Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Амортизирующие (энергопоглощающие) узлыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Об амортизирующих узлах было сказано выше. Напомним, что завязывают их на участке веревки, соединяющей основное и дублирующее закрепление при стандартной навеске SRT. Если основное закрепление по каким-либо причинам разрушится, амортизирующий узел компенсирует часть энергии рывка, приходящейся на дублирующее закрепление, и снижает приходящуюся на него динамическую нагрузку.
УЗЕЛ ПРОВОДНИКА (Рис. 25) Узел проводника также упоминается в французских публикациях а качестве амортизирующего, хотя его энергопоглощающие свойства уступают узлу "бабочка".
2. БАБОЧКА ("пчелка", Рис. 26)
Наиболее практикуемый энергопоглощающий узел. Необходимо обратить внимание на внешнюю схожесть узла "бабочка" с узлом "центральный", который лишен амортизирующего эффекта, - перехлест витков в узле приводит к его мертвому затягиванию. Бабочка, благодаря иному рисунку, под нагрузкой деформируется с трением веревки в витках узла, что перед окончательным его затягиванием позволяет поглотить часть энергии рывка. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
- Амортизирующие узлы завязываются между основными и дополнительными закреплениями и должны иметь петлю длиной не менее 20 см. - Амортизирующие узлы охраняют закрепления только от динамических, ударных нагрузок. При статических - их действие никак не сказывается. - Узлы восьмерка, девятка и все остальные из упомянутых здесь узлов не используются в качестве амортизирующих, так как при динамической нагрузке затягиваются так, что веревка в узлах не протягивается (см. Таблицу 11).
УЗЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Помимо узлов основного назначения, применяются узлы узко-специальной направленности.
1. СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ
В технике одинарной веревки применяются схватывающие узлы различных конструкций. Наиболее распространен узел "прусик" или" "классический" (Рис. 27)
Все больше входит в применение "обмоточный" схватывающий узел (Рис. 28), также известный под другими названиями, благодаря большему удобству при завязывании сдвоенным концом веревки. В то же время "прусик" более удобен при завязывании одним концом. Как "прусик", так и "обмоточный" схватывающие узлы завязываются тонкой мягкой веревкой на более толстой и держат при приложении нагрузки в обоих направлениях.
Используются также разновидности обмоточного узла на карабине: узлы "Арб" (Рис. 29) и "Бахмана"(Рис. 30). Оба эти узла имеют выраженную направленность приложения нагрузки и лучше держат при ее приложении в правильном направлении. В некоторых случаях приходится использовать схватывающий узел из веревки той же толщины. Единственный узел, который как-то подходит для этой цели - это "неравнобокий" схватывающий узел (Рис. 31).
По конструкции "неравнобокий" схватывающий узел аналогичен "классическому", с меньшим числом витков со стороны приложения нагрузки. При этом веревка должна быть мягкой, иначе схватывающий узел не будет держать, сколько бы витков мы ни накладывали. Из известных 18 разновидностей схватывающих узлов для применения в SRT чаще всего используются только 4 выше указанных ("неравнобокий" не в счет, так как применяется очень редко), причем все они подразумевают использование веревки более тонкой, чем та, на которой завязывается схватывающий узел. Хотя, конечно, разные школы предпочитают свои узлы. Обычно схватывающие узлы используются в аварийных ситуациях, когда один из зажимов поврежден или изношен, из-за чего не держит на заглиненной веревке.
КАРАБИННЫЙ УЗЕЛ (Рис. 32) В обиходе имеет много названий: "полусхватывающий на карабине", "пожарный", "тормозящий", "итальянский", и так понравился альпинистам, что был позже переименован в "узел UIAA". Обычно используется в аварийных ситуациях для спуска по веревке (при выходе из строя спускового устройства или его отсутствии), а также при спуске по отвесам пострадавшего или тяжелого груза. Регулирование скорости производится натяжением входящей в узел ветви веревки. Стоит иметь ввиду, что узел сильно скручивает веревку, что делает его неприменимым в ситуациях, когда конец веревки закреплен.
3. УЗЕЛ "ГАРДА" или "РЕМИ" (Рис. 33)
Образуется из карабинного узла путем постановки в него второго карабина, вследствие чего узел превращается в самотормозящийся. Используется в качестве стопорного устройства при подъеме груза или пострадавшего, если нет достаточного числа зажимов для организации блок-тормоза. При выключении второго карабина, вновь превращается в "карабинный".
4. УЗЕЛ "МАРИНЕР" (Рис. 34) Больше известен под названием "косичка".
Используется для организации отклоняющего закрепления-оттяжки с блок-роликом, карабином или схватывающим узлом на свободном конце при транспортировке пострадавшего или тяжелого груза. Узел дает возможность при необходимости отрегулировать длину, развязать и снять оттяжку даже в то время, когда веревка еще нагружена. Вариантов вязки "косички" существует несколько, важно хорошо владеть хотя бы одним из них. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ К вспомогательным, как правило, относят узлы, не призванные нести основную нагрузку при спуско-подъемных операциях.
СТРЕМЯ (Рис. 35) Имеет ограниченное применение в SRT.
В частности, используется для привязывания стремени-педали к карабину ведущего зажима, а также для переоборудования промежуточного закрепления на уже провешенном отвесе, если из-за ошибки лидера величина "корема" (провиса веревки) у промежуточного закрепления слишком мала и увеличить ее, используя узлы "восьмерка" или "девятка", не представляется возможным. Кроме того, используется при креплении импровизированных стремян к ноге, для вязки носилок из подручного материала, и в некоторых других случаях.
УДАВКА (Рис. З6) Используется для привязывания петли узлов "девятка", "восьмерка" и т.п. к специальным кольцевым ушкам крючьев при бескарабинной навеске, а также петли оттяжки отклоняющего закрепления для крепления на ней карабина (см. Рис. 34).
ПРЯМОЙ (Рис. 37) Ошибка при завязывании этого узла приводит к превращению его в "бабий" узел, мгновенно распускающийся под нагрузкой. Именно "бабьим" узлом большинство завязывает шнурки на ботинках и удивляется, когда шнурки часто распускаются. При всей опасности прямого узла, он все же находит применение в отдельных случаях, благодаря легкости связывания этим узлом предварительно натянутых веревок и ремней. В частности - при организации импровизированных беседок из строп и веревки. Обязательны контрольные узлы!
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: - Прямой узел ни в коем случае не применяется для навешивания или связывания между собой ходовых веревок и перил на отвесах! Для этого есть надежные специальные узлы.
- При завязывании узлов длина свободного кончика веревки, выходящего из узла, вне зависимости от его конструкции, не должна, быть менее 3-5 сантиметров. - При сращивании веревок в отвесе, необходимо стремиться, чтобы узел приходился на промежуточное закрепление (Рис. 38). Если же промежуточное закрепление организовать нельзя, соединение попадает на отвес, при связывании веревок необходимо в обязательном порядке предусмотреть дополнительный узел для самостраховки во время прохождении узла при спуске и подъеме (Рис. 39).
И ЕЩЕ: - Не стесняйтесь проверить узел, завязанный товарищем, и не впадайте в амбицию, если заметите, что товарищ проверяет узел, завязанный вами: взаимный контроль - залог взаимного долголетия! Безусловно, в каждом конкретном случае возможно применение не только описанных нами узлов - их существует несчетное множество. Также вероятно появление каких-либо достаточно новых конструкций. Мы же говорим о тех узлах, которые уже нашли свое применение в технике одинарной веревки, пройдя своеобразный естественный отбор.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.007 с.) |