Дневник эксплуатации веревки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дневник эксплуатации веревки



В странах с высокой культурой приключенческих экстре­мальных видов спорта, прежде всего, в практике кейвинга, на каждую веревку заводитсядневник, где более или менее подробно записываются сведения об использовании веревки.

Трудно запомнить, когда какая веревка была приобретена, еще труднее вспомнить, на каких маршрутах, в каких пещерах и сколько человек использовали ее с начала службы. Чтобы знать это, нужен тщательный аккуратный учет.

Прежде всего, необходимо четко отличать одну веревку от другой, что, при достаточном их количестве, довольно сложно. Поэтому при получении новой веревки первым делом нужно произвести ее маркировку, то есть нанести те или иные опознавательные знаки. Особенно это важно если веревка находится в коллективной соб­ственности, когда каждая веревка неизбежно попадает в разные руки из-за большого количества членов коллектива и их текучести.

Существует много способов маркировки. От специально выпущенных промышленным способом наклеек до тривиальной изоляционной ленты или лейкопластыря.

В крайнем случае, надписи наносятся прямо на веревке.

Самый надежный способ маркировки - это напрессовка алюминиевых колец на оба конца веревки. На кольцах вы­биваются необходимые надписи.

Маркировка обязательно должна ставиться на оба конца веревки.

Вне зависимости от вида, маркировка должна быть достаточно устойчива и содержать следующую информацию:

- номер веревки;

- длина веревки.

Иногда специальным кодом указывают эксплуатационная принадлежность, то есть, для каких целей предназначена данная веревка - экспедиционный фонд, соревновательный, тренировочный, туристский и т.п.

Иногда указывают год изготовления или введения веревки в эксплуатацию.

На каждую веревку заводится карточка или тетрадь, в кото­рую тщательно и последовательно записывается история ис­пользования веревки, ее биография. На титульный лист зано­сится вид, тип веревки, дата ее изготовления (если известно) или начала использования, номер в картотеке, длина, диа­метр, эксплуатационная принадлежность. Листы "истории" разграфляются согласно Таблице 14.

В дневник заносятся сведения о мероприятиях, где веревка использовалась, число участников, использовавших ее, и каким образом использовавших. (Господа гусары, молчать! Предвижу остроумные комментарии).

В число сведений обязательно входят даты испытаний на динамическую надежность, особенности ухода за веревкой, испытанные ве­ревкой динамические рывки при каких-либо происшествиях на маршрутах или тренировках, другие сведения, могущие ока­зать влияние на оценку пригодности веревки в будущем.

В этом плане показательны исследования спелеологов США, о кото­рых рассказано в Приложении.

 

 

Тот, кто не утруждает себя ведением истории собственной веревки, рискует все же меньше, чем коллективные пользовате­ли. В случае клубной или иной общественной собственности крайне сложно уследить за состоянием каждой конкретной ве­ревки, например, не пропустить не оставляющий внешних сле­дов динамический удар, после которого веревка должна быть изъята из использования в качестве средства страховки или передвижения.

Ведение истории веревок - полезное прави­ло техники одинарной веревки.

Если в результате повреждения или по иной необходимости веревку приходится разрезать, более короткой части присваи­вается новый номер и на нее заводится новая карточка, в которую аккуратно переписываются сведения из истории некогда целой веревки. А в старой карточке исправляются дан­ные о длине веревки.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Если веревки не содержатся в постоянной чистоте, они го­раздо быстрее изнашиваются сами и изнашивают соприка­сающееся с ними снаряжение, - прежде всего, снаряжение для спуска, подъема и страховки. Поэтому при малейших призна­ках загрязнения веревки необходимо стирать.

При этом темпе­ратура воды не должна превышать 30°С.

Использование сти­ральных порошков или мыла при значительном загрязнении возможно, но только таких, которые в своем составе не содер­жат энзимных добавок. Однако в условиях постоянно меняю­щихся технологий и отсутствии необходимой товарной марки­ровки применение стиральных порошков опасно, так как многие бытовые химикаты разрушительно действуют на полиамид и иные полимеры, составляющие волокно веревок. По­этому лучше всего мыть веревку в чистой воде, протягивая ее между сжатыми щетками и после прополаскивать.

Существует несколько простейших установок для мытья вере­вок, которые можно изготовить без чрезмерного труда (Рис. 40).

 

 

Процедура, повторяется, пока вода не будет чистой. Выжи­мают веревку, протягивая ее через закрепленное спусковое устройство или карабины (Рис. 41).

Сушить веревку следует далеко от нагревательных приборов. Длительная сушка веревки при повышенной температуре приводит к необратимым изменениям в полимерных цепочках полиамида.

Ни в коем случае не сушите веревку на солнце!

Солнце - самый страшный враг полимеров, приводящий к их быстрому старению. Лучше всего сушить веревки в темном, хо­рошо проветриваемом помещении.

Перед тем как быть смотанной для хранения, веревка должна быть тщательно осмотрена на предмет:

- отсутствия обрывов волокон, потертостей, пережатых мест на защитной оплетке;

- сохранения одинаковой гибкости при перегибании во всех направлениях по всей ее длине;

- отсутствия заметно более тонких или толстых мест, по срав­нению с нормальным диаметром веревки;

- отсутствия торчащих из оплетки ниток. Если нитка одна, то это не предмет для беспокойства. Но если нитки торчат в разных местах на некотором протяжении веревки - это признак сплесня, то есть места, где по технологическим причинам про­исходит стыковка нитей или жгутов, составляющих оплетку или сердцевину веревки. Такие места часто встречаются в ве­ревках промышленного предназначения. Сплесни представ­ляют большую опасность. В сплеснях отдельные нитки и жгуты веревки могут быть связаны между собой узлами, но могут и просто стыковаться внахлест, что приводит к значительному ослаблению прочности и других качеств. Сплесни должны без­жалостно вырезаться.

Таким образом, должны осматриваться все веревки до и после использования, а так же при получении от других лиц.

При обнаружении дефекта, если поврежденный участок дос­таточно большой - веревка бракуется. Если дефект локален, его вырезают, поврежденный кусок выбрасывается. Оставшиеся более короткие куски веревки могут быть использованы на меньших отвесах.

Если повреждение обнаружено при работе, когда заменить веревку не представляется возможным, опасное место локализу­ется завязыванием узла ("центральный" наиболее удобен), но это - чрезвычайная мера. При первой же возможно­сти поврежденную веревку следует заменить или изменить ри­сунок ее навески так, чтобы перебитое или потертое место не находилось в отвесе.

В перерывах между использованием веревки хранят в смо­танном состоянии. Способ сматывания веревки может быть произвольным, но надо стараться, чтобы после разматывания веревка не получала скруток, приводящих к ее запутыванию на отвесе и вращению спускающегося.

Во избежание повреждений хранить и транспортировать веревку следует отдельно от металлических предметов, другого снаряжения, а главное - от химически активных веществ (краски, ГСМ, кислоты, щелочи и т.п.).

Укладка в один мешок веревки и осветительных элементов электропитания категори­чески запрещена.

Лучше всего каждую веревку хранить в специальном чехле из ткани с нанесенной на него соответствующей маркировкой.

Для защиты веревок от повреждений при движении по маршруту используются специальные транспортировочные мешки или ранцы, емкостью от 100 до 150 метров веревки.

 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

- Веревки не оставляют открыто на балконах, полках склад­ских помещений, бетонном полу и т.п., а хранят в ящиках, специальных чехлах или шкафах без доступа света.

- Веревки сушат только в тени, а еще лучше - ночью в темном проветриваемом помещении.

- Веревки строго охраняют от соприкосновения с кислотами, щелочами и другими химикатами, а также от влияния их па­ров. Никогда не кладите веревки в багажник автомобилябезсоответствующей упаковки. Берегите веревку от контакта с бензином и маслами.

 

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

Начиная этот раздел, я прекрасно понимаю, что мало кто будет следовать приведенным ниже рекомендациям. Причиной тому не только пресловутый веревочный дефицит, но и многое другое.

Прежде всего, экспериментальные данные, говорящие о том, что если веревка правильно хранилась и использовалась, она остается пригодной для работы очень длительное время.

С другой стороны понятие "гарантийного срока" подходит лишь веревкам, которые после покупки остаются лежать в упаковке. Если же веревка используется, она может быть изношена за считанные дни. А если она лежит в упаковке, в темноте и нормальной температуре, то и через много лет ее практическая прочность не станет много ниже объявленной.

Однако знать, как проверить работоспособность веревки, нелишне. Тем более, если возникает неясность с тем, как использовали или хранили веревку до того, как она попала к нам в руки.

Методика испытаний динамических веревок многократно описана в альпинистской литературе. Гораздо менее известна методика испытаний статических и квазистатических веревок.

Некоторыми источниками рекомендуется следующая периодичность испытаний таких веревок:

- веревки D 9 мм - через 2 года;

- веревки D 10 мм и более - через 3 года эксплуатации;

- невзирая на эти сроки и даты предыдущих испытаний, если появились хоть какие-то сомнения в надежности веревки.

Для испытаний оборудуется несложный стенд. На удобной скале или сооружении организуют две точки закрепления ря­дом (крючья или анкера) в 4-5-ти метрах над землей: одна из них немного выше для блок-ролика системы подъема груза (Рис.42).

От веревки, которую собираются испытывать, отрезают кусок длиной 3 метра и кладут в таз с водой на 1 час, чтобы хорошо вымочить. По обоим его концам завязывают узлы "восьмерка" ("девятка" для 9-ти мм веревок) так, чтобы получился образец длиной в 1,5 м от петли до петли.

На концы образца пристеги­вают по карабину с муфтой или мэйон рапиду D 10 мм. Один из карабинов пристегивают к грузу весом 80 кг. В качестве груза можно использовать металлическую болванку с приваренным анкером для подцепки.

На семинаре инструкторов спелеотуризма в Красноярске в 1986 году мы оборудовали учебный испытательный стенд в пещере Баджейская. В общем, было бы желание.

 

 

Пристегнутый к грузу карабин образца при помощи вспомо­гательной веревочки или киперной ленты привязывают к кара­бину полиспаста, которым груз, вместе с предназначенным к испытаниям образцом веревки, поднимают через блок-ролик, закрепленный в верхней точке испытательного стенда. После чего противоположный грузу карабин образца пристегивают к нижней точке испытательного стенда и вывешивают груз так, чтобы карабины на обоих концах образца уста­новить на одном уровне.

Все готово к испытаниям.

Соединяющий карабины поли­спаста и груза шнурок перерезают ножом.

Груз падает с факто­ром 1.

Каждый образец испытывают двумя последовательными падениями груза.

Результаты испытаний рассматривают сле­дующим образом:

- Если образец выдержит оба падения и не порвется, веревка пригодна к дальнейшему использованию. То есть у нас в запасе пара безопасных падений с фактором 1.

- Если образец первое падение выдержит, а на втором по­рвется, то от испытуемой веревки отрезают еще один кусок и снова испытывают. Если и он поведет себя также, то веревка пригодна к дальнейшему использованию.

То есть минимум один рывок наша веревка выдержит, а далее ее на этом участке можно будет заменить.

Но, если второй образец порвется еще при первом падении груза, веревку бра­куют.

Значит, состояние веревки по длине неравномерное, и возможны сильно ослабленные участки.

- Если образец порвется при первом же падении груза, то второй образец не отрезают. Такая веревка к дальнейшей ра­боте непригодна.

Отметим один недостаток приведенной методики - образцы для испытаний приходится отрезать с концов каждой веревки, то есть из наименее изношенной их части. Так как это неиз­бежно, перед испытаниями каждая веревка должна быть тща­тельно осмотрена на предмет равномерности ее износа по всей длине. Только в этом случае испытания принесут результаты, которым можно доверять.

Этот же тест можно использовать и для проверки сомнитель­ных динамических веревок, но при условии, что в дальнейшем они будут использоваться в качестве перил или навески, но не для динамической страховки.

Несмотря на то, что после такой проверки веревка станет несколько короче, не стоит об этом жалеть.

 

ПОЛЕЗНО ПОМНИТЬ:

- Как справедливо заметил Петко Недков: "Всегда лучше иметь менее длинную веревку, но более длинную жизнь, чем наоборот!"

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, веревка - как она есть. Наша надежда и опора. Гени­альное средство, без которого любые путешествия в горы и пропасти, а тем более, спасательные работы, были бы весьма проблематичны. Теперь мы знаем о ней гораздо больше.

Что не следует забывать? В принципе - все.

А коротко - то, что из­ложено в инструкции к веревке "PMI" ("Пи-Эм-Ай"), которую можно приобрести у американской фирмы "Пиджин Маунтин Индастри".

Инструкцию эту вместе с 30-ю метрами PMI прислал мне товарищ по кейвингу киевлянин Александр Борисович Климчук, я не поленился перевести ее и не пожалел о затраченном времени. Прошу прощения за "пословный" перевод. Я не стал особо "русифицировать" текст, чтобы сохранить известный колорит.

 

 

"PMI" - ИНСТРУКЦИЯ К ВЕРЕВКЕ

 

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!

Примите их в связи с покупкой новой "PMI"! Мы готовы по­мочь Вам автомобилем для ее перевозки.

Первая это Ваша веревка или Вы бывалый ветеран, пожа­луйста, найдите время прочитать нижеследующее: это может иметь значение в Вашей жизни. Пожалуйста, читайте внима­тельно.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

На Вашей ответственности, дорогой покупатель, пройти обу­чение и принять соответствующие меры предосторожности для обеспечения безопасности во время работы с нашей веревкой. Информация этого проспекта не может заменить компетентную инструкцию и соответствующую тренировку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.03 с.)