Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостный и Аналитический подходы в истории развития клинической психологии От античности до19 века

Поиск

Античность – целостный интегративный подход к здоровью и болезни

· Интеграция за счет первоначальной нерасчлененности знания

· Исходная идея нерасчлененного единства души и тела

· Предвосхищение биопсихосоциального подхода

· Не проводилось четкой грани между заболеваниями души и тела

Идеи целостного подхода развивал Платон (427-347 до н.э.).

Душа главенствует над телом, как любая идея над материей

Дисгармония души вызывает телесные заболевания

Аристотель (384-322 до н.э.): эмоциональные состояния воздействую на состояния телесные

Гиппократ (460-377 до н.э.) - автор одной из первых работ, о неразрывной связи души и тела, учение о темпераментах

Гален (131-200 до н.э.). Обобщил работы предшественников

Разработал холистическую программу медицинской практики, которая стала основой европейской медицины

Зарождение фундаментальной проблематики общей и клинической психологии

Психофизическая проблема (душа и тело, мозг и психика)

Индивидуальные и средовые факторы функционирования человека

Индивидуальные различия

Средние века

Обращение к мистическим объяснениям явлений природы

Причиной болезни и безумия стали считаться демоны, духи, грехи

Возвращение к иррациональным методу

В лечении произошел отход от целостного естественнонаучного понимания, к спиритуалистическим трактовкам

Душа по причине божественной сущности не может заболеть. Следовательно, психические расстройства есть результат физического страдания, недостаточной разумности, страстей

Фома Аквинский (1225-1274) рассматривал два пути познания

n Телеологический

n Естественнонаучный

Парацельс (1490 - 1541) также подчеркивал биологическую сущность психических заболеваний

Возрождение

Увеличение значимости аналитического подхода

Увеличение и детализация знаний в разных дисциплинах, более всего в медицине

Механистическая картина мира

n Рефлексы

n Ассоциации

Андреас Везалий (1514-1564) – пересмотрел предшествующую анатомию

Моргань и Д.Б. (1682-1771) – открыл, что причиной смерти и болезни может быть заболевание одного конкретного органа. Заложил основы патологической анатомии.

Уильям Гарвей (1578-1657) установил, что сердце есть орган перекачки крови

Рене Декарт (1596-1650)

Дуализм

n Субстанция мыслящая

n Субстанция протяженная

Болезни тела – медицина

Болезни души – философы, духовенство

Джон Локк (1632-1704)

Вопрос о происхождении знаний

 

Предпосылки выделения клинической психологии в отдельную область знания и рождение клинической психологии.

Предпосылки:

§ Возникновение исследовательских традиций

§ От античной Греции, естественнонаучный, эмпирический подход

§ Работы по психофизике (T. Фехнер, Г. Гельмгольц)

§ Философия возрождения и нового времени подготовила возможности для психологии, как науки

§ Лаборатория В. Вундта (1879)

§ Развитие физиологической науки

§ Открытия П. Брока, К. Вернике

§ Развитие представлений о рефлекторной деятельности (Сеченов, Бехтерев, Павлов)

§ Признание индивидуальных различий

§ От античности (Гиппократ)

§ Расцвет френологии (Франц Галль) и физиогномии (Чезаре Ломбро́зо)

§ Наследственность индивидуальных различий (Фрэнсис Гальтон)

§ Разработка и применения тестов

§ Джеймс Кэттел – значимость тестов в диагностических целях

§ Первый распространенней тест комплексных психических функций – Альфред Бине

§ Изменения представлений о поведенческих расстройствах

§ Эмиль Крепелин экспериментальный метод в психиатрии, открытие Sch

§ Патология на физиологическом уровне по психологическим причинам (Б. Раш, Ф. Мезмер, К. Бернард)

§ Влияние гипноза на истерию (М. Шарко, П. Жане)

§ З. Фрейд изложил основы психоанализа в 1896 году

Как => Возможность психологического лечения

§ Применение естественнонаучного экспериментального подхода для дальнейшего развития области

§ Внимание к индивидуальным различиям и появление диагностических методов для их выявления

§ Научные факты о связи между психикой и телом

§ Накопление и детализация знаний разных дисциплин

§ Анатомия нервной системы

§ Психодиагностика

§ Выделение различных видов патологии

§ Определение различных методов лечения

§ Увеличение влияния естественнонаучного подхода

§ Увеличение аналитического подхода

 

Рождение КП:

n 1896 год рождения КП

n Лайтнер Уитмер

n Основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании

n Ввел понятие КП

n Организовал журнал «Психологическая клиника»

n Работал с отстающим учеником

n Акцентировал внимание на анализе единичного случая и помощи конкретному индивиду

n Особенности работы клиники Уитмера (актуальные и сегодня)

n Диагностика проблем предшествовала терапевтическим рекомендациям.

n Работа в команде (разные специалисты работали совместно)

n Акцент на предотвращении и профилактики будущих проблем через раннюю диагностику и помощь.

n Подчеркивал, что КП (диагностика и терапия) должна строиться на принципах, выявленных научным путем.

n Мало кто воспринял его идеи – боязнь потерять статус научный дисциплины, уйдя в практику.

n Уитмер не так сильно повлиял на дальнейшее развитие КП

n Он игнорировал современные достижения в КП

n Не использовал тесты умственных способностей

n В его клинике измеряли преимущественно наследственные сенсомоторные способности

n Не применял психотерапию

n Не принял подход Фрейда

n «Клиническая» - нет от медицины, не от места работы, а от изучения единичного случая.

n На заре существования КП была представлена следующими областями

n Психодиагностика (Основные методы стандартизированные тесты)

n Психодинамические подходы(Консультирование, Клиники по типу Уитмера)

n Клифорд Бирс и Национальная Ассоциация Психического Здоровья

n Борьба за более гуманное лечение больных с психическими заболеваниями

n 1908 «Разум, которой обрел себя», основана на личном опыте лечения

6. Последовательность и логика возникновения основных теоретич подходовосновных теоретических подходов в современной клинической психологии (базовые положения и их критика)

Основные подходы.

- Психология сознания не привела к бурному развитию КП. Но выделила сознание, как объект изучения. Изучала механизм ассоциации.

Подходы:

1. Психодинамический

2. Бихевиоральный

3. Когнитивно – бихевиоральный

4. Гуманистический

5. Биопсихосоциальный

1.

Зигмунд Фрейд, как основоположник.

- дальнейшее изучение единства души и тела. (Конверсия – один из подходов к пониманию психосоматических заболеваний)

- продолжение холистической традиции Древней Греции

- гуманитарный подход: симптомы имеют коммуникативную функцию.

Психодинамический подход:

- противопоставление психологии сознания

- Выделение сферы бессознательного

- зависимость феноменов сознания от содержания и механизмов бессознательного.

- изучение разных этапов онтогенеза

- целостный подход

К-Г. Юнг

- учение о коллективном бессознательном

- А. Адлер, А. Фрейд, М. Кляйн.

Критика:

1) положения, термины слишком абстрактны, чтобы их можно было: верифицировать, фальсифицировать

2) вырос из анализа единичного случая

3) большой упор на сексуальные и агрессивные драйвы

4) упор на детство

5) влияние стадий на взрослую жизнь

2.

Джон Уотсон

- стремление к психологии, как объективной науке

- можно сформировать любое поведение посредством принципов научения

- Неврозы:

· фобии

· тревожный расстройства

· навязчивые состояния

· деструктивное поведение

3.

- Попытка с помощью логики и доказательств изменить: мышление, эмоции, ожидания. И тем самым изменить внешнее поведение.

Виды изучаемых патологий:

· тревожные расстройства

· фобии

· нарушения пищевого поведения

· личностные расстройства

Приемы методик:

- выявление автоматических мыслей

- когнитивных ошибок

- Естественно – научный подход

- методики ориентированы на объективные стороны данных о состоянии пациента и его лечении

- Аналитический подход, работа только с некоторыми аспектами

Критика поведенческих подходов:

- механистические отношения с окружающим миром

- научение объясняет только относительно простые психические состояния

- набор рефлексов, реакций, мыслей, установок – это не есть целостная личность

4.

Поведение определяется:

· не скрытыми конфликтами и инстинктами

· не средой и поведенческими факторами

· а уникальным восприятием мира человеком

Прослеживается влияние экзистенциалистов – Сартр, Хайдеггер

Аксиомы:

· человек активен и полностью ответственен за свое поведение. Наличие свободы воли, а не внешних детерминант

· У каждого человека есть потенциал для развития и является основным детерминантом его поведения и роста

· Нельзя понять поведение, не поняв его картины мира и социального контекста.

Карл Роджерс

- У человека есть потребность в реализации своего личного потенциала в конкретных социальных условиях.

- На человека действуют три основных фактора:

· Потребность самоактуализации

· Оценка окружающих

· Свои собственные ощущения

Проблемное поведение – расхождение между истинными чувствами и социально – обусловленным восприятием себя.

Критика:

Слишком много внимания уделяется внимание только личности и ее уникальности.

5.

Джордж Энгл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.011 с.)