Амортизирующие (энергопоглощающие) узлы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амортизирующие (энергопоглощающие) узлы



Об амортизирующих узлах было сказано выше. Напомним, что завязывают их на участке веревки, соединяющей основное и дублирующее закрепление при стандартной навеске SRT. Если основное закрепление по каким-либо причинам разру­шится, амортизирующий узел компенсирует часть энергии рыв­ка, приходящейся на дублирующее закрепление, и снижает приходящуюся на него динамическую нагрузку.

 

 

УЗЕЛ ПРОВОДНИКА (Рис. 25)

Узел проводника также упоминается в французских публика­циях а качестве амортизирующего, хотя его энергопоглощаю­щие свойства уступают узлу "бабочка".

 

2. БАБОЧКА ("пчелка", Рис. 26)

 

Наиболее практикуемый энергопоглощающий узел.

Необходимо обратить внимание на внешнюю схожесть узла "бабочка" с узлом "центральный", который лишен амортизи­рующего эффекта, - перехлест витков в узле приводит к его мертвому затягиванию. Бабочка, благодаря иному рисунку, под нагрузкой деформируется с трением веревки в витках узла, что перед окончательным его затягиванием позволяет погло­тить часть энергии рывка.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

 

- Амортизирующие узлы завязываются между основными и дополнительными закреплениями и должны иметь петлю дли­ной не менее 20 см.

- Амортизирующие узлы охраняют закрепления только от динамических, ударных нагрузок. При статических - их дейст­вие никак не сказывается.

- Узлы восьмерка, девятка и все остальные из упомянутых здесь узлов не используются в качестве амортизирующих, так как при динамической нагрузке затягиваются так, что веревка в узлах не протягивается (см. Таблицу 11).

 

 

УЗЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Помимо узлов основного назначения, применяются узлы узко-специальной направленности.

 

1. СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ

 

В технике одинарной веревки применяются схватывающие узлы различных конструкций. Наиболее распространен узел "прусик" или" "классический" (Рис. 27)

 

 

Все больше входит в применение "обмоточный" схватываю­щий узел (Рис. 28), также известный под другими названиями, благодаря большему удобству при завязывании сдвоенным концом веревки.

В то же время "прусик" более удобен при завязывании одним концом. Как "прусик", так и "обмоточный" схватывающие узлы завязываются тонкой мягкой веревкой на более толстой и держат при приложении нагрузки в обоих направлениях.

 

 

Используются также разновидности обмоточного узла на карабине: узлы "Арб" (Рис. 29) и "Бахмана"(Рис. 30). Оба эти узла имеют выраженную направленность приложения нагрузки и лучше держат при ее при­ложении в правильном направлении.

В некоторых случаях приходится использовать схватываю­щий узел из веревки той же толщины. Единственный узел, ко­торый как-то подходит для этой цели - это "неравнобокий" схватывающий узел (Рис. 31).

 

 

По конструкции "неравнобокий" схватывающий узел ана­логичен "классическому", с меньшим числом витков со стороны приложения нагрузки. При этом веревка должна быть мягкой, иначе схватывающий узел не будет держать, сколько бы вит­ков мы ни накладывали.

Из известных 18 разновидностей схватывающих узлов для применения в SRT чаще всего используются только 4 выше ука­занных ("неравнобокий" не в счет, так как применяется очень редко), причем все они подразумевают использование веревки более тонкой, чем та, на которой завязывается схватывающий узел.

Хотя, конечно, разные школы предпочитают свои узлы.

Обычно схватывающие узлы используются в аварийных си­туациях, когда один из зажимов поврежден или изношен, из-за чего не держит на заглиненной веревке.

 

 

КАРАБИННЫЙ УЗЕЛ (Рис. 32)

В обиходе имеет много названий: "полусхватывающий на карабине", "пожарный", "тормозящий", "итальянский", и так понравился аль­пинистам, что был позже переименован в "узел UIAA".

Обычно используется в аварийных ситуациях для спуска по веревке (при выходе из строя спускового устройства или его отсутствии), а также при спуске по отве­сам пострадавшего или тяжелого груза. Регулирование скорости производится натяжением входящей в узел ветви веревки.

Стоит иметь ввиду, что узел сильно скручивает веревку, что делает его неприменимым в ситуациях, когда конец веревки закреплен.

 

 

3. УЗЕЛ "ГАРДА" или "РЕМИ" (Рис. 33)

 

Образуется из карабинного узла путем постановки в него второго карабина, вследствие чего узел превращается в самотормозящийся. Используется в качестве стопорного устройства при подъеме груза или постра­давшего, если нет достаточного числа зажимов для организа­ции блок-тормоза. При выключении второго карабина, вновь превращается в "карабинный".

 

4. УЗЕЛ "МАРИНЕР" (Рис. 34)

Больше известен под названием "косичка".

 

Используется для организации отклоняющего закрепления-оттяжки с блок-роликом, карабином или схватывающим уз­лом на свободном конце при транспортировке пострадавшего или тяжелого груза. Узел дает возможность при необходимости отрегулировать длину, развязать и снять оттяжку даже в то время, когда веревка еще нагружена.

Вариантов вязки "косички" существует несколько, важно хорошо владеть хотя бы одним из них.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ

К вспомогательным, как правило, относят узлы, не призванные нести основную нагрузку при спуско-подъемных операциях.

 

СТРЕМЯ (Рис. 35)

Имеет ограниченное применение в SRT.

 

В частности, ис­пользуется для привязывания стремени-педали к карабину ве­дущего зажима, а также для переоборудования промежуточного закрепления на уже провешенном отвесе, если из-за ошибки лидера величина "корема" (провиса веревки) у промежуточного закрепления слишком мала и увеличить ее, используя узлы "восьмерка" или "девятка", не представляется возможным.

Кроме того, используется при креплении импровизированных стремян к ноге, для вязки носилок из подручного материала, и в некоторых других случаях.

 

УДАВКА (Рис. З6)

Используется для привязывания петли узлов "девятка", "восьмерка" и т.п. к специальным кольцевым ушкам крючьев при бескарабинной навеске, а также петли оттяжки отклоняю­щего закрепления для крепления на ней карабина (см. Рис. 34).

 

ПРЯМОЙ (Рис. 37)

Ошибка при завязывании этого узла приводит к превраще­нию его в "бабий" узел, мгновенно распускающийся под на­грузкой. Именно "бабьим" узлом большинство завязывает шнурки на ботинках и удивляется, когда шнурки часто распус­каются. При всей опасности прямого узла, он все же находит применение в отдельных случаях, благодаря легкости связывания этим узлом предварительно натянутых веревок и ремней. В частности - при организации импровизированных беседок из строп и веревки. Обязательны контрольные узлы!

 

 

 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

- Прямой узел ни в коем случае не применяется для навеши­вания или связывания между собой ходовых веревок и перил на отвесах! Для этого есть надежные специальные узлы.

 

 

- При завязывании узлов длина свободного кончика верев­ки, выходящего из узла, вне зависимости от его конструкции, не должна, быть менее 3-5 сантиметров.

- При сращивании веревок в отвесе, необходимо стремиться, чтобы узел приходился на промежуточное закрепление (Рис. 38). Если же промежуточное закрепление организовать нельзя, со­единение попадает на отвес, при связывании веревок необхо­димо в обязательном порядке предусмотреть дополнительный узел для самостраховки во время прохождении узла при спуске и подъеме (Рис. 39).

 

И ЕЩЕ:

- Не стесняйтесь проверить узел, завязанный товарищем, и не впадайте в амбицию, если заметите, что товарищ проверяет узел, завязанный вами: взаимный контроль - залог взаимного долголетия!

Безусловно, в каждом конкретном случае возможно приме­нение не только описанных нами узлов - их существует несчет­ное множество. Также вероятно появление каких-либо доста­точно новых конструкций. Мы же говорим о тех узлах, которые уже нашли свое применение в технике одинарной веревки, пройдя своеобразный естественный отбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.95 (0.014 с.)