Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение доступности медицинской помощи

Поиск

В числе главных принципов охраны здоровья населения в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. названы соблюдение прав человека и гражданина; обеспечение связанных с ними государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 2). Таким образом, доступность медицинской помощи законодательно признана одним из основных принципов охраны здоровья населения Российской Федерации.

Право граждан на получение медицинской помощи занимает важное место в системе прав человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 19, 20, 38, 39, 41 и др.) государство обязуется гарантировать гражданам реализацию этого права независимо от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, места жительства и т. д.

Однако достаточно часто доступность медицинской помощи сводится либо к "благопожеланию", совокупности не отчетливо определяемых законом обязательств субъектов законодательной и исполнительной власти, а иногда - к упрощенному пониманию "доступности" как "бесплатности" медицинской помощи, что не одно и то же. К примеру, бесплатность не подразумевает обязательного оказания медицинской помощи в момент обращения за ней, в то время как доступность вполне можно интерпретировать и так.

Понятие доступности

Говоря о доступности, мы имеем в виду качественную медицинскую помощь, соответствующую как уровню и объемам, определяемым профессиональными стандартами (медицинскими, медико-экономическими), так и законодательно закрепленным этико-правовым нормам организации и оказания медицинской помощи.

Доступность медицинской помощи имеет объективные параметры и характеристики:

· материально-техническая оснащенность;

· информационная доступность;

· финансовая доступность;

· временная доступность;

· законодательное обеспечение;

· этические аспекты;

· организационные технологии реализации доступности.

Особое внимание должно быть уделено субъективным характеристикам доступности медицинской помощи, "человеческому фактору" и в первую очередь анализу удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью, обращений пациентов в досудебные и судебные инстанции с жалобами на недоступность квалифицированной медицинской помощи.

Основными гарантиями доступности медицинской помощи для граждан РФ являются законодательно закрепленные положения о бесплатном оказании медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ), о гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, включающем первичную медико-санитарную, скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), а также медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (ст. 38-42 Основ и др.).

Доступность медицинской помощи также подразумевает возможность получения гражданами дополнительных медицинских услуг по программам добровольного страхования (эта возможность законодательно закреплена и как одно из общих прав пациента, п. 10 ст. 30 Основ), а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств (чему, заметим, благоприятствуют разумные расценки платных медицинских услуг) и иных источников, не запрещенных законами РФ, к примеру, средств благотворительных фондов (ст. 41 Конституции РФ). Таково в общих чертах обеспечение финансовой составляющей доступности медицинской помощи.

Тем не менее свободному выбору пациента нередко препятствует "участковый принцип" оказания медпомощи. Это является прямым нарушением ст. 17 Основ, там же предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность за дискриминацию относительно оказания медицинской помощи, обусловленную наличием у граждан каких-либо заболеваний (ч. 3).

Данное правовое положение получило развитие в целом ряде других законодательных актов. К примеру, в ст. 14 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" указано, что ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях по клиническим показаниям все виды медицинской помощи, при этом они могут пользоваться всеми правами, предусмотренными законодательством РФ об охране здоровья граждан. В данном законе нет ограничений прав ВИЧ-инфицированных на медицинскую помощь, в т. ч. на лечение бесплодия, беременность и роды.

Гарантией доступности медицинской помощи в особо сложных, терапевтически и гуманистически, ситуациях является запрет на эвтаназию. В соответствии со ст. 45 Основ запрещено удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти. Лицо, побуждающее пациента к эвтаназии или осуществляющее ее, несет гражданскую (ст. 1064-1083, 1099-1101 ГК РФ) и уголовную ответственность (ст. 105 УК РФ).

Статья 323 Трудового кодекса РФ также представляет гарантии медицинского обслуживания.

Таким образом, право на охрану здоровья и доступность медицинской помощи гарантируется в Российской Федерации совокупностью норм различных отраслей права - конституционного, гражданского законодательства об охране здоровья граждан и др.

Принцип доступности во взаимоотношениях "врач - пациент"

Во взаимоотношениях врача и пациента определяющими становятся два основных права пациента - право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения и право на проведение по его просьбе консилиумов и консультаций других специалистов (п. 2 и 4 ст. 30 Основ).

Право на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения является одним из базисных прав пациента. Это не означает исключительно центрированность на пациенте идеологии современной медицины. Вернее было бы говорить о рациональном терапевтическом сотрудничестве врача и пациента, когда пациент, приобретая новые права, получает и дополнительную ответственность за принимаемые вместе с врачом решения и за собственные предпочтения и окончательный выбор.

ЦИТАТА

Трудовой кодекс РФ

Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания

Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания. Гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

В российском законодательстве в качестве исключительных закреплены три ситуации, когда медицинская помощь оказывается без согласия на нее пациента либо законного представителя пациента на основании и в порядке, установленных законодательством РФ. Такая помощь допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также в отношении граждан, совершивших общественно опасные деяния (ст. 34 Основ). Во всех остальных случаях медицинская помощь оказывается пациенту на основании предварительно полученного от него информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В зависимости от сложности и инвазивности оказываемой пациенту медицинской помощи данное согласие может быть выражено в устной либо письменной форме (запись в медицинской карте либо заполнение типовой формы согласия). Тем самым пациент и лечащий врач подтверждают сам факт обращения за медицинскими услугами и проявление свободной воли, независимого выбора пациентом либо его законным представителем данного вида медицинского вмешательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.60 (0.009 с.)