Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-гуманитарные науки в социокультуном контексте, их роль в процессе социальных трансформаций.

Поиск

Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Социально-гуманитарные науки и власть. Социально-гуманитарные науки и мораль. Участие социально-гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ, перспективы их развития в современном обществе.

Рекомендуемая основная литература.

1. Барулин В.С. Социальная философия. В 2 т. – М., 2004

2. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук – Ростов н/Д, 2005.

3. Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2008

4. Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук. – Елабуга, 2006

2. Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001.

3. Степин В. С.Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы филосо­фии. – 2004. № 3.

Дополнительная литература

4. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

5. Гадамер Г.Г. Истина и метод. – М., 1988.

6. Дильтей В. Введение в науки о духе. Т.1. – М.2000.

7. История методологии социального познания. – М., 2001.

8. Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1990.

9. Поппер К. Логика социальных наук.//Вопросы филосо­фии. – 1992. №

10. К.Поппер К.Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

11. РиккертГ. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

12. Семенов Ю.И. Философии истории. – М., 1999.

13. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

14. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

15. Шохин В.К. Классическая философия ценностей. – М., 1998.

16. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев. // Вопросы филосо­фии. – 2003. № 12.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание Лек-ции, ч. Семи-нары, ч.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК» 1.1. Предмет дисциплины «философия социально-гуманитарных наук» 1.2. Функции дисциплины «философия социально-гуманитарных наук» 1.3. Возникновение и развитие социально-гуманитарных наук в мире.    
Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 2.1. Объект и субъект социально-гуманитарных наук. 2.2. Методы социально-гуманитарных наук. 2.3. Научно-исследовательские программы в социально-гуманитарных науках.    
Раздел 3. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: 3.1. Истина в социально-гуманитарных науках. 3.2. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.    
Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: 4.1. Закономерности развития социально-гуманитарных наук. 4.2. Будущее социально-гуманитарных наук.      
Итого:    

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК:

1. Предмет и основные функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук».

2. Возникновение и развитие социально-гуманитарных наук в социокультурном контексте.

3. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

4. Объект, предмет и функции социально-гуманитарных наук.

5. Субъект социально-гуманитарного познания.

6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

7. Методология социального познания, специфика методов социального познания.

8. Сущность ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

9. Жизнь как основная категория социально-гуманитарных наук, специфика ее отражения в социальном познании.

10. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном знании.

11. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

12. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках; текст как «первичная данность».

13. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

14. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

15. Социально-гуманитарные науки в социокультурном контексте, их роль в процессе социальных трансформаций.

Самостоятельная работа:

    1. Наука как культурный феномен.
    2. Новые методы научного исследования.
    3. Парадигмы современной науки.
    4. Законы развития науки.
    5. Наука и власть.

6. Наука и бизнес.

7. Социальный заказ в науке.

Форма отчетности: кандидатский экзамен.

Программа и учебный план

разработаны профессором Сабировым А.Г.,

утверждено на заседании кафедры философии и социологии

() ____________ 20__ года.

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и социологии

УТВЕРЖДАЮ,

Зав. каф. философии и социологии,

проф. Сабиров А.Г. ()____________ 20__г.

ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА

«МЕТОДОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ»

(ДЛЯ АСПИРАНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

 

Елабуга 2010

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вид занятий Всего час.
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Формы итогового контроля Зачет

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Объяснительная записка.

Каждый аспирант в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования должен изучить и сдать зачет по спецкурсу «Методология написания кандидатской диссертации». Основными целями данного спецкурса являются: ознакомление с сущностью, спецификой диссертационных исследований, изучение методов и форм научного исследования, логики и языка ее написания, определение основных структурных компонентов диссертации, изучение правил оформления основных результатов исследования, порядка представления диссертации к защите.

Содержание разделов дисциплины.

РАЗДЕЛ 1. ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сущность диссертации какнаучно-исследовательской работы. Основные требования к кандидатской диссертации. Этапы подготовки кандидатской диссертации: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследование, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

РАЗДЕЛ 2. ДИССЕРТАЦИЯ КАК КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.

Диссертация как квалификационная научная работа. Квалификационные признаки диссертации: научная новизна, наличие единой идеи; целостность исследования; понятийная определенность результатов исследования, его логичность; завершенность и строгая композиционность, оформление в соответствие с общепринятыми требованиями. Виды кандидатской диссертации.

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сущность методов научного исследования. Классификация методов. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Требования к методам научного исследования. Формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.

РАЗДЕЛ 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Логика кандидатской диссертации. Законы логики, их применение в кандидатской диссертации. Язык и стиль кандидатской диссертации. Точность, ясность и краткость языка кандидатской диссертации. Логические ошибки, часто совершаемые в кандидатской диссертации.

РАЗДЕЛ 5. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ.

Основные элементы кандидатской диссертации: титульный лист; оглавление; введение; главы основной части; заключение; библиографический список; приложения. Требования к тексту диссертации и автореферату. Этапы подготовки технология подготовки кандидатской диссертации к защите. Процедура защиты диссертации.

 

Список рекомендуемой литературы.

1. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. М., 1995.

2. Барсков А.Г. Научные метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.

3. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. – М., 2002

4. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. М., 1993.

5. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.

6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1999.

8. Новые правила по защите диссертаций. – М., 2004

9. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. – М., 2005

10. Сабиров А.Г., Сабирова Ф.М. Методология написания кандидатской диссертации. – Елабуга, 2004

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание Лек-ции, ч. Семи-нары, ч.
Раздел 1. ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 1.1. Сущность диссертации какнаучно-исследовательской работы. 1.2. Основные требования к кандидатской диссертации. 1.3. Этапы подготовки кандидатской диссертации.    
Раздел 2. ДИССЕРТАЦИЯ КАК КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. 2.1. Квалификационные признаки диссертации. 2.2. Оформление диссертации в соответствие с общепринятыми требованиями. 2.3. Виды кандидатской диссертации.      
Раздел 3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 3.1. Сущность методов научного исследования. 3.2. Классификация методов. 3.3.Формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.      
Раздел 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 4.1. Логика кандидатской диссертации. 4.2. Законы логики, их применение в кандидатской диссертации. 4.3. Язык и стиль кандидатской диссертации.    
РАЗДЕЛ 5. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ. 5.1. Основные элементы кандидатской диссертации 5.2. Этапы подготовки кандидатской диссертации к защите. Процедура защиты диссертации.      
Итого:    

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦКУРСУ «МЕТОДОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ»:

1. Научное исследование, его сущность, отличительные свойства.

2. Объект, предмет, цели научного исследования.

3. Структура научного исследования.

4. Теоретическое и практически-рекомендательное в научном исследовании.

5. Методы научного исследования, их классификация.

6. Общенаучные методы научного исследования, их взаимозаменяемость.

7. Формы научного исследования (от проблемы к теории).

8. Научная идея как главная форма научного исследования.

9. Логические законы в научном исследовании.

10. Типичные логические ошибки в научном исследовании.

11. Кандидатская диссертация как вид научного исследования.

12. Общая структура кандидатской диссертации.

13. Научные признаки кандидатской диссертации.

14. Квалификационные признаки кандидатской диссертации.

15. Структура “Введения” кандидатской диссертации.

16. Содержательная часть кандидатской диссертации.

17. Структура “Заключения” кандидатской диссертации.

18. Автореферат кандидатской диссертации.

19. Виды цитирования в кандидатской диссертации.

20. Описание литературы в кандидатской диссертации.

 

Самостоятельная работа:

    1. Диссертация как особый вид научного исследования.
    2. Особенности диссертаций по естественно-техническим наукам.
    3. Особенности диссертаций по социально-гуманитарным наукам.
    4. Особенности диссертаций по педагогическим наукам.
    5. Новые методы научного исследования.

Форма отчетности: зачет.

 

Программа и учебный план

разработаны профессором Сабировым А.Г.,

утверждено на заседании кафедры философии и социологии

() ____________ 20__ года.

 

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.01 с.)