ТОП 10:

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе



Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

 

СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

 

СССР в период перестройки

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

15. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ

 

Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Мир в ХХI в.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 260807 Технология продукции общественного питания среднего профессионального образования.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История» относится к базовому уровню технического профиля дисциплин.

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· основные исторические термины и даты;

уметь:

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:  
Практические занятия  
Контрольные работы (зачёты)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Зачётные домашние задания
Итоговая аттестация в форме зачёта

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История

  Наименование Разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Объём часов Уровень Освоения
Введение 1. Предмет и задачи дисциплины.
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.  
  Древнейшая стадия истории человечества.
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.  
  1. Развитие цивилизаций, их отличительные черты.
2. Античная цивилизация.
Самостоятельная работа  
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века.  
  1. Китайско – конфуцианская цивилизация.  
2. Арабо – мусульманская цивилизация.
3. Становление западной цивилизации.
Самостоятельная работа.
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века.  
  1. Племена и народы Восточной Европы в древности.    
2. Восточные славяне в VI – VIII вв.
3. Рождение Киевской Руси.
4. Русь и её соседи в XI – начале XII веков.
5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.
6. Борьба Руси с иноземными захватчиками.
7. Русь на пути к возрождению.
8. От Руси к России.
9. Россия в царствование Ивана Грозного.
10. Смута в России начала XVII века.
11. Россия в середине и второй половине.  
Самостоятельная работа.
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.  
  1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.  
2. Великие географические открытия и начало европейской колонизации.
3. Европа XVII: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.
4. Технический прогресс и великий промышленный переворот.
5. Революции XVIII века и их значение для утверждения индустриального общества.
Самостоятельная работа.
Раздел 6. Россия в XVIII веке.  
  1. Россия в период реформ Петра I.   2,3
2. Россия в первой половине XVIII века.
3. Культура России в середине и второй половине XVIII века.
Самостоятельная работа.
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации.  
  1. Европейские революции середины XIX века.    
2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX века.
3. Особенности духовной жизни нового времени.
Самостоятельная работа.
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.  
  1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.  
2. Попытки модернизации в странах Востока
Самостоятельная работа.
Раздел.9 Россия в ХIХ веке.  
  1. Россия в первой половине XIX века. 2,3
2. Внешняя политика Александра I и Николая I.
3. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века.
4. Россия в эпоху реформ Александра II.
5. Пореформенная Россия.  
6. Россия в системе международных отношений второй половины XIX века.
Самостоятельная работа.
Раздел 10. От Новой истории к Новейшей.  
  1. Социально – экономическое развитие и административное деление России в начале XX века.  
2. Государственно- правовая система и общественно- политическое развитие Российской империи.
3. Первая мировая война 1914- 1918 год.
4. Февральская революция в России.
5. Приход большевиков к власти в России.
Самостоятельная работа.
Раздел 11. Между мировыми войнами.  
  1. Гражданская война в России 1918-1920 год. Образование СССР.   2,3
2. Социально- экономическое развитие Советской России в 20- 30-е годы XX века.
3. Эволюция советской государственной и политической системы в 20- 30- е годы XX века.
4. Внешняя политика СССР в 20- 30- е годы.
Самостоятельная работа.
Раздел 12. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.  
  1. Начальный период Второй мировой войны.     2,3
2. Великая Отечественная война. Военные действия в 1941-1944 гг.
3. Государство и общество в годы войны.
4. Завершающий этап Второй мировой войны. Итоги войны.
Самостоятельная работа.
Раздел 13. Мир во второй половине XX века.  
  1. «Холодная война»: две Европы- два мира.  
2. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира.
3. Научно- технический прогресс во второй половине XX века.
Самостоятельная работа.
Раздел 14. СССР в 1945—1991 гг.  
  1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.    
2. СССР в конце 60-х начале 80-х годов.
3. СССР в период перестройки. М. С. Горбачёв.
4. Крах политики перестройки. Распад СССР.
5. Рождение новой России.
Самостоятельная работа.
Раздел 15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков.  
  1. Российская Федерация на современном этапе.
Всего часов аудиторной нагрузки  
Часы самостоятельной работы
Итого
           

*Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «История».

 

Технические средства обучения:

- ко

- DVD –проигрыватель - фильмы: «СССР в период Великой Отечественной войны», « США, Англия в 80-90е годы XX века».

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.009 с.)