Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование двигательного анализатораСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Качество анализа информации о положении тела и его отдельных частей в пространстве можно проверить с помощью угломера. Стоя, руки поднять и согнуть в локтевом суставе до заданного угла под контролем угломера, повторить под контролем зрения. Через 10 сек. повторить сгибание с закрытыми глазами 2-3 раза. Ошибка в результате больше ±10° недопустима, требуется дополнительная тренировка двигательного анализатора. 2. Качество анализа информации о мышечном усилии исследуется с помощью кистевого динамометра. Определяется величина максимального усилия кисти. Под контролем зрения выполняется усилие, равное 50 % от максимального. Затем необходимо 3-кратное повторение аналогичного усилия без контроля зрения с интервалом в 30 сек. Можно выполнять задание с усилием, равным 75 % от максимального. Допустимо отклонение в результате в пределах ±20 %. При большей ошибке требуется тренировка двигательного анализатора. 3. Теппинг-тест. Берут лист бумаги, делят на 4 квадрата размером 10 на 10 см, квадраты нумеруют. В каждом из них движением кисти делается максимальное количество точек за 10 сек. Подсчитывают точки путем зачеркивания Оценка результата: оптимальное количество точек в первом квадрате составляет 70. В последующих оно возрастает при хорошем функциональном состоянии ЦНС и двигательного анализатора. При утомлении количество точек меньше указанного и они либо уменьшаются в динамике, либо то возрастают, то уменьшаются. 4. Измерение времени простой двигательной реакции. Этот показатель характеризует состояние ЦНС, важен при развитии двигательного качества быстроты. Выражается во времени от подачи сигнала (свет, звук, речь) до ответного движения испытуемого. Сигнал воспринимается в коре головного мозга, анализируется, формируется двигательный ответ. С возрастом время уменьшается даже без специальной подготовки (до 15 лет), с 35 лет - увеличивается. Для незанимающихся физкультурой и спортом оно составляет 200...300 мс, у спортсменов - 100...200 мс. Методика: линейка длиной 30-50 см (или гимнастическая палка с делениями по 1 см) удерживается вертикально экспериментатором. Испытуемый вытягивает вперед руку. Нижний конец линейки с нулевым делением находится между большим и указательным пальцами испытуемого. Палка отпускается, испытуемый должен ее подхватить как можно раньше. Учитывается расстояние на линейке по верхнему краю кисти в сантиметрах. Выполняется 3-5 проб, находят среднюю величину. Перевод в единицы времени проводят по специальной таблице. 5. Исследование реакции на движущийся объект. Показатель важен для многих видов спортивной деятельности (спортивные игры, единоборства). Для выполнения пробы требуется линейка длиной 50-60 см с отметкой посередине. Экспериментатор держит линейку за верхний край, а испытуемый вытягивает руку вперед, располагая кисть около нижнего края линейки. При падении линейки ее следует схватить на уровне отметки. Измеряются отклонения в см (в любую сторону) 3-5 раз, вычисляют среднее значение. Обычное отклонение составляет 13 см для юношей 19-20 лет, а для девушек - 15 см. 6. Определение моторной асимметрии человека. Под моторной асимметрией понимают совокупность признаков первенства функций рук, ног, мышц правой или левой половины туловища, лица, что сказывается на формировании общего двигательного поведения человека. Правши составляют примерно 75 % общества, левши - 5...10%; 15...20 % - обоерукие (амбидекстры). Ведущая часть тела более сильная, более эффективная по точности, быстрее движения. А. Тесты для определения ведущей руки (выполняются по команде): - сцепление пальцев. Сверху располагается большой палец ведущей руки; - "поза Наполеона". Скрещивание рук на груди. Сверху ведущая; - аплодирование. Более активна ведущая рука; - кистевая динамометрия. Сильнее ведущая рука; - тест на точность. В середине бумажного листа поставить точку. Закрыть глаза и ставить точки одной рукой как можно ближе к середине. Ведущая рука ставит точки ближе к центральной. Если результаты тестов противоречивы, то моторной асимметрии рук нет. Б. Определение ведущей ноги. У большинства людей (а это правши в 70 %) ведущей ногой является левая (так называемая перекрестная асимметрия), у 20 % населения ведущими являются одноименные рука и нога (правые). Ведущая нога имеет большую длину шага, силу и тонус мышц, более высокую точность удара (футбол и др.). Она. как правило, является маховой в прыжках, а неведущая - толчковой (прыжки в длину и высоту). Для определения ведущей ноги приняты тесты: - опускание на одно колено (чаще на ведущее); - закладывание ноги на ногу (ведущая сверху) в положении сидя; - внезапный шаг. Закрыть глаза, встать на цыпочки, руки вперед. Сзади человека слегка подталкивают (не до падения). Первый шаг делается ведущей ногой. Этот тест наиболее важен, так как отражает врожденные свойства человека, а не приобретенные. РЕЗУЛЬТАТЫ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 7. Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы. Цель: научиться определять ритмические или вызванные какой-либо нагрузкой изменения умственной работоспособности. Оборудование: корректурная таблица В. Я. Анфимова, секундомер, калькулятор. Ход работы 1. Данный метод наиболее информативен для выявления изменений умственной работоспособности, поэтому необходимы по крайней мере две пробы, выполняемые через временной интервал одними и теми же испытуемыми. Эти пробы можно выполнять в начале и в конце урока, большой перемены, рабочего дня, либо в течение суток через равные промежутки времени. 2. Участникам исследования следует раздать таблицы В. Я. Анфимова (см. ниже) и дать инструкции. 3. По команде "Начинайте!" в течение 2 мин. по секундомеру испытуемым следует зачеркивать буквы, указанные при инструктаже, допустим "а" и "н". 4. По команде "Стоп!" следует отметить место, где был закончен просмотр. 5. Затем задание усложняется. В течение последующих 2 мин. испытуемым следует продолжать вычеркивать буквы "а" и "н", но определенные сочетания этих букв с другими подчеркнуть, допустим, буквосочетания "са" и "ен". 6. Задание с дифференцировкой (усложненное задание) в отдельных случаях может опускаться. 7. Подсчитать количество просмотренных знаков и допущенных ошибок по всей работе и отдельно в каждой части. Под ошибкой следует понимать незачеркнутые заданные буквы, а также неподчеркнутые заданные буквосочетания или подчеркнутые незаданные буквосочетания. 8. Для каждой пробы подсчитать коэффициент подвижности нервных процессов (К). Чем больше К*, тем больше подвижность нервных процессов. Результаты занести в таблицу (см. бланк). По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы, где К - коэффициент подвижности нервных процессов М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв; Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Прим *). При хорошей подвижности нервных процессов вторая часть работы по объему показывается такой же, как и первая. При этом общее количество ошибок и ошибок на дифференцировку незначительно, что свидетельствует о высоком уровне умственной работоспособности. Когда подвижность нервных процессов ухудшается, то вторая часть работы по объему уменьшается в сравнении с первой, показатель "К" уменьшается; общее количество ошибок и ошибок на дифференциацию возрастает значительно. Это следует рассматривать как ухудшение работоспособности.
9. По таблице показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.
9. Рассчитать коэффициент продуктивности работы (Q) для каждой пробы, результаты занести в таблицу. Q = C2 / (C + X1 + Y1) = ____ / ____ = ____ / ____ X1 - количество ошибок в обоих заданиях (простом и с дифференцировкой); Y1 - количество ошибок в задании с дифференцировкой; С - количество просмотренных строк. Х(500) - частота ошибок в обоих заданиях в пересчете на 500 знаков, Y(200) - частота ошибок в задании с дифференцировкой в пересчете на 200 знаков. 10. Оценить результаты, полученные в ряде проб с помощью оценочной таблицы (см. табл. 3). Прим*) Методов статистической обработки данной методики много, они приведены в специальной литературе 11. Сделать вывод об изменении работоспособности за период наблюдений, о причинах наблюдаемых процессов. РЕЗУЛЬТАТЫ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 8. Исследование вегетативной нервной системы. Проводится с помощью проб с изменением положения тела в пространстве. 1. Ортостатическая проба. При переходе из положения лежа в положение стоя отмечаются изменения в ЧСС. Пробе предшествует отдых в течение 5 минут в положении лежа, в конце которого считают ЧСС за 15 сек., затем испытуемый медленно встает, считая ЧСС за первые 15 сек. Разница в показателях не должна превышать 12-18 ударов. Учащение пульса более чем на 18 ударов говорит о превалировании симпатического отдела вегетативной нервной системы; менее, чем на 12 ударов - о повышении тонуса парасимпатического отдела. В тренированном организме эти отделы находятся в состоянии динамического равновесия 2. Проба Кремптона (вариант ортостатической пробы). Испытуемый из положения лежа переходит в вертикальное положение и сразу в течение 2 мин. измеряется ЧСС и АД. Результат подсчитывается по формуле: 3,15 + РА = Sc / 20, где РА - систолическое АД, Sc - частота сердечных сокращений. Если получен результат менее 50, реакция квалифицируется как недостаточная, 50...70 - слабая, 75...100 - средняя, выше 100 - отличная. 3. Клиностатическая проба. При переходе из положения стоя (ортостатика) в положение лежа (клиностатика) пульс урежается на 4-12 ударов. Методика: испытуемый стоит в течение 5 минут, за последние 15 сек. подсчитывают пульс. Затем он медленно ложится, пульс считается за первые 15 сек. Урежение пульса менее указанных цифр говорит о преобладании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. 4. Индекс Кердо (ИК) свидетельствует о состоянии вегетативной нервной системы, рассчитывается по формуле: , где DAD - диастолическое давление, РULSE - пульс. У здорового человека он равен нулю, т. е. симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы находятся в состоянии динамического равновесия. При преобладании симпатического тонуса индекс увеличивается, а при преобладании парасимпатического - снижается, становится отрицательным. Особенно информативен этот показатель в игровых видах спорта, где высокое нервно-психическое напряжение. Имеет значение возраст, пол, функциональное состояние, спортивная квалификация. 4. Исследование дермографизма (дерма - кожа, графика - рисование). Проводят тупым предметом с небольшим усилием по коже груди прямую линию. Отмечают появление следовой реакции в виде розовой полосы через 2-3 сек. (нормальный тонус обоих отделов вегетативной нервной системы). В других случаях возможно длительное сохранение белой полосы (превалирование симпатического отдела) или появление ярко-красной полосы (преобладание парасимпатического отдела) или появление отечности в месте исследования. По окончании тестирования нервной системы следует сопоставить все полученные результаты с нормативными значениями, провести объективный анализ состояния этой системы, выявить возможные причины негативных показателей, увязать их с двигательным режимом и дать рекомендации по его коррекции. РЕЗУЛЬТАТЫ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по практической работе: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.013 с.) |