Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дела в кассационной инстанции рассматриваются коллеги-ально в составе председательствующего и двух судей.
Условно, рассмотрение дела можно разделить на четыре этапа. 1. Подготовительный этап кассационного разбирательства. 2. Рассмотрение жалобы (представления) по существу. 3. Судебные прения (факультативный этап). 4. Постановление и оглашение кассационного определения. Законодательством установлены следующие сроки рассмот-рения дела в суде кассационной инстанции: 1. Верховный суд cубъектов - не позднее чем в течение месяца со дня его поступления. 2. Верховный Суд РФ должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в те-чение 2 месяцев со дня его поступления. 3. Кассационные жалоба, представление по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кам-пании референдума до дня голосования, рассматриваются судом в течение 5 дней со дня их поступления. 4. Кассационные жалоба, представление на решение по делу об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отме-не регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня голосования. Федеральными законами могут быть установлены сокращен-ные сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений по отдельным категориям дел.
Собственно рассмотрение дела в кассации выглядит следую-щим образом. Первоначально председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, по чьим кассационным жалобе, представлению и на решение какого суда; выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представите-лей явился; устанавливает личность явившихся, проверяет пол-номочия должностных лиц, их представителей. Далее объявляется состав суда, а лицам, участвующим в деле, разъясняется возможность заявлять отводы, выясняется, имеются ли отводы и (или) самоотводы. В том случае, если отводы или самоотводы заявляются, они разрешаются по правилам, установленным ст. 16-21 ГПК РФ. После этого председательствующий разъясняет лицам, участ-вующим в деле, их процессуальные права и обязанности и выяс-няет, есть ли у них какие-либо ходатайства. Если ходатайства заявляются, то они разрешаются судом после заслушивания мне-ний других лиц, участвующих в деле. На этом подготовительный этап заканчивается. Рассмотрение жалобы (представления) по существу начина-ется докладом дела председательствующим или одним из судей состава. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы кассационных жалобы, представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые необходимо рассмотреть суду для проверки решения суда. После доклада заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено кассационное представление. Если решение суда обжаловано обеими сторонами, первым выступает истец. После объяснений лиц, участвующих в деле, суд кассацион-ной инстанции — в случае необходимости — оглашает имею-щиеся в деле доказательства, а также исследует вновь представ-ленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции. О принятии но-вых доказательств суд выносит определение. Стороны вправе заявлять ходатайства о вызове и допросе дополнительных свиде-телей, об истребовании других доказательств, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Исследова-ние доказательств проводится в том же порядке, что и в суде пер-вой инстанции. Для кассационного производства этап судебных прений явля-ется факультативным. Они проводятся в том случае, если судом кассационной инстанции исследовались новые доказательства. Правила проведения те же, что и в суде первой инстанции. При этом первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или прокурор, принесший кассационное представление. Следует отметить, что на протяжении всего разбирательства жалобы в суде кассационной инстанции истец вправе отказаться от иска, а стороны — заключить мировое соглашение. Отказ от иска или желание заключить мировое соглашение должны быть выражены в письменной форме до удаления суда в совещатель-ную комнату. Порядок и последствия рассмотрения заявления истца об отказе от иска или заявления сторон о заключении ми-рового соглашения определяются по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции. По окончании судебных прений суд удаляется в совещатель-ную комнату для вынесения кассационного определения. Совещание судей происходит в порядке, предусмотренном ст. 15 ГПК РФ. Вынесение кассационного определения и его объ-явление — по правилам, предусмотренным соответственно ст. 194 и 193 ГПК РФ, т.е., по сути, постановление кассационного определения подчиняется тем же самым правилам, что и вынесе-ние решения. В случае если в результате рассмотрения кассационных жа-лобы, представления, поданных после состоявшегося кассаци-онного разбирательства предыдущей жалобы (представления), суд кассационной инстанции придет к выводу о незаконности или необоснованности ранее вынесенного кассационного опре-деления, оно отменяется и выносится новое кассационное опре-деление. Что касается протоколирования кассационного разбиратель-ства, то оно необходимо в случае исследования новых доказа-тельств либо совершения лицами, участвующими в деле, дейст-вий диспозитивного характера.
Полномочия суда кассационной инстанции -его права и обязанности, которые могут быть реализованы в результате рассмотрения кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции; изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения. Новое решение — это иное суждение о существовании самого спорного права. Изменение решения - это снижение или увеличение присужденной суммы, а также любое иное изменение резолютивной части решения и его мотивов Согласно ст. 363 ГПК суд второй инстанции может вынести частное определение по делу информационного характера по тем же основаниям, что и суд первой инстанции, если это не было сделано последним (ст. 226 ГПК). Частные определения суда второй инстанции имеют важное значение как средство борьбы с недостатками в работе отдельных организаций, а также как одно из средств борьбы с правонарушениями, укрепления законности и искоренения различных негативных явлений. На необходимость вынесения частных определений и принятия иных мер, направленных на повышение эффективности деятельности судов по предупреждению гражданских правонарушений при рассмотрении дел в кассационном порядке, неоднократно указывал Верховный Суд РФ.
Основания для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке
1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Статья 363. Нарушение или неправильное применение норм материального права
Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если: суд не применил закон, подлежащий применению; суд применил закон, не подлежащий применению; суд неправильно истолковал закон.
Статья 364. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права
1. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. 2. Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационных жалобы, представления в случае, если: 1) дело рассмотрено судом в незаконном составе; 2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания; 3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство; 4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда; 6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 7) в деле отсутствует протокол судебного заседания; 8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания судей.
ст 377. 1. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции. 2. Надзорная жалоба или представление прокурора подается: 1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда; 3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) 4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) 5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации. 3. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики. 4. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться: (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) 1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Статья 378. Содержание надзорной жалобы или представления прокурора
1. Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать: 1) наименование суда, в который они адресуются; 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) 5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление. 2. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. 3. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. 4. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. 5. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в части четвертой статьи 377 настоящего Кодекса. 6. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. 7. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. 8. В случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Статья 380. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу
Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случае, если: жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ч 4-7 ст 378, п 1-5 и 7 ч 1 данной ст жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока; поступила просьба о возвращении\отзыве надзорной жалобы\представления прокурора жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса. Надзорн жалоба\представлен прокур д.б. возвращены в теч 10дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции
Статья 381. Сроки рассмотрения надз жалобы\представлен прокур
1. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, если дело не было истребовано, и не более, чем 2 месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции 2. В ВС РФ надзорн жалоба\представлен прокур рассм-ся не более, чем 2 месяца, если дело не было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ 3. Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассм-ия надзорной жалобы\предствления прокурора, но не более, чем на 2 месяца По рез-ам изучения надзорной жалобы\представл прокур судья выносит опр-ие: - об отказе в передаче надз жалобы\представл прокур д\расс в суд заседан суда надзорной инстанции, если отсутсвуют основания д\пересмотра суд-ых постановлений в поряд надзора. Надз жал\предст прокур+копии обжалуемых суд-ых пост остаются в суде надз инстанции - о передаче надз жал\представл прокур с делом д\рассм в суд-ом заседан суда надзорной инстанции
При рассм дела в надзорном поряд суд проверяет правильность применения и толкования норм матер-го и процесс-го пр судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы\представления прокур. В интересах законности суд вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы\представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность суд-ых постановлений в той части, в кот-ой они обжалуются, а также законность суд-ых постановлений, кот-ые не обжалуются. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе: 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу
Изменение решения и вынесение нового возможны лишь в том случае, когда по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены полно и правильно. Согласно ст. 387 ГПК основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права - незаконность является основанием отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
Надзорная инстанция проверяет законность обжалованных судебных постановлений в пределах доводов жалобы, представления. Однако в интересах законности суд может проверить обжалованные судебные постановления в полном объеме, как и суд кассационной инстанции (ч. 2 ст. 347). Это относится прежде всего к случаям нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного решения (ч. 2 ст. 364 ГПК).
Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Надзорная инстанция, давая указания нижестоящим судам, должна строго соблюдать принцип независимости судей и подчинения их только закону, одним из проявлений которого является независимость нижестоящего суда от вышестоящего. Толкование закона, данное надзорной инстанцией, носит рекомендательный характер. Новое рассмотрение дела происходит в обычном порядке, с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства, начиная с подготовки дела к судебному разбирательству. Суд, рассматривающий дело повторно, выносит решение на основе оценки исследованных им доказательств по внут- реннему убеждению, исходя из установленных обстоятельств дела на основе исследования и оценки доказательств в их совокупности и закона. Решение, вынесенное при новом рассмотрении, может быть обжаловано на общих основаниях, независимо от мотивов, по которым было отменено предыдущее постановление. Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.014 с.) |