Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целостный и Аналитический подходы в истории развития клинической психологии От античности до19 векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Античность – целостный интегративный подход к здоровью и болезни · Интеграция за счет первоначальной нерасчлененности знания · Исходная идея нерасчлененного единства души и тела · Предвосхищение биопсихосоциального подхода · Не проводилось четкой грани между заболеваниями души и тела Идеи целостного подхода развивал Платон (427-347 до н.э.). Душа главенствует над телом, как любая идея над материей Дисгармония души вызывает телесные заболевания Аристотель (384-322 до н.э.): эмоциональные состояния воздействую на состояния телесные Гиппократ (460-377 до н.э.) - автор одной из первых работ, о неразрывной связи души и тела, учение о темпераментах Гален (131-200 до н.э.). Обобщил работы предшественников Разработал холистическую программу медицинской практики, которая стала основой европейской медицины Зарождение фундаментальной проблематики общей и клинической психологии Психофизическая проблема (душа и тело, мозг и психика) Индивидуальные и средовые факторы функционирования человека Индивидуальные различия Средние века Обращение к мистическим объяснениям явлений природы Причиной болезни и безумия стали считаться демоны, духи, грехи Возвращение к иррациональным методу В лечении произошел отход от целостного естественнонаучного понимания, к спиритуалистическим трактовкам Душа по причине божественной сущности не может заболеть. Следовательно, психические расстройства есть результат физического страдания, недостаточной разумности, страстей Фома Аквинский (1225-1274) рассматривал два пути познания n Телеологический n Естественнонаучный Парацельс (1490 - 1541) также подчеркивал биологическую сущность психических заболеваний Возрождение Увеличение значимости аналитического подхода Увеличение и детализация знаний в разных дисциплинах, более всего в медицине Механистическая картина мира n Рефлексы n Ассоциации Андреас Везалий (1514-1564) – пересмотрел предшествующую анатомию Моргань и Д.Б. (1682-1771) – открыл, что причиной смерти и болезни может быть заболевание одного конкретного органа. Заложил основы патологической анатомии. Уильям Гарвей (1578-1657) установил, что сердце есть орган перекачки крови Рене Декарт (1596-1650) Дуализм n Субстанция мыслящая n Субстанция протяженная Болезни тела – медицина Болезни души – философы, духовенство Джон Локк (1632-1704) Вопрос о происхождении знаний
Предпосылки выделения клинической психологии в отдельную область знания и рождение клинической психологии. Предпосылки: § Возникновение исследовательских традиций § От античной Греции, естественнонаучный, эмпирический подход § Работы по психофизике (T. Фехнер, Г. Гельмгольц) § Философия возрождения и нового времени подготовила возможности для психологии, как науки § Лаборатория В. Вундта (1879) § Развитие физиологической науки § Открытия П. Брока, К. Вернике § Развитие представлений о рефлекторной деятельности (Сеченов, Бехтерев, Павлов) § Признание индивидуальных различий § От античности (Гиппократ) § Расцвет френологии (Франц Галль) и физиогномии (Чезаре Ломбро́зо) § Наследственность индивидуальных различий (Фрэнсис Гальтон) § Разработка и применения тестов § Джеймс Кэттел – значимость тестов в диагностических целях § Первый распространенней тест комплексных психических функций – Альфред Бине § Изменения представлений о поведенческих расстройствах § Эмиль Крепелин экспериментальный метод в психиатрии, открытие Sch § Патология на физиологическом уровне по психологическим причинам (Б. Раш, Ф. Мезмер, К. Бернард) § Влияние гипноза на истерию (М. Шарко, П. Жане) § З. Фрейд изложил основы психоанализа в 1896 году Как => Возможность психологического лечения § Применение естественнонаучного экспериментального подхода для дальнейшего развития области § Внимание к индивидуальным различиям и появление диагностических методов для их выявления § Научные факты о связи между психикой и телом § Накопление и детализация знаний разных дисциплин § Анатомия нервной системы § Психодиагностика § Выделение различных видов патологии § Определение различных методов лечения § Увеличение влияния естественнонаучного подхода § Увеличение аналитического подхода
Рождение КП: n 1896 год рождения КП n Лайтнер Уитмер n Основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании n Ввел понятие КП n Организовал журнал «Психологическая клиника» n Работал с отстающим учеником n Акцентировал внимание на анализе единичного случая и помощи конкретному индивиду n Особенности работы клиники Уитмера (актуальные и сегодня) n Диагностика проблем предшествовала терапевтическим рекомендациям. n Работа в команде (разные специалисты работали совместно) n Акцент на предотвращении и профилактики будущих проблем через раннюю диагностику и помощь. n Подчеркивал, что КП (диагностика и терапия) должна строиться на принципах, выявленных научным путем. n Мало кто воспринял его идеи – боязнь потерять статус научный дисциплины, уйдя в практику. n Уитмер не так сильно повлиял на дальнейшее развитие КП n Он игнорировал современные достижения в КП n Не использовал тесты умственных способностей n В его клинике измеряли преимущественно наследственные сенсомоторные способности n Не применял психотерапию n Не принял подход Фрейда n «Клиническая» - нет от медицины, не от места работы, а от изучения единичного случая. n На заре существования КП была представлена следующими областями n Психодиагностика (Основные методы стандартизированные тесты) n Психодинамические подходы(Консультирование, Клиники по типу Уитмера) n Клифорд Бирс и Национальная Ассоциация Психического Здоровья n Борьба за более гуманное лечение больных с психическими заболеваниями n 1908 «Разум, которой обрел себя», основана на личном опыте лечения 6. Последовательность и логика возникновения основных теоретич подходовосновных теоретических подходов в современной клинической психологии (базовые положения и их критика) Основные подходы. - Психология сознания не привела к бурному развитию КП. Но выделила сознание, как объект изучения. Изучала механизм ассоциации. Подходы: 1. Психодинамический 2. Бихевиоральный 3. Когнитивно – бихевиоральный 4. Гуманистический 5. Биопсихосоциальный 1. Зигмунд Фрейд, как основоположник. - дальнейшее изучение единства души и тела. (Конверсия – один из подходов к пониманию психосоматических заболеваний) - продолжение холистической традиции Древней Греции - гуманитарный подход: симптомы имеют коммуникативную функцию. Психодинамический подход: - противопоставление психологии сознания - Выделение сферы бессознательного - зависимость феноменов сознания от содержания и механизмов бессознательного. - изучение разных этапов онтогенеза - целостный подход К-Г. Юнг - учение о коллективном бессознательном - А. Адлер, А. Фрейд, М. Кляйн. Критика: 1) положения, термины слишком абстрактны, чтобы их можно было: верифицировать, фальсифицировать 2) вырос из анализа единичного случая 3) большой упор на сексуальные и агрессивные драйвы 4) упор на детство 5) влияние стадий на взрослую жизнь 2. Джон Уотсон - стремление к психологии, как объективной науке - можно сформировать любое поведение посредством принципов научения - Неврозы: · фобии · тревожный расстройства · навязчивые состояния · деструктивное поведение 3. - Попытка с помощью логики и доказательств изменить: мышление, эмоции, ожидания. И тем самым изменить внешнее поведение. Виды изучаемых патологий: · тревожные расстройства · фобии · нарушения пищевого поведения · личностные расстройства Приемы методик: - выявление автоматических мыслей - когнитивных ошибок - Естественно – научный подход - методики ориентированы на объективные стороны данных о состоянии пациента и его лечении - Аналитический подход, работа только с некоторыми аспектами Критика поведенческих подходов: - механистические отношения с окружающим миром - научение объясняет только относительно простые психические состояния - набор рефлексов, реакций, мыслей, установок – это не есть целостная личность 4. Поведение определяется: · не скрытыми конфликтами и инстинктами · не средой и поведенческими факторами · а уникальным восприятием мира человеком Прослеживается влияние экзистенциалистов – Сартр, Хайдеггер Аксиомы: · человек активен и полностью ответственен за свое поведение. Наличие свободы воли, а не внешних детерминант · У каждого человека есть потенциал для развития и является основным детерминантом его поведения и роста · Нельзя понять поведение, не поняв его картины мира и социального контекста. Карл Роджерс - У человека есть потребность в реализации своего личного потенциала в конкретных социальных условиях. - На человека действуют три основных фактора: · Потребность самоактуализации · Оценка окружающих · Свои собственные ощущения Проблемное поведение – расхождение между истинными чувствами и социально – обусловленным восприятием себя. Критика: Слишком много внимания уделяется внимание только личности и ее уникальности. 5. Джордж Энгл.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.007 с.) |