Раздел II. История этики: школы и персоналии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. История этики: школы и персоналии



Тема 1. Этическая трактовка мира в странах Древнего Востока: Египет, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия.

Тема 2. Этика античной Греции и Древнего Рима.

Тема 3. Христианская этика Средневековья.

Тема 4. Гуманистическая этика Возрождения.

Тема 5. Новое время: богатство и многообразие этической проблематики.

Тема 6. Отечественная этическая мысль.

Тема 7. Этические концепции ХХ- начала ХХI веков.

Раздел III. Происхождение и историческое развитие морали и нравственности

Тема 1.Происхождение морали в первобытном обществе. От талиона к золотому правилу нравственности.

Тема 2.Исторические типы эволюции морали: сословно-корпоративная мораль традиционного общества.

Тема 3.Исторические типы эволюции морали: рациональная мораль индустриального общества.

Тема 4. Исторические типы эволюции морали: мораль постиндустриального общества.

Тема 5. Морально-нравственный прогресс и его критерии.

Раздел IV. Социальный и гуманистический статус морали и нравственности

Тема 1. Сущность и специфика морали.

Тема 2. Функции морали: нетрадиционное понимание.

Тема 3. Роль морали в жизни общества.

Тема 4. Нравственность как ценностное измерение человека.

Раздел V. Структура морали

Тема 1. Общая характеристика структуры морали. Общественная и индивидуальная мораль.

Тема 2. Система моральных ценностей.

Тема 3. Система моральных требований.

Тема 4. Структура морального сознания.

Тема 5. Моральная оценка: виды, формы выражения, критерии.

Тема 6. Моральная практика, ее структура: отношение, деятельность, поведение, поступок.

Раздел VI. Аксиологические и экзистенциальные категории этики

Тема 1. Добро и зло.

Тема 2. Справедливость.

Тема 3. Долг.

Тема 4. Моральная ответственность.

Тема 5. Совесть.

Тема 6. Честь и достоинство.

Тема 7. Смысл жизни и счастье.

Раздел VII. Актуальные проблемы прикладной этики.

Раздел VIII. Морально-нравственное воспитание: сущность, специфика, актуальные проблемы.

Раздел IX. Нравственно-гуманистическая перспектива бытия.

 

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по дисциплине

Виды учебной работы по дисциплине и формы итогового контроля знаний, соответствующие данной образовательной программе, с разбивкой объема работы по часам и семестрам для существующих форм обучения приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Виды учебной работы по дисциплине

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры
   
Трудоемкость в зачетных единицах      
Общая трудоемкость по учебному плану(в акад. час.)      
Аудиторные занятия      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа студентов (СРС)      
Вид и трудоёмкость итогового контроля      
Зачет (З)   З  
Экзамен (Э)     Э
Зачет дифференцир. (ЗД)      
Другое      

Приложение

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЭТИКУ

Методические рекомендации

 

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

(Иммануил Кант).

 

В системе философии, практического мировоззрения этика занимает особое место. Именно этика конкретизирует и одушевляет известную формулу античного философа Протагора: «Человек – мера всех вещей». Именно этикой обосновывается человек как высшая ценность и самоценность, смысл его жизни и пути достижения счастья. Именно этика, формулой Кантовского категорического императива, призывает относиться к человеку в своем лице и в лице всего человечества как к Цели и никогда не относиться как к средству. Именно этика провозглашает жизнеутверждающую идею постоянного совершенствования и самосовершенствования человека, его восхождение к своей подлинности, ибо человек – это Чело и Век: вечный разум, вечная мудрость, вечное стремление к Высшему, к Совершенству.

Этика – это философия Морали, Нравственности, Этоса. Суть этики – оправдание морали и её истинной, сокровенной роли в жизни человека и человечества. Именно оправдание, т.к. реальное восприятие феномена морали неадекватно её действительной ценности. Представления о морали нередко ограничены уровнем элементарной культуры общения. Смысл и Тайна морального бытия нередко не открыты человеком, остаются неразгаданными.

Следствием такой непознанности, неузнанности морали оказывается её непризнанность. Обыденный уровень восприятия фиксирует только табуированную (запретную) сторону морали, порождая скептическое и нигилистическое отношение к ней, а в результате – деятельностную и поведенческую нереализованность. Трагедия морали в том, что, будучи по сути самым совершенным способом человеческого со-бытия, она на практике чаще всего терпит поражение, вытесняется псевдоценностями. И реализуется утверждение Шарля Фурье: «Мораль – это бессилие в действии».

Нарастающий утилитаризм и прагматизм межличностных и социальных отношений все более вытесняют нравственные основы жизни, делают их бесполезными и даже вредными, т.к. только сильный, уверенный в себе и своих целях и возможностях человек, не оглядывающийся на других, их проблемы и беды, не обращающий внимания на нравственные укоры и осуждение, способен самореализоваться и достичь жизненного успеха. Поэтому руководством к действию становятся известные изречения Фридриха Ницше: «Мораль – это удел слабых», «Добрые суть тормоз» и «Падающего подтолкни».

Но если мы в своей современной жизни все больше начинаем ориентироваться на пользу и успех, на утилитарность и прагматизм, то не становятся ли Духовность, Нравственность, созидающие и спасающие человеческое в человеке, высшей утилитарностью и высшей прагматикой нашей настоящей, а тогда, и будущей жизни? Этика акцентирует этот вопрос и отвечает на него. Так можно ли обойтись без этики? Этики как практической философии; этики как науки о Должном; этики как науке об искусстве жить достойно, осмысленно и счастливо: «Чтобы жить не напрасно и достойно непреходящего смысла, человек должен не просто быть самовоспроизводящим, продолжающим себя как вид, но дать нечто принципиально иное, лучшее и большее – что не вырастет естественно, стихийным способом, но что возможно только нравственно выработать, произвести, создать. Это плодотворность культурная, душевная и духовная, воздвигающая или надстраиваемая над всеми данностями естественно-природного бытия. Именно культуросозидательная и душевно-духовная плодотворность и могла бы позволить нам быть больше дающими в Универсуме, нежели берущими».*

Таким образом, значение этики в формировании жизненно-необходимых знаний, жизненно-ценных ориентаций и смысло-жизненных переживаний и позиций можно только недооценивать, неадекватно воспринимать и скептически отвергать, но переоценить, завысить это значение невозможно. Можно только приближаться к постижению морально-нравственных тайн человеческого бытия. Путь этого постижения необычайно важен, интересен, увлекателен, но труден и небезопасен.

Трудности изучения этики:

- Иллюзия морально-нравственной, этической просвещенности, объясняемая тем, что с первых сознательных шагов человека учат тому: «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- Совпадение этических категорий и понятий обыденного морального сознания (добро и зло, долг, честь и достоинство, ответственность, совесть, счастье, смысл жизни и др.), порождающее феномен «узнавания», «известности», «знания» этических проблем, этических понятий.

- Спонтанный протест против поучительности моральных истин, выражаемый крылатой фразой: «Не читай(те) мне моралей!»

- Моральный скептицизм и моральный нигилизм, порождаемые несовпадением провозглашаемых моральных ценностей (морально-должного) и реальных нравственных отношений (морально-сущее), значительно снижающие познавательный морально-этический интерес и доверие к этой науке.

- Провозглашение религии и церкви единственной спасительницей духовности и нравственности в России.

- Утрата имевшихся в нашей стране в доперестроечное время положительных традиций воспитания на всех уровнях образования. Утрата положительной преемственности этих уровней обучения и воспитания.

- Неправомерное вытеснение курсов этики новыми многочисленными предметами гуманитарного цикла: политологией, психологией, имиджелогией, культурологией, этикетом и многими другими, не заменяющими и не компенсирующими специфические морально-этические знания, имеющие статус универсальных мировоззренческих знаний, определяющих отношение человека к себе, к другим, к обществу, к природе, космосу, к прошлому, настоящему, будущему, определяющих смысложизненные позиции личности.

- Псевдоинновационный и псевдопрагматичный подход в определении подлинных приоритетов процесса образования, ориентация прежде всего на современный престиж и моду, проникшую и в систему образования, отсутствие должного мониторинга (контроля, прогнозов и предостережений) результатов, ближних и дальних последствий проводимых преобразований.

Особенности изучения этики

1. Опасно давать знания безнравственному человеку, т.к. они могут быть использованы не во благо, а во зло. Но, чтобы быть нравственным, надо знать, что это такое.

2. Возможность негативного психологического эффекта: не уменьшения, а возрастания морального скептицизма и морального нигилизма как следствия увеличивающегося противоречия, разрыва между углубленным знанием законов морали и нравственности (морально-должного) и сохраняющегося, а периодически и возрастающего аморализма и безнравственности реальных отношений, реальной жизни (морально-сущее).

3. Опасность разрушения «довольного сознания», безмятежного мировосприятия, комфортного мироощущения и миропереживания открывшимися этическими истинами о сущности и смысле человеческой жизни; о подлинном достоинстве и чести человека, гражданина; о возвышенном и совершенном бытии. Как следствие – синдром уязвленного самолюбия, дискомфорт, недовольство собой, жизнью.

4. Опасность неадекватного восприятия критического потенциала этической теории, исследующей несовершенства общества и человека. Преобладание деструктивных последствий этической критики действительности над конструктивными. Как следствие - моральный скептицизм, цинизм, пессимизм, неверие в возможности социального и нравственного прогресса.

5. Опасность неоправданной морально-нравственной идеализации общества и человека на основе абсолютизации морально-должного, морально-совершенного. Как следствие – утрата чувства реальности, утопичность оценок и жизненных устремлений, гипертрофированная мечтательность, эйфория от предполагаемых высот и совершенств духовности и нравственности человека.

6. Опасность чрезмерного социального активизма, чрезмерных потребностей и стремлений преобразования, совершенствования действительности на основе полученных этических знаний, на основе морального прожектёрства.

7. Опасность завышенных самооценок уровня этической просвещенности как особой привилегии мудреца, учителя жизни. Как следствие – моральный снобизм, моральное высокомерие и чванство.

Знание трудностей и опасностей изучения этики поможет их избежать и успешно освоить эту жизненно ценную теорию.


* Батищев Г.С. Корни и плоды. Размышления об истоках и условиях человеческой плодотворности //Наше наследие, 1991. № 5. С. 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.017 с.)