Профилактика негативных факторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика негативных факторов



Цели и задачи БЖД в ВУЗе

1) Цель изучения — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потери здоровья людей от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

2) Задачи БЖД

— научные — получение новых знаний в виде выявленных законов либо теоритического описания технологического процесса

— практические — разработка практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, при сохранении его трудоспособности.

Основное содержание и структура предмета БЖД

Профилактика негативных факторов

ñ Личное безопасное поведение

- выбор места жительства

- соблюдение правил и норм охраны труда

- соблюдение ЗОЖ

ñ Коллективные меры безопасности

- безопасные условия деятельности

- защита население от техногенных и естественных катастрофф

- разработка законодательной базы в области здравоохранения

ñ Обеспечение качественного состояния среды обитания

- рациональное использование ресурсов

- соблюдение норм безопасности и экологичности

Безопасность — коренная потребность человека

Безопасность — состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз,способных нанести вред жизненно важным интересам человека.

Источниками активности человека являются его потребности (материальные, социальные, духовные)

- Потребность в объединении после удовлетворения потребности в безопасности индивида от угроз.

Все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую называют коренной.

Схема — Преобразование интересов общества в личности

4. Самореализация

3.Уважение

2. Соц связи

1.Безопасность личности

Естественные потребности организма

Безопасность сообщества (конфликт интересов личности и общества)

Взаимосвязь природы, личности и общества в вопросах БЖД

Природа — объект использования и преобразования человеком, субъект в природе человеческой жизнедеятельности. (законы природы, Бог)

Личность

Причинно-следственная цепочка:

ñ потребности — интересы деятельности личности — деятельность общества — безопасность общества — безопасность личности

Позволяет человеку достич своих потребностей. В эту цепочку прилегает развитие общества (общество повышает эффективность деятельности).

Влияние демографического взрыва на БЖД человечества

Демографический взрыв – это резкое ускорение численности населения мира, главным образом за счёт роста населения развивающихся стран.

Достижения в медицине, повышение комфортности и быта, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и как следствие росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов Мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне, составляя 40 человек на 1000 человек в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая. Но стоит помнить о Синдроме приобретённого иммунного Дефицита. В частности, Африка является наиболее зараженным континентом, поэтому продолжительность жизни там резко снижается. Это может сильно сказаться на численности населения, поэтому перспективы пока неясны.

Последствия.

Увеличение численности населения Земли и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, числа средств транспорта, приводят к росту производства энергетических и потреблению сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. О неограниченных способностях к росту потребления свидетельствует использование электроэнергии в США. По статистическим данным, в 1970 году США имели 7% населения и 1/3 мирового производства электроэнергии.

Особенности современного демографического взрыва

  • в развивающихся странах наблюдается быстрый рост населения, значительно опережающий их социально-экономическое развитие, усугубляя и без того сложные проблемы занятости, социальной сферы, обеспечения продовольствием, экономики и т. п.;
  • мощность существенно меньшая, чем в прошлом столетии;
  • крупное по масштабам явление.

Современный демографический взрыв не только происходит в большом числе стран, непосредственно охватывая значительную часть мирового населения, но по существу, прямо или косвенно затрагивает всё мировое сообщество, превращая локальную демографическую проблему в одну из глобальных проблем современности.

 

Основные среды обитания человека, взаимосвязь их между собой. Особенности БЖД в каждой из сред обитания.

1. Производственная среда - это часть окружающей среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

1) Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено негативное воздействие на человека вредных факторов

2) Техника безопасности — система организации мероприятий, предотвращающих воздействие вредных факторов на человека.

3) Охрана труда — система мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность человека на производстве.

Вредные факторы производственной среды:

Микроклимат территории, производств. Вибрация, произв.шум,произв пыль, вредные вещества, излучение

2. Природная среда — естественная среда обитания и деятельности человека и других живых организмов, куда входят: гидросфера, атмосфера, литосфера и биосфера.

1) Рациональное использование ресурсов

2) Уменьшение количества загрязнений

3) Охрана природы

4) Усовершенствованная система законодательства

3. Жилая (бытовая) среда — совокупность условий и факторов, позволяющие человеку на территории населенных мест осуществлять свою непроизводственную деятельность.

1) Безопасные условия жизни в жилище

2) Техника

3) Газ

Влияние шума на организм

Расстройство слухового анализатора; функциональное расстройство слух. Восприятия; функц.расстройство нейрогумолярной регуляции; расстройство эмоц. Развития и тп

4. Окружающая среда

Среда обитания-часть природы, окруж.живые организмы и оказыв. Прямое или косвенное воздействие на них

БЖД и жилая среда: физические факторы жилой среды и их значение в формировании условий жизнедеятельности человека (перечислите факторы, дайте краткое пояснение каждому и детально остановитесь на одном факторе по вашему выбору).

 

Факторы жилой среды по степени опасности могут быть разделены на две основные группы: факторы, которые являются действительными причинами заболеваний, и факторы, способствующие развитию заболеваний, вызываемых другими причинами.
В большинстве случаев факторы жилой среды относятся к факторам малой интенсивности. На практике это проявляется в повышении общей заболеваемости населения под влиянием, например, неблагоприятных жилищных условий.
В условиях жилой среды имеется небольшое количество факторов (например, асбест, формальдегид, аллергены, бен-запирен), которые можно отнести к группе "абсолютных" причин заболеваний. Большинство же факторов жилой среды по своей природе обладает меньшей патогенностью. Например, химическое, микробное, пылевое загрязнение воздуха помещений. Как правило, в жилых и общественных зданиях эти факторы создают условия для развития заболеваний В то же время они способны в определенных, крайних случаях приобретать свойства, характерные для факторов — причин заболеваний, что позволяет отнести их к группе "относительных" условий развития заболеваний.
Действующие в РФ государственные акты экономического и социального развития в области градостроительства направлены на реализацию стратегии повышения качества жилой среды.

ШУМЫ:

Шумы в жилой среде: источники, влияние на организм и меры защиты. Защита городской и жилой среды от шума имеет большое гигиеническое и социально-экономическое значение, что связано с повсеместным ростом шумового загрязнения, вызывающего ухудшение состояния здоровья населения.
Существующие источники шума в условиях городской жилой среды можно подразделить на две основные группы: расположенные в свободном пространстве (вне зданий) и находящиеся внутри зданий.
Источники шума, расположенные в свободном пространстве, по своему характеру делятся на подвижные и стационарные, т. е. постоянно или долговременно установленные в каком-либо месте.
Для источников шума, расположенных внутри зданий, имеют значение характер размещения источников шума по отношению к окружающим защищаемым объектам и их соответствие предъявляемым к ним требованиям. Внутренние источники шума можно подразделить на несколько групп:
• техническое оснащение зданий (лифты, трансформаторные подстанции и т. п.);
• технологическое оснащение зданий (морозильные камеры магазинов, машинное оборудование небольших мастерских и т. п.);
• санитарное оснащение зданий (водопроводные сети, смывные краны туалетов, душевые и т. п.);
• бытовые приборы (холодильники, пылесосы, миксеры, стиральные машины и др.);
• аппаратура для воспроизведения музыки, радиоприемники и телевизоры, музыкальные инструменты.

Обеспечение безопасности и экологичности технических систем: средства защиты окружающей среды от вредных факторов (классификация средств защиты от характера загрязнения, характеристика одного из средств защиты по вашему выбору)


Вредные факторы технических систем, технологических и производственных процессов различных объектов экономики неблагоприятно влияют не только на работающих, но и на окружающую среду современных городов. Активной формой защиты окружающей среды населенных мест от вредного воздействия промышленных предприятий является переход к малоотходным и безотходным технологиям, а в условиях сельскохозяйственного производства — к биологическим методам борьбы с сорняками и вредителями.
Вместе с тем в качестве дополнительных и достаточно эффективных средств защиты в настоящее время широко применяются как различное очистное оборудование (аппараты и системы очистки пылевых и газовых выбросов, сточных вод и др.), так и специальные технические устройства по уменьшению интенсивности различных энергетических воздействий техногенного происхождения.

 

1 Очистка газопылевых выбросов (Очистка газовых выбросов от газов и парообразных загрязнителей- Очистка газовых выбросов от газов и парообразных загрязнителей Внастоящее время существует 2 типа газов пароулавливающих установок. Первый тип установок обеспечивает санитарную очистку выбросов без последующей утилизации уловленных примесей, количество которых невелико, но которые даже в малых концентрациях опасны для здоровья человека. Второй тип предназначен для промышленной очистки выбросов от больших количеств вредных примесей с последующей их концентрацией и дальнейшим использованием в качестве исходного сырья в различных технологических процессах. Установки второго тина являются составляющими элементами разрабатываемых перспективных малоотходных и безотходных технологий.)

2 Очистка промышленных и бытовых стоков

Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: понятие «чрезвычайная ситуация», причины возникновения ЧС, взаимосвязь ЧС с природной средой и деятельностью человека, отличие понятия «ЧС» от «экстремальная ситуация», понятия «авария», «катастрофа»).

 

Чрезвычайная ситуация - это обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Причины возникновения ЧС:

1) Внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина.

2) Внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Взаимосвязь ЧС с природной средой и деятельностью человека:

Правила поведения

Как действовать при пожаре и взрыве.

При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).

При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше. Отыскивая пострадавших, окликните их.

Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо набросьте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Если доступ воздуха ограничен, горение быстро прекратиться. Не давайте человеку с горящей одеждой бежать.

Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц.

Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим. При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.

Если Вы проживаете вблизи взрывоопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального ГОЧС.

Основными причинами сохранения и усугубления природных опасностей могут быть нарастание антропогенного воздействия на окружающую природную среду; нерациональное размещение объектов экономики; расселение людей в зонах потенциальной природной опасности; недостаточная эффективность и неразвитость систем мониторинга окружающей природной среды; ослабление государственных систем наблюдения за природными процессами и явлениями; отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений; недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах; отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, цунамиопасных и др.).

Желудочно-кишечные заболевания (ЖКЗ) – это большая группа болезней, поражающих одноименную анатомическую область. Среди всей патологии можно выделить несколько основных групп заболеваний: инфекционные и неинфекционные (по природе возникновения), поражающие пищевод, желудок, тонкий кишечник или толстую кишку, (по локализации), наследственные и приобретенные. Заболеваниями печени, желчного пузыря, желчевыводящих протоков, которые относятся к органам пищеварения (раздел гепатология) также занимаются гастроэнтерологи нашей клиники.

 

42. БЖД и среда обитания: толпа, понятие о психологии толпы, правила поведения в толпе при возникновении паники.

Толпа – это неорганизованная группа людей, объединенная в данный момент какой-либо целью либо идеей. Толпа представляет большую опасность.

Психология толпы сильно отличается от психологии обычных людей, находящихся в этой же толпе. Людям, находящимся в толпе, присущ так называемый стадный инстинкт, под влиянием которого отдельные составляющие толпы – люди – совершают неадекватные действия. Под влиянием толпы человек способен на поступки, на которые он никогда не пошел бы в обычных условиях. Находясь в толпе и под воздействием резких эмоциональных чувств и психического возбуждения, человек способен совершит преступление либо принять в нем участие, не задумываясь о последствиях. В толпе возможны обморочные состояния и потеря сознания. Данные выводы были сделаны на основании исследований социологов и психологов. В толпе человек совершает действия, не отожествляя их с собой. Ответственность за них он мысленно перелаживает на всех присутствующих. «Это сделали мы», – может он сказать в последующем не смотря на то, что это сделал он. Во избежание неприятных или даже трагических последствий следует избегать нахождения в толпе. Толпы обычно собираются на митингах, выступлениях известных исполнителей, футбольных матчей на стадионах. В толпе возможно наличие провокаторов или преступных элементов, которые имеют желание и возможность осуществить свои преступные замыслы.

Если вы все-таки попали в толпу, следует попытаться по возможности из нее выбраться. Если это не удается, нужно ждать, пока толпа рассосется. Не следует выделяться из толпы и привлекать на себя внимание окружающих, особенно если толпа настроена агрессивно. Например, находясь на футбольном матче среди поклонников «Спартака», нельзя болеть за «Динамо» или другую команду. Нельзя находиться вблизи перегородок, стенок и других сооружений, поскольку часты случаи, когда толпа раздавливает людей, находящихся у стены. Не в коем случае нельзя сопротивляться движению толпы, нужно идти вместе с ней. При сопротивлении возможно падение, которое обычно заканчивается трагически – человека затаптывают насмерть. Если вы находитесь в несущейся толпе и на вашем пути попадается фонарный столб или что-либо вроде его, следует быстро схватиться за него, прижаться к нему всем телом и крепко держаться до тех пор, пока толпа не пробежит. Главная задача - любой ценой устоять на ногах. Внимание: падение внутри движущейся толпы опасно для жизни. Но если это все-таки произойдет, запомните немаловажные рекомендации: при падении не думайте о своей одежде или сумке, согните руки и ноги, защитите голову руками, а живот - сгибанием и подтягиванием ног к туловищу. Затем быстро попытайтесь упереться руками и одной ногой в землю и резко выпрямиться по ходу движения людей. Если не получится сразу, не отчаивайтесь и повторите свои попытки.

Цели и задачи БЖД в ВУЗе

1) Цель изучения — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потери здоровья людей от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

2) Задачи БЖД

— научные — получение новых знаний в виде выявленных законов либо теоритического описания технологического процесса

— практические — разработка практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, при сохранении его трудоспособности.

Основное содержание и структура предмета БЖД

Профилактика негативных факторов

ñ Личное безопасное поведение

- выбор места жительства

- соблюдение правил и норм охраны труда

- соблюдение ЗОЖ

ñ Коллективные меры безопасности

- безопасные условия деятельности

- защита население от техногенных и естественных катастрофф

- разработка законодательной базы в области здравоохранения

ñ Обеспечение качественного состояния среды обитания

- рациональное использование ресурсов

- соблюдение норм безопасности и экологичности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.209.105 (0.041 с.)