Границы зон чс(н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Границы зон чс(н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов



Риск возникновения чрезвычайной ситуации (риск ЧС) - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска [ГОСТ Р 22.0.02-94].

Вероятность небольших разливов топлива и аварийных ситуаций на технологической площадке АЦ составляет (Р=0.1-0.05/1000 или 5-10*10 -5). Риск разливов, подпадающих под классификацию ЧС(Н) может быть оценен от 3*10-7 1/год

Рассчитывая давление волны давления с интервалом 1,0 метр границы разрушений при наиболее опасном сценарии ЧС(Н) с взрывом ТВС составят:

Полное разрушение зданий 5,1м

50% разрушение зданий 12,7 м

Средние повреждения зданий 20,9 м

Умеренные повреждения зданий

(повреждение внутренних перегородок, рам,дверей и т.п.) 30,4 м

Нижний порог повреждения человека волной давления 51 м

Малые повреждения (разбита часть остекления) 83 м

 

Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории.

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г.240: 5 целью прогнозирования является определение границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов... и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).

При авариях на АЗС наибольшую опасность представляют разлив больших количеств топлива, пожар и взрыв топливовоздушной смеси при разгерметизации одностенных надземных резервуаров и/или автоцистерны. Вероятными последствиями возможного разлива нефтепродуктов на площадке АЗС являются разлив нефтепродуктов на прилегающей территории, их испарение, воспламенение и/или взрыв. При определении последствий вторичных ЧС(Н) необходимо учитывать куда и в каком количестве могут попасть нефтепродукты при разливе и загрязненная нефтепродуктами вода и пенообразователь, образующиеся в процессе тушения пожара.

Разлив топлива на территории АЗС может произойти при переливе ГСМ при заправке автомобилей или переливе в резервуары, вытекании топлива из резервуара, поврежденной ТРК или бака автомобиля.

Разлив топлива по прилегающей территории и загрязнение почвы и грунтовых вод может стать следствием истечения горючего из автоцистерны или наземного резервуара. На АЗС в селитебной территории вероятность такого сценария должна рассматривается в обязательном порядке [Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности..., 1997].

Пожары от утечки нефтепродуктов возникают при ремонте трубопроводов, арматуры, а также на пропитанных нефтепродуктами поверхностях.

Пожар автомобилей может стать следствием перелива горючего при заправке.

Пожар на дыхательной арматуре - вследствие перелива горючего, нарушения герметичности резервуара, задвижек, фланцевых соединений.

Пожар разлива может привести к образованию обширной площади горящих нефтепродуктов и локальных очагов (факелов) на ТРК, с последующим вовлечением окружающего оборудования и транспортных средств, несущих конструкций навеса над топливораздаточными колонками, трубопроводов, сооружений АЗС.

Образование и дрейф облака топливовоздушной смеси может привести к взрыву - детонации облака, образованию воздушной ударной волны, формирование огневого шара паровоздушной смеси с разрушениями автоцистерны-топливозаправщика, оборудования сооружений АЗС, трубопроводов, резерву пожарного парка и транспортных средств.

Кроме того, на АЗС возможны ЧС, не связанные с разливом ГСМ, но способные инициировать их.

Пожары от удара молнии и вторичного проявления атмосферного электричества.

Пожары от загазованности возникают от различных источников зажигания при повышенной загазованности территории у резервуаров, автоцистерн и ТРК. Источниками зажигания могут быть автомобили на АЗС, неисправные электроустановки, несоблюдение правил при курении и другие источники открытого огня.

Пожары на резервуарном парке при замере уровня горючего и отборе проб, как правило, начинаются со взрыва в газовом пространстве резервуара.

Пожары при зачистке и ремонте резервуаров возникают при очистке резервуаров перед осмотром и ремонтом, при проведении ремонтных, в том числе огневых работ на предварительно очищенных резервуарах, при ремонте и обслуживании резервуаров и ТРК без их предварительной зачистки, при удалении донного остатка с помощью бензина или дизельного топлива.

Пожары при ремонтных огневых работах происходят из-за неэффективной очистки и контроля ее степени.

Развитие пожаров и взрывов зависит от места возникновения, размеров очага горения, устойчивости технологического оборудования и конструкций АЗС, наличия средств автоматической противопожарной защиты и удаленности сооружений друг от друга, а также своевременности начала мероприятий по тушению очага пожара и времени прибытия подразделения ГПС.

 

Социальные последствия для персонала и населения

При стечении неблагоприятных обстоятельств в зону воздействия опасных факторов пожара (взрыва) разлива могут попасть:

• при разливе на ТРК: водитель транспортного средства и заправщик АЗС;

• при разливе на площадке слива АЦ: оператор АЗС и водитель АЦ, персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

• при разгерметизации надземного резервуара: производственный персонал АЗС или подрядной организации, выполняющий регламентные работы на надземных резервуарах; персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, попавшие в зону разлива;

• при разливе на площадке АЦ или надземного резервуара с выходом жидкости за пределы АЗС: персонал АЗС, водители и пассажиры транспортных средств, а также другие граждане (жители и работники соседних организаций и др.), попавшие в зону разлива;

Возможные варианты развития пожара на АЗС подразделяются на следующие уровни:

А) возникновение пожара в пределах одного резервуара или автоцистерны без влияния на смежные;

Б) распространение пожара с одного резервуара (автоцистерны) на резервуарную группу;

В) развитие пожара с возможным разрушением смежных резервуаров, зданий, сооружений АЗС, а также поражение опасными факторами пожара работников АЗС и людей на близлежащей территории.

Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации.

Персонал АЗС (1-3 чел.) способен ликвидировать небольшие разливы объемом до 20 л (трудозатраты ~0.6 чел./часов). Ликвидация разливов из бензобаков грузовых автомобилей (0.9 м) потребует до 27 чел./часов. Указанные работы могут быть выполнены в дневное время персоналом данной Организации за 27 часов, персоналом АСФ(Н) менее чем за 2 часа. Технические средства ЛРН, могут быть доставлены из мест дислокации АСФ(Н). Проведение работ по ЛРН на АЗС при разливах, которые могут быть классифицированы как ЧС, может быть возложено только на аттестованные АСФ(Н) (штатные, нештатные или привлеченные). Технические средства (табл. 8) позволяют провести комплекс операций ЛРН в соответствии с нормами безопасности менее, чем за 2 часа. Оборудование для ликвидации разливов максимального разлива может быть доставлено из мест дислокации АСФ(Н). Неснижаемый запас сорбентов (типа «ППЭ-05» - 18 кг) или сорбционные изделия (маты типа «МСВ» - 1 шт.) необходимых для ликвидации разливов до 0.9 м3 должны находиться на АЗС.

Таблица 8. Потребность в основных технических средствах ЛРН на АЗС

 

 

Наименование Показатель Объем разлива, м  
До 0.02 До 0.4 До 10  
Песок (в качестве сорбента) или м3 0.2/0.3 1,4/2,1 28/42  
Сорбент типа «ППЭ-05»* или кг        
Сорбционные маты типа «МСВ» шт. -      
Салфетки сорбционные х/б (500x500x100) шт.   - -  
Огнестойкие боны типа «Феникс» м 0/10** 0/10 10/100  
Искробезопасные совковые лопаты шт. 1-3 3-5 -50  
Искробезопасные грабли шт. 1-2 2-4 -10  
Пакеты / контейнеры для сорбентов м3 0.01 1.2-8 1400-8600
или Нефтесборщик типа «Хенд клинер» шт. - 0-1  
Автомобили типа УАЗ 3909 «Фермер» шт. -    
Прицеп для легкового а/м (мод. 8364) шт. - -  
Трудозатраты при уборке вручную чел. -часов -0.6 -27.0 -300.0
Трудозатраты при уборке нефтесборщиком чел.-часов - - -1.5
                   

Состав средств ЛРН на АЗС может комплектоваться как сервисными комплектами, так и отдельными техническими средствами. Основными средствами ликвидации разлива моторных топлив являются сорбенты и сорбционные изделия.

Сорбенты и сорбционные изделия - служат для одновременной локализации и ликвидации малых разливов нефтепродуктов или для зачистки территорий после сбора основной массы нефтепродуктов механическими средствами - нефтесборщиками или ручным инструментом. Порядок и условия применения сорбирующих материалов, способы нанесения и сбора, методы утилизации собранной нефтесодержащей смеси и повторного использования сорбентов определяются рекомендациями производителя.

Использование природных сорбентов (вылущенных початков кукурузы, соломы, измельченного торфа, опилок, древесной стружки, рисовой шелухи, сосновой коры, камыша и т.п.), имеющих высокую пожароопасность для ликвидации разливов моторных топлив на АЗС запрещено. Применение синтетических (пенопласт, полиуретан, полипропилен, обрезки ткани), которые часто образуют токсичные продукты горения не желательно по соображениям техники безопасности и проблем с утилизацией. Чаще всего для сорбции нефтепродуктов на промышленных площадках применяются:

• неорганические сорбенты (цеолиты, перлит, вермикулит после специальной обработки, песок, уголь, дисперсный кремнезем), которые обладают медленной сорбцией и низкой нефтеемкостью;

• органические (обычно продукты переработки торфа и целлюлозы), которые имею низкий удельный вес и удобны в хранении.

Определяющими показателями при выборе сорбентов являются быстрая сорбция (высокая скорость поглощения нефтепродуктов), позволяющая, произвести локализацию и ликвидацию разлива в кратчайшее время и немедленная готовность к применению на месте аварии (низкая влагоемкость, высокая сорбционная способность при низких температурах). При ликвидации разливов, сорбенты должны обеспечить ликвидацию загрязнения с возможно большей эффективностью и наименьшими затратами. В этой ситуации одним из важнейших показателей сорбента является возможность регенерации, простота утилизации, максимально достижимая остаточная концентрация нефтепродуктов, которые характеризуют органические сорбенты и часть синтетических.

Нефтеудерживающие боны - служат для локализации разливов нефтепродуктов. Их использование позволяет ограничить зону растекания. Выбор вида и типоразмера бонов определяется характером объекта. Учитывая высокую пожароопасность моторных топлив для оснащения АЗС следует предпочесть огнестойкие боковые заграждения (БЗ).

Подпорные стенки - служат для локализации разливов высотой 15-60 см. Время развертывания секции длиной 30 м бригадой из 2-3 человек составляет от 0.5 до 1.25 часа, не позволяет использовать их для локализации в момент разлива. При отсутствии пологих повышений с высотой не менее 0.2 м и дренажных лотков на въезде и выезде с территории АЗС и аварийных резервуаров, подпорные стенки могут быть выбраны в качестве средств для превентивной защиты территорий с уклонами поверхности до -10% (5-6°), ограждения технологической площадки АЦ при сливоналивных операциях на АЗС.

Нефтесборщики (скиммеры) - относятся к основным техническим средствам ликвидации значительных разливов нефтепродуктов. При механическом сборе значительных количеств нефтепродуктов на АЗС рационально использовать вакуумные и щеточные нефтесборщики, предназначенные для нефтепродуктов с низкой вязкостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.015 с.)