Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмиссия и выпуск денег и их формы.

Поиск
Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны. Вы­пуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпус­каются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в про­цессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Однако одновременно клиенты погашают банков­ские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиваться. Под эмиссией же понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в оборо­те. Существует эмиссия безналичных и наличных денег (последняя и на­зывается эмиссией денег в обращение). В условиях административно-распределительной экономики (по типу бывшего СССР) и ту, и другую эмиссию, как правило, осуществ­лял Государственный банк. В условиях рыночной экономики эмисси­онная функция разделяется: эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков, эмиссия наличных денег - государствен­ным центральным банком. При этом первична эмиссия безналичных денег. Прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков. Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворе­ние дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобзовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетво­рить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в обо­ротных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен суще­ствовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность. В условиях стран с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кре­дитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов. В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невоз­можным. 111. Денежный рынок и рынок капитала, их понятия, значение и отличительные особенности и виды финансовых инструментов, обращающихся на них. Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов. К у ч е т н о м у р ы н к у относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность. М е ж б а н к о в ск и й р ы н о к — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — один, три и шесть месяцев, предельные сроки — от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов. В а л ю т н ы е р ы н к и обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. Р ы н о к д е р и в а т и в о в. Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты — акции, облигации. Основными видами финансовых деривативов являются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной в контракте иене). Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширения основного капитала (обновление оборудования и увеличение производственных мощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционными банками, реже — коммерческими. Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться. Основные функции фондового рынка заключаются: • в централизации временно свободных денежных средств и сбережений для финансирования экономики; • в переливе капитала с целью его концентрации в технически или экономически прогрессивных отраслях и наиболее перспективных регионах; • в ликвидации дефицита государственного бюджета, в его кассовом исполнении и сглаживании неравномерности поступления налоговых платежей; • в информации о состоянии экономической конъюнктуры, исходя из состояния рынка ценных бумаг. Фондовый рынок можно рассматривать и как совокупность п е р в и ч н о г о и в т о р и ч н о г о р ы н к о в. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. Основными эмитентами этого рынка являются частные компании и государственные органы, основными объектами сделок — ценные бумаги. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг происходит путем либо подписки, либо открытой продажи. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже (например, через банки). Различные виды ценных бумаг, формы вкладов и кредитования получили в экономической литературе и официальных документах обобщающее определение — финансовые инструменты.   19билет 19 вопрос Государственные и муниципальные займы, их структура и классификация. Общая характеристика внутренних и внешних государственных займов России. Государственные и муниципальные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов. В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и внешние заимствования. Структура гос. и муниципальных займов – представляет собой группировку долговых обязательств, всех органов власти (на всех уровнях). Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Классификация государственных и муниципальных займов. По месту размещения займы могут быть подразделены на внеш­ние и внутренние. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и не­рыночные. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделе­ны на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительнос­тью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет). По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. По форме выплаты дохода государственные займы можно разде­лить на следующие виды: процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является ос­новным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах; дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на кото­рый средства были предоставлены заемщику; выигрышные займы, доход по которому осуществляется на ос­нове тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвесто­ра, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к опреде­ленному моменту времени; индексационные займы, доход по которым выплачивается посред­ством индексирования номинальной стоимости первоначально при­обретенных инвестором ценных бумаг. Государственные займы, по источнику заимствования и валюте заимствования, подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (прежде всего облигаций) среди населения, коммерческих банков и других финансовых учреждений. Внешние займы -это займы, реализуемые на иностранных денежных рынках или предоставляемые иностранными правительствами либо международными организациями (например, Международным валютным фондом). Эти займы осуществляются на безоблигационной основе, т.е. без выпуска и размещения облигаций. Наиболее привлекательными для страны являются при внешнем финансировании займы на льготных условиях, т.е. предоставляемые под достаточно низкую процентную ставку и с большим сроком погашения (свыше 10 лет). В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние – в рублях. Осуществлять внешние заимствования от имени Российской Федерации может Правительство либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы. 61. Особенности эмиссии наличных денег ее назначение и организация в РФ. Как же происходит эмиссия наличных денег и кто ее непосредствен­но осуществляет? Эмиссию наличных денег проводят ЦБ РФ и его расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они открываются в различных регионах страны и вы­полняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих реги­онах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кас­совых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяй­ства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не счи­таются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совер­шают движения, являются резервом. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступа­ют наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находя­щимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в обо­ротную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач де­нег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления (городские, областные, республиканские) Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате: а) увеличивается и потребность клиентов в наличных деньгах; б) увеличивается свободный резерв коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэто­му, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден бу­дет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет на­личные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, по­этому общая масса денег в обращении может и не измениться. Сведени­ями о том, произошла не произошла в данный день эмиссия, распо­лагает только Правление Центрального банка, где составляется ежед­невный эмиссионный баланс. Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих бан­ков, т.е. поступят в кассы предприятий, непосредственно насе­лению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребо­вания. Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналич­ных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипли­катора. В России на долю наличных денег приходится 1/3 всей денеж­ной массы. 112.Рынок производных финансовых инструментов (деривативов): понятие, функции и классификация деривативов. Современные особенности развития рынка деривативов. Дериватив— это финансовый контракт между двумя или более сторонами, который основывается на будущей стоимости базового актива. Существуют деривативы, основанные на долговых инструментах, процентных ставках, фондовых индексах, инструментах денежного рынка, валютах и других деривативных контрактах! Функции деривативов заключаются в страховании (хеджировании) будущего возможного изменения цен на товары и нематериальные активы (например индексы акций или стоимость кредита), в этом состоит сущность призводных финансовых инструментов. В случае с товаром деривативы могут выступать в качестве инструментов финансового регулирования, позволяя, к примеру, производителю товара застраховаться от возможного будущего неблагоприятного изменения цен на производимый товар. В настоящее время существует четыре основных вида деривативов: • форвардные контракты; • фьючерсные контракты; • опционные контракты; • свопы Форвардный контракт — это сделка, в которой покупатель и продавец договариваются о поставке товара определенного качества и в определенном количестве на определенную будущую дату. Цена может отвариваться заранее или в момент поставки. Торгуемые на биржах контракты известны как фьючерсные контракты. Цена фьючерсного контракта устанавливается в зале биржи в процессе открытого выкрикивания покупателями и продавцами своих заказов и котировок. Прозрачность одного из главных отличий фьючерсных контрактов от форвардных контрактов, цены на которые являются конфиденциальными. Фьючерсный контракт — твердое соглашение между продавцом и покупателем о купле-продаже определенного актива на фиксированную будущую дату. Цена контракта, меняющаяся в зависимости от конъюнктуры рынка, фиксируется в момент совершения сделки. Поскольку контракт имеет стандартную спецификацию, обе стороны точно знают, что торгуется. Опционный контракт дает право, но не обязывает купить (опцион «колл») или продать (опцион «пут») определенный базовый инструмент или актив по определенной цене — цене исполнения («страйк») — в определенную будущую дату — дату истечения срока — или до ее наступления. За получение такого права покупатель опциона уплачивается его продавцу премию. Своп — это одновременная покупка и продажа одного и того же базового актива или обязательства на эквивалентную сумму, при которой обмен финансовыми условиями обеспечивает обеим сторонам сделки определенный выигрыш. Мировой рынок деривативов, или производных инструментов является неотъемлемой частью глобального финансового рынка. Существуя более 150 лет этот рынок стал развиваться особенно быстрыми темпами с начала 70-х годов XX в. после либерализации мировой финансовой системы и перехода к плавающим валютным курсам. Будучи ранее исключительно биржевым, рынок дерива-тивов в настоящее время развивается в двух формах - биржевого и внебиржевого рынков. Конкуренция биржевого и внебиржевого секторов послужила дополнительным стимулом к развитию рынка производных инструментов. Создание, наряду со стандартными биржевыми контрактами, рынка внебиржевых контрактов с индивидуальными условиями существенно расширило возможности участников рынка и финансовых менеджеров по страхованию рисков. Развитие рынка деривативов во многом определяется происходящими изменениями на рынках базовых активов, изменением их относительной роли. Так. 20-кратный рост объема торгов на фондовом рынке за последние 10 лет повлек за собой столь же бурное развитие рынка стандартных контрактов на акции и фондовые индексы.     20билет 20 вопрос. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе. Государственный долг Российской Федерации К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по следующим видам долговых обязательств. Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по: 1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственным гарантиям РФ; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ; 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ; 4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ; 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ. В объем государственного внешнего долга РФ включаются: 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; 2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ; 3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся рефинансирование, конверсия займа (замена ранее выпущенных государственных займов новыми займами, с целью удлинения сроков кредита и изменения размера заёмного процента, как правило, его понижением.), консолидация, аннулирование и унифицирование займов (один из способов управления государственным долгам, обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый). Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам). В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется: организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором; нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.009 с.)