Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целостный и Аналитический подходы в истории развития клинической психологии От античности до19 векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Античность – целостный интегративный подход к здоровью и болезни · Интеграция за счет первоначальной нерасчлененности знания · Исходная идея нерасчлененного единства души и тела · Предвосхищение биопсихосоциального подхода · Не проводилось четкой грани между заболеваниями души и тела Идеи целостного подхода развивал Платон (427-347 до н.э.). Душа главенствует над телом, как любая идея над материей Дисгармония души вызывает телесные заболевания Аристотель (384-322 до н.э.): эмоциональные состояния воздействую на состояния телесные Гиппократ (460-377 до н.э.) - автор одной из первых работ, о неразрывной связи души и тела, учение о темпераментах Гален (131-200 до н.э.). Обобщил работы предшественников Разработал холистическую программу медицинской практики, которая стала основой европейской медицины Зарождение фундаментальной проблематики общей и клинической психологии Психофизическая проблема (душа и тело, мозг и психика) Индивидуальные и средовые факторы функционирования человека Индивидуальные различия Средние века Обращение к мистическим объяснениям явлений природы Причиной болезни и безумия стали считаться демоны, духи, грехи Возвращение к иррациональным методу В лечении произошел отход от целостного естественнонаучного понимания, к спиритуалистическим трактовкам Душа по причине божественной сущности не может заболеть. Следовательно, психические расстройства есть результат физического страдания, недостаточной разумности, страстей Фома Аквинский (1225-1274) рассматривал два пути познания n Телеологический n Естественнонаучный Парацельс (1490 - 1541) также подчеркивал биологическую сущность психических заболеваний Возрождение Увеличение значимости аналитического подхода Увеличение и детализация знаний в разных дисциплинах, более всего в медицине Механистическая картина мира n Рефлексы n Ассоциации Андреас Везалий (1514-1564) – пересмотрел предшествующую анатомию Моргань и Д.Б. (1682-1771) – открыл, что причиной смерти и болезни может быть заболевание одного конкретного органа. Заложил основы патологической анатомии. Уильям Гарвей (1578-1657) установил, что сердце есть орган перекачки крови Рене Декарт (1596-1650) Дуализм n Субстанция мыслящая n Субстанция протяженная Болезни тела – медицина Болезни души – философы, духовенство Джон Локк (1632-1704) Вопрос о происхождении знаний
Предпосылки выделения клинической психологии в отдельную область знания и рождение клинической психологии. Предпосылки: § Возникновение исследовательских традиций § От античной Греции, естественнонаучный, эмпирический подход § Работы по психофизике (T. Фехнер, Г. Гельмгольц) § Философия возрождения и нового времени подготовила возможности для психологии, как науки § Лаборатория В. Вундта (1879) § Развитие физиологической науки § Открытия П. Брока, К. Вернике § Развитие представлений о рефлекторной деятельности (Сеченов, Бехтерев, Павлов) § Признание индивидуальных различий § От античности (Гиппократ) § Расцвет френологии (Франц Галль) и физиогномии (Чезаре Ломбро́зо) § Наследственность индивидуальных различий (Фрэнсис Гальтон) § Разработка и применения тестов § Джеймс Кэттел – значимость тестов в диагностических целях § Первый распространенней тест комплексных психических функций – Альфред Бине § Изменения представлений о поведенческих расстройствах § Эмиль Крепелин экспериментальный метод в психиатрии, открытие Sch § Патология на физиологическом уровне по психологическим причинам (Б. Раш, Ф. Мезмер, К. Бернард) § Влияние гипноза на истерию (М. Шарко, П. Жане) § З. Фрейд изложил основы психоанализа в 1896 году Как => Возможность психологического лечения § Применение естественнонаучного экспериментального подхода для дальнейшего развития области § Внимание к индивидуальным различиям и появление диагностических методов для их выявления § Научные факты о связи между психикой и телом § Накопление и детализация знаний разных дисциплин § Анатомия нервной системы § Психодиагностика § Выделение различных видов патологии § Определение различных методов лечения § Увеличение влияния естественнонаучного подхода § Увеличение аналитического подхода
Рождение КП: n 1896 год рождения КП n Лайтнер Уитмер n Основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании n Ввел понятие КП n Организовал журнал «Психологическая клиника» n Работал с отстающим учеником n Акцентировал внимание на анализе единичного случая и помощи конкретному индивиду n Особенности работы клиники Уитмера (актуальные и сегодня) n Диагностика проблем предшествовала терапевтическим рекомендациям. n Работа в команде (разные специалисты работали совместно) n Акцент на предотвращении и профилактики будущих проблем через раннюю диагностику и помощь. n Подчеркивал, что КП (диагностика и терапия) должна строиться на принципах, выявленных научным путем. n Мало кто воспринял его идеи – боязнь потерять статус научный дисциплины, уйдя в практику. n Уитмер не так сильно повлиял на дальнейшее развитие КП n Он игнорировал современные достижения в КП n Не использовал тесты умственных способностей n В его клинике измеряли преимущественно наследственные сенсомоторные способности n Не применял психотерапию n Не принял подход Фрейда n «Клиническая» - нет от медицины, не от места работы, а от изучения единичного случая. n На заре существования КП была представлена следующими областями n Психодиагностика (Основные методы стандартизированные тесты) n Психодинамические подходы(Консультирование, Клиники по типу Уитмера) n Клифорд Бирс и Национальная Ассоциация Психического Здоровья n Борьба за более гуманное лечение больных с психическими заболеваниями n 1908 «Разум, которой обрел себя», основана на личном опыте лечения 6. Последовательность и логика возникновения основных теоретич подходовосновных теоретических подходов в современной клинической психологии (базовые положения и их критика) Основные подходы. - Психология сознания не привела к бурному развитию КП. Но выделила сознание, как объект изучения. Изучала механизм ассоциации. Подходы: 1. Психодинамический 2. Бихевиоральный 3. Когнитивно – бихевиоральный 4. Гуманистический 5. Биопсихосоциальный 1. Зигмунд Фрейд, как основоположник. - дальнейшее изучение единства души и тела. (Конверсия – один из подходов к пониманию психосоматических заболеваний) - продолжение холистической традиции Древней Греции - гуманитарный подход: симптомы имеют коммуникативную функцию. Психодинамический подход: - противопоставление психологии сознания - Выделение сферы бессознательного - зависимость феноменов сознания от содержания и механизмов бессознательного. - изучение разных этапов онтогенеза - целостный подход К-Г. Юнг - учение о коллективном бессознательном - А. Адлер, А. Фрейд, М. Кляйн. Критика: 1) положения, термины слишком абстрактны, чтобы их можно было: верифицировать, фальсифицировать 2) вырос из анализа единичного случая 3) большой упор на сексуальные и агрессивные драйвы 4) упор на детство 5) влияние стадий на взрослую жизнь 2. Джон Уотсон - стремление к психологии, как объективной науке - можно сформировать любое поведение посредством принципов научения - Неврозы: · фобии · тревожный расстройства · навязчивые состояния · деструктивное поведение 3. - Попытка с помощью логики и доказательств изменить: мышление, эмоции, ожидания. И тем самым изменить внешнее поведение. Виды изучаемых патологий: · тревожные расстройства · фобии · нарушения пищевого поведения · личностные расстройства Приемы методик: - выявление автоматических мыслей - когнитивных ошибок - Естественно – научный подход - методики ориентированы на объективные стороны данных о состоянии пациента и его лечении - Аналитический подход, работа только с некоторыми аспектами Критика поведенческих подходов: - механистические отношения с окружающим миром - научение объясняет только относительно простые психические состояния - набор рефлексов, реакций, мыслей, установок – это не есть целостная личность 4. Поведение определяется: · не скрытыми конфликтами и инстинктами · не средой и поведенческими факторами · а уникальным восприятием мира человеком Прослеживается влияние экзистенциалистов – Сартр, Хайдеггер Аксиомы: · человек активен и полностью ответственен за свое поведение. Наличие свободы воли, а не внешних детерминант · У каждого человека есть потенциал для развития и является основным детерминантом его поведения и роста · Нельзя понять поведение, не поняв его картины мира и социального контекста. Карл Роджерс - У человека есть потребность в реализации своего личного потенциала в конкретных социальных условиях. - На человека действуют три основных фактора: · Потребность самоактуализации · Оценка окружающих · Свои собственные ощущения Проблемное поведение – расхождение между истинными чувствами и социально – обусловленным восприятием себя. Критика: Слишком много внимания уделяется внимание только личности и ее уникальности. 5. Джордж Энгл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.011 с.) |