологии мозговой деятельности (вызванной психическими или соматическими заболеваниями) в сопоставлении с протеканием психической деятельности в норме.

Различие с психиатрией заключается в методологических подходах разных наук (медицина, психология)

n Психиатрия использует понятия (этиология, патогенез, эпидемиология и др.); и методы медицины (клиникоописательный)

n Патопсихология – психологические понятия (впф, мышление, восприятие и др.) и психологические методы (эксперимент, проективные методики, опросники и др.).

Теоретические основы отечественной патопсихологии:

n Культурно-историческая теория психологии Л.С. Выготского

Понятие высших психических функций:

· Формируются прижизненно.

· Социальны по происхождению.

· Опосредованы, системны по строению.

· Произвольны по способу функционирования

· Сознательны

· Основной механизм формирования- усвоение общечеловеческого опыта по типу интериоризации.

Мозг – важнейшее условие существования и развития психики, материальный субстрат.

Источник развития психики – социальная среда.

Общие закономерности функционирования психики одинаковы в норме и в патологии.

Распад психики не есть негатив ее развития (То есть при психическом заболевании образуется новая структура психической деятельности)

Психика имеет сложное системное строение. (Дефектная психика также имеет системное строение, выделяются первичные и вторичные симптомы)

Дефект имеет не только негативное значение, но и позитивное – компенсаторные процессы.

n Теория деятельности А.Н. Леонтьева

Личность может быть характеризована иерархией мотивов.

Личностный смысл – образующая сознания.

Пристрастность сознания регуляцией деятельности со стороны мотивационной сферы

Сдвиг мотива на цель как механизм образования новых мотивов

 

Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит дальнейшее (пусть замедленное или искаженное) развитие ребенка. Психологический эксперимент не должен ограничиваться установлением структуры психических процессов больного ребенка: он должен выявить прежде всего потенциальные возможности ребенка.

Патопсихологическое исследование аномальных детей имеет задачи как общие с патопсихологией взрослого возраста, так и ряд особенностей, специфических именно для детского возраста.

Однако в детском возрасте имеется и своя специфика психических нарушений. Чем меньше ребенок, тем большую роль в патопсихологической диагностике играют так называемые «возрастные» симптомы, отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому в поисках дифференциально-диагностических критериев детский психолог обращается и к исследованию тех психологических образований, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка и в связи с этим особенно насыщены признаками болезненной симптоматики.

Так, например, при ранней детской шизофрении, начавшейся в младшем дошкольном возрасте, речь может не только задержаться в своем развитии, но и специфически исказиться (сохранение автономной речи, наличие неологизмов, аутистической направленности и т. д.). В более позднем возрасте (4—5 лет) болезненный процесс часто проявляется в содержании фантазий, ролевой игры, рисунке больного ребенка. Анализ этой возрастной продукции позволяет не только выявить эмоциональные расстройства (страхи, агрессивные тенденции), но и интеллектуальные нарушения (патологические ассоциации, неадекватность мыслительной деятельности).

Таким образом, в детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не только характером заболевания, но и той возрастной фазой, в которой находится больной ребенок. Поэтому в патопсихологической характеристике больного ребенка будут наблюдаться два вида симптомов: первые — непосредственно связанные с болезнью и специфичные для нее, вторые — являющиеся результатом нарушения развития под влиянием текущего или завершившегося болезненного процесса.

Следующий вопрос, требующий обсуждения, связан с методами патопсихологической диагностики в детском возрасте. Адекватность методики возрасту и уровню развития ребенка, круг задач, которые она может решать, а также границы ее применения — вот те основные проблемы, которые встают перед патопсихологом при выборе методик исследования больного ребенка. Вопросы эти представляют значительную сложность.

Рассмотрим только некоторые из них, имеющие непосредственное отношение к практической работе патопсихолога. Для исследования уровня психического развития детей в возрасте до 5 лет психолог обладает рядом методических средств. С их помощью можно выявить отставание как психического развития в целом, так и его отдельных линий. Выявленная в исследовании дизонтогонетическая симптоматика, ее выраженность, распространенность сами по себе уже позволяют судить о тяжести болезненного процесса.

Ранняя диагностика отставания в психическом развитии на первом году жизни, методика которой разработана О. В. Баженовой, не только создает условия для психолого-педагогической коррекции в период, когда пластичность и компенсаторные возможности организма особенно велики, но и предотвращает возможные нарушения других психических функций, тесно связанных в своем развитии с поврежденной.

Определенную роль среди методов диагностики болезненного процесса и нарушений психического развития в детском возрасте играет нейропсихологическое исследование: нейропсихологическая методика А. Р. Лурии, модифицированная И. Ф. Марковской для детского возраста (7—10 лет), позволяющая проводить качественно-количественный анализ результатов.

Клиницист на основе данных о функциональном состоянии базальных психических функций судит о тяжести и масштабах вовлеченности мозговых систем в патологический процесс. В свою очередь, детский психолог на основе нейропсихологических данных уточняет вопрос о первичных и вторичных дефектах в структуре психических нарушений, а также о сохранном фонде высших корковых функций.

Н. Г. Луксановой представлены данные о применении теста Векслера в патопсихологической диагностике нарушений развития у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Возможность использования в этом тесте профильного анализа (поскольку все показатели субтестов выражаются в сравнимых стандартных показателях) позволяет определять области наибольшего отставания в развитии. Такая предварительная ориентировка может быть полезной для дальнейшего экспериментально-психологического изучения причин отставания. В то же время тесты, как уже не раз отмечалось е литературе [5], недостаточно информативны в дифференциально-диагностических целях. Сходные коэффициенты развития могут наблюдаться у детей с самой разнообразной патологией. Повысить дифференциально-диагностическую ценность тестов можно, сочетая стандартную оценку с анализом самого процесса выполнения, с предоставлением ребенку дополнительного лимита времени, оказания помощи, с качественным анализом ошибок.

Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития аномального ребенка. Выдвинутое Л. С. Выготским положение, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающих экспериментов элементы обучения включены в сам процесс патопсихологического эксперимента [110]. В других вариантах имеет место сочетание констатирующего эксперимента, чаще тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальных областях, позволяющих профессионально ориентировать больного ребенка. При такой схеме исследования (тест — обучение — тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение. Понятно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях больного ребенка, тем более содержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, наиболее трудоемкие обучающие эксперименты. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в специальных диагностических группах.

В этом плане особый диагностический интерес представляет методика П. Я Гальперина по поэтапному формированию умственных действий. Детальная регламентация отдельных этапов обучения позволяет выделить нарушенные или несформированные операции, а способы их коррекции указывают на возможный механизм их возникновения. При обучении новому материалу оценивается уровень выполнения задания: предметный, вербальный, возможность перехода действия с одного уровня на другой, степень обобщенности, возможность сокращения и автоматизации.

Как видно из вышеизложенного, отдельные разделы патопсихологической диагностики патологии детского возраста разработаны неравномерно. Недостаточно изучена психологическая диагностика психических заболеваний раннего детского возраста. Ощущается недостаток методических средств.

В настоящее время эти проблемы достаточно интенсивно разрабатываются. Растет, и это главное, понимание того, что многие проблемы, связанные с профилактикой психических заболеваний, предотвращением ранней инвалидности, должны решаться с помощью психологической диагностики и коррекции.

Основные понятия в отечественной психологии аномального развития: гетерохрония, сензитивный период, возрастной симптом.

Гетерохрония.

Гетерохрония развития – это разновременность (формирование разных функций с разной скоростью).Это позволяет производить межфункциональные перестройки: устанавливать и менять связи между функциями (временные и постоянные). Разные функции являются ведущими на каждом этапе. В случае нарушения гетерохронии развития возникает асинхрония развития (см. вопрос №25)

Формирование отдельных психофизиологиче­ских функций происходит с различной скоростью, при этом одни функции на определенном возрастном этапе опережают в своем развитии другие и становятся ведущими, а затем скорость их фор­мирования уменьшается. Наоборот, функции, прежде отставав­шие, на новом этапе обнаруживают тенденцию к быстрому раз­витию. Таким образом, в результате гетерохронии между отдель­ными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный, характер, другие становятся постоянными. В результате межфунк­циональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства. Лучшим примером таких перестроек является опережающее развитие речи, которая перестраивает на речевой основе все остальные функции.

Сензитивный период.

Это период избирательной функции чувствительности функции к определённым воздействиям. Например, сенизитивный период для речевой функции – первые 2 года жизни ребёнка. Сензитивный период обусловлен структурно-функциональным созреванием мозговых систем.

По Выготскому, сензитивный период обусловлен:

· Наличием уже сформированных ВПФ, необходимых для развития

· Ведущей мотивацией (ведущей деятельностью)

· Социальной ситуацией развития

· Зоной ближайшего развития.

Скоттом было предложено несколько вариан­тов развития:

· вариант А – одинаковая скорость

· вариант В – становление функции происходит очень быст­ро. Примером может служить формирование сосательной реакции;

· вариант С – на начальном этапе происходят быстрые изменения, а затем скорость их замедляется;

· вариант D – скачкообразное течение, кри­тические периоды повторяются через определенные временные отрезки. К этому варианту относится формирование большинства сложных психических функций.

Значение критических периодов заключается не только в том, что они являются периодами ускоренного развития функций, но также и в том, что смена одних критических периодов другими зада­ет определенную последовательность, ритм всему процессу психофи­зиологического развития в раннем возрасте.

Возрастной симптом.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные прояв­ления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагиро­вания на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы не­редко более специфичны для возраста, чем для самого заболева­ния, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизо­френии, невротических состояний и т.д.

В. В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на раз­личные вредности следующим образом:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4—10 лет);

3) аффективный (7—12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования ха­рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования включает пре­имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Для аффективного уровня реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­будимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологи­ческом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ческих реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­щих уровней, но они, как правило, занимают периферическое место в картине дизонтогении. Преобладание же патологических форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, сви­детельствует о явлениях задержки психического развития.

 

Возрастные симптомы

Возраст Возрастные симптомы
0—3 года Судорожные припадки. Нарушения сознания (чаще всего в виде оглушен­ности, снижения ориентировки в окружающем, тре­вог и страха).
3 — 6 лет Сомато-вегетативные нарушения (сна, аппетита, ра­боты кишечника и т.д.). Страхи. Универсальная защитная реакция. Негативизм, агрессия (кризис 2 — 3 лет). Депрессия. Недоразвитие отдельных психических функций: локомоторики, речи, навыков опрятности и т.д. Двигательные расстройства: заикание, тики, навяз­чивые движения, гиперкинезы. Гипердинамический синдром: двигательное беспо­койство, расторможенность, недостаточная целена­правленность, импульсивность. Реакция протеста. Негативизм. Страхи. Патологиче­ские фантазии
Младший школьный возраст У мальчиков — явления возбудимости, двигатель­ной расторможенности, агрессии. У девочек — астенические проявления: сниженное настроение, плаксивость. Страхи (особенно часто связаны со школьной дез­адаптацией). Трудности обучения

Психогенная импотенция

Э ректорная функция излишне опосредствована социальными значениями и личностными смыслами, особенно в европейском обществе. Эрекция - символ мужской состоятельности в целом. Избыточность опосредствования ухудшает произвольную регуляцию, то есть в нее вкладывается очень много смысла. Поэтому пропорционально личностной значимости ситуации сексуального контакта, высота притязаний и тревога оказывается не соответствующим высоким ожиданиям. Доказательством служат такие факты, что при приеме алкоголя симптом регрессирует, а также данный симптом менее выражен в других страх. В принципе ту же логику можно проследить и при анарексии, например.

Основные выводы:

o Телесные функции человека не тождественны аналогичным функциям животных

o Их реализация не задана биологически

o Тело есть только необходимое, н не достаточное условие, для реализации телесных функций

o Их развитие и работа имеют культурную детерминацию

38. Культурно-исторический подход в психосоматике: принципы развития телесных функций, примеры типов нарушений телесного онтогенеза.

В контексте культурно-исторического подхода имеется возможность различения психосоматического феномена и психосоматического симптома (в психоаналитической трактовке эти понятия совпадают). Психосоматический феномен не тождествен психосоматическому симптому, он является закономерным следствием социализации телес­ности человека, т. е. его психосоматического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.133 с.)