ТОП 10:

Становление Третьей республики во Франции. «Дело Дрейфуса», «Казус Мильерана».



Дело Дрейфуса -судебное дело по несправедливому обвинению в шпионаже в пользу Германии офицера французского Генерального штаба еврея Альфреда Дрейфуса, сфабрикованное в 1894 г., стало предметом ожесточённой полит. борьбы во Франции в 90х гг. 19в.

1.Обвинение против Дрейфуса было выдвинуто военным министерством, и, несмотря на полное отсутствие доказательств, военный суд приговорил в декабре 1894 Дрейфуса к пожизненной каторге. Вскоре обнаружились новые материалы, подтверждавшие его невиновность, но правящие круги Франции всячески противились реабилитации Дрейфуса.

2.11 янв.1898 был оправдан истинный изменник - офицер Эстергази, действительно передавший секретные французские документы немецкой разведке.

3.9 сент.1899 военный суд, пересмотревший Д. д., вопреки очевидным фактам, вновь признал Дрейфуса виновным.

4.Реакция использовала Д. д. для разжигания антисемитизма и шовинизма, наступления на республиканский режим и демократические свободы.

5.В защиту республики и за оправдание Дрейфуса активно выступали передовые рабочие, многие социалисты, прогрессивная интеллигенция. Большую роль в активизации демократических сил сыграло письмо Э. Золя президенту Ф. Фору, в котором писатель обвинял власти в преднамеренном осуждении невиновного Дрейфуса.

В условиях крайнего обострения классовых противоречий во Франции на рубеже 19-20 вв. борьба вокруг Д. д. привела к серьёзному полит.кризису и вплотную подвела страну к гражд.войне.

Создав в стране обстановку шовинистического угара, реакционные силы во главе с «Лигой патриотов» предприняли в феврале 1899 попытку госуд. переворота с целью свержения республики и уничтожения демократических свобод. Выступление левых сил и рабочего класса в защиту республики сорвало эти попытки. Образованное в июне 1899 правительство П. М. Вальдека-Руссо, стремясь к умиротворению страны, пошло на ликвидацию Д. д. 19 сентября 1899 президент республики по представлению правительства помиловал Дрейфуса. В июле 1906 Дрейфус был полностью реабилитирован.

Мильеран Александр, французский госуд. и политический деятель, адвокат. Приобрёл известность защитой рабочих-стачечников на судебных процессах 80х гг. В 1884 избран муниципальным советником Парижа, в 1885 в палату депутатов, куда впоследствии неоднократно переизбирался. Примкнув в нач. 90х гг. к социалистическому движению, М. занимал там правые позиции, был сторонником реформистской политики. В 1899 вошёл как министр торговли и промышленности в состав кабинета Вальдека-Руссо, став активным защитником капиталистического строя; это был первый в истории случай участия социалиста в буржуазном правительстве. Ожесточённая полемика, развернувшаяся вокруг «казуса Мильерана», отражала острую борьбу во франц. и м/народном социалистическом движении. Во Франции гедисты и бланкисты, выступавшие против М., создали в 1901 Социалистическую партию Франции; сторонники М. образовали в 1902 Французскую социалистическую партию, возглавленную Ж. Жоресом.

Образование Германской империи, 1864 – 1871 гг. Конституция 1871 г.

Поражение объединительных тенденций в революции 1848 г. Чтобы противодействовать доминированию Австрии, прусская монархия - союз северных германских государств – Прусский союз (1850). В противовес - южные германские гос-ва - межполитическая организация. Германские государства: Малая Германия во главе с Пруссией и Великая Германия – с Австрией.

Пруссия – стремление к лидерству в бывшей империи:

1. Активная политика хоз-го и экон-го объединения Германии (возобновлен Таможенный союз большинства германских государств - торговое объединение и отчуждение от союза Австрии).

2.Оживилась политическая деятельность ландтагов, сформировался Национальный союз (1859).

3.Проведена военная реформа (1856-1862), в итоге - выросла численность войск (до 300 тыс., с учетом запаса – до 440 тыс.), реорганизовано ополчение (ландвер), усилена боеготовность армии.

4.Поворотное событие - приход в 1862 г. на пост председателя прусского кабинета и министра иностранных дел О. Бисмарка (1815-1898). Процесс объединения Германии был связан с его деятельностью:

А)Он подавил конституционными средствами конфликт между либеральным ландтагом и новым королем Пруссии Вильгельмом I.

Б)Получил свободу рук для правительства в военной реформе и сформировал удачную дипломатическую ситуацию для расширения влияния Пруссии.

В)Решение проблем военным путем (объединение «железом и кровью»). «Ненормальность отношений между Пруссией и Австрией придется лечить «железом и огнем».

Реальное объединение Германии - в результате нескольких последовательных войн, инициированных Бисмарком.

1.Война с Данией (1864) - Пруссия получила значительную часть бывшего герцогства Шлезвиг-Гольштейн. 2.Война с Австрией (1866) и коалицией большинства южных германских государств (Баварии, Саксонии, Бадена и др.). Поражение Австрии изменило расстановку политических сил среди германских государств. Преобладание Пруссии - несомненное. И только крупные южные монархии пытались сохранить самостоятельность. 1866 г. - Австрия признала объединение Германии без нее. В итоге - Северо-Германский союз во главе с Пруссией, основанный на экономических и государственно-политических связях.

Северо-Германский союз - союзное государство (почти все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий). У членов союза - свои гос-ные системы, правительства, но подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия.

Президент союза - прусский король. Его представитель - канцлер, назначаемый по собственному усмотрению.

Интересы членов союза были представлены двухпалатным парламентом. Верхняя палата – Союзный совет – из уполномоченных от правительств земель, членов союза; из 43 голосов 17 было закреплено за Пруссией. Тем самым никакие существенные перемены в конституции были невозможны без одобрения Пруссии. Нижняя – рейхстаг – избиралась населением на основах всеобщего избирательного права. Рейхстаг и Союзный совет обладали законодательными правами в сферах полномочий союза (организация вооруженных сил, международные отношения, торговля и промышленность, финансы, связь, санитарное законодательство). Во всех государствах армия должна была быть перестроена по прусскому образцу. Общие расходы осуществлялись за счет общего бюджета, который складывался из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.

После образования Союза дальнейшее объединение путем унитаристского законодательства: 1867-1870 гг. -введены единые вес и меры, уничтожена паспортная система разных государств, сняты ограничения на межгосударственные браки, изданы единые положения об АО, ликвидации цехов и свободе предпринимательства, единый Торговый кодекс.

3.После Франко – Прусской войны (1870 – 1871) Пруссия провозгласила образование Второй Германской империи (18 января 1871 г.). Под впечатлением поражения Франции южно-германские государства вступили в конце 1870 г. в Союз, выговорив некоторые особые права. Франкфуртский мир с Францией (20 мая 1871 г.) присоединил к Германии Эльзас-Лотарингию в качестве новой имперской провинции.

Объединение Германии было завершено, опираясь на военно-политическое влияние Пруссии, и означало распространение преобладающего влияния прусских государственных институтов на всю страну.

Конституция 1871 года

22 апреля 1871 г. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным государственным союзом. В одном отношении это была федерация государств и земель, передавших наиболее политически важные полномочия союзным властям, но сохранивших свою правительственную и законодательную автономию. В другом – все земли и государства были сами по себе монархиями (кроме трех), и единая власть также была организована монархически. Поэтому однозначно определить своеобразное государственно-политическое устройство Второй Германской империи трудно.

Новое гос-во - преемник Северо-Германского союза. Император - главный элементом государственной организации. По конституции:

1.Император – прусский король. Он представлял империю в международных отношениях, объявлял от имени империи войну, заключал мир и другие договоры, руководил дипломатией. Ему принадлежала вся полнота военной власти и командование вооруженными силами. В сфере законодательства император издавал принятые представительным органом законы, обладал решающим словом в законодательных коллизиях. Юридически главе империи принадлежала вся полнота правительственной власти. Он направлял внешнюю и внутреннюю политику, созывал и распускал имперское представительство, назначал канцлера, чиновников, обладал административным контролем. Кроме того, он напрямую управлял имперскими провинциями.

2.Исполнительная власть принадлежала назначенному императором канцлеру, который единолично представлял правительство. Канцлер не мог быть депутатом рейхстага.

3.Союзным представительством государств империи был Союзный совет (Bundesrat).Империю составили 25 германских государств, которые делегировали 58 уполномоченных от правительств в Совет. Из 58 голосов Пруссии - 17. В компетенцию бундесрата входило законодательство, бюджетно-финансовые дела, заключение договоров от имени империи, отношения между членами союза. В необходимых случаях здесь принимались решения об имперской экзекуции в отношении какой-либо территории, а также решались споры между членами федерации. Бундесрат санкционировал роспуск райхстага. Решения в нем принимались простым большинством голосов, причем голос председателя – им был канцлер – имел решающее значение.

5.Общенациональным представительством был рейхстаг (Reichstag). Райхстаг избирался населением на 3 года (с 1888 г. – на 5 лет) по избирательным округам соответственно примерной численности населения.

Рейхстагу принадлежали права законодательства по вопросам, отнесенным к сфере компетенции империи: положения о гражданстве, иностранцах и полицейском надзоре, торговое и хозяйственно-финансовое законодательство, регулирование изобретательских, авторских и т. п. прав, связь и пути сообщения, военное строительство и флот, законодательство о правах граждан, прессе, союзах и т. д.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.005 с.)