Хокинс и история строительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хокинс и история строительства



 

Астроном, а ещё лучше сказать, палеоастроном Дж. Хокинс в своей книге предупреждал читателей о том, что в астрономии существует несколько циклов, имеющих влияние на дальнейшие открытия, связанные со Стоунхенджем. Во-первых, земная ось медленно описывает конус к плоскости орбиты Земли, замыкая круг за 26 000 лет. Кроме того, ось «кивает» (40 000-летний цикл). И, наконец, форма эллиптической орбиты Земли вокруг Солнца имеет период изменений 92 000 лет.

Изображение Стоунхенджа в книге «Стоун-Хенг восстановленный», которое считается принадлежащим Иниго Джонсу и показывает, каким он представляет себе этот памятник

 

И о народах, населявших Англию. В конце каменного века так называемый уиндмиллхиллский народ, оставивший о себе память в виде каменных и костяных орудий труда и охоты, занимался разведением крупного рогатого скота и, скорее всего, земледелием, первым и начал строительство в Солсберийской долине. «После 2000 года до н. э. туда явились бикеры, а с ними — бронзовый век».

Своё название «бикеры» народ получил по имени чаш для питья, которые укладывались в могилу вместе с покойником. Также в могилах находили кинжалы, топоры, мечи и копья. Трупам бикеры придавали сидячее положение с подтянутыми к подбородку коленями. К 1500 году до н. э. мертвецы уже кремировались. Круглыми могилами бикеров усеяна вся Солсберийская долина и близлежащие районы. Могилы отмечены насыпными холмиками, напоминающими курганы, реже — курганами.

Вскоре после появлении бикеров на равнине появились так называемые уэссекцы, менее воинственные, чем бикеры. Народ торговал, занимался земледелием и добывал руду. Погребения их вождей богаты и содержат украшения и предметы из Египта, Ирландии, с Балтики, Крита, из Центральной Европы. Стюарт Пиггот, археолог и специалист по Стоунхенджу, считает уэссекцев выходцами из Бретани. А В. Гордон Чайльд называл их продуктом Уэссекса, производным от бикеров.

Дж. Хокинс же считает эти три народа — авторами Стоунхенджа и других памятников Солсбериискои равнины.

Датировка, приводимая Хокинсом с точностью до столетии: Стоунхендж был построен в период между 1900 и 1600 годами до н. э. Строительство осуществлялось в три этапа.

Стоунхендж I, согласно новейшим методам археологических датировок, построен около 1900 года до н. э. Вначале был сделан кольцевой ров с двумя насыпными валами по обе стороны рва, незамкнутые со стороны северо-востока. Перед входом в кольцо напротив концов рва выкопаны четыре лунки, в которых могли устанавливаться деревянные столбы, а впрочем, назначение их неизвестно. На перемычке, на одной линии с концами внутренней насыпи (вала), сделаны еще две лунки, где, возможно, были вкопаны вертикальные камни, которых сейчас нет. Зато третий камень, известный как Пятый, вкопан в 30 метрах от кольца к юго-востоку от оси входа. Позднее его обкопали рвом, а ров заполнили дробленым мелом. Внутри кольца были выкопаны так называемые «лунки Обри» в виде «замкнутого» кольца из 56 лунок.

Внешний вал представлял из себя почти правильный круг диаметром 115 метров. Насыпь — шириной 2,5 метра и высотой 0,5–0,8 метра. За валом непосредственно начинался ров, который, скорее всего, служил просто карьером, поскольку состоит и сейчас из отдельных неравномерных ям с перемычками. Ширина ям — от 3 до 6 метров, глубина — от 1,3 до 2,1 метра. О том, что глубина рва не была связана с назначением Стоунхенджа, говорит то, что он оказался забит случайным мусором — кирками из оленьих рогов, скребками из бычьих лопаток, мозговыми костями, глиняными черепками. Но эти находки дали возможность современным археологам датировать время первого этапа строительства.

От внутреннего края рва поднимается внутренний вал диаметром около 100 метров, шириной 6 метров и высотой более 1, 8 метра (выше роста человека), предназначенный, видимо, скрыть от взгляда «недостойных» священное место.

Вероятно, Пяточный камень — самый первый камень, установленный в Стоунхендже. Длина его 6 метров, ширина 2,4 метра, толщина — 2,1 метра. Вес — 35 тонн. Песчаник типа «сарсен» встречается в 30–35 километрах от памятника, в Марлборо-Дауне. Камень наклонен в сторону круга на 30°. Из всех сарсенов Пяточный камень — единственный, не носящий признаков обработки. Термин «Пяточный камень» ввел Джон Обри: он носит (вернее, должен носить) след «пяты босоногого монаха». Однако истинная метка, схожая с упомянутой, находится на совершенно другом сарсене — под № 14. Углубление, по утверждению знатока Стоунхенджа Р. Аткинсона, имеет след правой стопы «значительно большей, чем моя».

Лунки Обри неглубоки (от 0, 6 до 1,2 метров), в поперечнике — от 0, 8 до 1, 8 метров. Формы их разнообразны, а расположение очень упорядоченно. Круг диаметром 87,8 метра, по которому с периодом в 4, 8 метра расставлены лунки, — большое инженерное достижение того времени. Максимальное отклонение от радиуса — 48 сантиметров, а от среднего расстояния между лунками — 53. Лунки заполняли дробленым мелом. Позже мел выкапывался и вновь засыпался в лунки, перемешанный с кремированными человеческими костями. Некоторые лунки вскрывались по нескольку раз. Кроме костей, в лунки помещали клинья и костяные булавки, связанные каким-то образом с погребением. Однако в некоторых лунках до нашего времени сохранился первозданный дробленый мел. Всего кремированных останков найдено более 55. Но, во-первых, точное число останков учесть невозможно из-за недобросовестных раскопок господина Хели, а во-вторых, вероятно, среди них есть уже и останки современных друидов.

К первому этапу Хокинс относит и установку четырех «опорных» камней, примерно на кольце лунок Обри. Они образовывали прямоугольник со сторонами: длинные — перпендикулярны оси входа, короткие — параллельны ей. Только два сарсена из четырех сохранились. Формы и размеры их не совпадают. Один из них длиной 2,7 метра теперь упал на внутренний склон вала, другой — длиной 1,2 метра — стоит вертикально. Исчезнувшие камни были окружены рвами, врезавшимися в структуру внутреннего вала. Камни почти не обработаны.

Важность опорных камней Хокинс объясняет с «исторической, геометрической, ритуальной и астрономической точек зрения».

Другой народ — бикеры — строили Стоунхендж II. Этот этап начался в 1750 году до н. э. Бикеры установили первый ансамбль «мегалитов» — 82 голубых камня весом до 5 тонн каждый. Их установили двумя кругами на расстоянии около 1, 8 метра друг от друга ив 10, 5 метра от центра внутреннего кольца. Дополнительными камнями был помечен вход в круг на той же осевой от центра на Пяточный камень. Еще две лунки справа от осевой обозначают направление взгляда, несколько смещенное от Пяточного камня. Эти же строители расширили разрыв между концами рва и провели аллею, 12 метров шириной, окаймленную валами и рвами. Дорога тянулась от входа километра на три, затем сворачивала к реке Эйвон.

Западная часть голубых колец не была построена. В юго-западной части — оставлена пустая яма (на оси от входа через центр). Возможно, в ней стоял так называемый «Алтарный камень». Теперь он лежит недалеко от оси.

Стоунхендж II, как и Стоунхендж I, строился около 100 лет.

Заключительный этап строительства начинался в 1700 году до н. э. Дата определена довольно точно по осколку оленьего рога из-под камня № 56. Авторство приписывается Хокинсом уэссекцам, поддерживавшим связи с Критом, Грецией, Египтом и предками финикийцев. Возможно, в строительстве участвовал иноземный архитектор. Теорию эту поддержал Р. Аткинсон, он обнаружил средиземноморские черты не только в захоронениях, но и в изяществе планировки. К тому же, не считая могильников, это единственное каменное сооружение уэссекцев. Значит, традиция привнесена извне.

Непосредственно возле центра сооружена «подкова» из пяти «трилитов» (групп из двух вертикальных камней и одного горизонтального, уложенного на первые два в виде перемычки сверху). Эти трилиты из сарсена окружены кольцом из 30 вертикально стоящих камней, покрытых горизонтальными. «Подкова» открыта на северо-восток, ось ее совпадает с осью входа. Это сооружение, вместе с Пяточным камнем, Хокинс называет Стоунхенджем IIIA. Трилиты имеют высоту 6, 6,5 и 7,2 метра (вместе с перекладиной). Камень № 56, самый большой в сооружении и во всей Британии (из обработанных), весит 50 тонн.

Для увеличения прочности в каменной связке применён принцип деревянного строительства — способ «гнезда и шипа». Расстояние между вертикальными камнями, составляющими трилит, меньше 30 сантиметров. Визуальный эффект вертикальности подкрепляется разной кривизной граней (внешняя кривизна больше внутренней).

Вертикальные камни кольца весят по 25 тонн каждый. Вертикальным камням придана вогнутость, а перекладинам — выпуклость в местах соединений: они как бы «упали» в лунки. В торцах перекладин сделаны выступы и пазы. Диаметр окружности кольца — 29,6 метра. Камни № 1 и № 30 (около оси) поставлены на 30 сантиметров дальше друг от друга, чем другие камни кольца. Центр этого сарсенового кольца на 0,9 метра севернее, чем центр кольца из лунок Обри.

Под вопросом камень «Эшафот» — сарсен длиной 6, 3 метра ушел в землю на всю длину, почти по самую верхнюю грань. Хокинс считает, что строители нарочно закопали его, столкнув сарсен в яму, чтобы было видно Пяточный камень. Возле него самый навредивший раскопщик подполковник Хели откопал бутылку портвейна, закопанную Уильямом Каннингтоном.

Стоунхендж IIIB строился следом за Стоунхенджем IIIA. На этом этапе около 20 голубых камней, убранных затем для возведения сарсенов, вкопали овалом внутри «подковы». Затем овал разобрали. Причины тех и других действий археологи не выяснили. Также оставлены две лунки Y и Z. Именно после их устройства и был разобран овал внутри «подковы». Лунки Y и Z неравномерны, их всего 58, на дне каждой найден осколок голубого камня, а заполнены они землей, но на дно успел натечь плотный слой мела. Многие считают, что земля, заполняющая лунки, принесена не строителями, а ветром. Этим объясняется и ее мелкозернистая структура.

Стоунхендж IIIC завершён около 1600 года до н. э. Внутри «подковы» из трилитов (новая устроена из голубых камней) установили другую подкову. Между сарсеновой «подковой» и сарсеновым кольцом вкопали круг из голубых камней. Круг, состоящий из двух неравных «половин» с разными радиусами. Хокинс выяснил, что древние строители Стоунхенджа таким образом искусственно занижали значение числа p («пи») — соотношения между длиной окружности и ее диаметром, являющегося геометрической постоянной, для удобства своих расчетов доводя её до значение 3,0.

 

Хокинс и его открытия

 

Дж. Хокинс обнаружил, каким образом транспортировались камни к Стоунхенджу. Из различных сортов самый дальний — голубой долерит — из Уэльса (с гор Преселли). По прямой это 210 километров. Морем и по реке — 380. Сюда же включаются и километров 40 по суше, на катках. Крупные сарсены и сейчас есть в Марлборо-Дауне: они разбросаны по поверхности… и в просторечии именуются Серыми Баранами. «Для транспортировки по суше одного такого камня требовалось около 1000 человек. Другой возможный вариант пути — по реке Эйвон, тогда на сушу остается всего около трети расстояния. Затраты на все строительство, составившие примерно 1,5 миллиона человеко-дней (включая все работы, даже изготовление 60 000 метров кожаных веревок, которыми обвязывали камень), сопоставимы с нынешними затратами развитых держав на космические программы. При этом Стоунхендж для тогдашнего населения Британии значил, конечно, гораздо больше и требовал больших усилий, чем для нынешнего американца — программа освоения космоса. Сопоставлять можно лишь масштабы». Важным заключением было то, что камни действительно все свои, местные, то есть не были заимствованы ни в Африке, ни в Ирландии.

Предположив, что единичный объект типа Стоунхендж лишился бы значительной доли смысла (если не вовсе), Хокинс нашел не менее десятка объектов, подобных Стоунхенджу, или входящих в комплекс, неотъемлемой частью которого является Стоунхендж. Важнейшим открытием было то, что практически все они были древнее Стоунхенджа! А самым значительным из открытого Хокинсом был Вудхендж, отстоявший от Стоунхенджа всего на 3 километра. Его открыли в 1928 году только благодаря начавшимся аэрофотосъёмкам. Вудхендж представляет собой то же самое, что и Стоунхендж, но выполнен из дерева. Сейчас он уже исчез бесследно, а в 1926–1928 годы там вели раскопки супруги Каннингтоны.

На холме Овертон-Хилл в 27 километрах к северу от Вудхенджа находится еще один деревянный памятник — Святилище. И похоже, что на последнем этапе своего существования там тоже было два кольца вертикально вкопанных камней.

Гигантское каменное сооружение в Эйвбери (27 километров к северу от Стоунхенджа) больше разрушилось, чем знаменитый Стоунхендж. А открыт он был тем же Джоном Обри! Однако о нем все успели забыть. Эйвбери растащили в XIV веке. Оставшиеся камни, в отличие от Стоунхенджа, почти не были обработаны. Вероятно, Эйвбери и Вудхендж представляли собой две «генеральные репетиции» Стоунхенджа. Своеобразную «команду дублеров». Вудхендж также ориентирован на точку восхода Солнца, и тоже главный «визир» несколько смещён к юго-востоку от оси. А в 90 метрах от Вудхенджа находятся «Даррингтонские стены» — гигантский круг 450 метров в диаметре, расположенные почти на главной оси Стоунхенджа! В 25 километрах к северу от Стоунхенджа расположен Силбери-Хилл — конический холм с пологими склонами, высота которого составляет 40 метров. Диаметр основания — 180 метров. Назначение неизвестно. Он насыпан на естественной меловой возвышенности. Высота насыпи составляет примерно три четверти холма. Остальная четверть — природная. Работа по отсыпке холма потребовала в два раза больше усилий, чем на Стоунхендж и составляет 3 миллиона человеко-дней.

Схематический план вычислительной машины «Стоунхендж»

 

Гигантские каменные сооружения обнаружены и в Бретани, в окрестностях города Карнак (не путать с Долиной Царей в Египте!). Памятники из мегалитов разбросаны по Франции, Испании, Италии, Греции. Есть на Крите, Мальте, Корсике…

Хокинс не первый применил астрономические знания при изучении Стоунхенджа и других сооружений. В 1901 году астроном Норман Локьер, биография которого плохо изучена, сделал расчет на возможное расположение звезд, при котором осуществлялось строительство Стоунхенджа. Его данные: 1880–1480 годы до н. э. Впрочем, тогда археология не приняла его доводов, ибо он считал восход по появлению верхнего края солнечного диска над горизонтом. Подсчет по первому или последнему лучу дает очень значительную погрешность. Не вдаваясь в подробности, можно лишь сказать, что способ, при котором линия ориентирования памятника проходит через центр и Пяточный камень, отделяет время строительства Стоунхенджа… 6000 год н. э.! То есть памятника как бы пока еще нет… Неудовлетворительны и расчеты Ф. Питри, давшие 730 год н. э.

Хокинс задал электронно-вычислительной машине все возможные направления (азимуты), складывающиеся из камней Стоунхенджа, особенно парных голубых камней двойного кольца, и главные лучи, исходящие из трилитов.

Результат превзошел его ожидания! ЭВМ выдала с огромной степенью точности значение азимутов, которые можно было наблюдать из центра сквозь «окна» в трилитах и направлениях, характерных для 1500 года до н. э. (дата устанавливалась Хокинсом, уже предполагавшим результат), заданных голубыми камнями. Это были направления на Солнце: в день летнего солнцестояния (+24) — восход и заход; в день зимнего солнцестояния (-24) — восход и заход. Это были направления на Луну: +19 и +29 (зимняя Луна низко и высоко); -19 и -29 (летняя Луна высоко и низко), — это для восхода Луны. Такие же цифры были получены для захода Луны в дни солнцестояний.

Погрешность по Солнцу 0,8° и по Луне 1,5° связана больше с параллаксом, чем неточностью задаваемых параметров. Пришлось ввести в обиход понятие погрешности из-за плотности атмосферы при низких и почти нулевых углах наблюдения. Трудно или почти невозможно учесть при расчете лгущую географическую карту, дающую иногда громадную ошибку. Сшибка, или погрешность, зависела и от степени точности разметки, которую делали (ещё тогда!) жрецы.

Хокинс опубликовал свою первую работу с этими открытиями в 1963 году. Статья немедленно получила огромный резонанс. Даже сдержанные археологи сказали: «Аргументы профессора Хокинса не могут окончательно убедить археологов, но он дал им гораздо больше пиши для размышлений, чем любой другой астроном».

«Не остановившись на достигнутом» и припомнив Диодора, Хокинс открыл в Стоунхендже способ предсказывать затмение! Пригодился круг из 5 6 точек — астрономические часы, лунки, по которым двигались упрощенные камни-реперы, пока через 19+19+18 лет действительно не происходило затмение. Причем рассчитать минуту, а возможно, и секунду затмения можно было за несколько дней до него, сопоставляя восход Луны с Солнцем. Идеально настроенный опорный прямоугольник точно указывал на Солнце и Луну, в моменты прохождения светилами летних и зимних крайних точек. Таким образом, Стоунхендж, как обсерватория, был ещё и инструментом предсказаний. А разгадав назначение лунок (56 и 30), Хокинс открыл, что Стоунхендж был ещё и счётно-вычислительной машиной, требовавшей «подстройки» примерно раз в триста лет! Двигая камни-реперы из лунки в лунку каждый день (30 лунок) и каждый год (56 лунок), можно было вычислять фазы луны, полнолуния, 19-летние циклы, лунные и солнечные затмения.

Хокинс нашёл 11 ключевых точек Стоунхенджа, задающих по меньшей мере 16 направлений крайних положений Солнца и Луны. Кроме того, некоторые камни и лунки либо отсутствуют, либо не расшифрованы.

Все расчёты Хокинс произвёл, исходя из времени постройки, датированной по находкам во рве и лунках, — примерно 1500 годом до н. э. А вычисленные на ЭВМ результаты показали, что жрецы считали восходы по последнему лучу, когда светило лежит на горизонте.

 

Стоунхендж-98

 

Астрономы уверенно вмешиваются в «чужую» науку — археологию. В 1990-е годы потрясающие открытия сделаны Робертом Бьювэлом, Робертом Гантенбринком (это специалист по робототехнике) относительно расположения и ориентировки знаменитых египетских пирамид и ацтекских храмов в Теночтитлане. Свой вклад в датировку Великой пирамиды и Сфинкса внесли геологи.

Стоунхендж датировался прежде, с изобретением радиоуглеродного метода по составу изотопа С14, в 1950-е годы. Датировку можно было осуществить лишь по костям или другим предметам из органики, например, деревянным топорищам и т. п. Именно кости и орудия труда и были извлечены из рва и лунок Стоунхенджа. Результат 2000–1600 годы до н. э. на основе радиоуглеродного анализа дали найденные предметы. Иной датировки сооружения ни строители, ни археологи не предложили.

Общеизвестно, что фараоны не особенно мучились угрызениями совести, присваивая себе строительство сооружений (особенно пирамид), построенных значительно раньше чаще безымянными предшественниками. Уиндмиллхиллцы не присваивали право первостроителей Стоунхенджа, они просто пользовались этим (и другими) сооружением. Возможно, что они не строили его! Кем и когда был построен Стоунхендж — вопрос очень непростой. Обратим внимание: Хокинс, разбирая расчеты на ЭВМ, выбрал удобный счёт восхода по нижнему краю диска. А если по верхнему?.. Археологи отвергли систему счета Нормана Локьера за то, что тот считал восход по первому лучу. А если задать другую дату постройки и снова заложить данные в ЭВМ? Может быть, система Локьера подойдет значительно лучше? Ведь время создания Сфинкса и Великой пирамиды геологи относят к XI тысячелетию до н. э.!.. Что если задать время строительства Стоунхенджа не II, а IV, V тысячелетием?.. Может быть, значительно более логичный первый луч «ляжет» в расчёты вернее? Кстати, поправки на прецессию и иные астрономические циклы могут дать и иное время даже при существующей дате — 1900 год до н. э.! Так или иначе, предварительная датировка по орудиям труда не всегда правомерна. Ведь пользуются же Стоунхенджем современные друиды! Даже делают (делали в недавнем прошлом) захоронения. А если археологи будущего потеряют наши данные и захотят по остаткам этих захоронений датировать Стоунхендж?..

Вспомним безумца Уильяма Кэмдена, вдруг догадавшегося, что песчаник не добывали и ниоткуда не вывозили, а делали на месте при помощи «клейкого и вяжущего вещества»!.. Может оказаться, что «пята босоногого монаха» — подлинный отпечаток тех времен… Десять лет назад на одном из блоков, выпавших из пирамиды Хеопса, образовался скол, а в него… был впаян человеческий волос! В природных камнях такого не бывает. Не были ли строители пирамид и Стоунхенджа одними и теми же людьми? Или — не людьми?.. Во всяком случае, они были великими астрономами. Стало уже избитым утверждение, что астрономия необходима прежде всего народу-мореплавателю. Были ли уиндмиллхиллцы мореплавателями? Ведь для того, чтобы вовремя посеять горох, не надо с точностью до секунды знать широту и долготу точки, в которой находится твое поле. А затмение, в любом случае, можно пережить, и не предсказывая его. Жрецу гораздо удобнее показать себя темным магом, научившись делать фокусы, а не заставляя тысячу человек триста лет строить Стоунхендж, ворочая 50-тонные камни.

А координаты Стоунхенджа, как заметил Хокинс, очень жестко определены самими строителями: 51°17′ северной широты — не больше и не меньше. Смещение Стоунхенджа на 30 километров на север или юг ломает не только опорный прямоугольник (он бы превратился в косой — параллелограмм), но и угол между крайними точками Луны и Солнца перестает быть равным 90°! В Мерихилле (США, штат Вашингтон) воспроизведён Стоунхендж: американцы удовлетворили своё тщеславие. Пользоваться им нельзя. Но настоящий Стоунхендж — не бутафория, он до сих пор работает! Как работает Вудхендж (деревянный), если дерево восстановить. Работает шотландский Стоунхендж — Каллениш, группа вертикальных мегалитов, дающих точные те же 11 направлений на Луну и Солнце.

Возникает вопрос: если для строительства Стоунхенджа избрана именно эта, а не другая широта, были ли авторы Стоунхенджа вообще жителями Британских островов? Не наезжали ли они на своих прекрасно оборудованных морских судах сюда лишь время от времени? Как Гринвичский меридиан принят нами за нулевой, так в древних картах центром, от которого строили проекции картографы, была Великая пирамида. Не входит ли Стоунхендж в эту забытую древнюю систему отсчета?

Р. Бьювэл обнаружил, что расположение пирамид Гизы повторяет положение на звездном небе пояса Ориона. На карте Британии в числе памятников Солсберийской долины есть три объекта, буквально копирующие тот же пояс Ориона, но ориентированы они на северо-запад. Вглядитесь в эту «троицу»: Святилище, Эйвбери, Уиндмилл-Хилл!.. Очень правильно номинально относят строительство именно к уиндмиллхиллцам.

Скорее всего, Хокинс прав относительно строителей II-го и III-го этапов — бикеров и уэссекцев. Но ведь они, возможно, пользовались уже готовым сооружением Стоунхенджа, изготовленным, например, уиндмиллхиллцами (первостроителями) из дерева! Ведь Вудхендж был тоже построен, и тоже целиком! А поскольку произошло это раньше Стоунхенджа, у бикеров уже был пример разрушения деревянных конструкций Вудхенджа. Голубые камни и трилиты (сарсены) были установлены во II-й и III-й этапы по причине пришествия в негодность деревянных сооружений. Точность последователям была нужна лишь в соблюдении размеров прежних, сделанных до них конструкций! Постепенно народу-земледельцу Стоунхендж стал вовсе не нужен. Его «перехватили» друиды для своих кровавых ритуалов.

Кто бы ни был автором Стоунхенджа, когда бы ни был Стоунхендж построен, ясно одно: каменный век породил человека, представления о котором у нас чрезвычайно искажены. Тайна человека неолита ещё ждёт своего открывателя.

 

 

Древняя Индия

 

Редкий случай для учёных: в южно-индийской Хараппской культуре можно проследить процесс перехода от собирательства, охоты и рыболовства, связанных с кочевьем, к оседлому земледелию и образованию самобытных и ни у кого не заимствованных поселений и городов.

Если в Иерихоне и других древнейших городах народы сменяли друг друга, перенимая и обмениваясь достижениями, наследуя и ассимилируясь, то довольно замкнутая цивилизация южной Индии «варилась», можно сказать, «в собственном соку», пока не «сварилась до готовности». Отдельно взятый цикл эволюции!

Культуру называют Хараппской условно — по имени города Хараппа в северном Белуджистане. Сюда же относят и другие города и поселения, в частности, Мохенджодаро. Удивительная однородность культуры этих и других исследованных поселений позволяет говорить о том, что мы имеем дело с обширной территорией, на которой господствовала Хараппская культура: более 1100 километров с севера на юг и более 1600 километров с запада на восток.

В 50-х годах XIX века английский генерал А. Каннин-гем, осматривая древнее городище в Хараппе (ныне Пакистан), обнаружил печать с совершенно не знакомыми знаками. А он руководил археологическими работами во всей Индии! Тем не менее узнать о важности своего открытия ему не посчастливилось: планомерные раскопки Хараппской цивилизации начались только в 20-х годах нашего века.

К настоящему времени известно уже более тысячи «печатей», подобных найденной Каннингемом, с изображениями животных, выполненными в реалистической манере, и с надписями. Однако, учитывая краткость письма, отсутствие билингвистических находок (наподобие Розеттского камня в Египте), а также большое количество письменных знаков (их более 400), до сих пор источники не прочитаны. Выяснено только, что знаки писались справа налево, и характер языка — дравидийский. Вероятно, население Хараппской культуры пользовалось разговорным языком, исторически относящимся к протодравидийскому. Изучение затруднено еще и тем, что до конца не прояснено назначение квадратных «печатей». Некоторые ученые относят их к религиозно-культовым значкам, употреблявшимся вовсе не для того, чтобы запечатывать что-либо. В самом деле, не найдено ни одного достоверного доказательства того, что квадратные печати использовались для нанесения оттиска, в то время как печати аналогичных форм из Месопотамии как раз использовались по такому назначению. Кстати, печати из двуречья, в том числе и цилиндрические, найдены при исследовании Хараппской культуры. Это говорит о широких торговых связях цивилизации Хараппы и Мохенджодаро.

Исследование древних поселений показало, что на протяжении тысячелетий один и тот же народ постепенно переходил к оседлому земледелию, осваивая земли и приспосабливаясь к своеобразному климату бассейна Инда. Поселения деревенского типа именно в этом районе датируются началом-серединой IV тысячелетия до н. э. В середине III тысячелетия появились и города, но они были окружены общинными поселениями сельского типа и опирались, конечно, на них, занимаясь внутренней торговлей, что способствовало дальнейшему развитию материальной культуры, и внешней торговлей, осуществлявшейся как по морю, так и сушей. Зона торговли Хараппской культуры простиралась от юго-восточной Азии до континентальной Африки. Есть следы торговых связей Хараппы с восточным Средиземноморьем. «Перевалочным пунктом» между ближайшим морским соседом Месопотамией и Южным Ираном — и Хараппой был Бахрейн. Вероятнее всего, именно здесь происходил торговый обмен между купцами, хотя это, конечно, не исключало того, что хараппские купцы вполне самостоятельно доходили до Аравии и восточного побережья Африки. О морской торговле, развитой в Хараппе и Мохенджодаро, свидетельствуют и печати с изображением мачтовых морских судов, найденные в Лотхале, неподалеку от нынешнего Бомбея.

Чем же торговала Хараппа? Тем, что производила. Население бассейна Инда, при широком использовании ирригации и благодаря климату собиравшее два урожая в год, культивировало выращивание нескольких сортов пшеницы, ячменя, бобовых, занималось садоводством и животноводством — разводило крупный рогатый скот (горбатая корова, бык зебу и обычная корова), коз и овец. Обнаружение множества свиных костей говорит лишь о том, что местная порода кабана употреблялась в пишу, но был ли он приручен и содержался в домашних условиях или добывался охотой — достоверно не известно. В долинах Инда выращивался рис. Вероятно, эта культура и технология ее выращивания были заимствованы из района Ганга. Значительную долю сельскохозяйственной продукции Хараппы составлял хлопок.

Ремёсла — гончарное, представленное несколькими видами керамики, а также металлургия (медь, бронза, золото, свинец, серебро) — развивались в основном в городах. В отличие от других южных культур, меделитейщики, кроме бронзы (медь с оловом), использовали сплав меди с мышьяком, эта технология пришла, скорее всего, из Средней Азии. Хараппские мастера владели ювелирной техникой, изготавливали не только золотые украшения, но и предметы из драгоценного и полудрагоценного камня. Отличительной особенностью является полное отсутствие скрепляющих одежду булавок, что свидетельствует о том, что, видимо, женщины носили платья таких фасонов, когда булавки были не нужны. С приходом варваров (индоарийцев) в ассортименте изделий местных мастеров появилась булавка. Металлурги изготавливали ножи, кинжалы, серпы, топоры. Позже появилась металлическая посуда, но она целиком повторяла керамические формы. Гончарное производство долгое время представляло собой ручное изготовление утвари — грубой и без каких бы то ни было украшений. Позже возник ручной гончарный круг и простой узор, наносившийся режущим инструментом или веревкой. Даже после того, как вошла в обиход облицованная и лощеная керамика, рисунок на посуде остался сдержанным. Используя усовершенствованный гончарный круг, гончары стали производить тонкую и красивую посуду, часто покрытую легкой росписью, и только иногда — возможно, лишь для определенных целей — великолепной и богатой росписью. Они умели производить красную керамику, палевую и розовато-красную, а также серую, использовавшуюся в Уруке. Интересно производство грубоватых чаш с заостренным дном, встречающихся очень часто в тот период, когда уже производилась тонкая изысканная посуда. Учёные считают, что этими грубоватыми чашами для питья пользовались только один раз, после чего их разбивали (так принято у современных индийцев, но содержание ритуала не совсем ясно). В позднейшем слое Мохенджодаро обнаружили полихромную керамику: черные узоры на кремовом фоне заполнялись красной, зеленой или желтой краской, наносившейся после обжига.

Широко использовались изделия из фаянса, статуэтки и браслеты, бусы, маленькие сосуды (а скорее, фигурки сосудов), повторяющие формы крупных. Часть их, даже ранних, покрыта глазурью.

По составу населения Хараппская цивилизация была не однородной, хотя и отличалась удивительной однородностью культуры. Значительную часть жителей составляли «австралоиды» — дравиды. Другая большая категория — люди шумерского типа. Кроме того, в ней присутствовали ярко выраженные монголоидный и европейский типы — не пришельцы, а местные жители. На своеобразной смеси, сплаве этих основных четырех типов, и возросла древняя Хараппская доведийская цивилизация, являвшаяся основой для нынешней культуры Индии.

Городская Хараппская культура возникла около 2500 года до н. э. Города древней Индии представляли собой великолепно организованные геометрически построения. Центр, расположенный на холме и окруженный прочной кирпичной стеной (из обожженного кирпича), где, вероятно, жили правитель, жрецы, находились храмы, а вокруг располагались четкие жилые кварталы с правильными широкими (до 10 метров) улицами, пересекающимися под прямым углом. На самых окраинах были мелкие хижины бедняков (возможно, рабов). Небольшое количество рабов (собственность правителя и, может быть, храмов) жило там же, в центре, за массивными стенами. Скорее всего, за эти стены простые индийцы не допускались: очень узкие лестницы и двери говорят о том, что эти входы были только «для своих». Однако при опасности нападения или наводнениях, вполне возможно, такой своеобразный «замок» использовался как крепость. Внутри или снаружи городской стены размещались здания складов и зернохранилищ. Несмотря на высокую технологичность, стиль жизни продолжал прежние родоплеменные отношения, и вполне может быть, что царь, вождь или правитель по-прежнему избирались народом. Впрочем, знать уже отличалась совсем иной роскошной жизнью: ее дома имели 2–3 этажа и десятки комнат, в то время как дом среднего жителя состоит всего из двух комнат. При доме знатного человека обязательно имелся двор с постройками, отделенный от всего остального мира кирпичным забором или стеной. Город был оборудован сетью канализационных стоков с уступами и выгребными ямами, которые, конечно же, регулярно должны были подвергаться очистке. Обнаружены общественные колодцы, которыми пользовались все жители города, а также индивидуальные колодцы «буржуазии», расположенные внутри богатых дворов. А в Мохенджодаро была раскопана общественная баня.

По характеру устройства индийских городов Хараппской цивилизации можно судить, насколько жесткой должна была быть в них организация власти, вызванная необходимостью в разного рода общественных работах по поддержанию чистоты, порядка и пр. В этом и в других смыслах Хараппская культура приближалась, а кое в чем и превосходила существовавшие в то время цивилизации Древнего Египта или Междуречья.

Правда, не выяснено до сих пор, управлялось ли это огромное государство монархом, верховным жрецом или абстрактным законом, которому предписывалось следовать. Во всяком случае, не известно ни одного конкретного имени вождя или царя. Предположительно, в «империи» было все же две столицы — Хараппа и Мохенджодаро, что похоже на существование двух частей государства — северной (Белуджистан) и южной (Индская долина, Пенджаб).

Исследования Хараппской цивилизации, начавшиеся в 1920-х годах, проводили археологи Д. Р. Сахни, Р. Д. Банерджи (Мохенджодаро в переводе с языка синдхи означает «Холм мёртвых»), экспедиции под руководством Дж. Маршалла, Н. Маджумдара, Э. Маккея, М. Ватса, М. Уиллера и других. Цивилизация изучалась учеными Индии, Пакистана, Италии, Франции, США и СССР. Конечно, в процессе раскопок и открытий порождались и отстаивались различные мнения, единства в которых нет до сих пор. Например, некоторые считали, что индийская цивилизация порождена Шумерской, а Э. Эрас, наоборот, доказывал, что Шумер порожден Хараппо. Нас же теперь интересует не рождение цивилизации, а её закат.

Около 1800–1700 годов до н. э. Хараппская цивилизация стала приходить в упадок. Города — все города! — опустели, в них практически исчезли власть и порядок. На запрещенных к строительству местах возводились (часто на развалинах прежних домов) новые хижины — значительно меньше и беднее прежних. Потом и эти поселения были покинуты людьми. В Мохенджодаро, например, на развалинах общественного амбара появилось множество крошечных домишек. Посреди улицы возводились гончарные печи, улицы застраивались мелкими лавочками и прилавками. Сократилось ремесленное производство, внутренняя, а особенно внешняя торговля: резко уменьшилось количество импортных товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.064 с.)