Шаги в будущее Шаг 11: рывок к информационному обществу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаги в будущее Шаг 11: рывок к информационному обществу



Вот и выросло поколение котов, которым не пришлось полежать на теплом мониторе...

 

За порогом старого

В нашем длинном повествовании об ускоряющемся развитии человечества пора подвести кое-какие промежуточ­ные итоги. Собственно, новые цифро­вые технологии — это, конечно, хоро­шо, но это лишь кирпичики идущих параллельно глобальных процессов, которые, быть может, не всегда и не всем видны. Тем не менее стремитель­ный прогресс в области телекоммуни­каций и информационных технологий уже не только удивительным образом изменил парадигму развития сетей связи, которая ныне максимально эле­гантно сочетает в себе простоту, про­зрачность и универсальность, но и массово вышел на "обычного челове­ка". Это позволило начать претворять в жизнь самые смелые мечты о тоталь­ной информатизации, электронной экономике, очеловеченных компьюте­рах и бытовой робототехнике, везде­сущей интеллектуальной инфраструк­туре и виртуально-цифровых удоволь­ствиях, коими раньше "баловались" лишь писатели-фантасты.

Итак в течение 300 лет человече­ство строило индустриальное обще­ство, которое в конце XX века вдруг стало стремительно меняться. По­явилось понятие постиндустриального общества, а потом и его "высшей ста­дии" (о которой вначале и не подозре­вали) — информационного общества (IS или Information Society).

Собственно, термин "постиндуст­риальное общество", на который позже так хорошо "легли" цифровые технологии, был введен в 1958 г. в научный оборот американским социо­логом Д. Рисменом. Сам термин по явился в результате осмысления того, что технологические факторы разви­тия начинают превалировать над по­литическими и социальными. К началу 70-х годов постиндустриальная про­блематика стала одной из ведущих в западной социологии и многим исследователям представлялось, что это даст новый импульс развитию общественным наукам. Разумеется, все это уступало тогда "более про­грессивному" развитому социализму но сегодня мы знаем, чем закончи­лась эта история

Мало кто из западных социологов не "отметился" в свое время на ниве постиндустриализма. Из известных отечественному читателю приведем Збигнева Бжезинского который изло­жил основные положения своей футу-рологической концепции в книге "Между двух веков. Роль Америки в тех­нотронную эру". "Постиндустриальное общество", — утверждал он, — "ста­новится технотронным обществом — обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и эко­номическом отношениях формируется под воздействием техники и электро­ники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций". Техно­тронная революция накладывает свой отпечаток на характер образного вос­приятия действительности, рушатся традиционные связи в семье и между поколениями, общественная жизнь фрагментируется несмотря на расту­щие тенденции к глобальной интегра­ции. Этот парадокс, по мнению Бжезинского, способствует краху ста­рых верований, связанных с нацио­нальными и идеологическими общно­стями людей, и формирует новое гло­бальное видение мира. Изменения, вызванные коммуникациями и ком­пьютерами, чрезвычайно содействуют связанности общества, члены которо­го пребывают в непрерывных и тесных слуховизуальных контактах, постоянно взаимодействуя, соучаствуя в наибо­лее напряженных социальных испыта­ниях, и их легко можно подтолкнуть к усилению личного подключения к решению даже весьма отдаленных проблем. Новое поколение не занима­ется более определением мира опи­раясь исключительно на чтение, — оно испытывает мир и ощущает его сего дня с помощью современных средств связи

Кстати, очень многие зарубежные эксперты уже называют США, Вели­кобританию, Японию, Германию и другие страны со сходным уровнем жизни информационными общества­ми. Идея IS пришлась по душе полити­кам и бизнесменам. Предметом спора, однако, остаются результаты перемен, которые должны появиться в передовых информационных странах. Для одних они означают становление общества действительно профессио­нального и заботливого по отношению к своим членам; для других — усиле­ние контроля над гражданами; для третьих они знаменуют появление высокообразованного слоя при том, что всех прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсации и, разумеется, пропаганды. Впрочем, все может пойти и по какому-нибудь иному пути, и о научной составляющей социологии иногда говорят, что в ней, к примеру, встречаются только два вида цифр: исторические даты и номера страниц.

В огромном потоке литературы по IS авторы редко соглашаются друг с I другом относительно его основных ' характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что инфор­мация играет особую роль в совре­менном мире отому что закон экспо­ненциального роста объема знаний подвел человечество к некоему поро­гу. В самом деле, по подсчетам науко­ведов, с начала нашей эры для удвое­ния знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 г., а третье — к 1950 г., т. е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8—10 раз. Причем эта тен­денция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу XX века возрос вдвое а объем информации увеличился более чем в 30 раз. Это явление, получившее название "ин­формационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствую­щих о начале века информации и включающих:

— быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных науч­ных знаний;

— превышение материальными за­тратами на хранение, передачу и пере работку информации аналогичных рас­ходов на энергетику;

— возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса, поскольку уровни радиоизлучения Солнца и Земли в отдельных участках радиодиапазона сблизились.

На страницах нашего журнала уже рассматривались этапы развития IS в рамках истории Интернета, поэтому напомним лишь самые первые шаги в этом направлении. Важным фактором, определившим тенденции развития информационного общества на бли­жайшие десятилетия, было создание в 1988—91-х гг. технологии World Wide Web.

23 февраля 1993 г. в Вашингтоне был опубликован Меморандум Клин­тона-Гора "Технология экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать", опреде­ляющий главной целью развития эко­номической мощи США развитие тех­нологии в промышленной, телекомму­никационной, энергетической, образо­вательной, экологической и социаль­ной областях. Важнейшим признава­лось создание "информационной супермагистрали".

В декабре 1994 г. европейцы созда­ли Бюро по проектам информационно­го общества (ISPO или Information Society Project Office). Вполне логично, что вскоре тут наметилась некоторая конвергенция, и уже в феврале 1995 г. в Брюсселе совместные усилия разных стран были объединены в рамках определения ряда глобальных про­ектных зон (Project Areas) информа ционного общества, в частности, меж­культурного обучения, глобальной интероперабельности (способность системы к взаимодействию с другими системами) широкополосных сетей, электронной универсальной библиоте­ки мультимедийного доступа к все­мирному культурному наследию, уп­равления окружающей средой и чрез­вычайными ситуациями и даже взаи­модействия с правительствами в режиме реального времени. Все это — вещи, несомненно, важные и интерес ные, и хорошо, что человечество нако­нец заинтересовалось ими, поскольку выиграть в чем-то на нашей планете, как показывает накопленный опыт, можно лишь сообща. Правда, не всем это интересно.

 

Цели и ожидания

Светлые и логичные цели глобаль­ной информационной "свободы, равенства, братства", будучи достиг­нутыми, несомненно, обещают осно­вательно "перелопатить" повседнев­ную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Хотя мы еще не знаем как именно, и к тому же очень мешают восторги по поводу перемен, вызываемых развитием новых техно­логий. К примеру, "микроэлектронная революция", провозглашенная в 80-е годы прошлого века, рождала утверж­дения, что уж теперь-то всех нас ждет эра праздности, полностью автомати­зированное производство. Ныне на повестке дня Интернет, информацион­ная "супермагистраль" и киберобще-ство — вопросы, порожденные инфор­мационными и коммуникационными технологиями (ИКТ); первостепенны­ми темами обсуждения становятся электронная демократия, киборги, онлайновые сообщества и виртуаль­ная реальность.

Сегодня информация обретает поистине материальную форму, и обладание ею становится приоритет­ным направлением в любой деятель­ности (а не только, например, в при­дворных интригах царедворцев). И никто уже не удивляется появлению таких экономических направлений, как электронная экономика, охрана интеллектуальной собственности или индустрия знаний.

Более того, прежде чем воплотить­ся в реальность, любые, вполне "мате­риальные", решения "обкатываются сегодня в информационной области И результаты такой "обкатки" часто ока­зываются решающими. Современные войны, например, ведутся, прежде всего, в информационной сфере, кото рая предваряет и непрерывно сопро­вождает так называемый "прямой кон­такт" противоборствующих сторон.

Обладание определенным инфор­мационным статусом сегодня стано­вится важнее обладания какими-либо материальными благами. Создание имиджа (серьезного политика, рачи­тельного хозяина, друга детей или проходимца) или же получение опре­деленного рейтинга (среди ученых, юристов, экономистов или мошенни­ков) способно как вознести до небес, так и низвергнуть любого. И первую скрипку тут начинает играть ударный отряд инфокоммуникаций в лице современных СМИ: печать, радио, ТВ, сеть Интернет. И нет сомнений, что сегодняшний взрыв развития сетей связи и движение в сторону создания супермагистрали спровоцирован, в первую очередь, именно этим обстоя­тельством: борьбой задуши людей. За паству, если угодно.

Сегодня на планете имеются мил­лиарды пользователей разнообразных сетей связи, а Интернет становится всемирной "ассоциативной памятью" человечества, формирующей, в свою очередь, его мировоззрение (этакий всемирный забор, на котором каждый может написать все, что ему заблаго­рассудится). Глобальное информа­ционное воздействие на потребителя и обывателя способно перевернуть любой рынок или общественное мне­ние. Впрочем, это было и ранее, но сегодня масштабы такого воздействия воистину планетарные. Что уж гово­рить о важности разработки соответ­ствующих информационных техноло­гий, реализующих появившиеся воз­можности по манипулированию об щественным сознанием, в результате чего пышным цветом расцветают РЯ-агентства, консалтинговые фирмы и реклама. Реклама, кстати, в ряде стран сумела сформировать несколько поколений потребителей, которые ориентируются в своей жизни исклю­чительно на нее. Вы понимаете, как легко работается в таких условиях политтехнологам и прочим инженерам человеческих душ.

А если серьезно, то победа на информационном фронте — главный залог победы на рынке, выборах или коммунальной кухне. Хотя и это давно не новость для XX века — вспомним знаменитое: "Взять почту, телеграф, телефон...". Впрочем, и простые люди получают от информатизации много полезного сервиса. Например, в рам­ках так называемых социальных сетей, которыми они обустраивают свою жизнь, инициируя создание 18, как говорится, на местах.

 

Социальные сети

Термин "социальная сеть" был вве­ден в 1954 г. социологом из "Ман­честерской школы" Джеймсом Барн-сом в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследова­нию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, т. е. визуаль­ных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выясне­ния распределения ролей в коллекти­ве К 70-м годам окончательно сфор­мировался комплекс социологических и ма ематических методов исследова­ний, которые составляют научный фун­дамент современного анализа соци­альных сетей.

Первые социальные сети появились в середине 90-х годов и предоставля­ли пользователям начальные возмож­ности для общения подобно eGroups/ OneList, ICQ, Evite. Такие сетевые сер­висы, как правило, не рассматривают­ся в качестве социальных сетей, но тем не менее они являются тем самым фундаментом, на котором в дальней­шем развивались онлайн-услуги для общения и взаимодействия пользова­телей. Кстати, первой социальной сетью (ни за что не догадаетесь) счи­тается Classmates (одноклассники), возникшая в 1995 г. В 1997 г. появи­лась AsianAvenue — онлаин-сообще-ство для хранения контактов, этакая адресная книжка, впоследствии до­полненная другими сервисами соци­альной сети. Потом была PlanetAII, риобретенная позже Amazon.com, и др.

Социальные сети 2.0 появились в начале XXI века, когда предпринимате­ли разобрались в сущности социаль­ных сетей и определились с их гло­бальными возможностями. Для отдыха и для работы появились сервисы Friendster, Tribe, Orkut, Linkedln, Spoke. Это была эпоха формирования сетей, сопровождаемая эйфорией участия ради участия. Их назначением было обеспечение в первую очередь дело­вых задач — информирование, обсуж­дение проблем, рабочие коммуника­ции. Несмотря на это с их распростра­нением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — груп­пы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протя­женным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некото­рая история обмена — личная и об­щественная, со временем появились и личные отношения между участника­ми. Кстати, наиболее развитые фору­мы начинают обладать первыми при­знаками социальных сетей — между участниками могут быть установлены социальные связи.

Влияние индустрии социальных се­тей на современную жизнь ныне не­оспоримо, и сегодня социальные сети движутся к новой категории сетей — версии 3.0 (Social Networks 3.0). Тут как раз и наши отечественные сотова­рищи (<odnoklassniki.ru>) подоспе­ли. Теперь социальные сети — необхо­димый инструмент для ведения бизне­са или творчества. Они служат пло­щадкой для неформального общения приятелей подобно LiveJournal, помо­гают создавать новую музыку как MySpace, расширяют игровой опыт массовых онлайн-игр в сети Xfire, слу­жат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров в Linkedln.

Социальные сети — основная при­чина, по которой сегодня растет коли­чество времени, проводимого в Интернете — к этому выводу пришли авторы исследования Never Ending Friending. Как оказалось, треть опро­шенных в возрасте от 14 до 40 лет, которые пользуются социальными сетями, увеличили время присутствия в Интернете. И лишь у 8 % пользова­телей, которые общаются в социаль­ных сетях, общее время пребывания в сети сократилось. Еще у любителей общения в социальных сетях наблю­дается тенденция к тому, чтобы мень­ше смотреть телевизор. Какие же сайты посещают любители социаль ных сетей? В первую очередь это ресурсы для общения в блогах. Именно на него тратится большая часть времени.

Социальные сети становятся ключе­вым элементом для дальнейшего раз­вития сообществ, создавая различные оттенки IS. Проблема у них одна — бизнес. Вернее, проблема в отсутст­вии бизнеса, который поддерживал бы жизнеспособность этих сетей. Одна надежда на рекламу. Для того чтобы сайты социальных сетей стали успеш­ными, им необходимо набрать крити­ческую массу, но конкуренция по при­влечению новых членов проходит довольно остро. Одна из возможно­стей заработать — продажа данных о пользователях: ресурсы обладают огромным количеством исчерпываю щих демографических данных. Хотя это может не понравиться членам сайта, но может быть лучшим спосо­бом прийти к прибыльности.

 

 

"Цифровые" острова

Цифровая революция должна стать движущей силой глобализации и интеграции мировой экономики. А что в этой части происходит на местах?

Как-то мы упоминали об интеллек­туальном городе Медине в Саудовской Аравии, который создается при непо­средственном участии компании Cisco Теперь эта компания примет участие в проекте катарскои ком ании UDC (United Development Со.) по строи­тельству "цифрового острова" миро­вого класса Pearl-Qatar ("Жемчужина Катара"). На строительство острова выделено 15 млрд долл. США. К 2011 г. он должен будет принять более 41 тысячи жителей из Катара и других стран, которым будут предоставлены широкополосные услуги нового поко­ления, создающие новое качество жизни. Строительство инфраструкту­ры на основе технологии Cisco подра­зумевает создание сети, которая пре­доставит жителям дифференцирован­ные персонализированные услуги в любом месте в любое время с помо­щью практически любого устройства Жители получат проводные и беспро­водные домашние сети, высокоско­ростной доступ в Интернет и услуги IP-телевидения.

UDC установит на острове решение Cisco для "подключенной недвижимое ти" (Cisco Connected Real Estate). Эта мультисервисная IP-платформа и сетевая архитектура объединяет мно­жество технологий, поддерживая кон­вергентную доставку голоса, видео и данных в защищенной среде.

Pearl-Qatar стал самым крупным искусственным островом в территори­альных водах Катара. В течение двух лет в море проводились насыпные работы, в результате чего возникла рукотворная полоса земли общей пло­щадью 4 млн кв. метров с 32-километ­ровой береговой линией, тремя бухта­ми, несколькими навигационными каналами и множеством других удиви­тельных особенностей. По завершении проекта (запланировано на 2011 г.) на острове будет создано 10 населенных пунктов в стиле "арабская Ривьера" и построено более 15 тыс. домов. На острове появятся три пятизвездочных отеля, два "бутик-отеля" высшего класса, три порта с причалами для тысячи с лишним яхт, а также более 2 млн кв. метров жилых, торговых, санаторных и ресторанных комплексов мирового класса.

Уместно напомнить, что в нача е 2008 г. компания Cisco заключила со­глашение о проектировании ИКТ-инф-раструктуры для трех крупнейших в мире строительных объектов, которь е сооружаются в Саудовской Аравии. Речь идет о сооружении "интеллекту­альных городов" общей площадью более 230 кв. км. Коммуникационные системы Cisco буквально пронижут все здания новых городов сверху донизу. Они будут оборудованы "интеллекту­альными лифтами", "невидимыми" системами безопасности, средствами для слежения за перемещением ресурсов с помощью меток RFID, авто­матическими транспортными система­ми и многим другим. Ранее Cisco объ­явила о планах строительства инфра­структуры связи для малайского "ИТ-города" Селангор. Кроме того, Cisco участвует в строительстве интернет-города в Дубае, "киберпорта" в Гонконге, "ИТ-города" в Бельгии, "цифрового города" в Турции.

 

Интернет-банкинг

IS преобразует все стороны жизни, в том числе и банковскую деятель­ность. И не факт, что основная доля в интернет-банкинге через 10 лет будет принадлежать сегодняшним крупней­шим традиционным банкам. Вполне возможно, что за место под цифровым солнцем Интернета банкам придется сражаться совсем не с финансовыми компаниями, а с поисковыми система­ми, почтовыми и социальными сетями.

Интернет-банкинг для потребителя удобнее и выгоднее. Уже сегодня, по данным Saxo Bank, до 60 % валютных торгов происходит в Интернете. Центробанки и государственные регу­ляторы тоже довольны: они смогут получать всю историю любых сделок за несколько последних лет.

Конечно, проблему защиты личной информации и средств клиента решить вряд ли удастся. Впрочем, кли енты страдают и от собственной глупо­сти, потому что чаще всего сами выдают свои номера счетов и pin-коды, а ограбления с помощью каких-то высоких технологий происходят гораздо реже. В итоге единственные, кто пострадают от перехода на новую систему, — консервативные банки. "Настоящие интернет-банки должны предоставлять качественно новые услуги. Например, облегчать своим клиентам поиск нужных им людей. По сути, становиться посредником строить что-то вроде сообществ для трейдеров", — считает глава Saxo Bank Кристенсен.

Это похоже на историю двух энцик­лопедий. "В свое время знаменитая "Британника" стоила своим произво­дителям массу усилий и сотни тысяч фунтов стерлингов. При этом в ее томах до сих пор множество ошибок. "Википедия", по сравнению со своей предшественницей, обошлась в копей­ки, но при этом ошибок там меньше, ведь люди постоянно вносят в нее свои дополнения и исправления", — гово­рит банкир. Ясно, что новый способ работы чреват ущербом для доходов банка, так что финансовым организа­циям придется решиться поменять саму модель своего существования. "Производить добавленную стоимость денег станет уже не банк, а сами потребители, используя услуги банка. Прибыль будет значительно ниже, и выигрыш возможен исключительно за счет качества услуг и количества потребителей".

 

Электронное государство

У IS много граней, на рассмотре­ние которых не хватит места во всем журнале. Одна из высших — модер­низация взаимодействия граждан и государства в рамках так называемо го электронного правительства (e-government). В этом направлении движутся сегодня все развитые стра­ны, но не все получается. К примеру, по результатам 2007 г. в рейтинге ООН готовности стран к e-government Россия опустилась на 10 пунктов по сравнению с предыдущим исследо­ванием, заняв 60-е место среди 192 государств. К информационному обществу вообще россияне готовы чуть лучше — по итогам 2007 г. РФ заняла 57-е место из 69 возможных. Индекс e-government readiness вы-считывается на основе показателей развитости web-услуг "электронного правительства", телекоммуникацион­ной инфраструктуры и степени готов­ности населения к подобному ново­введению.

Основная отечественная проблема в этой сфере — это слабое предостав­ление госуслуг, хотя бы самых элемен­тарных, посредством инструментов электронного взаимодействия. Пока чиновники больше доверяют личному общению и, очевидно, на то есть при­чины, которые будут устраняться.

Очевидно, что для глобальной победы IS на нашей планете необхо­димы не только отдельные цифровые острова, но и реальные инфокоммуни-кационные успехи в конкретной деревне Гадюкино, где все время идут дожди и куда еще не добралась компа­ния Cisco

О том, настанет ли тогда, наконец, всеобщее счастье, поговорим в сле­дующий раз.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.036 с.)