Переправа по навешенной веревке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переправа по навешенной веревке



Способы переправы вброд

 

Способы переправы вброд Глубина брода в метрах при скоростях течения
до 1 м/с до 2 м/с до 3 м/с до 4 м/с
Пешком   0,9 0,8 0,6
Верховыми лошадьми 1,2 1,1   0,8
Телегой в упряжи 0,7 0,65 0,6 0,5
Вьючными лошадьми 0,6 0,5 0,45 0,4
Автотранспортом 0,5 0,45 0,4 0,3

 

Узкие ручьи преодолеваются прыжком, иногда с опорой на палку, первый переправившийся помогает остальным, поддерживать товарищей после прыжка.

Неширокий ручей можно переходить без опоры руками или опираясь о дно длинной палкой.

По воде ходите медленно, не вытаскивая опущенную в воду часть тела, передвигаясь напором, чтобы не плескать воду.

 

Переправа по кладям

 

Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило, преодолеваются по готовым мостам и кладям.

 

Можно использовать упавшие через ручей деревья, проверив предварительно их крепость, и подтащив к ручью (рис. 2, а.). На бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, меша­ющие движению, убирают гнилую кору, насекают или срубают верх, часть ствола, скользкую поверхность посыпают песком.

Если последние не имеют перил и неустойчивы, то первым их переходит опытный ту­рист. Он опробует переправу и организует страховку других чле­нов группы с помощью шеста или руки. Переправа по клади требует навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры. Эти навыки необходимо тренировать до выхода в поход. Для лучшего сохранения равновесия при переходе клади каждому следует иметь длинную палку.

Наиболее трудно удержаться на бревне, если оно качается в горизонтальной плоскости. Несколькими пружинящими приседа­ниями эти колебания обычно можно погасить или перевести в вертикальную плоскость, что причиняет меньше неудобств для ту­ристов.

а б

Рис. 2. Переправа по клади: а – укладка бревна;

б – движение по клади; 1 – кладь (бревно); 2 – перила (страховка).

 

Иногда рядом с кладью на высоте плеча натягивают веревочные перила (рис. 2, б) или держат шест, если предстоит переправа по «клади» через глубокую реку с быстрым течением. Веревка должна быть натянута туго, без провиса, на уровне плеча или головы переправляющегося, несколько в стороне от бревна. Участников нужно предупредить, что на веревку не следует опираться, а держаться за нее нужно осторожно. В особо опасных местах каждого переправляющегося дополнительно страхуют с берега веревкой, которая обвязывается вокруг груди туриста.

 

Переправа вброд

 

Переправа вброд без веревки. Переправы вброд на реках со срав­нительно спокойным течением могут быть различными: в одиночку с шестом, которым упираются навстречу течению; вдвоем, встав лицом, друг к другу и положив вытянутые руки на плечи товари­ща; группой в 3-4 человека («таджикский способ»), встав стен­кой таким образом, чтобы наиболее сильные и рослые туристы были с краев, или в круг, обняв друг друга за плечи (рис. 3). При переправе вброд без веревки следует руководствоваться табл. 2.

 

Рис. 3. Переправа вброд(«таджикский способ»).

 

В любом случае место переправы выбирают после предвари­тельной разведки на возможно более широком, на перекатах, а, следовательно, и более мелком участке реки. Руководитель или сильный хорошо плавающий участник ПВД предварительно с шестом должен определить место брода, проверить - нет ли ям, исследовать характер дна.

Если из воды торчат крупные камни, нужно идти чуть ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена.

Переходить реку с каменистым дном или дном, характер кото­рого неизвестен, надо с обутыми ногами, сняв ту одежду, которая может увеличить напор воды. Каждый шаг следует делать осто­рожно, ощупывая дно ногой.

Реки с каменистым дном следует строго переходить в обуви, надев толстые шерстяные носки.

Переправляться все должны строго в выбранном месте, а руководитель, стоя ниже по течению должен быть готов оказать необходимую помощь.

При быстром течении реки, хорошо переправляться с шестами, опираясь ими выше по течению.

Переправа вброд с помощью веревок. Осуществляется на бо­лее бурных реках. Первым водный поток переходит наиболее фи­зически крепкий и опытный турист (рис. 4, а). Его задача – перенести на противоположный берег конец основной веревки, который прикреп­ляется к нему узлом «булинь». Чтобы турист мог сво­бодно плыть, если поток собьет его с ног, «булинь» завязывается не на груди, а на спине.

а б

Рис. 4. Переправа вброд с помощью веревок: а – с шестом; по веревке со страховкой; 1 – основная веревка;

2 – страховка.

Кроме того, к туристу карабином пристегивается вспомога­тельная веревка, другой конец которой двое страхующих держат в руках, стоя на берегу ниже по течению. Выдача веревок вслед переправляющемуся должна производиться аккуратно, чтобы не мешать его движению и чтобы веревки не полоскались по воде. Перенесенный конец надежно крепится на берегу к дереву, ска­лам, основанию крепкого кустарника или к искусственным опорам из кольев, каменных туров и т. п. (рис. 5). Затем с помощью вспомогательной веревки со схватывающими узлами основная веревка туго натягивается над поверхностью воды.

а б

в

Рис. 5. Способы крепления веревки: а – за дерево;

б – за камни; в – при помощи искусственных сооружений.

 

Прикрепившись к таким перилам с помощью грудной обвязки и карабина (расстояние от груди до основной веревки должно быть короче длины рук) (рис. 4, б), туристы поочередно переходят реку приставным шагом, держась за перила обеими руками, и страхуются вспомогательной верёвкой, закре­плённой за скользящий по перилам кара­бин.

 

Рюкзаки обычно транспортируют по перильной верёвке отдельно.

Двигаться приходится боком, перебирая руками веревку, лицом навстречу течению. Тело для лучшего сопротивления напору воды следует откинуть назад. В случае срыва туриста вытягивают на берег с помощью вспомогательных веревок (вперед или назад).

Поскольку такая переправа обычно длится долго, на берегу рекомендуется разжечь костер для обогрева и просушки вещей.

 

Переправа с лошадьми

 

С лошадьми вброд переправляются вер­хом (в седле или на крупе лошади позади караванщика) либо пешком по одному или по двое, держась за седло и ремни сбруи сбоку от лошади, ниже её по течению (рис. 6). Рюкзаки и другие грузы переправляют на лошадях отдельно.

 

Рис. 6. Переправа с лошадью вброд.

 

Переправа по камням

 

Часто применяют переправы по камням, основная опасность – камни, покры­тые водорослями или плёнкой льда. Пере­правляются по камням в ботинках или кроссовках либо в кедах и тапочках с натянутыми поверх шерстяными носками.

Переправа в плавь

 

Переправа вплавь через неширокие, но глубокие реки применяется только при обязательном условии, что все участники похода хорошо плавают.

Удобным местом для нее служат глу­бокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не сле­дует стремиться пересечь преграду по кратчайшему пути.

Для переправы рюкзаков и других вещей используют подручные средства - плотики, набитые сеном или соломой палатки, которые в дальнейшем нужно толкать по воде перед собой.

В некоторых случаях первый турист переправляется вплавь с охранением веревкой. Затем она используется для перетаскивания плота и помощи другим участникам группы, которые могут стра­ховаться, придерживаясь на воде за любой не тонущий предмет – бревно, доску, вязанку хвороста или надежно упакованный в непромокаемый материал и плотно перевязанный рюкзак.

Привалы и ночлеги

 

Туристский бивакэто отдых участников похода, место, где они питаются, спят и готовятся к дальнейшему пути, это костер, очаг, укрытие от непогоды. В зависимости от продолжительности биваков они подразделяются на малый привал, обеденный привал, ночлег, дневку. Организация привала или ночлега заключается в том, чтобы правильно выбрать для него место, хорошо подготовить площадку, поставить палатки, развести костер и обеспечить безопасность лагеря от стихийных сил природы.

Требования безопасности к местам привалов и ночлегов. Не рекомендуется останавливаться лагерем на затопляемых речных отмелях, в руслах пересохших потоков или на низменных островах.

Чтобы не подвергать себя риску поражения атмосферным электричеством, нельзя останавливать­ся при надвигающейся грозе на гребнях, вершинах холмов, перевалах.

В лесу следует быть осторожным с огнем и не разбивать лагерь непосредственно чаще хвойного леса или в сухом кустарнике. Рядом с выбранной площадкой не должны стоять гнилые или подрубленные деревья, иначе внезапно налетевший шквал или удар молнии может повалить их на туристов.

Главное при организации зимнего привала – обеспечение активно­го участия в бивачных работах всех туристов. Только так можно про­вести его быстро и предупредить охлаждение организма при вынуж­денной бездеятельности на морозе.

 

Подготовка площадки для установки палатки

Выбранное место очищают от кочек, камней, шишек. Для нормального сна важно, чтобы площадка была горизонтальной. В горной местности с этой целью выкладывают площадку плоскими камнями. В край­нем случае, палатку ставят так, чтобы головы туристов были выше ног. Зимой при неглубоком снежном покрове для палатки роется яма. В других случаях ограничиваются утаптыванием снежной площадки и выравниванием ее.

Палаточную площадку желательно ориентировать «входом» на открытое место – опушку, реку, озеро. При ветре палатка ставится с таким расчетом, чтобы ветер дул в ее торец, т. е. заднюю стенку.

Некоторые туристы сооружают вокруг палатки ров для сбора и отвода дождевой воды. Лучше этого не делать: современные палатки и полиэтиленовый тент и так защитят от дождя, а лагерная поляна не изуродуется лишним «шрамом».

 

Заготовка топлива

 

Дрова для костра. При заготовке топлива следует, однако, иметь в виду, что сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые 2-3 мин; осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно «стреляют» искрами.

Для приготовления пищи лучше использовать валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если нужно развести большой жаркий костер, например, зимой при вынужденном ночлеге, наилучшими будут дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя.

Заготовка дров. Травмы часто бывают при заготовке дров. Остро отточенный топор при неумелом обращении может привести к тяжелым ранениям. Не умеющих обращаться с топором следует перед походом обучить рубке.

Если на дрова ис­пользуются неразделанные стволы крупных деревьев – следи­те, чтобы дети правильно обрубали сучья. Рубщик должен находиться по другую сторону ствола от обрубаемых веток. Не следует разрешать пилить и переносить длинные бревна. Луч­ше на месте распиливать бревно на короткие чурбаки. Тем са­мым предотвращаются переноска чрезмерных тяжестей и свя­занные с этим травмы.

Бревно при пилке следует удобно и надежно располагать. Аккуратно надо обращаться с двуручной пилой. Наточенная и разведенная пила доставит меньше неприятностей, нежели тупая. Пилит она равномерно, без заклинивания, и, следователь­но, без рывков, после которых часто пила оказывается на паль­цах пильщиков.

Кропотливо учите детей правильно работать топором (рис. 9). Пусть они не пытаются рубить толстые ветки поперек. Другие нарушения – работа с топором без обуви, без брюк, рубка на камнях. Опасно рубить подпружиненные ветки, которые нахо­дятся в изогнутом состоянии.

 

 

Рис. 9. Рубка дров.

 

Для рубки веток и колки дров надо отводить место в сторон­ке. Работающий с топором должен постоянно смотреть, чтобы рядом никого не было.

Дрова всегда должны быть заготовлены впрок. Мало того, что из-за нехватки дров не вовремя будет готова пища, так еще в спешке готовя дрова, ребенок получит травму.

Руководитель сам персонально должен следить за насадкой топора и состоянием топорища. Не дожидайтесь сползания то­пора с топорища. Его следует при этом на время (лучше всего на ночь) положить в воду, размочить. Если люфт слишком велик – вбить в топорище предварительно клин.

Топор и пила требуют осторожности и при хранении. Клади­те их так, чтобы никто не мог случайно на них наступить или зацепиться. Лучше, если на них в свободное от работы время надеты чехлы.

Валка сухостоя. Заготавливая для костра сухостой, сначала определяют естественный наклон дерева и место возможного его падения, затем просматривают вероятный путь падающего дерева, чтобы убе­диться в том, что оно не зависнет на соседних кронах, и только после этого с той стороны, куда намечено валить дерево, делают подруб или подпил на треть диаметра ствола.

Второй подруб (подпил) делают с противоположной стороны примерно на ладонь выше первого. Подрубая дерево, надо чередовать нанесение ударов под острым углом с прямыми ударами, которыми «выбирают» древесину. Если дерево не падает под действием собственного веса, используют деревянный клин или рычаг-вагу, которыми направляют его падение на свободную площадку. При этом не­обходимо соблюдать меры предосторожности. Людей не должно быть не только на месте предполагаемого падения, но и сзади дерева, так как оно может отскочить назад комлем.

Особенно осторожным следует быть в ветреную погоду, при на­личии рядом гнилых или ослабленных деревьев. Нельзя валить дерево в сумерках, как и оставлять неповаленным подрубленное или подпи­ленное дерево.

Если дерево достаточно толстое, для его валки следует использовать двуручную пилу. Определить, имеет ли турист дело с живым или засохшим на корню деревом, можно по его вершине (но не по коре или нижним ветвям). Если вершина сухая, значит, и все дерево су­хое.

При рубке деревьев и переноске бревен можно попасть под бревно и получить тяжелые травмы.

При рубке деревьев удалять всех туристов в радиус более вы­соты дерева, следить за направлением падающего ствола. Не бро­сать бревно, а осторожно класть его на землю. Быть особенно ос­торожным около конца передвигаемого бревна, не подсовывать рук под бревно, перетаскиваемое по земле.

Лазать по деревьям только в обуви с резиновой подошвой, если надо – организовать страховку.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К Разделу III

Приложение № 1

Российской Федерации

 

Поисково-спасательное формирование Почтовый адрес Телефоны
Центральный региональный спасательно-пожарный центр МЧС России экспериментальный) (ЦРСПЦ), Центральный региональный поисково-Спасательный отряд 143968, Московская обл., г. Реутов, ул. Победы, д.33 (495) 528-02-91
Государственное учреждение "Северо-Западный РПСО МЧС России" 119126, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д.5 (812) 318-25-63, 312-52-15
ПСП "Красная Горка" СЗРПСО 188532, Ленинградская обл., Ломоносовский район, форт Красная Горка
ОПСП г. Новгород 173001, г. Великий Новгород, Мининский пер., д. 7 (8162) 17-25-70
ОПСП г. Кировск 134250, Мурманская обл., г. Кировск, ул. Советской Конституции, д.3 (81531) 6-88-95
Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области 236009, г. Калининград, ул. Герцена, д. 34а (0112) 58-44-14
ГУ "Приволжско-Уральский РПСО" МЧС России 620007, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км (3432) 261-90-31
Приволжский ПСО 450071, г. Уфа, ул. Менделеева, д.162/2, а/я 84 (3472) 32-33-75, 37-10-08
ФГУ Сибирский РПСО МЧС России 660053, г. Красноярск, пр. Авиаторов, д. 2, корп. N3, в/ч 15543 (Для СРПСО) 660074, г. Красноярск, ул. Ленинградская д.42 (3912) 671-672 679-577 471-803
Южно-Сибирское ПСП 655010, Республика Хакассия, г. Абакан, пр. Северный, д. 1 (39022) 3-14-61
Западно-Сибирский ПСО МЧС России им. В.В. Зюкова (филиал СРПСО) 656031, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д.190 (3852) 62-29-00
Алтайское республиканское ПСП 659700, г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д.26 (38822) 2-29-14
Тувинский ПСО МЧС России 667007, г. Кызыл, ул. Правобережная, д.7 (39422) 9-02-69
Байкальский ПСО МЧС России Иркутская область, Иркутско-сельский район, п. Никола (83952)-287-973 (974/975/976/977)
Сахюртинское ПСП 666134, Иркутская обл., Ольхонский р-н, пос. Сахюрта, -
Слюдянское ПСП Иркутская обл., г. Слюдянка, ул. Мостовая,д. 2а (39544) 2-49-11
Посольское ПСП 671202, Бурятия, Кобанский р-н, пос. Посольское, ул. Советская, д.14 9-29-11
Баргузинсое ПСП 671623, Бурятия, п. Усть-Баргузин, ул. Набережная, д.2 9-19-11
Северо-Байкальское ПСП 671717, Бурятия, г. Северобайкальск, ПЧ-9 (30139) 2-09-30
ГУ Дальневосточный РПСО МЧС России 680505, Хабаровский край, Хабаровский р-н, с. Ракитное, 93-56-42
Сахалинский ПСО МЧС России им. В.А. Полякова (филиал ДРПСО) 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, д.217 (4242) 75-14-88
ГУ "Южный РПСО" МЧС России 354003, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пластунская, д.151, "А" (8622) 68-01-01, 68-02-02, 68-03-03
Краснополянское ПСП 354594, Краснодарский край, г. Сочи, пос. Красная Поляна, ул.Защитников Кавказа, д. 122, "А" (8622) 43-74-22, 43-70-77
Эльбрусский ПСО МЧС России 361605, Кабардино-Балкарская Республика, Эльбрусский р-н, п. Терскол (86639) 7-14-89
Ставропольский ПСО МЧС России 355007, г. Ставрополь, ул. Огородная, д. 6 (8652) 36-94-75, 36-53-75
Северо-Осетинский ПСО МЧС России 362035, г.Владикавказ, пр. Коста, д. 273 (8672) 74-41-03, 74-58-34
Чеченский ПСО МЧС России 364051, г. Грозный, ул. Гаражная, д. 7 (87122) 2-29-81
Адыгейский ПСО МЧС России 385002, г. Майкоп, пер. Глухой, д. 3 (87722) 52-32-01, 57-19-11
Краснодарский ПСО им. В.М. Нархова 350063, г. Краснодар, ул. Кубано-Набережная, д.3 (8612) 268-57-71
Дагестанский ПСО МЧС России 367015, г. Махачкала, ул.Эрлиха, д. 17 (8722) 67-23-85
Карачаево-Черкесский ПСО МЧС России 369000, г. Черкесск, просп. Ленина, д. 272 "а" (8782) 26-73-61, 26-74-60
Томская областная поисково-спасательная служба 634059, Томск, пер.Путевой, 38 pss.tomsk.ru оп.деж. (3822) 77-99-86 факс/тел. (3822) 77-77-81

ЛИТЕРАТУРА

 

1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания / Авт.-сост. Н.Б. Садикова. – Мн.: Современный литератор, 2005. – 352 с.

2. А.А. Алексеев. Питание в туристском походе, издание девятое, дополненное. – М.: 2005, 64 с., ил.

3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

4. Кирилинская Л.В. Кулинария. – Минск: Изд-во «Аурика», 1996. – 560 с.; ил.

5. Кириллова Т.Г. Тетрадь для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Физиология» (№ 1). Методическое руководство. – Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 2005. – 56 с.

6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста – Одесса, «ВМВ», 2003. – 256 с.: 48 с. ил.

7. Краткий справочник туриста/Автор-сост. Ю.А. Штюрмер. – 3-е изд. и доп. – М.: Профиздат, 1985. – 272 с.

8. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).

9. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с., ил.

11. Питание в туристском путешествии. – М.: Профиздат, 1986. – 176 с. – (Мир туристских интересов).

12. Полевая аптечка. Рекомендации для туристских и экспедиционных групп / Авт.-состав. Ю.А. Боголюбовский. – М.; 1998. – 43 с.

13. Селяунов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 123 с.

14. Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей: Вып. 5: Спортивный туризм: туристское многоборье: В 2 ч. Ч. 1. Базовая, начальная и учебно-тренировочная туристско-спортивная подготовка. – М.: Советский спорт, 2003. – 128 с.

15. Спутник туриста. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 494 с.

16. Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. – 528 с. – ил.

17. Федотов Ю.Н., Востокова И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.: ил.

18. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с., ил.

19. Шамгуллин А.З. Организация и проведение туристских походов со школьниками. Методические рекомендации. – Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 1998. – 40 с.

20. Шамгуллин А.З. Рациональное питание туриста. Методические рекомендации. – Набережные Челны: Изд-во КамГИФК, 1998. – 26 с.

21. Энциклопедия туриста / Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607 с.: ил.

22. В. Пашков, В. Рыбаков. Организация питания // Турист. – 1988. – № 5. – С. 48.

23. Л. Ганиченко. Полевая кухня // Турист. – 1988. – № 1. – С. 35.

24. http://www.slovari.yandex.ru

25. http://www.tssr.ru

 

Способы переправы вброд

 

Способы переправы вброд Глубина брода в метрах при скоростях течения
до 1 м/с до 2 м/с до 3 м/с до 4 м/с
Пешком   0,9 0,8 0,6
Верховыми лошадьми 1,2 1,1   0,8
Телегой в упряжи 0,7 0,65 0,6 0,5
Вьючными лошадьми 0,6 0,5 0,45 0,4
Автотранспортом 0,5 0,45 0,4 0,3

 

Узкие ручьи преодолеваются прыжком, иногда с опорой на палку, первый переправившийся помогает остальным, поддерживать товарищей после прыжка.

Неширокий ручей можно переходить без опоры руками или опираясь о дно длинной палкой.

По воде ходите медленно, не вытаскивая опущенную в воду часть тела, передвигаясь напором, чтобы не плескать воду.

 

Переправа по кладям

 

Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило, преодолеваются по готовым мостам и кладям.

 

Можно использовать упавшие через ручей деревья, проверив предварительно их крепость, и подтащив к ручью (рис. 2, а.). На бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, меша­ющие движению, убирают гнилую кору, насекают или срубают верх, часть ствола, скользкую поверхность посыпают песком.

Если последние не имеют перил и неустойчивы, то первым их переходит опытный ту­рист. Он опробует переправу и организует страховку других чле­нов группы с помощью шеста или руки. Переправа по клади требует навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры. Эти навыки необходимо тренировать до выхода в поход. Для лучшего сохранения равновесия при переходе клади каждому следует иметь длинную палку.

Наиболее трудно удержаться на бревне, если оно качается в горизонтальной плоскости. Несколькими пружинящими приседа­ниями эти колебания обычно можно погасить или перевести в вертикальную плоскость, что причиняет меньше неудобств для ту­ристов.

а б

Рис. 2. Переправа по клади: а – укладка бревна;

б – движение по клади; 1 – кладь (бревно); 2 – перила (страховка).

 

Иногда рядом с кладью на высоте плеча натягивают веревочные перила (рис. 2, б) или держат шест, если предстоит переправа по «клади» через глубокую реку с быстрым течением. Веревка должна быть натянута туго, без провиса, на уровне плеча или головы переправляющегося, несколько в стороне от бревна. Участников нужно предупредить, что на веревку не следует опираться, а держаться за нее нужно осторожно. В особо опасных местах каждого переправляющегося дополнительно страхуют с берега веревкой, которая обвязывается вокруг груди туриста.

 

Переправа вброд

 

Переправа вброд без веревки. Переправы вброд на реках со срав­нительно спокойным течением могут быть различными: в одиночку с шестом, которым упираются навстречу течению; вдвоем, встав лицом, друг к другу и положив вытянутые руки на плечи товари­ща; группой в 3-4 человека («таджикский способ»), встав стен­кой таким образом, чтобы наиболее сильные и рослые туристы были с краев, или в круг, обняв друг друга за плечи (рис. 3). При переправе вброд без веревки следует руководствоваться табл. 2.

 

Рис. 3. Переправа вброд(«таджикский способ»).

 

В любом случае место переправы выбирают после предвари­тельной разведки на возможно более широком, на перекатах, а, следовательно, и более мелком участке реки. Руководитель или сильный хорошо плавающий участник ПВД предварительно с шестом должен определить место брода, проверить - нет ли ям, исследовать характер дна.

Если из воды торчат крупные камни, нужно идти чуть ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена.

Переходить реку с каменистым дном или дном, характер кото­рого неизвестен, надо с обутыми ногами, сняв ту одежду, которая может увеличить напор воды. Каждый шаг следует делать осто­рожно, ощупывая дно ногой.

Реки с каменистым дном следует строго переходить в обуви, надев толстые шерстяные носки.

Переправляться все должны строго в выбранном месте, а руководитель, стоя ниже по течению должен быть готов оказать необходимую помощь.

При быстром течении реки, хорошо переправляться с шестами, опираясь ими выше по течению.

Переправа вброд с помощью веревок. Осуществляется на бо­лее бурных реках. Первым водный поток переходит наиболее фи­зически крепкий и опытный турист (рис. 4, а). Его задача – перенести на противоположный берег конец основной веревки, который прикреп­ляется к нему узлом «булинь». Чтобы турист мог сво­бодно плыть, если поток собьет его с ног, «булинь» завязывается не на груди, а на спине.

а б

Рис. 4. Переправа вброд с помощью веревок: а – с шестом; по веревке со страховкой; 1 – основная веревка;

2 – страховка.

Кроме того, к туристу карабином пристегивается вспомога­тельная веревка, другой конец которой двое страхующих держат в руках, стоя на берегу ниже по течению. Выдача веревок вслед переправляющемуся должна производиться аккуратно, чтобы не мешать его движению и чтобы веревки не полоскались по воде. Перенесенный конец надежно крепится на берегу к дереву, ска­лам, основанию крепкого кустарника или к искусственным опорам из кольев, каменных туров и т. п. (рис. 5). Затем с помощью вспомогательной веревки со схватывающими узлами основная веревка туго натягивается над поверхностью воды.

а б

в

Рис. 5. Способы крепления веревки: а – за дерево;

б – за камни; в – при помощи искусственных сооружений.

 

Прикрепившись к таким перилам с помощью грудной обвязки и карабина (расстояние от груди до основной веревки должно быть короче длины рук) (рис. 4, б), туристы поочередно переходят реку приставным шагом, держась за перила обеими руками, и страхуются вспомогательной верёвкой, закре­плённой за скользящий по перилам кара­бин.

 

Рюкзаки обычно транспортируют по перильной верёвке отдельно.

Двигаться приходится боком, перебирая руками веревку, лицом навстречу течению. Тело для лучшего сопротивления напору воды следует откинуть назад. В случае срыва туриста вытягивают на берег с помощью вспомогательных веревок (вперед или назад).

Поскольку такая переправа обычно длится долго, на берегу рекомендуется разжечь костер для обогрева и просушки вещей.

 

Переправа с лошадьми

 

С лошадьми вброд переправляются вер­хом (в седле или на крупе лошади позади караванщика) либо пешком по одному или по двое, держась за седло и ремни сбруи сбоку от лошади, ниже её по течению (рис. 6). Рюкзаки и другие грузы переправляют на лошадях отдельно.

 

Рис. 6. Переправа с лошадью вброд.

 

Переправа по камням

 

Часто применяют переправы по камням, основная опасность – камни, покры­тые водорослями или плёнкой льда. Пере­правляются по камням в ботинках или кроссовках либо в кедах и тапочках с натянутыми поверх шерстяными носками.

Переправа по навешенной веревке

 

Навесные переправы наводят через реки, овра­ги, каньоны, ледовые трещины. Переправ­ляются по туго натянутой одинарной или сдвоенной верёвке на скользящих по ней карабинах или по мосту из жердей, подвешенных на репшнурах к двум параллельно натянутым верёвкам (жердевой мост сооружают при необходи­мости многократных переходов либо при многочисленной группе, когда опасен износ верёвок от трения карабинов).

При боль­ших пролётах навешивают две верёвки (одну за другой), каждая из которых кре­пится отдельно с дополнительными опорами на берегах из шестов, камней и т. п.

Верёвку на противоположный берег забрасывают так, чтобы она зацепилась за камень, пень или ствол дерева (для этого привязывают камень, «кошку» или ледоруб), либо переносят, переправляясь вброд, вплавь или на лошади, сначала только вспомогательную верёвку, а затем с её помощью вытяги­вают основную веревку.

Иногда первый участник переходит реку в более доступном, но уда­лённом от основного маршрута месте. Верёвки для навесных переправ натягивают при помощи карабинов, схватывающих узлов или жюмаров.

Рис. 7. Навесная переправа: 1 – веревка; 2 – страховка.

Переправляющиеся пристёгива­ются к натянутой верёвке двумя караби­нами: от переднего скрещения грудной обвязки и от «беседки» (рис. 7). К переднему карабину привязывают середину вспомо­гательной верёвки, с помощью которой участников переправы и их рюкзаки перетягивают на другой берег.

После переправы большинства участников и грузов верёвки переналаживают, чтобы снять их после перехода замыкающего. Иногда на опасных участках горных рек для дополнительной страховки организуют спасательный пост («пост перехвата») в 20-30 м от места переправы ниже по течению, на ожидаемой линии сноса упавшего в воду туриста.

 

Рис. 8. Переправа рюкзака.

 

Рюкзаки и другие грузы переправляют по веревке отдельно (рис. 8).

 

Переправа в плавь

 

Переправа вплавь через неширокие, но глубокие реки применяется только при обязательном условии, что все участники похода хорошо плавают.

Удобным местом для нее служат глу­бокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не сле­дует стремиться пересечь преграду по кратчайшему пути.

Для переправы рюкзаков и других вещей используют подручные средства - плотики, набитые сеном или соломой палатки, которые в дальнейшем нужно толкать по воде перед собой.

В некоторых случаях первый турист переправляется вплавь с охранением веревкой. Затем она используется для перетаскивания плота и помощи другим участникам группы, которые могут стра­ховаться, придерживаясь на воде за любой не тонущий предмет – бревно, доску, вязанку хвороста или надежно упакованный в непромокаемый материал и плотно перевязанный рюкзак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.154 с.)