Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение проб с задержкой дыхания (нос зажат).

Поиск

1. Проба Штанге - время задержки дыхания после глубокого вдоха в сек. Должна составлять, в норме 60...90 сек., у детей - 16...55 сек., спортсмены высокой квалификации - до 5 мин.

2. Проба Генчи - время задержки дыхания на выдохе в сек. У взрослых в норме составляет 30...45 сек., у детей - 12...15 сек., спортсмены высокой квалификации - до 60...90 сек.

РЕЗУЛЬТАТЫ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

На основании выполненных исследований делается общее заключение о функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания. Даются рекомендации о необходимости увеличения силы дыхательных мышц и функционального состояния дыхательной системы, как одного из факторов, лимитирующих работоспособность организма.

Выводы по практической работе:__________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Практическая работа 5.

Исследование функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем

Цель: освоить методику проведения и оценки результатов проб, используемых при исследовании указанных систем.

Необходимые приборы: кистевой динамометр, угломер, секундомер, линейка 30-50 см, тонометр.

Теоретическое обоснование работы:

В иерархии органов и систем несомненна ведущая, координирующая роль нервной системы. Это необходимо учитывать при оценке функционального состояния организма. Тренер и преподаватель физического воспитания должны владеть методическими навыками проведения отдельных проб, характеризующих состояние нервной системы, нервно-мышечного аппарата и уметь оценить полученные результаты, используя их в практике физического воспитания.

Методические указания

Алгоритм выполнения задания: студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеследующие задания, четко следуя приведенным методикам.

Исследование нервной системы начинают с проведения неврологического анализа. Затем определяются типологические особенности высшей нервной деятельности, исследуется состояние отдельных черепно-мозговых нервов, некоторых рефлексов, вегетативного отдела нервной системы, анализаторов.

План работы:

Задание № 1. Провести неврологический анамнез.

Задание № 2. Изучение функции черепно-мозговых нервов (наиболее доступных):

Задание № 3. Определение состояния рефлексов.

Задание № 4. Определение координационной функции нервной системы по данным пробы Ромберга.

Задание № 5. Исследование вестибулярной функции. Проба Яроцкого.

Задание №6. Исследование двигательного анализатора (мышечно-суставное чувство).

Задание № 7. Определение умственной работоспособности с помощью корректурной пробы.

Задание № 8. Исследование вегетативной нервной системы.

Задание № 1. Провести неврологический анамнез.

1. Заболевания и травмы ЦНС и периферических отделов нервной системы, их последствия.

2. Заболевания и травмы в связи с занятиями физкультурой и спортом, последствия.

3. Время возобновления занятий после заболеваний и травм.

4. Наличие наследственных заболеваний в семье неврологического или психического характера (неврозы, эпилепсия, вегето-сосудистая дистония).

5. Жалобы на день исследования на: головную боль, головокружение, плохой сон, аппетит, снижение внимания, снижение работоспособности, снижение настроения.

6. Выявить желание тренироваться на данный момент.

Данные анализа дают основание судить о состоянии нервной системы человека, исходя из особенностей онтогенеза, о функциональной полноценности этой системы, определить оздоровительную интенсивность мышечной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_Задание № 2. Изучение функции черепно-мозговых нервов (наиболее доступных):

- глазодвигательного нерва (III пара). Производятся содружественные движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, на кончик носа, следя за перемещением предмета исследователем. Обращают внимание на объем движения, наличие нистагма (колебательные движения глазного яблока);

- лицевого нерва (VII пара) и тройничного нервов (V пара). Выполняют наморщивание лба, нахмуривание бровей, надувание щек, высовывание языка. Обращают внимание на симметричность морщин, отклонение языка от прямой линии.

РЕЗУЛЬТАТЫ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Определение состояния рефлексов.

Рефлекс - реакция организма на какое-либо раздражение, которая сформирована в течение онтогенеза (условный рефлекс, жизненный опыт) или является врожденной (безусловный), осуществляется с участием ЦНС.
Рефлекс может быть поверхностным (кожным, со слизистых), глубоким (сухожильный, периостальный, суставной), дистантный (световой, звуковой, обонятельный).

Брюшной рефлекс определяется при полном расслаблении стенки живота. (согнуть ноги в коленях, лечь на спину). Тупым предметом проводят штрихи на 3-4 пальца выше пупка параллельно реберной дуге. Нормальным считается сокращение брюшных мышц той же стороны.

Подошвенный рефлекс определяется сгибанием пальцев стопы при проведении тупым предметом вдоль внутреннего или наружного края подошвы.

Коленный рефлекс вызывается легким ударом молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки, отмечается умеренное поднимание конечности. Выполняется на обеих ногах. Сравниваются обе реакции.

Ахиллов рефлекс - разгибание стопы при легком ударе молоточком по ахиллову сухожилию в положении стоя на коленях на стуле.

Бицепс-рефлекс - сгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию двуглавой мышцы плеча в локтевом сгибе.

При утомлении человека рефлексы снижены, при неврозах - усилены, при заболеваниях периферической нервной системы - снижены или отсутствуют.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 4. Определение координационной функции нервной системы по данным пробы Ромберга.

Статическая координация - это способность организма к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза. Испытуемый стоит без обуви, плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены, глаза закрыты.

Усложненные позы:

1) ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние;

2) стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной. Руки и глаза - аналогично первой позе;

3) поза "ласточки". Стоя на одной ноге, другая поднята назад, руки в стороны, глаза закрыты.

Учитывается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачивания туловища. Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 сек. и более. Удержание позы в течение 15 сек. с небольшим покачиванием и тремором - удовлетворительная реакция; неудовлетворительная - потеря равновесия ранее 15 сек., сильное дрожание рук, век.

Пальце-носовая проба (динамическая координация). Вначале медленным движением руки с открытыми глазами дотронуться до кончика носа (отдельно каждой рукой), затем повторить это движение с закрытыми глазами. При нормальном состоянии ЦНС отмечается точное попадание в нос, при патологии ЦНС (травмы, переутомление) - промахивание, дрожание указательного пальца или кисти.

Колено-пяточная проба (динамическая координация) выполняется в положении лежа на спине. Пяткой одной ноги при медленном движении необходимо попасть в колено другой и провести по передней поверхности голени. Делается поочередно обеими ногами. При переутомлении, травмах ЦНС отмечается непопадание в колено, дрожание ноги при движении, невозможность провести пяткой по голени прямо.

РЕЗУЛЬТАТЫ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 5. Исследование вестибулярной функции. Проба Яроцкого.

В положении стоя вращательные движения головой с закрытыми глазами в одну сторону в темпе 1 оборот в секунду. По секундомеру отмечается длительность сохранения равновесия. Испытуемого необходимо страховать от падения. Сохранение равновесия в течение 28 сек. и более считается хорошей реакцией на пробу.

Проба ВНИИФКа. Стоя по стойке "смирно", нужно сделать наклон туловища вперед на 90°, закрыть глаза и выполнить 5 оборотов вокруг вертикальной оси (скорость вращения - 1 оборот за 2 секунды). После выполнения оборотов нужно 5 сек. стоять, не разгибаясь, а затем выпрямиться и пройти по прямой линии с закрытыми глазами 5 м. Реакция оценивается по степени отклонения туловища в сторону вращения и наличию вегетативных симптомов: побледнение лица, учащение пульса, потливость, тошнота, рвота, обморок. Слабая реакция - небольшой наклон (1-я степень), средняя реакция - явный наклон (2-я степень), сильная (3-я степень) - наклон вплоть до падения. При выполнении этой пробы обеспечивается страховка.

РЕЗУЛЬТАТЫ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. Исследование двигательного анализатора (мышечно-суставное чувство)

Анализатор - сложная система, состоящая из рецептора, афферентного проводящего пути и участка коры головного мозга. Эта система создана для восприятия и анализа внешнего воздействия.

Внешние рецепторы воспринимают раздражения из внешней среды, внутренние говорят о состоянии внутренних органов.

Для определения функционального состояния зрительного анализатора определяют остроту зрения (с помощью таблицы, удаленной на 5 м, с рядами букв разной величины), цветоощущение (набор цветных полосок бумаги), поле зрения в градусах (специальный прибор - периметр).

Эти качества важны в различных видах спортивной деятельности (игровые виды, стрелковые, гимнастика и пр.) Регулярные тренировки совершенствуют глазодвигательный аппарат, улучшают его функции.

Слуховой анализатор изучается с помощью шепотной речи (на расстоянии 5 м от испытуемого, который стоит спиной, произносятся слова, цифры), исследуется каждое ухо отдельно.

Кроме того, состояние анализатора можно определить с помощью камертонов и методом аудиометрии. Понижение слуха у спортсменов травмоопасно, снижает результативность. Каждый анализатор исследуется путем определения болевой, температурной и тактильной чувствительности на симметричных участках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.006 с.)