Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция, элементы и пути развития.



Международные валютные отношения - составная часть международных экономических отношений в виде совокупности валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственной сфере.

Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны (особенно “семерка”), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Международная валютно-финансовая система — закрепленная в международных соглашениях форма организации взаимно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и производства.

Валютная система состоит:

  • Валютные отношения по поводу условий обращения и взаимной конвертируемости национальных валют, механизмов регулирования валютных курсов.
  • Финансовые отношения, которые охватывают международные финансовые рынки и механизмы торговли, такими финансовыми инструментами, как валюта, ценные бумаги, кредиты.
  • Экономические отношения, складывающиеся в процессе международных расчетов, выражающиеся в платежных балансах страны. Международные расчеты обслуживают движение товаров и услуг, факторов производства, валюты, ценных бумаг, кредитов.

Этапы развития мировой валютной системы:

1. Золотой стандарты (1880—1914гг., 1925—1931гг.);

2. Золотодевизная система (1944—1971гг.);

3. Управляемые плавающие валютные курсы (с 1971г).

Золотой стандарт — международная валютная система, основанная на официальном закреплении странами золотого содержания в единице национальной валюты с обязательством ЦБ покупать и продавать нац. валюту в обмен на золото. Т.е. система золотого стандарта предполагала фиксированный валютный курс.

Золотодевизный стандарт — международная валютная система, основанная на официально установленных, фиксированных паритетах валют к доллару США, который, в свою очередь, был конвертируемым в золото по фиксированному курсу.

Был создан Международный валютный фонд (МВФ), который должен был обеспечить дееспособность новой валютной системы.

Бреттон-Вудская валютная система (1944г.) пред. систему межгосударственного золотодевизного стандарта, для стран золотодолларового стандарта, для стран со свободно конвертируемой валютной. Особенность в том, что он был установлен лишь для ЦБ и правительства. При этом только ($ США) валюта сохранила связь с золотом. В связи с сокращением золотых запасов производства США с 1971г. прекратило продажу золотых слитков на $, золотодолларовый стандарт прекратил свое существование.

Ямайская международная валютная система (1976—1978гг.) юридически закрепила демонитизацию золота. Была отменена его официальная цена и золотое содержание денежных единиц, золото исключено из расчетов м/у МВФ и его членами. Из внутреннего и международного оборота золото вытеснено неразменными банкнотами. В 1979г. золото было подключено к функционированию Европейской валютной системы в качестве частичного обеспечения эмиссии ЭКЮ.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции. 13 марта 1979 года была создана Европейская валютная система (ЕВС).

ЕВС базируется на ЭКЮ — европейской валютной единицы. Условная стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Европейская комиссия каждый день рассчитывает стоимость ЭКЮ в различных валютах стран-членов ЕС на основе обменных курсов. Основными целями ЕВС являются: создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях; сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы.

Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении - снижаются в разной степени, что требует пересмотра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте. Эта одна из отрицательных черт ЕВС.

Европейские страны прошли долгий и тернистый путь к образованию европейского валютного союза. Не раз переговоры по созданию ЕВС заходили в тупик, постоянно шли споры по необходимости тех или иных действий, договоренностей. До сих пор не все страны – первоначальные участницы Европейского союза перешли на единую валюту. Поэтому для того, чтобы оценить перспективы дальнейшего развития ЕВС, необходимо взвесить все положительные и отрицательные стороны введения евро, проанализировав экономические и социальные аспекты этого бесспорно одного из самых значимых событий начала XXI века.

 

Билет№6

6.Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

2) расчет плановых показателей;

3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;
факторный анализ.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

экстраполяции - заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста;

нормативный - суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов;

индексный - предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);

программно-целевой - позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

• на микроэкономическом уровне: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.;

• на макроэкономическом уровне: максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и др.

В процессе финансового прогнозирования используются такие методы, как:
- Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

- Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики.
Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

- Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

- Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план — документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.017 с.)