Корабль хеопса по имени «менецет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корабль хеопса по имени «менецет»



 

Весной 1954 года рабочие под руководством главного инспектора Департамента древностей Заки Нура и архитектора-египтолога Камаль эль-Маллаха производили расчистку у южного подножья пирамиды Хеопса. Почти столетие место это служило отвалом для многих экспедиций, проводивших раскопки некрополя в Гизе. Оно стало свалкой щебня, мусора и грунта. Приносимый пустыней ветер увеличивал ее размеры, и к началу нашего рассказа дюны около пирамиды стали такими большими, что вблизи не было видно самого чуда света. Проще простого было бы убрать свалку бульдозером, но археологи решились на ручную расчистку в надежде, что могут попасться предметы, упущенные предыдущими экспедициями. Ничего ценного, однако, не попадалось. Но Маллах настаивал на снятии наслоений до скалы. Во-первых, этого требовала сама технология раскопок, во-вторых, Маллах подметил одну несуразицу, совершенно не свойственную древним египтянам, приверженцам строгой симметрии. Когда-то пирамиду окружали стены двухметровой высоты — могильная и священная ограда заупокойного комплекса. Но если северная и южная стены отстояли ровно на 23, 6 метра, то южная пролегала почти на 5 метров ближе. Для этого должна была быть причина.

Предчувствия не обманули Маллаха: на глубине 17 метров пошел новый слой из щебня и грязи, еще во времена Хеопса затвердевшей до прочности цемента. Маллах вооружился щупом и скоро обнаружил следы бледно-розового раствора, который состоял из сульфата кальция и двуокиси железа. Это был самый прочный раствор, употреблявшийся в Древнем царстве.

Неожиданно щуп «утонул». Сомнений не оставалось: внутри была пустота. Когда был снял слой щебня и грязи, перед археологами предстали два ряда каменных известняковых блоков, идущих параллельно южной стене пирамиды. Один ряд насчитывал 41 каменную плиту, второй — 40. Все указывало, что они перекрывают две, выдолбленные в скале траншеи. Вес каждой плиты (как потом выяснилось) составлял 16–17 тонн. Качество кладки и примененный раствор не оставляли сомнений в том, к какому времени относится сооружение. Рабочие углубились еще на два метра и обнаружили высеченные в скале выступы, на которых и покоились плиты перекрытия. Сенсация не заставила себя ждать.

26 мая в одной из плит восточного ряда было пробито отверстие. Стоявшие вблизи ощутили запах благовоний, возраст которых приближался к пяти тысячам лет. Маллах взял зеркальце и направил в темноту траншеи солнечный зайчик. Первое, что он увидел, — лопасть весла. Следом спустил фотоаппарат фотограф «Лайфа». На полученных снимках была отчётливо видна носовая часть судна, похожая на пучок стеблей папируса. Фотоаппарат зафиксировал и надпись в картуше на внутренней стене. В нем стояло имя фараона Джедефры — сына и наследника Хеопса. Этим снимался вопрос о хозяине лодки: кому же хоронить Хеопса, как не наследнику.

Одновременно с этим рабочие, расчищавшие блоки, обнаружили с внешней стороны ещё одну иероглифическую надпись, оставленную их древними коллегами: «Высота — 1 локоть 3 пяди, ширина — 2 локтя 4 пяди, длина — 8 локтей 2 пяди». Слева от надписи был высечен знак в виде креста, который прочитали как «север».

Находка имела общенациональное значение. Обнаружен самый древний корабль на земле — событие по значимости третье в ряду после находки бюста Нефертити и гробницы Тутанхамона. (Любоваться им приехал даже Гамаль Абдель Насер.) Священную барку фараона искали очень давно, но каждый раз почти безрезультатно. Вокруг той же пирамиды Хеопса задолго до открытия замурованных траншей были известны три аналогичные, но пустые траншеи. Правда, археолог Райзнер, раскопавший одну из них, нашел на дне куски позолоченного дерева и остатки каната, но этого было явно недостаточно.

Кроме того, были известны барки, высеченные из камня или выложенные из кирпича-сырца, которые служили скорее всего лишь ложем-тайником для хранения так и не обнаруженных деревянных частей. В большом кирпичном лодочном захоронении около мастабы (ступенчатой пирамиды) фараона I династии Гор-Аха в Саккара тоже сохранились куски дерева. В некрополе Абу-Роаш около пирамиды Джедефры было обнаружено каменное ложе в форме челнока. Сохранились нетронутыми пять барок Хефрена, высеченные в скале вблизи его гробницы. Но они не могли служить ложем для деревянных, судя по их строению, и, вероятно, были только изнутри выложены деревом. К этому же типу принадлежит лодка фараона V династии Униса, высеченная вблизи его пирамиды и облицованная известняком. Позади храма Солнца другого фараона той же династии Ниусерра в Абидосе выложена из кирпича большая священная лодка, по форме напоминающая тростниковую. В гробницах знати сохранились многочисленные деревянные модели священных барок и лодок. Следует упомянуть 6 деревянных лодок одинакового размера (длина их 9,09 метра) неизвестного назначения и без снаряжения, найденных де Морганом в Дахшуре вблизи пирамид Среднего царства. Де Морган полагал, что на этих лодках везли царскую мумию и погребальную утварь, потому что с лодками были найдены гигантские сани-волокуши, на которых, вероятно, тащили лодки по пустыне. Вот и всё, что к тому времени было известно о священных ладьях фараонов. Никто не знал не только их устройство, но спорили даже о их назначении.

Департамент древностей принял решение вскрыть одну, уже разведанную траншею, поднять судно и восстановить его. Руководить работами поручили профессору Абдель Мо-нейму Абубакру, консервацию — доктору Искандеру, реконструкцию — главному реставратору египетских древностей Ахмеду Юсефу Мустафе. Из патриотических соображений египтяне отказались от помощи иностранных специалистов.

Однако принять решение проще, чем выполнить. Ахмед Юсеф (а равно и все остальные) понятия не имел, как строили корабли древние египтяне. Доктор Искандер ничего не знал о состоянии дерева: перенесет ли оно после пятитысячелетнего заточения свежий воздух и солнечный свет. Он вспоминал случай, как едва не повыдирали себе все волосы археологи, которые открыли этрусскую гробницу, и на их глазах пестрые, яркие фрески превратились в пыль за несколько минут. Дабы защитить барку от резкой перемены влажности, над траншеей необходимо было соорудить навес, а чтобы убрать многотонные плиты перекрытия, инженерам требовалось изобрести специальные приспособления.

Но все трудности были преодолены. 23 ноября, через полгода после открытия, в присутствии многочисленных гостей, дипломатов и политиков была поднята первая плита. Это сделали два подъемных крана, страховавшие друг друга, чтобы, не дай Бог, плита не сорвалась и не раздавила барку. Как всегда в таких случаях, вспомнили древних египтян, приволокших эти плиты и уложивших лишь с помощью катков, канатов и рычагов. Место после каждой снятой плиты тут же прикрывали деревянным щитом. Зрители разъехались разочарованными, потому что ничего толком не увидели. Многие из них рассчитывали, что внутри барки окажется священная утварь фараона, но им не показали даже деревянные части.

Работы велись очень осторожно, и последняя плита была снята лишь 28 января 1955 года. Даже непосвященный понял бы, что барка находится в разобранном состоянии, потому что длиннее траншеи. Сверху ее покрывал слой известковой пыли и кусочков гипса, возникший еще в древности. Затем шел слой материи, которая распалась и восстановлению не подлежала. Доски обшивки были перевязаны веревками и переложены циновками, сделанными из тростника и ситника. Они рассыпались при малейшей попытки взять их в руки. Носовая часть ладьи представляла собой две длинные, изогнутые и заостренные доски. Точно так же выглядела корма. В середине среди мелких деталей и настилов лежало весло, которое увидел Маллах. Стало ясно, что в деле реконструкции барки вся надежда на древних египтян, что они не просто побросали в яму части корабля, а сделали это продуманно и системно. Между тем на восстановление корабля в первозданном виде ученые очень рассчитывали, так как не могли определить функциональную необходимость этого и подобного ему судам. То ли это катафалк, то ли корабль из флотилии фараона, то ли священная солнечная барка, на которой фараон, сын Солнца-Pa, вместе с отцом совершает ежедневное путешествие с востока на запад.

Только через полтора года после находки траншеи Ахмед Юсеф смог приступить к извлечению деревянных частей, их консервации и реконструкции. Все это время он занимался изучением приемов и техники кораблестроения. Но первые данные об этом относились лишь к римскому времени, когда барке Хеопса уже миновало 2,5 тысячи лет. Правда, в некоторых гробницах имелись барельефы, изображавшие строительство лодок, но подробности на них можно было трактовать двояко, и даже трояко. Реставратор сам работал на верфях, построил множество копий всевозможных лодок в масштабе один к десяти, и все равно чувствовал, что единственный способ реконструкции — это ощупать каждую доску и найти места состыковки с другими. Как в головоломке. Вот только в руках у него не журнал «Досуг», и ответственность слишком велика, чтобы ошибаться.

В траншее оказалось тридцать слоев. По мере их поднятия и фиксации становилось очевидно, что уложены они в определенном порядке. Следовательно, действуя наоборот, можно было рассчитывать на положительный результат. В июне 1957 года траншея, наконец, опустела. Царская ладья состояла из 651 детали. Большинство из них были сделаны из ливанского кедра, остальные — из акации, сикоморы и ююбы. Кроме этого, были обнаружены кусок черного базальта, служившего молотком, несколько медных осколков, камни, служившие балластом, и много метров каната, устилавшего дно. Реликвий и ценностей не оказалось.

Весь первый год Ахмед Юсеф с помощниками делали чертежи и изготавливали модели каждой отдельной части. Основная трудность, с которой они столкнулись, состояла в том, что существует два вида конструкции кораблей. Первый — построить скелет и затем обить его снаружи. Второй — сначала строится «скорлупа», форма которой никак не диктует внутреннее устройство. Более ранним был последний, идущий от лодок-долбленок, а в долине Нила — от тростниковых челнов. Ахмед Юсеф пошёл по второму пути и через год уже вычертил 300 схем предполагаемой сборки ладьи. И все-таки реставратору пришлось пять раз собирать корабль, прежде чем он остался доволен своей реконструкцией. На первую сборку у него ушло около двух лет, на последнюю — три месяца. В 1968 году, через 14 лет после обнаружения, ладью, наконец, выставили в специально построенном для нее музее близ пирамиды Хеопса. (Туристов, правда, в этот музей не пускают до сих пор.) В собранном виде ладья имеет 43,4 метра в длину и 5, 9 метра в центральной, самой широкой части. Глубина составляет 1,78 метра, максимальная осадка — 1,48 метра, водоизмещение — около 45 тонн. Корабль вернулся к жизни. Доски его корпуса встали на место и были сшиты (в буквальном смысле) веревочными стежками и встык. Нам этот способ кажется непривычным, но древние египтяне точно рассчитали, что в воде доски корпуса разбухнут, веревочные связки натянутся и сделавот корабль прочным, гибким и водонепроницаемым. Все способы крепления оказались идентичными с теми, которые обнаружили на дворцовой мебели из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса.

Внутри корабль напоминал вытянутую в длину половинку скорлупы. По бортам лежали длинные доски, служившие опорой палубного настила. На них лежали поперечные доски самой палубы. В носовой части десять тонких деревянных колонн с капителями, стилизованными под бутоны лотоса, поддерживали балдахин. Для чего был устроен этот навес — так и не выяснили. Вероятно, под ним прятался от палящих лучей солнца капитан или жрец, руководивший священной церемонией во время плавания. Главная палубная каюта занимала всю кормовую часть. Перед ней была небольшая прихожая. Двери прихожей и каюты были размещены так, что посторонний взгляд не мог проникнуть внутрь. Внутри самой каюты три деревянные колонны с пальметами наверху поддерживали крышу. Пять пар гребных весел, длиной 6, 5–8, 5 метра, крепились на передней палубе, еще два рулевых весла располагались на корме. Вряд ли, однако, ладья когда-нибудь плавала на «собственной тяге». Л. Кассон считает, что ее тянули на буксире, потому что матросы в столь важном ритуальном обряде не подразумевались: их место занимали приближенные и жрецы, которые с помощью весел только корректировали ход судна.

Итак, ладья фараона оказалась деревянным судном, которому намеренно придали форму большого (достойного царя) челна, изготовленного из связок стеблей папируса. Такие челны плавали по Нилу еще за 5000 лет до Р. X. Но если с заменой недолговечного папируса на дерево для плаваний фараона в загробной жизни все вроде бы было ясно, то другие тайны ладья раскрывать не торопилась.

Понятно, почему древние египтяне уделяли столько внимания кораблям: в их времена это было единственное средство передвижения на большие расстояния. Участие челнов и плотов зафиксировано в погребальных обрядах многих народов. Греческий Харон перевозил души умерших через реку забвения на «сшитом челне» (вероятно, из шкур), писал Вергилий. Наши предки сажали покойника в лодки-долбленки, складывали у ног все его имущество, поджигали и пускали по течению, в страну Вечности. И так далее.

Основной тайной ладьи Хеопса была и осталась проблема ее назначения. Открывший ладью Маллах ни секунды не сомневался, что имеет дело со священной Солнечной баркой — манджт, — в которой бог Солнца Ра проплывает по дневному небосводу вместе со своим сыном (в данном историческом контексте — вместе с Хеопсом, ибо каждый фараон считался сыном Ра). Но у Маллаха нашлось много противников. Во-первых, говорили они, зачем Ра понадобилась лодка Хеопса, когда у него есть своя? Во-вторых, в траншее не нашлось никаких атрибутов священной Солнечной ладьи: не было изображений самого сокологолового бога, нигде нет следов нарисованного солнечного диска Атума или священных жуков-скарабеев Хепри. Наконец, солнечные барки никогда не управлялись с помощью вёсел. Вёсла богу ни к чему, да и кого он за них посадит? Фараонов, своих детей?

Ахмед Юсеф считает, что царская ладья была не символическим случаем, а использовалась в деле хотя бы один раз. Его уверенность базируется на следах, оставшихся на самом судне. Главный реставратор ладьи уверен, что ладья была погребальной, то есть катафалком, и участвовала в похоронной процессии во время перемещения тела фараона из столицы Мемфиса в царский некрополь Гизе.

Знаток древних кораблей Б. Ландстрем отмечает полное отсутствие на барке краски и магических предохраняющих талисманов. Отсюда, делает он вывод, ясно, что лодка построена на скорую руку специально для того, чтобы отвезти мумию фараона к святым местам Египта: в Саис, Буто и Абидос.

А вот доктор Искандер, проводивший химическую реставрацию, думает, что ладью построили прямо возле траншеи, разобрали и захоронили, так как в обмазке известняковых блоков найдено множество щепок кедра, акации и других пород деревьев. Ему возражают: почему же тогда траншея оказалась на 9 метров короче ладьи? Выходит, каменотесы не знали, что они будут хоронить. Но аргумент этот слабый: как раз каменотесы-то и могли знать, что в разобранном виде для ладьи больше места не потребуется.

Наконец, хранитель египетских древностей Британского музея И. Эдварде высказал точку зрения, которая как будто примиряет всех: из пяти судов, некогда захороненных вокруг пирамиды Хеопса, одни участвовали в погребальной процессии, а другие предназначались служить фараону в загробной жизни. На наш же взгляд, не стоит придумывать каких-то изощренных трактовок относительно легко объяснимых фактов: ладьи сопровождали фараона в загробной жизни точно так же, как любая другая вещь.

Просто из-за своей величины они не могли быть помещены в усыпальницу, поэтому и остались «на улице».

Возможно, расставить все точки над I могла бы вторая ладья, спрятанная в западной траншее у южной стены пирамиды, но египетские археологи не торопятся её доставать отчасти из-за отсутствия денег, отчасти в надежде, что будущие поколения найдут лучшие методы консервации и будут владеть гораздо большими знаниями. Правда, не так давно в одной из плит было пробурено отверстие, ладью, зрительно идентичную поднятой, сфотографировали. Но главной целью исследователей была не она, а воздух, законсервированный на 5000 лет. И, вероятно, скоро мы узнаем, насколько нам удалось загадить планету.

Ну а царская ладья, выставленная в музее, медленно рассыхается и рассыпается, дерево коробится и чернеет. Это происходит от колебаний температуры и влажности. Все меньше остается на ней подлинных деталей, все больше копий. Многие ученые и специалисты, участвующие в возвращении ладьи к жизни, сейчас откровенно жалеют о проделанной работе и говорят, что лучше бы уж она оставалась там, куда её положили: целей была бы. Впрочем, это судьба всех «возвращённых» человечеством археологических памятников…

 

Приам, Троя и Шлиман

 

Генрих Шлиман раскопал Трою. Это всем известно со школьной скамьи. Однако мало кто знает о том, что в учёном мире до сих пор, по выражению немецкого учёного Эриха Цорена, идёт «Троянская война».

Начало этой «войны» да и нынешние «бомбардировки» частенько уходят корнями в элементарные чувства зависти, неприязни к преуспевшему дилетанту, — ведь археология — сложнейшая из наук, несмотря на кажущуюся простоту и доступность её едва ли не каждому, взявшему в руки кайло. Все это и так, и не так. Вот уже сто двадцать пять лет не утихают и настоящие научные дискуссии на тему — которая же Троя — та, Гомеровская?..

«Дилетант» Шлиман, охваченный навязчивой идеей откопать Гомеровскую Трою (а ведь нашел-то он ее с текстом «Илиады» в руках!), сам того не подозревая, на столетие раньше совершил и еще одно открытие: пренебрегая верхними (поздними) культурными слоями, он докопался до скалы — материка, как принято говорить в археологии. Теперь ученые так поступают сознательно, хотя и по другим, чем Генрих Шлиман, причинам…

Да, купец, забросивший свое дело и взявшийся за археологию, мягко говоря, порезвился (хотя и за свой счёт). Однако никто не станет спорить, — ему, дилетанту, очень везло. Он ведь раскопал не только Трою, но и царские гробницы в Микенах. Правда, так и не осознав, чьи же захоронения он там откопал. Он написал семь книг. Он знал многие языки — английский, французский… (впрочем, смотри карту Европы). За шесть недель в 1866 году (ему было 44!) освоил древнегреческий, — чтобы читать греческих авторов в подлиннике! Это ему было очень необходимо: ведь Генрих Шлиман поставил перед собой задачу последовать за «поэтом поэтов» Гомером буквально построчно и найти легендарную Трою. Вероятно, ему казалось, что Троянский конь всё ещё стоит на древних улицах, а петли на его деревянной дверце еще не проржавели. Ах, да! Ведь Троя была сожжена! Как жаль: значит, конь сгорел в пожаре.

Генрих Шлиман упорно копал глубже. Хотя Троянский холм он нашел еще в 1868 году, постоял на нем и… молча удалился: писать свою восторженную вторую книгу «Итака, Пелопоннес и Троя». В ней он сам себе поставил задачу, решение которой уже знал. Другое дело — не предполагал вариантов.

Археологи были злы на него. Особенно педантичные немцы: как это так — проскочить все культурные слои?..

Шлиман по-своему определил Гомеровский слой: самый нижний представлял город каким-то убогим и примитивным… Нет, не мог великий поэт вдохновиться маленьким посёлочком!.. Величественной и с признаками пожара оказалась Троя II, окруженная городской стеной. Стена была массивной, с остатками широких ворот (их было двое) и такой же формы калиточкои… Не имея никакого понятия о стратиграфии, Шлиман решал, который слой больше всего подходит именоваться Троей…

Немцы вместо того, чтобы восхищаться, смеялись Шлиману в лицо. А уж когда в 1873 году вышла его книга «Троянские древности…» Не только археологи, профессора и академики, но и простые никому не известные журналисты в открытую писали о Генрихе Шлимане, как о нелепом дилетанте. А ученые, которым в жизни повезло, наверно, меньше, чем ему, вдруг и сами повели себя, как торговцы с Троянской площади. Один уважаемый профессор — видимо, пытаясь подделаться под «ненаучное» происхождение Шлимана, — сказал, что Шлиман своё состояние нажил в России (это-то так и есть), занимаясь контрабандной торговлей селитрой!.. Такой ненаучный подход «авторитета» археологии многим вдруг показался вполне приемлемым, и другие всерьез объявили о том, что, видимо, свое «сокровище Приама» Шлиман «заранее закопал на месте находки».

О чём идёт речь?

Дело было так (со слов Шлимана). Удовлетворившись своей трехлетней работой и откопав желанную Трою, он постановил завершить работу 15 июня 1873 года и уехать домой, чтобы засесть за описание результатов и составление полного отчета. И вот за сутки до этого, 14 июня, в отверстии стены недалеко от западных ворот что-то блеснуло! Шлиман моментально принял решение и отослал под приемлемым предлогом всех рабочих. Оставшись вдвоем с женой Софией, он полез в отверстие в стене и… извлек из него массу вещей — килограммы великолепных золотых изделий (флакон весом 403 грамма, 200-граммовый кубок, 601-граммовый ладьеобразный кубок, золотые диадемы, цепочки, браслеты, перстни, пуговицы, бесконечное множество мелких золотых изделий, — всего 8700 изделий из чистого золота), посуду из серебра, электра, меди, разные изделия из слоновой кости, полудрагоценных камней…

Да. Несомненно, раз сокровище найдено неподалеку от дворца (а он, конечно же, принадлежал Приаму!), значит, царь Приам, видя, что Троя обречена и делать нечего, решил замуровать свои сокровища в городской стене у западных ворот (тайник там был заготовлен заранее).

С великими усилиями (история почти детективная, — потом такой способ нелегального провоза переймут большевики) Шлиман в корзине с овощами вывез «сокровища Приама» за пределы Турции.

И… поступил, извините, как самый заурядный купец: он начал торговаться с правительствами Франции и Англии, потом России, — с тем, чтобы повыгоднее продать золотой клад Трои.

Надо отдать должное, ни Англия, ни Франция (Шлиман жил в Париже), ни государь Александр II не пожелали приобрести бесценный «клад Приама». А турецкое правительство тем временем, изучив прессу и тоже, вероятно, обсудив «дилетантизм» первооткрывателя Трои, затеяло судебный процесс по обвинению Шлимана в незаконном присвоении золота, добытого в турецкой земле, и в контрабандном вывозе его за пределы Турции… Только после выплаты Турции 50 тысяч франков турки прекратили судебное преследование археолога.

Впрочем, у Генриха Шлимана в Германии были не только противники, но и мудрые сторонники: знаменитый Рудольф Вирхов, врач, антрополог и исследователь античности; Эмиль Луи Бюрнуф, блестящий филолог, директор Французской школы в Афинах. Именно с ними-то Шлиман и возвратился в Трою в 1879 году продолжать раскопки. И выпустил свою пятую книгу — «Илион». И в том же 1879 году Ростокский университет присвоил ему звание почётного доктора!

Долго колебался «дилетант», но все же решился и подарил «сокровища Приама» городу Берлину. Случилось это в 1881 году, и тогда благодарный Берлин, с соизволения кайзера Вильгельма I, объявил Шлимана почетным гражданином города. Клад поступил в Берлинский музей первобытной и древней истории, и о нём… напрочь забыли и ученый мир, и мировая общественность! Будто никаких «сокровищ Приама» не было в помине!

В 1882 году Шлиман опять вернулся к Трое. Молодой археолог и архитектор Вильгельм Дерпфельд предложил ему свои услуги, и Генрих Шлиман принял его помощь.

Седьмую книгу Шлиман назвал «Троя». Это было слово (и дело), на которое он истратил всё своё состояние. Однако ученый мир (даже германский) уже повернулся лицом к первооткрывателю древней легенды: в 1889 году в Трое состоялась первая международная конференция. В 1890 — вторая. В 1890 году Генрих Шлиман в Неаполе, спеша в Афины на встречу с женой Софией, скончался…

Знаменитый «дилетант», конечно, не первый решил следовать за Гомером. Еще в XVIII веке француз ле Шевалье копал в Троаде. В 1864 году австриец фон Хан заложил разведочный раскоп (за 6 лет до Шлимана) именно на том месте, где потом копал Шлиман, — на холме Гиссарлык. Но раскопал Трою все же Шлиман!

И после его смерти немецкие ученые не хотели, чтобы Шлимана считали открывателем Трои. Когда его молодой коллега откопал Трою VI (один из слоев, которые Шлиман проскочил, не удостоив вниманием), ученые обрадовались: пусть не маститый, пусть молодой, но археолог с хорошей школой!

Если рассуждать и дальше именно с этих позиций, то до послевоенного времени Троя Гомера вовсе не была найдена: Трою VII откопал американец С. В. Бледжен… Как только в Германии узнали об этом, немедленно объявили Гомеровской Троей… Трою Генриха Шлимана!

Современная наука насчитывает XII культурных слоев Трои. Троя II Шлимана относится примерно к 2600–2300 годам до н. э. Троя I — к 2900–2600 годам до н. э. — эпохе ранней бронзы. Последняя (самая поздняя) Троя прекратила свое существование, тихо угаснув в 500-х годах н. э. Называлась она уже не Троей, и не Новым Илионом, в котором приносил жертвы и устраивал игры перед походом на Дария Александр Македонский, а называлась она Илиум, будучи уже чисто римским городом. А в начале римского века (Страбон, География, Кн. XIII, гл. 1:39) Гай Юлий Цезарь «отдал жителям земли, освободил их от государственных повинностей». К Илиуму и у римлян, и у греков отношение было благоговейное…

Фигура Генриха Шлимана — не рядовое, но и не слишком уж выбивающееся из ряда своего века явление. Конечно, кроме огромной любви к истории богатый купец жаждал славы. Немного странно для его приличного возраста, но, с другой стороны, кто из нас и каких игрушек не дополучил в детстве?.. Великий Пушкин, гений которого, конечно же, осознавал своё место, тем не менее пыжился доказать, что он древнего рода (ну, допустим, это святое… но ведь и чин стремился при дворе повысить!..).

Практически доказано, что никакого «клада Приама» не было.

«А золото?» — спросите вы.

Да, золото есть. Оно, вероятно, набрано из разных слоев. Не было в Трое II такого слоя. «Сокровище» скомплектовано (а может быть, и куплено?) Шлиманом ради доказательства, ради самоутверждения. Разнородность собрания очевидна. К тому же сопоставление дневников Генриха Шлимана, его книг и материалов прессы говорит о том, что его и его жены в Гиссарлыке в момент находки вовсе не было! Многие «факты» биографии Шлимана подтасованы им самим: не было приема у американского президента, не выступал он в Конгрессе. Встречаются подделки фактов при раскопке Микен.

С другой стороны, как уже говорилось, Шлиман дитя своего времени. Археологи (и известные!) XIX века принимались за раскопки часто лишь тогда, когда была надежда на обогащение. Например, Служба древностей Египта заключала от имени правительства контракт, по которому разрешала тому или иному ученому производить раскопки, оговаривая при этом процент, который ученый забирал себе! Даже английский лорд Карнарвон судился и рядился с египетским правительством за этот процент, когда неожиданно наткнулся на золото Тутанхамона. Только очень богатый американец Теодор Дэвис позволил себе милостиво отказаться от положенного процента. Но никто и никогда не интересовался (и не узнает), как и чем на него воздействовали… Нет ничего предосудительного в том, что в 1873 году (это ещё до находок в Эль-Амарне!) Генрих Шлиман хотел сбыть «сокровище Приама» какому-нибудь правительству. Так поступил бы каждый или почти каждый, нашедший это золото. Как раз к нему-то Турция имела самое малое отношение: земля Трои не была ее исторической родиной. Правда, в таких случаях, когда возраст находки весьма почтенен, а миграция населения высока и трудно говорить о поиске «подлинного хозяина», конечно, следовало бы считать клад как бы природным месторождением и соответственно его рассматривать.

Но какова же судьба «сокровища Приама»? Не сказка ли это?

Нет, не сказка. Не столь уж трудно выяснить причины, по которым «клад» замалчивался и был недоступен зрителю в течение первых 50–60 лет. Затем в 1934 году он все-таки был классифицирован по своей ценности (Гитлер, пришедший в 1933 году к власти, подсчитывал все государственные ресурсы, и в Берлинском музее первобытной и древней истории провели элементарную инвентаризацию). С началом Второй мировой войны экспонаты были запакованы и заперты в банковские сейфы (Турция ведь была союзником Германии и могла неожиданно протянуть за сокровищами «волосатую лапу»). Вскоре, учитывая бомбежки Германии «союзниками», невеселую судьбу Дрезденских дворцов, «сокровища Приама» были заперты в бомбоубежище на территории Берлинского зоопарка. 1 мая 1945 года директор музея В. Унферцагг передал ящики советской экспертной комиссии. И они… исчезли еще на 50 лет!.. Кажется, если у «сокровища» есть это отличительное свойство — исчезать на 50–60 лет, лучше не осуществлять больше акций передачи или дара, а все-таки выставить на всеобщее обозрение.

Турецкий эксперт, ученая дама, профессор Стамбульского университета Юфук Есин, приглашенная Германией в составе экспертной группы в октябре 1994 года, осмотрев коллекцию Шлимана (надо понимать, с разрешения России, подписанного Б. Н. Ельциным?), заявила, что «в III тысячелетии до н. э. многие золотые, серебряные, костяные вещи изготовлялись с помощью лупы и пинцета».

Ещё одна загадка?.. Может быть, даже отгадка: ведь купил же Парижский музей древнюю вещь из чистого золота за 200 тысяч франков, и это был «подлинный античный шлем», а оказался, в конце концов, бессовестной подделкой, выполненной (правда, не известно для чего) одесским мастером. Но это ли имела в виду госпожа Юфук Есин, говоря о «сокровище Приама»?..

Загадка в другом. Генрих Шлиман увлечённо рассказывал, как София перевезла находку в корзине с капустой, а Берлинский музей передал советским представителям три запечатанных ящика! Какой же физической силой обладала стройная молодая гречанка из Афин?

 

Остров мёртвых

 

Неподалёку от Клименецкого полуострова, что на Онежском озере, есть два острова — Северный Олений и Южный Олений. Веками на Южном Оленьем крестьяне Северной Руси добывали известь: остров богат известковым камнем. Добывали, обжигали, до того навыжигали, что извели все деревья на острове. И почти каждый, промышляя известковый камень, роя ямы, где заблагорассудится, натыкался в земле на человеческие кости. Кости были древние. Назвали эту землю «могильником».

А в советское время создали на этой земле предприятие по добыче известняка… Так про Южный Олений остров узнали, наконец, археологи.

В 1936 году на острове побывали Н. Н. Турина и Г. П. Гроздилов. Обнаружили, что здесь расположена самая огромная усыпальница неолитической поры из известных первобытных кладбищ Севера. Сделав свое заключение, археологи передали эстафету большой археологической экспедиции под руководством В. И. Равдоникаса. Три года группа работала на раскопках в Заонежье, на карельском островке, который на картах, как правило, не отмечается, хотя и находится в нескольких километрах от знаменитых Кижей.

Остров протянулся с северо-запада на юго-восток на 3 километра, ширина же его не превышает 500 метров. Первое, что бросается в глаза: вокруг острова всегда спокойна вода Онеги. Вся местность защищена от бурь архипелагом мелких островков и длинными мысами, вдающимися в озеро. Становится понятным, по каким признакам избиралось место для древнего кладбища. Если учесть, что мёртвых перевозили на лодках ночью, то, конечно, вспоминаются языческие представления о Стране мертвых в Египте, Древней Греции…

Предполагаемый могильник разбили на квадраты. Обозначив место первого раскопа, принялись за лопаты, очень быстро расчистили квадрат от дёрна… Дойдя до галечника, стали снимать его тонкими слоями (штыками). Примерно с глубины полуметра появились первые признаки могил — красноватые пятна. Это пятна красной охры — ею посыпали погребенного. С этого момента лопаты и кирки были отложены и уступили место ножам. Началась расчистка погребений. Использовались инструменты и тоньше — скальпель, шило, кисточка, которыми удаляются с костей и предметов частицы земли. Работа вступила в стадию ювелирной точности.

Раскопки на Оленьем показали, что скелеты погребенных людей находились в разных позах. Большинство лежали на спине лицом вверх, головой на восток. Руки вытянуты вдоль туловища, иногда согнуты в локтях и сложены на животе. Другие же покойники положены на бок — или на правый, или на левый. В некоторых случаях ноги согнуты в коленях. Были, хотя очень немного, и скорченные скелеты. Ноги покойников подтягивали коленями к животу и даже к груди. Кисти рук, согнутых в локтях, направляли к подбородку. Встречались могилы, в которых погребены не один, а два и три человека. В таких случаях большие кости соседствовали с маленькими, детскими. Детей хоронили вместе с родственниками или родителями. Чаще всего — ребенка с матерью. Лишь в двух случаях ребёнка положили с ребёнком.

Встретилась могила, где мужчина похоронен с двумя женщинами. В середине широкой ямы на спине лежал мужской костяк, а справа и слева от него — по одному женскому скелету. Причем они лежали лицами к мужчине, то есть на разных боках.

Особенностью Оленеостровского могильника является малое количество погребённых стариков и детей. Первое обстоятельство объясняется тем, что в неолите редкие люди доживали до старости. А второе — существующими правилами похорон, когда младенцев не предавали земле. Например, еще совсем недавно северные народы умершего ребёнка пеленали в ткань и завёртывали в бересту. Такой «свёрток» полагалось поместить в дупло дерева или подвесить на ветвях в специальном ковчежце. Такие погребения сохраняют следы не дольше 50 лет.

В могилах обнаружено много личных вещей, погребенных вместе с покойными. В основном, это изделия из кости, рога и камня. Всего собрано предметов 7132. Костяные наконечники гарпунов с зазубринами, костяные наконечники стрел — прямые, игловидные, до 30 сантиметров в длину. Есть сложные наконечники — составные, с кремневым острием. Встречаются наконечники с кремневыми вкладышами, подогнанными друг к другу в специально прорезанных пазах. Чисто кремневые наконечники тщательно отработаны. Костяной кинжал, украшенный узором, с кремневыми пластинчатыми лезвиями, вставленными в пазы. Трапециевидные пластинки пригнаны очень тщательно. Немного орудий рыболовства — «бородки» рыболовных крючков, на которые насаживалась приманка. Зато много найдено скребков, резцов, ножей разного назначения, костяных лощил и приколок. Встретилось немного тесел и топоров из сланца с тщательно отшлифованными наконечниками и остриями.

Найдено множество украшений — 5527. Это подвески из клыков медведя, резцов лося, пластинки из резцов бобра с нарезками на обоих концах, другие подвески из кости и камня. Найдены скульптурные изображения — образцы древнего искусства. Их немного, но это шедевры неолита Севера. Массивный костяной стержень с условным изображением головы лося — как бы предвестник «звериного стиля» скифских курганов: та же экспрессия, та же свобода движения, несмотря на то, что изображена только голова животного. Подобная выразительность свойственна только очень зрелому искусству. Неожиданны и два скульптурных изображения змей, вырезанных из кости. Три маленькие фигурки человека, в которых можно усмотреть будущие мотивы Северного искусства резьбы по кости: например, условность не прорисованных, а едва намеченных рук человечка на одной из фигурок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.059 с.)