Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отработка слоговой структуры слов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например: Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га! Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да! Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток. Речевой материал, Рекомендуемый для заучивания На начальном этапе коррекционной работы Потешки, прибаутки, стихи 1. Та-ра-ра! Та-ра-ра! 2. Дон-дон! Дон-дон! 3. Би-би-би, — гудит машина. — 4. Ква-ква-ква, — кричит лягушка. 5. Ахи-ахи-ахи-ох! 6. Наши уточки с утра: кря-кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: га-га-га-га! А индюк среди двора: бал-бал, балда-балда! Наши гуленьки вверху: гру-гру! Наши курочки в окно: ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку! 7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! 8. Две собачки очень строго — Ав-ав-ав! Гав-гав-гав! 9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу! 10. Белые гуси вышли на луга, 11. Гуси начали опять по-гусиному кричать: Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик! Лошади заржали: И-и-и! Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! Лягушата квакают: Ква-ква-ква! А утята крякают: Кря-кря-кря! Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!.. 12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью! 13. Тили-тили-тили-тили! 14. «Га-га-га! — гогочет гусь. — 15. Петушок с утра не спит, «Ку-ка-ре-ку!» 16. Я стройный и красивый, И копытами: топ-топ, А по камню: цок-цок. (Конь) 17. Цып-цып-цып, цыплятки. Тем не дам водицы. 18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»— И летит на всю округу: «Добрый день, ку-ка-ре-ку!» 19. Во дворе стоит забор. «Куд-ку-да! — кричит петух. — Разорвешь все перья в пух!» 20. Сели куры на забор И пустились в разговор: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!» 21. Аи, гу-гу-гу-гу-гу-гу! 22. У леса на опушке, С утра поет кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» 23. Скок-скок-поскок! 24. Аи, ду-ду-ду-ду-ду-ду! 25. Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон! 26. Куд-куда! Куд-куда! Быстро к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?! 27. Загудел паровоз И вагончики повез. — Чох-чох-чох, чу-чу-чу! 28. — Жук, жук, пожужжи, — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, 29. Чижик в клеточке сидел, — Чу-чу-чу, чу-чу-чу! 30. Люли, люли, люди! Прилетели гули. 31. Баю-бай, баю-бай. Ты, собаченька, не лай! Белолапа, не скули, Мою Таню не буди. Упражнения, направленные на развитие Подражательности и формирование Координации речи с движениями 1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.) 1. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп. Мы ножками потопаем: топ-топ-топ. Качаем головой: так-так-так. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем. Мы руки подаем и бегаем кругом. (Дети выполняют соответствующие движения.) 3. Кукла, куколка, бай-бай! {Дети имитируют укачивание куклы.) 4. Мяу-мяу, — кот пищит. {Дети поглаживают животики.) 5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.) 6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. 7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок! {Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».) 8. Бей в барабан, бей в барабан! 9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут! 10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет. Волка серого убьет, он убьет, он убьет. Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! {Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».) Подвижные и хороводные игры Игра «Поезд». Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут. А круглые колесики все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.) Игра «Гуси». — Гуси-гуси! — Га-га-га! — Пить хотите? — Да-да-да! — Гуси-гуси, вот вода! — Га-га-га! Га-га-га! — Так бегите все сюда! 3. Игра «Цыплята» (хоровод). Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки — желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите!» Подвижная игра «Лиса и гуси». — Гуси, гуси, я вас съем! — Подожди, лиса, не кушай! Га-га-га! Га-га-га! — Надоело слушать вас! Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.) Игра «Куры и петух». Петух: — Выходите, курочки, собирайте крошки. Много здесь есть мушек на моей дорожке. (Куры крыльями махали: ко-ко-ко! Куры клювами стучали: ко-ко-ко!) Кошка: — Выйду, выйду на дорожку, мяу, мяу! Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу! Игра «Пастушок». Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки ему в лад затянули: «Му-му-му». — Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молоком. (Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!») В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения. 1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено). Ш Ша-ша-ша-ша — наша Маша хороша. Шо-шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Шу-шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши-ши — на поляне малыши.
с Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — не боюсь осу. Сы-сы-сы — нет осы. Со-со-со — у Сони колесо. Ас-ас-ас — я пью квас. Ос-ос-ос — у собаки нос. Ис-ис-ис — я ем рис. Ус-ус-ус — я ем мусс. Аска-аска — у Сони маска. Иска-иска — у Сони миска. Оска-оска — у Сони соска. Уска-уска — у Сони блузка. 3 За-за-за — вот идет коза. Зы-зы-зы — нет козы. Зу-зу-зу — не боюсь козу. ц Ца-ца-ца — вот идет овца. Цо-цо-цо — мы вымыли лицо. Цу-цу-цу — не боюсь овцу. Цы-цы-цы — нет овцы. Ец-ец-ец — мы ели огурец. Л Ла-ла-ла — лопата и пила. Ло-ло-ло — в лодке весло. Лу-лу-лу — купили пилу. Лы-лы-лы — новые столы. Ал-ал-ал — темный подвал. Ол-ол-ол — вымыли пол. Ул-ул-ул — ломаный стул. Ил-ил-ил — я полы помыл. Алка-алка — у меня палка. Олка-олка — у меня иголка. Илка-илка — у меня вилка. р Pa-pa-pa — высокая гора. Ро-ро-ро — новое перо. Ры-ры-ры — летят комары. Ру-ру-ру — начинаем мы игру. Ар-ар-ар — летит комар. Ор-ор-ор — у меня топор. Ур-ур-ур — не гоняй кур. Ир-ир-ир — мы за мир. Арка-арка — у меня марка. Орка-орка — крутая горка. Ирка-ирка — у меня дырка. Урка-урка — кошка Мурка. Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи). 2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са- 3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе 4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, 5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении):!!!!!; 6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой 7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На 8. Составление предложений со словами сложной слоговой 9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? — Милиционер. Нет кого? — Милиционера. Помогу кому? — Милиционеру. Вижу кого? — Милиционера. Говорю с кем? — С милиционером. Говорю о ком? — О милиционере. 10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы: Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка). 11. Самостоятельно придумать рифму: Где весною было пусто, Летом выросла... (капуста). Собираем мы в лукошко Очень крупную... (картошку). 12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства Односложные слова Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)! Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота... (гол) Доски на гору везем, Будем строить новый... (дом). Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали... (мед). Прилетел из леса жук И залез на толстый... {сук). Жил в лесу один чудак, Разводил в лесу он... (мак). Динь-дон, динь-дон! В переулке ходит... (слон). Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не... (спит). Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный... (пес). Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский... (сад). Двусложные слова Заглянула в дверь коза — Очень грустные... (глаза). По ночам сове не спится, Ведь сова — ночная... (птица). Говорит мартышка мишке: «Я в гостях была у... (мышки)*. Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало... (жарко). Как на тоненький ледок Выпал беленький... (снежок). А слониха, вся дрожа, Так и села на... (ежа). Не придется старику В тишине попить... {чайку). Как у нашей дочки Розовые... (щечки). Не послушал зайка папу — Отдавили зайке... (лапу). Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче... (лампу). Трехсложные слова Часто к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица). На даче в лесу жили разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и... (синицы). Прицепившись к задней шине, Мишка едет на... (машине). И шалить без передышки Целый день могли... (мартышки). Уронила белка шишку, Шишка стукнула... (мартышку). Стала петь мышонку утка: — Га-га-га, усни,... (малютка). Среди жирных голубей Скачет тощий... (воробей). Только жив ли петушок, Золотой наш... (гребешок)? Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик... (отгрызет). Злая, как волчица, Жжется, как горчица. Что это за диво? Это же... (крапива). Четырехсложные слова А рядом бегемотики Схватились за... (животики). Елка, елка, елочка — Колкая... (иголочка). И рыщут по дороге Слоны и... (носороги). На лугу среди букашек Поднялся переполох — Оттеснил семью ромашек Великан-... (чертополох). Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший... (одуванчик). 13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами. 14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги. 15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка: 16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам 17. Проговаривание, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок. Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Б, БЬ, П, ПЬ Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. Все бобры добры для своих бобрят. Рыбы в проруби — пруд пруди. Т, ть, д, дь На дворе трава, на траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Рододендроны из дендрария. Ткет ткач ткани на платки Тане. ого К, кь, г, гь Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь». У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! Сшит колпак, да не по-колпаковски. В, ВЬ, Ф, ФЬ Фараонов фаворит На сапфир сменял нефрит. Водовоз вез воду из водопровода. Верзила Вавила весело ворочал вилами. Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Мимозы Мила маме купила. Раз солгал — навек лгуном стал. Л, ЛЬ, Р, РЬ Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену. Лара у Вали играет на рояле. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. С, СЬ, 3, 3d У Сени и Сани в сетях сом с усами. По семеро в сани уселись сами. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов. С, СЬ, Ш, Ж Шли сорок мышей, нашли сорок грошей. Две мыши поплоше нашли по два гроша. У ежа — ежата, у ужа — ужата. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Что посеешь, то и пожнешь. Ч, щ, ц Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Расчувствовавшаяся Варвара перерасчувствовала расчувствовавшегося Вавилу. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла. Молодец против овец, против молодца — сам овца. Заключение ■ ■ Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Как показали исследования Г. М.Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности. ЛИТЕРАТУРА 1. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры 2. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. — 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. 4. Корте А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб.: 5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у 6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989. 7. Лямина Г. М. Развитие речи в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. — 1960. — № 9. 8. Лямина Г. М. Ранние этапы формирования речевой деятельности // Дошкольное воспитание.— 1970.— № 7. 9. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. —
10. Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре 11. Психодиагностические методы в педиатрии и детской 12. Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 13. Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дефектология. — 1989. — № 4. 14. Садретдинова Г. Ф., Смирнова М. В. Планирование и содержание занятий с детьми 3—4 лет, страдающими общим недоразвитием речи. — СПб.: Изд. Центра «Гармония». 15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.— СПб.: СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ Методика обследования состояния слоговой структуры слов......... 9 Методика коррекционной работы по преодолению нарушений Подготовительный этап............................................................................ 12 Работа на невербальном материале.............................................. 12 Работа на вербальном материале................................................... 13 Коррекционный этап.................................................................................. 15 Уровень гласных звуков....................................................................... 15 Уровень слогов........................................................................................ 16 Уровень слова.......................................................................................... 17 Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, Речевой материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы......................................... 26 Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями.............................. 30 Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста..................................... 41 Заключение............................................................................................................. 44 Литература....................................................................................................... 45 Учебное издание Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.012 с.) |