Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные нормативно-правовые акты↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовые акты РФ
1. Конституция Российской Федерации. 2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.). 3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". 4. Гражданский кодекс РФ. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. 6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ). 7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ. "О третейских судах в Российской Федерации". 8. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г., 27 июля, 29 декабря 2006 г.). 9. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.). 10. Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.). 11. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изменениями и доп. от 20 июня 2000 г.). 12. Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 9 июня 1993 г. N 5142-I (с изменениями от 4 мая 2000 г., 16 апреля 2001 г., 24 декабря 2002 г., 22 августа 2004 г.). 13. Закон РФ от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.). 14. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.). 15. Закон РФ от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изменениями и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.). 16. Закон РФ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г.). 17. Закон РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г.). 18. Закон РФ "О полиции". 19. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая 2007 г.). 20. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.). 21. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями от 14 декабря 1995 г.). 22. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. N 19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы". 23. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". 24. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". 25. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2004 г. N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год".. 26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2004 года N 57 "О Комитете по этике".. 27. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 239 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным атеросклерозом". 28. Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС от 4 января 2003 г. N 1/1 "Об утверждении Положения о медико-экономическом контроле объемов и экспертизе качества медицинской помощи, предоставленной по программе обязательного медицинского страхования".
Международные нормативно-правовые акты
29. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Протоколы N 1-12. Рим, 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.).. 30. Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине. (Овьедо, 4 апреля 1997 г.). 31. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Международные акты о правах человека. 32. Устав Совета Европы.
Медицинская этика.
"Профессия лекаря, врача, доктора с давних пор и сегодня признается одной из гуманнейших и благородных". С этим высказыванием трудно не согласиться. Каждый из нас на протяжении жизни сталкивался с необходимостью обращения к медицинским работникам с теми или иными проблемами. Безусловно, любой человек, обратившийся к медицинским работникам за помощью, вправе надеяться на достойное, основанное на уважении личности, отношение. Именно этими проблемами и занимается медицинская этика, к которой с определенной степенью условности можно отнести врачебную этику и деонтологию. Медицинская этика представляет собой одно из важных средств, обосновывающих многоуровневое социальное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи населению. Представляется обоснованным остановиться, прежде всего, на вопросах, связанных с основными определениями исследуемой сферы общественных отношений. Достаточное распространение получило определение, в соответствии с которым, врачебная этика является разновидностью профессиональной этики, изучающей "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе". В том же ключе сформулировано и утверждение: медицинская этика - это "свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам". Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология - это "совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей". В этой связи, в контексте рассмотрения уровней социального регулирования сферы медицинской деятельности, целесообразно обозначать врачебную этику как научную дисциплину, предметом исследования которой является совокупность морально-этических и нравственных правил осуществления медицинской деятельности. Деонтологию целесообразно рассматривать, как составную часть медицинской этики, предметом изучения которой являются практические аспекты соблюдения норм должного поведения медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности. Проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности необходимо рассматривать сквозь призму анализа роли и места этико-деонтологического регулирования общественных отношений в единой системе социальной регламентации сферы медицинской деятельности. Как справедливо отмечает М.Я. Яровинский, "пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания". В этой связи справедливым представляется высказывание о том, что "осмысление сегодняшнего бытия, нынешнего положения врачей показывает, что на такую деликатную сторону врачебной работы, как этика и медицинская деонтология, следует обратить сегодня особое внимание". Важность проблем, рассматриваемых медицинской этикой и деонтологией в построении системы социальной регламентации медицинской деятельности, обосновывается тем обстоятельством, что этику и деонтологию следует рассматривать в качестве обязательной дисциплины в системе общеправовой подготовки медицинских работников. Только на основе знаний медицинской этики и деонтологии появляется возможность глубокого изучения принципов биомедицинской этики, медико-правовой этики, и, в конечном итоге, осмысление положений действующей нормативно-правовой базы регулирования профессиональной медицинской деятельности. Изучение и осмысление законов и подзаконных актов должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности медицинских работников в рамках непрерывного последипломного профессионального образования. Изложенное выше обосновывает выделение в системе правовой подготовки медицинских работников четырех относительно самостоятельных этапов изучения упомянутых дисциплин, к которым следует отнести: - врачебную этику и медицинскую деонтологию; - биомедицинскую этику; - медико-правовую этику; - медицинское право. Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на базе положений медицинской этики и деонтологии, служат оценочным критерием готовности медицинских работников к качественному выполнению ими профессиональных обязанностей. До настоящего времени остаются актуальными высказывания: "Ведь лечат, по-моему, не телом тело - иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача - лечат тело душой, и ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой". "Стержневым вопросом врачебной этики всегда был вопрос об отношении врача и больного". Наиболее глубокое исследование морально-этических аспектов этих взаимоотношений осуществляется именно в рамках биомедицинской этики. Еще совсем недавно, когда о существовании биоэтики знали лишь немногие специалисты, вопросы взаимоотношений медицинских работников и пациентов традиционно считались предметом исследований врачебной этики. "На протяжении всей истории развития медицины в основе отношений между пациентами и врачами лежало нравственное начало. Врачи, завершая свое образование, давали клятву Гиппократа - моральный кодекс врача". Социальная среда, в условиях которой происходит нравственное развитие человека, без сомнения, оказывает существенное влияние на процесс формирования индивидуального морально-этического статуса медицинского работника. Без должного нравственного воспитания, профессионального этического обучения, без осознания той роли и значения, которые несут в себе медицинская этика, врачебная деонтология, - медицинский работник не может состояться как полноценный эрудированный и квалифицированный специалист. В отсутствии этих неотъемлемых компонентов профессиональной подготовки и общечеловеческого развития он останется лишь ремесленником. Существует широкий спектр проблем, которые рассматриваются и изучаются в рамках врачебной деонтологии. Однако, в данной монографии, следует более детально остановиться на тех вопросах, которые наиболее актуальны в рамках исследования общей концепции юридического обеспечения медицинской деятельности, с учетом упомянутых выше уровней социального регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья. К ним можно отнести: - проблемы требований, предъявляемых обществом к деятельности медицинских работников, в контексте морально-этических принципов - вопросы коммерциализации медицины; - аспекты использования в медицине новых биомедицинских и других технологий. Основными морально-этическими и деонтологическими требованиями, предъявляемым к профессиональной деятельности медицинских работников, являются: - гуманизм: действия медицинских работников должны быть направлены исключительно во благо пациента и не должны причинять ему заранее предвидимый необоснованный вред (не путать с понятием крайней необходимости в медицине); - профессионализм: действия медицинских работников должны основываться на достижениях науки и практической медицины по вопросам диагностики, лечения и реабилитации пациентов с типичным развитием патологических процессов (заболеваний, отравлений, травм и пр.); - научная обоснованность: вмешательства, осуществляемые медицинскими работниками, направленные на коррекцию патологического состояния пациента, должны быть основаны на достижениях медицинской науки, и не носить экспериментальный характер; - самокритичность является одним из важнейших морально-этических требований, предъявляемых к деятельности медицинских работников, поскольку они, как представители ни одной другой профессии, обязаны контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих действий в отношении третьих лиц, как в морально-этическом, так и правовом аспектах; - уважение прав, свобод и достоинства пациентов, родственников пациентов и других лиц, которым могут быть нанесены душевные травмы, причинен ущерб их физическому и психическому здоровью. Социально-экономические и политические преобразования, происходившие в России на протяжении последних 15-20 лет, оказали свое влияние и на сферу охраны здоровья населения, которая, как в части организации медицинского обеспечения, управления системой здравоохранения, так и в части непосредственного оказания медицинской помощи населению претерпела существенные изменения. Новая экономическая и социальная политика государства, обусловили появление и бурное развитие коммерческих медицинских организаций, ранее традиционно оказываемых безвозмездно для населения и финансируемых из государственной казны. Все это стало уже непривычным, и весьма распространенным атрибутом современности. "Научно-технический прогресс привел к коренным изменениям в медицине. Вместе с тем произошла перемена в отношениях между врачом и больным, возникли новые проблемы, которые пока еще не решены. Научно-техническая революция вооружает врачей и ученых-медиков арсеналом новых эффективных методов и средств. Внедрение достижений техники в лечебные учреждения - процесс неизбежный". Традиционное ранее исключительно двустороннее общение медицинских работников и пациентов сегодня все чаще осуществляется с использованием технических средств: лабораторного оборудования, инструментальных методов обследования, лечения, реабилитации. В современных условиях процесс оказания медицинской помощи представляется в виде следующей схемы: "медицинский работник - техническое средство - пациент".
Биомедицинская этика.
Биомедицинскую этику следует рассматривать в качестве еще одного звена, оказывающего определенное влияние на социальное, в общем, и правовое, в частности, регулирование медицинской деятельности. Существует достаточное количество определений, которые выражают различные точки зрения в отношении характеристик биомедицинской этики. В частности, в учебном пособии "Философия и биомедицинская этика" биомедицинская этика рассматривается, как "форма проявления общей этики, изучающей совокупность моральных норм, принципов, которыми руководствуются медики, работники всех сфер деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества и человека в сохранении и укреплении здоровья, а также регуляцию нравственных отношений человека к животным, растениям и экологической среде". В приведенном определении отражены основные философские признаки биоэтики. Соглашаясь с тем, что биомедицинская этика - междисциплинарная отрасль знаний, включающая также и философские аспекты медицинской деятельности, приведем определение Оксфордского словаря (1989 г.), в соответствии с которым биоэтика - это "дисциплина, имеющая дело с этическими проблемами, возникающими в результате прогресса медицины и биологии". Известный отечественный специалист в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицын полагает, что биоэтика представляет собой "скорее новый раздел развития медицинской этики и деонтологии, привнесший необходимость решения, на основе реализации прав человека и гражданина, в духе гуманных требований этики и деонтологии, новейших достижений медицины и экспериментальной биологии человека". Главенство в данном определении признается за медицинской этикой и деонтологией, в то время, как биомедицинская этика рассматривается лишь в качестве раздела уже существующей отрасли знаний. Страсбургский симпозиум по биоэтике (1990 г.) вынес определение о том, что биоэтика является комплексной отраслью знаний, изучающей моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии. Все многообразие определений биомедицинской этики свидетельствует как о значимости предмета рассмотрения, так и об отсутствии единого подхода к терминологии. Не претендуя на исключительность, автор считает, что более точное определение этой отрасли научных знаний необходимо вырабатывать с учетом исследований уровней социальной регламентации и механизмов правового регулирования медицинской деятельности. В этой связи, автор предлагает следующий вариант определения биоэтики. Биомедицинская этика - это междисциплинарная наука, занимающаяся изучением морально-этических, социальных проблем медицинской деятельности в условиях применения новейших достижений медицинской науки и экспериментальной биологии, в контексте реализации прав и защиты законных интересов человека и гражданина. Относительно места биомедицинской этики в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности и ее практической значимости, представляется необходимым остановиться на явлениях в сфере здравоохранения, в регулировании которых значительную роль играет биомедицинская этика. В качестве примера предлагается использовать взаимоотношения врача (в широком смысле медицинского работника) и пациента (в широком смысле человека и гражданина). Наиболее широко известной классификацией моделей взаимоотношений медицинских работников и пациентов считается классификация, предложенная американским философом Р. Витчем, в соответствии с которой выделяются четыре основные модели взаимоотношений: - инженерная; - патерналистская; - коллегиальная; - контрактная (договорная). По мнению Р. Витча, эти модели различаются по морально-этическим аспектам, и представляют собой иерархию от наименее морально и этически обоснованной - инженерной модели, к наиболее морально и этически обоснованной - контрактной модели взаимоотношений. Инженерная модель представляет собой модель взаимоотношений, при которой медицинские работники, как инженеры, занимаются ремонтом (исправлением поломок) организма пациента (механизма человека), возникших под влиянием неблагоприятных или болезнетворных факторов. Медицинский работник относится к пациенту как к "обезличенному механизму", требующему выполнения определенных ремонтных работ. По мнению А. Зильбера, который называет подобную модель взаимоотношений технологической: "...и больной, и врач ориентируются только на показания комплекса приборов и сложную лечебную технологию". Инженерная модель практически не учитывает индивидуальные физиологические, психологические и иные особенности пациента, и, в этой связи, с позиций положений медицинской этики, деонтологии, биомедицинской этики, не может быть признана оптимальной моделью взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Инженерная модель в наибольшей степени соответствует поточному (конвейерному) методу оказания услуг, в частности, медицинских. Наблюдаемое в настоящее время внедрение медико-экономических стандартов (МЭС) оказания медицинской помощи в значительной степени смещает развитие отечественной медицины в направлении инженерной модели взаимоотношений в системе "врач - пациент". Однако, в условиях инженерной модели не представляется возможным придерживаться основополагающего принципа отечественной медицины: лечить не болезнь, но больного. Стандарты (протоколы) лечения больных, внедряемые в настоящее время в практику отечественного здравоохранения, предполагают использование унифицированных схем лечения заболевания, лишь в некоторой степени учитывающих общее состояние больного, его индивидуальных особенностей, климатические зоны и природных условия региона проживания пациента, а так же финансово-экономические возможности региона, вообще, и медицинского учреждения, в частности. Кроме того, необходимо отметить, что в рамках инженерной модели не может быть в полной мере реализовано право гражданина на выбор, как отдельного медицинского вмешательства, так и комплекса лечебно-диагностических вмешательств в различных медицинских учреждениях. Патерналистская модель взаимоотношений может быть охарактеризована как модель, при которой медицинский работник выступает в роли мудрого родителя (священника), а пациент - в качестве неразумного ребенка (послушного прихожанин). При этой модели взаимоотношений подразумевается абсолютная некомпетентность пациента в медицинских вопросах. Как отмечает И.Б. Назарова, "патерналистский характер отношений врача и пациента основан на неравенстве в лечебно-диагностическом процессе сторон, лечении, безоговорочном подчинении действий пациента предписаниям врача". Патернализм берет свое начало еще от Гиппократа, который провозгласил: "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости" (Курсив А.П.). Это мнение является весьма распространенным в медицинской среде и в настоящее время. Медицинские работники, ориентируясь исключительно на собственные знания, выгоду, определяют, что именно полезно и что вредно пациенту. Подобная модель взаимоотношений недостаточно учитывает уязвимую позицию пациента, слабо защищает его законные интересы, в значительной степени полагаясь на профессиональную порядочность и ожидаемо высокие моральные качества медицинских работников, без определения меры ответственности последних в случае неблагоприятного исхода медицинского вмешательства. Следует отметить, что в России всегда были достаточно сильные исторические традиции патерналистских отношений в сфере оказания медицинской помощи. Сам уклад жизни общества в советский исторический период подразумевал неравенство сторон при оказании медицинской помощи. Патернализм в медицине характеризуется И.Я. Бычковым при освещении юридических вопросов в хирургии следующим образом: "Взаимоотношения врачей и их больных в Советском Союзе базируются на правоотношении, в котором больной имеет право на бесплатную медицинскую помощь от государства (субъект правопритязания), а врач обязан оказать ему эту помощь (субъект правообязанный)". При этом работники здравоохранения пользовались монопольным правом в лечебно-диагностическом процессе, а сама система "участковости" в оказании медицинской помощи, в сочетании с принципом бесплатности, поддерживала патерналистские отношения. Развитие демократии в России, принятие нового законодательства в сфере охраны здоровья привели к тому, что патерналистская модель взаимоотношений утратила свое абсолютное господство в медицине. Патернализм в той или иной степени получает право на существование только в случае, когда сам пациент не имеет возможности или желания вникать в детали процесса выполнения медицинского вмешательства и готов делегировать свои права и обязанности по защите своих законных интересов медицинским работникам. Причины отступления от патернализма в конце XX века связаны, в основном, с революционными изменениями в медицинской науке, приведшими к новым возможностям воздействия на жизнь и здоровье людей. Рассматривая современные тенденции развития здравоохранения, следует отметить то обстоятельство, что происходящие изменения затронули саму суть взаимоотношений в системе "медицинские работники и пациенты". В результате развития в отечественное здравоохранение рыночных механизмов экономического регулирования, отношения медицинских работников и пациентов стали формироваться на принципиально новой основе. Медицинская деятельность все чаще рассматривается как сфера оказания услуг (приравниваемых к бытовым услугам), медицинские работники выступают в качестве исполнителей этих медицинских услуг, а пациент - всего лишь как их потребитель. Принципы гуманизма, профессионализма все в большей степени отходят на второй план. Приоритетным становится стремление к получению наибольшей материальной выгоды, иногда даже в ущерб интересам пациента. Новые экономические условия осуществления медицинской деятельности представляют собой своеобразную форму экономического патернализма, когда пациента принуждают к согласию на медицинское вмешательство, выгодное конкретному медицинскому работнику или медицинскому учреждению. При этом используются не прямые угрозы, но широкая реклама, обещание безусловной эффективности вмешательства и т.п. Все эти способы воздействия оказывают влияние на волю и способность пациента принимать самостоятельное независимое решение о возможности и необходимости выполнения того или иного медицинского вмешательства. Коллегиальная модель взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами заключается в признании пациента равноправным партнером в выполнении медицинского вмешательства. Равноправие в данном случае основано на праве пациента на получение исчерпывающей информации о заболевании, его прогнозе, методах лечения, вероятных осложнениях, позволяющем принять совместное решение, основанное на достаточной информированности. Это служит основанием называть такую модель взаимоотношений еще и информационной. Результатом адекватной информированности является возможность активного участия пациента в решении вопросов выбора того или иного медицинского (диагностического, лечебного или реабилитационного) вмешательства. Как отмечает американский кардиолог Б. Лоун: "Если медицина должна основываться на принципах партнерства, то старшим партнером обязан быть пациент, и именно ему должно принадлежать решающее слово". Однако коллегиальная модель не является оптимальным вариантом взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Правы те, кто утверждает, что, не зная сути заболевания, особенностей выполнения медицинского вмешательства, невозможно контролировать само лечение, и, в этой связи, успех выполнения вмешательства или эффективность комплекса вмешательств в значительной степени зависит от добросовестности врачей. Несмотря на предоставление даже всей необходимой информации, пациент, как правило, воспринимает только часть ее, нередко не самую важную, что не позволяет ему составить объективное представление о сути заболевания, соизмеримости риска и эффективности медицинского вмешательства. Больной, как правило, не в состоянии принять адекватное решение, основанное на объективной информации. К тому же, объективной называть информацию, субъективно трактуемую медицинскими работниками, можно весьма условно. Объективным можно считать лишь стремление медицинских работников наладить с пациентами доверительные партнерские отношения. Контрактная модель взаимоотношений заключается во взаимодействии медицинских работников и пациентов, при которой каждый субъект, в процессе оказания - получения медицинской помощи, наделяется своими правами, выполняет определенные обязанности и несет, в связи с этим, ответственность за результаты выполненных медицинских вмешательств. "Именно эта модель в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности". Действительно, только в условиях контрактной модели, когда и пациент, и медицинский работник знают: какие обязанности каждый из них должен выполнять, какими они обладают правами; - становиться реальной возможность достижения оптимального результата, как отдельного вмешательства, так и комплексного лечения конкретного пациента. А это, в свою очередь, позволяет создать условия для прогрессивного развития всей системы здравоохранения. В качестве первого конкретного шага, который позволит перевести отношения медицинских работников и пациентов в плоскость взаимовыгодного сотрудничества, предлагается принятие Медико-социальной хартии Российской Федерации. Важно отметить, что контрактная модель позволяет избежать негативных аспектов инженерной и коллегиальной моделей взаимоотношений, при которых излишняя свобода пациента в принятии решений о возможности и необходимости выполнения того или иного медицинского вмешательства, нередко приводит к запоздалому оказанию медицинской помощи, а, следовательно, к снижению эффективности такой помощи. Контрактная модель, как представляется, является наиболее соответствующей современному состоянию общественных отношений, поскольку и пациент, и медицинский работник добровольно устанавливают границы взаимоотношений на тех условиях, которые, прежде всего, выгодны им самим. Однако, следует отметить, что отношения между субъектами должны базироваться на стандартных положениях договора оказания медицинской помощи, утвержденных законодательством РФ. Подводя итог анализу моделей взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте биомедицинской этики, следует отметить, что: - патернализм, как традиционная для отечественного здравоохранения модель взаимоотношений, постепенно уступает место более демократичным моделям отношений между субъектами медико-правовых отношений; - контрактная модель представляется наиболее приемлемой формой взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте наиболее полной реализации прав граждан и эффективного правового регулирования медицинской деятельности; - в процессе правового обучения медицинских работников необходимо учитывать, что отношения с пациентами должны строиться на принципах контрактных взаимоотношений, строго регламентированных законодательством РФ; - законодательная регламентация в сфере медицинской деятельности должна совершенствоваться с учетом контрактной модели взаимоотношений между медицинскими работниками, ответственными за качественное оказание медицинской помощи, и пациентами, принимающими участие в процессе выполнения медицинского вмешательства по мере сил и возможностей и выполняющими рекомендации медицинского персонала.
Медико-правовая этика.
Медико-правовая этика - это совокупность этических принципов и норм, которые уже нашли свое отражение или находятся на стадии внедрения в нормативно-правовую базу законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере охраны здоровья населения. Данную отрасль знаний необходимо рассматривать как составную часть общей системы социального регулирования сферы медицинской деятельности, в которой базовым уровнем регулирования является медицинская этика и деонтология, следующими - биоэтика и медико-правовая этика. Вершиной пирамиды социального регулирования сферы медицинской деятельности является медицинское право. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, "врач - это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находиться, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающую юридическое право на медицинскую практику...". Особого внимания в этом определении заслуживает положение о "юридическом праве" на занятие медицинской деятельностью. В этой связи, представляется необходимым повышение требований к знаниям основ медико-правовой этики и медицинского права для всех, без исключения, специалистов медицинского профиля. Среди медицинских работников и сейчас, и ранее, весьма распространено мнение относительно того, что их профессия более сродни искусству, нежели ремеслу. Поэтому, когда говорят об ответственности за те или иные правонарушения, то чаще всего врачи ссылаются на совесть, порицание со стороны коллег, моральную и нравственную ответственность. Именно этим, как представляется, можно объяснить результаты социологического исследования, проведенного среди врачей. "В настоящее время для здравоохранения России характерно противоречие, когда правовые нормы опережают подготовленность к ним общественного сознания". Такое положение нельзя считать оптимальным, поскольку реализация норм действующего законодательства возможна только тогда, когда право не оторвано от выработанных веками принципов нравственности, морали, этики. Обоснованность рассмотрения медико-правовой этики в качестве одного из уровней регулирования медицины объясняется многими обстоятельствами, основными из которых являются: - недостаточность положений деонтологии и биоэтики в системе социального регулирования различных аспектов процесса оказания медицинской помощи; - знание основных положений медико-правовой этики позволит повысить правовую культуру, правовую грамотность медицинских работников; - медико-правовая этика - средство предварительной этической экспертизы законопроектов в сфере здравоохранения; - правовое обучение медицинских работников будет более успешным при условии сочетания знаний основных этических и моральных принципов с положениями медико-правовой этики; - медико-правовая этика является одним из средств общественного контроля за соблюдением прав и легитимности защиты законных интересов граждан при оказании им медицинской помощи; - нормы медико-правовой этики - важный компонент профилактики правонарушений в среде медицинских работников.
Медицинское право.
Сфера медицинской деятельности представляет собой пример совокупности сложных взаимосвязанных общественных отношений, предусматривающих наличие определенных прав и взаимных обязанностей у всех субъектов - участников медико-правовых отношений. Взаимоотношения медицинских работников и пациентов, возникающие в процессе оказания медицинской помощи являются разновидностью правовых отношений, при которых оба участника этого процесса выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Оказание медицинской помощи - это процесс, представляющий собой, с точки зрения права, комплекс общественных отношений, позволяющих осуществлять многочисленные права граждан, закрепленные в отечественном законодательстве и международных соглашениях и исполнять коррелирующие с ними профессиональные обязанности медицинских работников. Гражданин, обращаясь за медицинской помощью в учреждение системы охраны здоровья или к частнопрактикующему врачу, приобретает, тем самым статус пациента и, в этой связи, наделяется определяемыми правами. Одновременно с этим, медицинское учреждение и медицинские работники становятся носителями не только профессиональных обязанностей, но и обладателями определенных прав, соответствующих их правовому статусу. Общая характеристика правоотношений в медицине, в широком смысле, базируется на определении юридической природы отношений между основными участниками медико-правовых отношений: субъектами, оказывающими медицинс<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.024 с.) |