Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения (1 час).

Поиск

1. Основные принципы защиты человека и окружающей среды от опасностей.

2. Защита от химических и биологических негативных факторов.

3. Защита от энергетических воздействий и физических полей.

4. Методы и средства обеспечения электробезопасности.

5. Защита от механического травмирования.

Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (0,5 часа).

1. Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения.

2. Защита населения и персонала при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

3. Эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.

4. Организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

Планы практических занятий

Практическое занятие – это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных практических действий сфере безопасности жизнедеятельности.

Практические занятия являются формой индивидуально-группового практико-ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду и профилю профессиональной деятельности обучающегося. Перед практическим занятием студентам следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории.

Цель практических занятий – формирование у студентов умений в наиболее сложных и общезначимых вопросах безопасности, а также углублять, расширять, детализировать знания, полученные в обобщенной форме на лекции, знания при самостоятельной работе, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Практические занятия включают в себя опрос студентов по лекционным темам и темам самостоятельной работы, разбор и обговаривание наиболее важных положений безопасности жизнедеятельности, а также доклады, обсуждение рефератов, кейс-метод, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Кроме этого, на практических занятиях применяются имитационные методы активного обучения (познавательный спор, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», анализ жизненных ситуаций). Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личный потенциал.

Преподаватель при проведении практических занятий в может выступать не в роли руководителя, а выполнять функцию консультанта, советника, который лишь направляет коллективную работу студентов на принятие правильного решения. Занятие осуществляется в диалоговом режиме, основными субъектами которого являются студенты.

При проведении практического занятия учитывается роль повторения, которое должно быть активным и целенаправленным. Повторение для закрепления знаний студентов проводиться вариантно, под новым углом зрения. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания. Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой.

Тематика практических занятий (4 часа)

Тема 1. Введение в безопасность (0,5 часа).

1. Взаимодействие человека со средой обитания.

2. Значение безопасности в современном мире.

3. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики.

4. Роль человеческого фактора в реализации опасностей.

5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.

6. Значение компетенций в области безопасности.

7. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.

Тема 3. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни (0,5 часа).

1. Источники и воздействие на человека химических негативных факторов (вредных веществ).

2. Источники и воздействие на человека биологических негативных факторов.

3. Источники и воздействие на человека физических негативных факторов (механические и акустические колебания, вибрация, шум, электромагнитные излучения и поля, инфракрасное (тепловое) излучение, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, ионизирующее излучение).

4. Источники и воздействие на человека электрический тока и статического электричества.

Тема 4. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения (1 час).

1. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.

2. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения.

3. Защита от загрязнения воздушной среды.

4. Защита от загрязнения водной среды.

5. Принципы и методы защиты человека от физических полей, вибрации, шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей, лазерного, инфракрасного (теплового), ионизирующего излучений.

6. Защита от статического электричества.

7. Обеспечение безопасности систем под давлением.

8. Пожаро- и взрывобезопасность.

9. Знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные, пожарной безопасности, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения.

Тема 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности (1 час).

1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.

2. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины.

3. Особенности работы во вредных условиях труда.

4. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов.

5. Психофизиологические и эргономические особенности труда в сфере профессиональной деятельности.

Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (0,5 часа).

1. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.

2. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения и порядок их использования.

3. Пожарная защита и защита от взрывов.

4. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

5. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

6. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.

7. Основы медицины катастроф.

8. Особенности обеспечения пожарной безопасности и пожарной профилактики в сфере профессиональной деятельности.

Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности (0,5 часа).

1. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов управления безопасностью жизнедеятельности.

2. Ответственность за нарушение требований безопасности.

3. Экономика природопользования, безопасности труда и чрезвычайных ситуаций.

4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

5. Региональная система управления безопасностью.

6. Управление безопасностью труда в профессиональной области деятельности.

 

План лабораторного занятия

Основной целью лабораторного занятия является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Перед проведением лабораторного занятия студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторной работы по выданным им предварительно учебным и методическим материалам.

Наиболее эффективно проведение лабораторных занятий на базе промышленных и научно-исследовательских лабораторий предприятий и организаций. Возможно использование компьютерных программ, моделирующих эксперимент, но как дополнительный, а не основной инструментарий лабораторного занятия, расширяющий диапазон и возможности исследований.

Тема занятия: Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении (2 часа).

Цель занятия: Знакомство с факторами, влияющими на условия работы и работоспособность человека, умение определять санитарно-гигиенические показатели, характеризующие микроклимат на рабочих местах. Разработка рекомендаций по улучшению санитарно-гигиенических условий на основе требований санитарных норм и действующих правил. Приобретение навыков создания комфортных условий для труда и отдыха.

Задачи:

1. Изучить методические указания по исследованию метеорологических условий на рабочих местах;

2. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования прибором для определения влажности воздуха;

3. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования прибором для определения скорости движения воздуха;

4. Провести замер основных параметров микроклимата: относительной влажности, температуры и скорости движения воздуха в помещении.

5. Дать санитарно-гигиеническую оценку параметрам микроклимата на рабочем месте.

Основные положения

Микроклимат – это комплекс метеорологических условий внутри производственного или служебного помещения. Другими словами, это – среда, в которой трудится человек. Эта совокупность физических факторов имеет непосредственное влияние на здоровье работающих. Чтобы человек чувствовал себя хорошо на рабочем месте, ему должен быть обеспечен тепловой комфорт, то есть, созданы условия, при которых теплоощущение не зависит от напряжения со стороны организма. Это означает, что внутри помещения необходимо поддерживать такие микроклиматические показатели (температура воздуха, ограждающих конструкций и оборудования, влажность, скорость движения воздуха, и их производные: градиент температуры воздуха, интенсивность теплового излучения), при которых не требовалось бы усиления теплоотдачи или выработки тепла внутри организма. Дискомфортные условия приводят к снижению работоспособности, общему ослаблению и развитию ряда патологических болезненных явлений.

Создание комфортных условий предусматривает обеспечение многих параметров среды обитания и характеристик трудового процесса на оптимальном уровне: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рациональный режим труда и отдыха, удобство рабочего места, хороший психологический климат в трудовом коллективе, повышение качества и производительности труда

Если работа выполняется на открытом воздухе, то метеорологические условия определяются климатическим поясом и сезоном года. Однако и в этом случае в рабочей зоне создается определенный микроклимат.

Человек постоянно находится в состоянии обмена теплотой с окружающей средой. Наилучшее тепловое самочувствие человека будет тогда, когда тепловыделения организма человека полностью отдаются окружающей среде. Превышение тепловыделения организма над теплоотдачей в окружающую среду приводит к нагреву организма и к повышению его температуры (человеку становится жарко). Наоборот, превышение теплоотдачи над тепловыделением приводит к переохлаждению организма и к снижению его температуры (человеку становится холодно). Тепловыделение организма определяется, прежде всего, тяжестью и напряженностью выполняемой работы, в основном величиной мышечной нагрузки. Различают три принципиально разных элементарных способа распространения тепла: теплопроводность, конвекцию и тепловое излучение.

Теплопроводностьпредставляет собой перенос тепла вследствие беспорядочного движения микрочастиц, непосредственно соприкасающихся друг с другом. Конвекциейназывается перенос тепла вследствие движения и перемешивания макроскопических объемов газа или жидкости.Тепловое излучение–это процесс распространения электромагнитных колебаний с различной длиной волны, обусловленный тепловым движением атомов и молекул излучающего тепла. В реальных условиях, тепло передается не каким-либо одним из указанных способов, а комбинированным.

Гигиеническое нормирование параметров производственного микроклимата установлено системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1. 005 – 88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», а также СанПиН 2.2.4.584 – 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». В соответствии с этими документами нормируются оптимальные и допустимые параметры микроклимата: температура воздуха (°С), относительная влажность воздуха (%) и скорость движения воздуха (м/с), обеспечивающие оптимальные и допустимые микроклиматические условия в производственных помещениях.

Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового состояния организма человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники.)

Допустимые микроклиматические условия установлены по критериям допустимого теплового состояния человека на период 8-часовой рабочей смены. Они не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового самочувствия и понижению работоспособности.

Оптимальные показатели микроклимата распространяются на всю рабочую зону, допустимые показатели устанавливаются дифференцированно для постоянных и непостоянных рабочих мест.

При комфортном микроклимате физиологические процессы терморегуляции не напряжены, теплоощущение хорошее, функциональное состояние нервной системы оптимальное, физическая и умственная работоспособность высокая, организм устойчив к воздействию негативных факторов среды.

При превышении допустимых значений метеорологических параметров система терморегуляции работает в напряженном режиме, человек испытывает сильный дискомфорт, нарушается тепловой баланс, и начинается перегрев или переохлаждение организма в зависимости от того, в какую сторону нарушен тепловой баланс.

Одним из важных показателей теплового состояния организма является средняя температура тела (внутренних органов) порядка 36,5°С. Она зависит от степени нарушения теплового баланса и уровня энергозатрат при выполнении физической работы. При высокой температуре воздуха в период выполнения работы средней тяжести и тяжелой температура тела может повышаться от нескольких десятых градуса до 1-2°С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек, составляет +43°С, минимальная +25°С. Температурный режим кожи играет основную роль в теплоотдаче. Ее температура меняется в довольно значительных пределах, и при нормальных условиях средняя температура кожи под одеждой составляет 30-34°С. При неблагоприятных метеорологических условиях на отдельных участках тела она может понижаться до 20°С, а иногда и больше.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность приtoc > 30°С, так как при этом почти вся выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота. При повышении влажности пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова. Возникает так называемое «проливное» течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающее необходимой теплоотдачи.

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнения болезнетворными микроорганизмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относительной влажностью в пределах 30-70%.

Вопреки установившемуся мнению величина потовыделения мало зависит от недостатка воды в организме или от ее чрезмерного потребления. У человека, работающего в течение 3 часов без приема жидкости, образуется только на 8% меньше пота, чем при полном возмещении потерянной влаги. При испарении влаги снижается и вес человека. Считается допустимым для человека уменьшение масса его тела на 2-3% путем испарения влаги (обезвоживание организма). Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения; испарение влаги на 15-20% приводит к смертельному исходу.

Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей (до 1 %, в том числе 0,4-0,6%NaCl ). При неблагоприятных условиях потеря жидкости может достигать 8-10 л за рабочую смену, а в ней содержится до 60 г поваренной соли (всего в организме человека около 140 гNaCl ). Потеря соли лишает кровь способности удерживать воду и приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы. При высокой температуре воздуха легко расходуются углеводы, жиры, разрушаются белки.

Необходимо создать условия, чтобы рабочие, выполняя работу различной трудоемкости при разных метеорологических условиях, сохраняли оптимальную температуру тела.

Микроклиматические параметры как оптимальные, так и допустимые зависят от периода года и категории работ по уровню энергозатрат.

Различают теплый и холодный периоды года. Теплый период года - период года, характеризуется среднесуточной температурой наружного воздуха +10°С и выше. Холодный период года – период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха +10°С и ниже.

Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энергозатрат организма: легкие физические работы (категория I-Ia,Iб), средней тяжести физические работы (категория II-IIa, IIб) и тяжелые физические работы (категория III).

К легким (категория I) относятся работы с затратой энергии до 174 Вт, выполняемые сидя или стоя, не требующие систематического физического напряжения. Они подразделяются на категорию Iа (затраты до 139 Вт) и категорию Iб (затраты 140 - 174 Вт).

К работам средней тяжести (категория II) относят работы с затратой энергии 175 - 232 Вт (категория IIа) и 233 - 290 Вт (категория IIб). В категорию IIа входят работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжестей; в категорию IIб - работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей.

К тяжелым работам (категория III) относят работы, связанные с систематическим физическим напряжением, в частности с постоянным передвижением, переноской значительных (более 10 кг) тяжестей, с затратой энергии более 290 Вт.

Из приложения В видно, что для одного и того же периода года при переходе от I к III категории температуры воздуха и поверхностей снижаются, а скорость движения воздуха увеличивается. Это связано с необходимостью поглощения большего количества тепла, выделяемого организмом человека при тяжелой физической работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.91 (0.012 с.)