Раздел 1. Теория обучения и воспитания 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теория обучения и воспитания



Раздел 1. Теория обучения и воспитания

Тема 1.1 Педагогика в системе современного человекознания

Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, педагогический процесс, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность. Состав и система педагогических наук. Основные тенденции развития педагогической науки в современном мире.

Методология и методы педагогического исследования. Методологическая культура учителя.

Тема 1.2. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности в современном обществе

Специфика педагогического подхода к понятию «личность». Философские положения о человеке как природном, социальном, историческом, активном существе – методологическая основа педагогического понимания личности, факторов ее развития, формирования, воспитания. Взаимосвязь категорий «индивид» – «индивидуальность» – «субъект» – «личность».

Ведущие современные концепции развития личности. Факторы развития личности. Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал. Особенности формирования личности в эпоху НТП. Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиций современной педагогической науки. Взаимосвязь воспитания (обучения) и развития личности.

Тема 1.3. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса.

Воспитание как социокультурный феномен. Воспитание как целенаправленный процесс формирования системы отношений учащихся к себе и окружающему миру. Особенности и противоречия воспитания в современных условиях. Современные концепции воспитания личности. Диалектика воспитания, взаимо- и самовоспитания школьников. Воспитание и перевоспитание личности.

Классификация мотивационно-ценностных отношений личности. Виды отношений по объекту направленности, по характеру направленности, по способам выражения отношений, по устойчивости. Механизм формирования отношений.

Характеристика ведущих закономерностей воспитания. Принципы воспитания и их роль в практике воспитательной деятельности. Учет закономерностей и реализация принципов воспитания в целостном педагогическом процессе.

Задачи воспитания в целостном формировании личности ребенка как субъекта деятельности и общения.

Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: готовность к труду и осознанному выбору профессии, нравственная целостность личности, гражданская, интеллектуальная, эстетическая, умственная, физическая культура. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание веротерпимости, толерантности.

Мировоззрение как система взглядов личности на мир, людей, самое себя, обусловливающая активную позицию ее в освоении, сохранении и развитии культуры.

Проблемы воспитания в зарубежной педагогике.

Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания: их многообразие и взаимосвязь. Диалогические, групповые (коллективные) и массовые формы организации воспитания. Воспитание в условиях урочной и внеклассной работы. Общение как форма проявления отношений и средство формирования богатства отношений личности. Коллектив как средство воспитания.

Условия оптимального выбора и эффективного применения форм воспитательного процесса. Программа изучения личности воспитанника.

Тема 1.4. Сущность обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса

Образовательный процесс. Цели обучения в системе целей воспитания развивающейся личности. Закономерности и принципы обучения и его основные функции. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения.

Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Взаимосвязь обучения и реальных возможностей учащихся. Единство образования и самообразования личности. Взаимообучение.

Анализ современных дидактических концепций.

Общее понятие о формах организации обучения.

Классно-урочная система обучения. Типы и структура уроков. Урок как творчество учителя. Нестандартные уроки. Типология. Подготовка учителя к уроку, планирование совместной деятельности с учащимися. Условия эффективности урока в современной школе. Анализ урока.

Другие формы организации обучения: практикумы, семинары, факультативы, учебные экскурсии. Дополнительные занятия с учащимися. Домашняя работа учащихся. Самообразование (экстернат). Очно-заочная форма обучения. Организация обучения в инновационных школах.

Тема 1.5. Обновление содержания образования в современной школе

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Содержание образования как интегративный элемент.

Взаимосвязь и единство общего, политехнического и профессионального образования.Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования: учебные планы, программы, учебно-методические комплексы. Их единство и вариативность. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Основные тенденции развития содержания образования: гуманизация и гуманитаризация, регионализация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, компьютеризация.

 

Раздел 2. Социальная педагогика

Раздел 3. Методика и технология социально-педагогической деятельности

Тема 3.1. Введение в курс «Методика и технология работы социального педагога»

Предмет, задачи, основные понятия курса «Методика и технология работы социального педагога». Методика работы социального педагога как составная часть социальной педагогики. Предмет, задачи, основные понятия курса (педагогическая техника, педагогическая технология, социально-педагогическая методика, метод, прием, средство работы социального педагога). Тенденции развития отечественной и зарубежной практики социально-педагогической деятельности.

Тема 3.2. Основы социально-педагогической деятельности

Профессиональные стандарты деятельности социального педагога. Специфика и функции профессиональной деятельности социального педагога. Личностные и профессиональные качества социального педагога. Квалификационная характеристика социального педагога. Сферы деятельности социального педагога. Психологические техники работы с собственной личностью (самоанализ, саморегуляция, психогигиена, психопрофилактика), рациональные техники самотерапии (релаксация, физические и дыхательные техники).

Профессиональное общение с коллегами, с представителями других профессий, семьей и обществом. Личностная готовность социального педагога к профессиональному взаимодействию. Защита чистоты, неприкосновенности профессии.

Тема 3.3. Содержание и методы работы социального педагога.

Классификация методов социально-педагогической работы. Использование общепедагогических, психологических, социологических методов в работе социального педагога. Критерии выбора методов социально-педагогической работы.

Использование результатов диагностики при планировании и организации работы социального педагога. Виды технологий и их назначение.

Тема 3.4. Методика работы социального педагога с личностью и ее микросредой в системе служб социальной помощи населению.

Диагностика личности ребенка и окружающей его микросреды: сущность и задачи, способы проведения. Социальный педагог в системе: личность – семья – общество. Принципы, основные направления работы социальных педагогов различных учреждений в системе оказания социальной помощи населению. Взаимодействие социальных служб в работе с семьей и ребенком, оказавшимся в трудной ситуации.

Раздел 3.5. Планирование, организация, учет и оценка результатов работы социального педагога.

Зависимость содержания, планирования и организации работы социального педаго­га от взаимодействия с социальными учреждениями и институтами. Постановка задач и проектирование способов их решения. Исходные данные для разработки плана работы: кон­цептуальная платформа, данные диагностики, программно-методические документы и мате­риалы. Виды планов. Координация планирования с другими субъектами социально-педагоги­ческой деятельности. Критерии эффективности работы социального педагога. Учет и оценка результатов работы социального педагога. Корректировка и совершенствование содержания методики работы.

 

Раздел 4. 3. Содержание и сущность социальной защиты детства

Ответственность государства, его органов за детей, которыми не занимаются собственные родители. Профилактика детского неблагополучия. Социально-педагогическая работа с семьей, ее цель и задачи. Профилактический характер социально-педагогической работы с семьей. Порядок изучения информации о неблагополучии ребенка. Процедура предоставления помощи ребенку. Оказание различных видов помощи семье. Экономическая поддержка семьи. Консультационные услуги, их виды. Патронаж ребенка и семьи.

Социально-педагогическая работа с детьми, ее направления. Причины помещения детей на воспитание в специализированные учреждения. Альтернативы социальной опеки над детьми: воспитание в собственной семье, воспитание в опекунской семье, воспитание в приемной семье, воспитание в специализированном учреждении.

Раздел 1. Теория обучения и воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.003 с.)