Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации и область применений

Поиск

Подшипники качения, как и подшипники скольжения, предназначены для поддержания вращающихся осей и валов.

Рис. 1

 

Электродвигатели, подъемно-транспортные и сельскохозяйственные машины, летательные аппараты, локомотивы, машины,- металлорежущие станки, зубчатые редукторы и многие другие механизмы и машины в' настоящее время немыслимы без подшипников качения.

Подшипники качения состоят из двух колец — внутреннего 1 и наружного 3,. тел качения 2 (шариков или роликов) и сепаратора 4 (рис. 11.1, а). В зависимости от формы тел качения различают подшипники шариковые (рис. 11.1, а, б, ж, и) и роликовые (рис. 11.1, в, г, е, з, к). Разновидностью роликовых подшипников являются игольчатые подшипники (рис. 11.1,д),

Основными элементами подшипников качения являются тела качения — шарики или ролики, установленные между кольцами и удерживаемые сепаратором на определенном расстоянии друг от друга.

Тела качения и кольца изготовляют из специальной шари­коподшипниковой стали, содержащей большой процент хрома (ШХ6, ШХ9, ШХ15, I2X2H4A и др.), а сепараторы - чаще всего из низкоуглеродистой стали, бронзы, латуни, текстолита и капрона.

Для обеспечения нормальной и долговечной работы подшипников качения к качеству их изготовления и термической обработке тел качения и колец предъявляют высокие требования.

Подшипники качения — это опоры вращающихся или качающихся деталей; подшипники скольжения — опоры, работающие при скольжении цапфы по поверхности вкладыша. Подшипники качения в отличие от подшипников скольжения стандартизованы. Подшипники качения различных конструкций (диапазон наружных диаметров 1,0 —2600 мм, масса 0,5 — 3,5 т, например, микроподшипники с шариками диаметром 0,35 мм и подшипники с шариками диаметром 203 мм) изготовляют на специализированных подшипниковых заводах.

Вьшускаемые в России подшипники качения классифи­цируют по следующим признакам:

по способности воспринимать нагрузку — радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные и упорные. Радиальные подшипники (см. рис. 11Л,а — ё) воспринимают (в основном) радиальную нагрузку, т. е. нагрузку, направленную перпендикулярно к геометрической оси вала; упорные подшипники (см. рис. 11.1, и, к) воспринимают только осевую нагрузку. Радиально-упорные (см. рис. 11.1,ж,з) и упорно-радиальные подшипники могут одновременно воспринимать как радиальную, так и осевую нагрузку. При этом упорно-радиальные подшипники предназначены для преобладающей осевой нагрузки. В зависимости от соотношения размеров наружного и внутреннего диаметров, а также ширины подшипники делят на серии: сверхлегкую, особо легкую, легкую, среднюю, тяжелую, легкую широкую, среднюю широкую, неопределенную, ненормальных диаметров, мелкогабаритную. В зависимости от серии при одном и том же внутреннем диаметре кольца подшипника наружный диаметр кольца и его ширина изменяются.

По форме тел качения подшипники делят на шариковые (рис.1, а, б, ж, и), с цилиндрическими роликами (рис.1, в), с коническими роликами (рис.1,з,к), игольчатые (рис.1,д), с витыми роликами (рис.1, е), с бочкообразными роликами (сферическими) (рис.1, г). Тела качения игольчатых подшипников тонкие ролики — иглы диаметром 1,6 — 5 mmj Длина игл в 5 — 10 раз больше их диаметра. Сепараторы в игольчатых подшипниках отсутствуют.

По числу рядов тел качения различают однорядные (рис. 1, а, в, д — к) и двухрядные (рис. 1,6, г) подшип­ники качения.

По конструктивным и эксплуатационным признакам под­шипники делят на самоустанавливающиеся (рис.1,6, г) и несамоустанавливающиеся (рис.1, я, в, д — к).

Под типом подшипника понимают его конструктивную разновидность, определяемую по признакам классификации.

Каждый подшипник качения имеет условное клеймо, обозначающее тип, размер, класс точности, завод-изготовитель. На неразъемные подшипники клеймо наносят на одно из колец, на разъемные или разборные — на оба кольца, например, на радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роли­ками (см. рис., 11.1, в), где наружное кольцо без бортов и свободно снимается, а внутреннее кольцо с бортами состав­ляет комплект с сепаратором и роликами.

Каждый подшипник, выпускаемый в России, имеет клеймо — номер, цифры которого характеризуют определенный признак подшипника. Первая и вторая цифры справа условно обозначают его номинальный внутренний диаметр d (диаметр вала). Для определения истинного размера d (в миллиметрах) необходимо указанные две цифры умножить на пять. Например, под­шипник...04 имеет внутренний диаметр 04 • 5 = 20 мм. Это пра­вило распространяется на подшипники с цифрами...04 и выше, до...99, т.е. для d = 20 -г- 495 мм. Подшипники с цифрами...00 имеют d = 10 мм;...01 d = 12 мм;...02 d = 15 мм;...03 d= 17 мм.

Третья цифра справа обозначает серию подшипника, опре­деляя его наружный диаметр: 1 — особо легкая, 2 — легкая; 3 — средняя, 4 — тяжелая; 5 — легкая широкая, 6 — средняя широкая.

Четвертая цифра справа обозначает тип подшипника.
Если эта цифра 0, то это означает, что подшипник радиальный шариковый однорядный; шариковый однорядный (если левее 0 нет цифр, то 0 не указывают); 1 — радиальный шариковый двухрядный сферический; 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 — радиальный роликовый двухрядный сферический; 4 — игольчатый или роликовый с длинными цилиндрическими роликами; 5 — роликовый с витыми роликами; 6 — радиально-упорный шариковый; 7 — роликовый конический (радиально-упорный); 8 — упорный шарико­вый; 9 — упорный, роликовый..

Пятая и шестая цифры справа характеризуют конструк­тивные особенности подшипника (неразборный, с защитной шайбой, с закрепительной втулкой и т. п.). Например: 50312 — радиальный однорядный шарикоподшипник средней серии со стопорной канавкой на наружном кольце; 150312 — тот же подшипник с защитной шайбой; 36205 — радиально-упорный шариковый однорядный подшипник легкой серии, неразборный.

Седьмая цифра справа характеризует серию подшипника по ширине.

ГОСТом установлены следующие классы точности подшипников качения: 0 — нормальный класс (как правило, 0 в обозначении не указывают); 6 — повышенный; 5 — высокий, 4 — особо высокий, 2 — сверхвысокий. Цифру, обозначающую клас точности, ставят слева от условного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире; например, 206 означает шариковый радиальный подшипник легкой серии с номиналь­ным диаметром 30 мм, класса точности 0.

 

Наибольшее распространение получили шариковые радиальные однорядные подшипники (рис.1, а). Эти подшипники допускают сравнительно большую угловую скорость, особенно с сепараторами из цветных металлов или из пластмасс, допускают небольшие перекосы вала (от 15' до 30') и могут воспринимать незначительные осевые нагрузки. Допу­стимая осевая нагрузка для радиальных несамоустанавливающихся подшипников не должна превышать 70% от неиспользованной радиальной грузоподъемности подшипника.

Роликовые радиальные подшипники с короткими роликами (рис. 1,в)по сравнению с аналогичными по габаритным размерам шарикоподшипниками обладают увеличенной грузоподъемностью, хорошо выдерживают ударные нагрузки. Однако они совершенно не воспринимают осевых нагрузок и не допускают перекоса вала (ролики начинают работать кромками, и подшипники быстро выходят из строя).

Роликовые радиальные подшипники с витыми роликами (рис.1, е)применяют при радиальных нагрузках ударного действия; удары смягчаются податливостью витых роликов. Эти подшипники менее требовательны к точности сборки и к защите от загрязнений, имеют незначительные радиальные габаритные размеры.

Игольчатые подшипники (рис.1, д) отличаются малыми радиальными габаритными размерами, находят применение в тихоходных (до 5 м/с) и тяжелонагруженных узлах, так как выдерживают большие радиальные нагрузки. В настоящее время их широко используют для замены подшип­ников скольжения. Эти подшипники воспринимают только радиальные нагрузки и не допускают перекоса валов. Для максимального уменьшения размеров применяют подшипники в виде комплекта игл, непосредственно опирающихся на вал, с одним наружным кольцом.

Самоустанавливающиеся радиальные двухрядные сферические шариковые (рис.1,6) и роликовые (рис.1, г) подшипники применяют в тех случаях, когда перекос колец подшипников может составлять до 2 — 3°. Эти подшипники допускают незначительную осевую нагрузку (порядка 20% от неиспользованной радиальной) и осевую фиксацию вала. Подшипники имеют высокие эксплуатационные показатели, но они дороже, чем однорядные.

Конические роликоподшипники (рис.1, з) находят применение в узлах, где действуют одновременно радиальные и односторонние осевые нагрузки. Эти подшипники могут воспринимать также и ударные нагрузки. Радиальная грузоподъемность их в среднем почти в 2 раза выше, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников. Их рекомендуется устанавливать при средних и низких угловых скоростях вала (до 15 м/с).

Аналогичное использование имеют радиально-упорные ша­рикоподшипники (рис.1, ж), применяемые при средних и высоких угловых скоростях. Радиальная грузоподъемность у этих подшипников на 30 — 40% больше, чем у радиальных однорядных. Их выполняют разъемными со съемным наружным кольцом и неразъемными.

Шариковые и роликовые упорные подшипники (рис.1, и, к) предназначены для восприятия односторонних осевых нагрузок. Применяются при сравнительно невысоких угловых скоростях, главным образом на вертикальных валах. Упорные подшипники радиальную нагрузку не воспринимают. При необходимости установки упорных подшипников в узлах, где действуют не только осевые, но и радиальные нагрузки, следует дополнительно устанавливать радиальные подшипники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.007 с.)