Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль параметров микроклимата

Поиск

Измерения показателей микроклимата проводится в начале, середине и конце холодного и теплого периода года не менее 3 раз в смену (в начале, середине и конце). При колебаниях показателей микроклимата, связанных с технологическими и другими причинами, измерения необходимо проводить также при наибольших и наименьших величинах термических нагрузок на работающих, имеющих место в течение рабочей смены.

Температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха измеряют на высоте 1,0 м от пола или рабочей площадки при работах, выполняемых сидя, и на высоте 1,5 м – при работах, выполняемых стоя. Измерения проводят как на постоянных, так и на непостоянных рабочих местах при их минимальном и максимальном удалении от источников локального тепловыделения, охлаждения или влаговыделения (нагретых агрегатов, окон, дверных проемов, ворот, открытых ванн).

Приборы для измерения температуры и влажности воздуха

Контроль температуры в производственном помещении проводится с помощью ртутного или спиртового термометра, который должен быть вывешен в рабочей зоне. Однако по показаниям одного термометра, в особенности в большом помещении, нельзя определить температурную характеристику помещения. Наиболее полные данные о температуре помещения можно получить, если определить ее изменение по рабочим местам и по времени.

В производственных условиях температуру воздуха удобнее определять с помощью сухого термометра аспирационного психрометра. Применяют также другие приборы: полупроводниковые электрические термометры, ртутные и спиртовые термометры. Относительную влажность воздуха чаще всего измеряют психрометрами: стационарным Августа и аспирационным Ассмана.

Приборы для измерения скорости движения воздуха

В помещениях со сквозными воздушными потоками необходимо контролировать скорость движения воздуха. Быстрое перемещение воздуха может привести к переохлаждению тела человека и, следовательно, к простудным заболеваниям.

Скорость воздуха измеряют различными приборами: а) при температуре не выше 29 °С и малых скоростях – кататермометром; б) при скоростях выше 0,3 м/с – крыльчатым анемометром типа АСО-3; в) при больших скоростях –чашечным анемометром типа М-13.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборами для измерения микроклиматических параметров.

2. Снять показания сухого и влажного термометров и определить относительную влажность воздуха по специальным психометрическим таблицам (Приложение А). Данные записать в таблицу 1.

3. Включить вентилятор, в результате чего возникает поток воздуха на рабочем месте. Скорость воздушного потока необходимо определить с помощью чашечного или крыльчатого анемометра в трех точках помещения, взятых произвольно. Результаты замеров занести в таблицу 2. Используя тарировочные графики (приложение С и Д), определить скорость движения воздуха в выбранных точках.

4. В таблицу 3 записать фактические значения метеорологических факторов, оптимальные и допустимые параметры воздуха в рабочей зоне согласно ГОСТ 12.1. 05 - 88 и санитарным нормам СН- 245- 71.

5. Сделать выводы о соответствии метеоусловий на рабочем месте санитарным нормам.

Таблица 1.

Показатели Результаты замера
Показания сухого термометра, °С  
Показания мокрого термометра, °С  
Относительная влажность воздуха, %  

Таблица 2.

Показатели Расстояние от анемометра до вентилятора, м
1,0 1,5 2,0
Показания анемометра до замера      
Показания анемометра после замера в течение 10 с      
Разность показаний анемометра до и после замера      
Скорость движения потока воздуха, м/с      

 

Таблица 3.

Период года_______________

Категория тяжести работ__________________

Показатели микроклимата Значения параметров микроклимата
при измерении оптимальные допустимые
Температура воздуха на рабочем месте, t 0С      
Атмосферное давление, Рмм рт. ст.      
Температура воздуха: а) по сухому термометру      
б) по влажному термометру      
Относительная влажность воздуха,%      
Скорость движения воздуха, м/с      

 

Контрольные вопросы к лабораторному занятию

1. Какие основные нормируемые показатели микроклимата рабочей зоны Вы знаете?

2. Что является источников теплового излучения?

3. Как воздействуют на организм человека пониженные и повышенные параметры микроклимата?

4. Из каких основных процессов состоит теплоотдача человеческого организма в окружающую среду?

5. Как измеряют температуру воздуха производственных помещений?

6. Какими приборами измеряются скорость движения и относительную влажность воздуха?

7. Для чего применяется кататермометр и принцип его действия?

8. Какие параметры микроклимата называются допустимыми и оптимальными?

 

2.7. Оценочные средства для контроля и аттестации студента

2.7.1. Формы контроля знаний студентов

Текущий и промежуточный контроль знаний студентов определен настоящей рабочей программой.

Текущий контроль:

− письменные домашние задания;

− подготовка докладов, рефератов, выступлений;

− презентация результатов исследовательской деятельности;

− составление тематических глоссариев;

− промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточный контроль знаний по дисциплине:

− в устной форме;

− в письменной форме.

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается входной, промежуточный и итоговый контроль.

В соответствии с Учебным планом предусмотрена итоговая форма контроля усвоения дисциплины – зачет. Зачет проводится в устной или письменной форме.

 

 

2.7.2. Вопросы для подготовки к зачету

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

  1. Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности.
  2. Взаимодействие человека со средой обитания.
  3. Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения.
  4. Безопасность и устойчивое развитие. Виды безопасности.
  5. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики.
  6. Аксиомы безопасности жизнедеятельности.
  7. Виды техносферных зон и особенности безопасности жизнедеятельности человека в них.
  8. Эволюция техносферы и ее связь с безопасностью жизнедеятельности.
  9. Причины образование смога, кислотных дождей, снижения плодородия почвы и качества продуктов питания, разрушения технических сооружений и т.п.
  10. Классификация и характеристика негативных факторов среды обитания человека.
  11. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий.
  12. Источники и воздействие на человека химических негативных факторов (вредных веществ).
  13. Источники и воздействие на человека биологических негативных факторов.
  14. Механические и акустические колебания, вибрация, шум. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от них.
  15. Электромагнитное излучение. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от него.
  16. Инфракрасное излучение. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от него.
  17. Лазерное излучение. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от него.
  18. Ультрафиолетовое излучение. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от него.
  19. Ионизирующее излучение. Источники, влияние на человека, принципы и методы защиты от него.
  20. Источники и воздействие на человека электрический тока и статического электричества.
  21. Информационная безопасность.
  22. Защита от химических и биологических негативных факторов.
  23. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
  24. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
  25. Методы защиты человека от воздействия психофизиологических негативных факторов.
  26. Защита от загрязнения воздушной среды.
  27. Защита от загрязнения водной среды.
  28. Пожаро- и взрывобезопасность.
  29. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  30. Очистка от вредных веществ атмосферы и воздуха рабочей зоны.
  31. Сущность механических, физико-химических и биологических методов очистки воды.
  32. Молниезащита зданий и сооружений.
  33. Правила обеспечения безопасности при работе с ручным инструментом.
  34. Особенности обеспечения безопасности подъемного оборудования и транспортных средств.
  35. Анализ и оценивание техногенных и природных рисков.
  36. Методы обеспечения комфортных (оптимальных) условий для жизни и деятельности человека.
  37. Хронические и острые отравления, профессиональные и экологически обусловленные заболевания, вызванные действием вредных веществ.
  38. Алкоголь, наркотики и табак как специфические вредные вещества и особенности их вредного воздействия на человека.
  39. Влияние освещения и цветовой среды помещения на самочувствие и работоспособность человека.
  40. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  41. Виды и условия трудовой деятельности.
  42. Эргономические основы безопасности.
  43. Инженерная психология.
  44. Техническая эстетика.
  45. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов.
  46. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера и офисной техники.
  47. Защита населения и персонала при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  48. Эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций.
  49. Организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
  50. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
  51. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения и порядок их использования.
  52. Пожарная защита и защита от взрывов.
  53. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим.
  54. Химический контроль и химическая защита.
  55. Меры борьбы с терроризмом.
  56. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.
  57. Экономические основы управления безопасностью.
  58. Государственное управление безопасностью.
  59. Менеджмент в области экологической безопасности.
  60. Экспертиза и надзор в сфере безопасности.

2.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

2.8.1. Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая и др. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с.

а) основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 456 с.

2. Занько Н.Г Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак – СПб.-Москва-Краснодар: Лань, 2010. – 672 с.

б) дополнительная литература:

1. Акимов В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высшая школа, 2007. – 592 с.

2. Алексеев В.С. и др. Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Алекссев В.С., Мурадова Е.О., Давыдова И.С. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 208 с.

3. Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др. – М.: Высшая школа, 2005. – 606 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. – М.: Высшая школа, 2008. – 423 с.

5. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – М.: ФОРУМ, 2009. – 496 с.

6. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. – М.: Высшая школа, 2007. – 360 с.

7. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. – М: Высшая школа, 2007. – 382 с.

8. Кукин П.П. и др. Анализ оценки рисков производственной деятельности: Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2007. – 328 с.

9. Кукин П.П. др. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.

10. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. – М.: Высшая школа, 2008. – 279 с.

11. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.

12. Кукин П.П. и др. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2007. – 328 с.

13. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

14. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2008. – 334 с.

15. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности». – М., 2010. – 46 с.

16. Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. – Спб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2006. – 448 с.

17. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004. – 416 с.

18. Сериков Я.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Сериков Я.А., Кинжалова Н.А., С.Я. Сериков и др. – Харьков: ХНАГХ, 2010. – 347 с.

19. Фролов А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебное пособие / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 736 с.

2.8.2. Электронное информационное обеспечение дисциплины

Дополнительные материалы для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты могут получить с помощью сети Интернет, посетив следующие электронные сайты:

1) http://www.mintrud.ru/

2) http://www.gosnadzor.ru/

3) http://www.fcgsen.ru/

4) http://fss.ru/

5) http://www.mchs.gov.ru/

6) http://www.mnr.gov.ru/

7) http://www.mnr.gov.ru/

8) http://www.mecom.ru/

9) http://ecip.newmail.ru/

10) http://www.novtex.ru/bjd/

11) http://www.priroda.ru/

12) http://www.niiot.ru/

13) http://www.ohranatruda.ru/

14) http://www.otipb.narod.ru/

15) http://www.snti.ru

16) http://www.kiout.ru/

17) http://bobych.ru/ege/obg9/

18) http://window.edu.ru

19) http://www.82.mchs.gov.ru/

20) http://www.92.mchs.gov.ru/

21) http://www.fire-proff.ru/

22) http://ekopp.ru/

23) http://byxap7.narod.ru/RIM/T-501/BZHD/Labs/1.htm

24) www.school-obz.org

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.011 с.)