Зав. каф. философии и социологии, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зав. каф. философии и социологии,



проф. Сабиров А.Г. ()____________ 20__ г.

 

ПРОГРАММА И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

(ДЛЯ АСПИРАНТОВ

ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

 

Елабуга 2010

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вид занятий Всего час.
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Формы итогового контроля реферат, кандидатский экзамен

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Объяснительная записка.

Каждый аспирант в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования и с требованиями Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобразования и науки РФ и приказа Минобразования и науки России от 17.02.2004 № 697 должен изучить и сдать кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки», составной частью которого является раздел «Философия науки». Основными целями сдачи данного экзамена являются: изучение основных проблем науки, понимание природы научного познания, места и роли методов научного познания в общей методологии научного познания, места науки в современном мире.

Содержание разделов дисциплины.

ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Философия науки как составная часть философии. Наука как социально-культурный феномен – предмет философии науки. Возникновение и развитие философии науки в истории философии. Сциентизм и антисциентизм в философии. Логико-эпистемологический, социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Концепции философии науки Дж.Милля, О.Конта, Г.Спенсера, Э.Маха, М.Шлика, Р.Карнапа, К.Поппера, И.Лакатоса, П.Фейерабенда, М.Полани, Т.Куна, С.Тулмина. Основные разделы современной философии науки: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, социология науки, общие вопросы экономического и правого регулирования науки. Функции философии науки: познавательная, методологическая, аксиологическая, критическая. Перспективы развития философии науки.

ИСТОРИЯ НАУКИ

История науки как составная часть науковедения. Наука в различных исторических эпохах и цивилизациях. Основные этапы развития науки: преднаука, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука. Преднаука в древнем мире. Особенности средневековой науки. Классическая наука, ее основные характеристики. Представители классической науки: Р.Бэкон и Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Галилей, И.Ньютон. Особенности неклассической науки, ее основные представители: А.Эйнштейн, Н.Бор, М.Планк, В.Гейзенберг. Современная постнеклассичекая наука, ее основные представители: И.Пригожин, Н.Моисеев.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Наука как социально-культурное явление. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Наука и философия: общее и особенное, формы взаимоотношений. Наука и искусство. Наука и религия. Наука и паранаука. Наука и обыденное сознание. Наука и образование. Основные функции науки в обществе: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема классификации и демаркации наук. Науки: естественно-математические, технические, социально-гуманитарные; фундаментальные и прикладные. Экстернализм и интернализм в науке.

НАУКА КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука как «машина по производству знаний». Особенности научного познания. Компоненты научного познания: субъект познания, объект познания, методы познания, язык науки. Роль творчества в научном познании. Научное познание как движение от эмпирического уровня к теоретическому, а от него к метатеоретическому. Наука как профессиональная деятельность. Основания научно-познавательной деятельности, ее идеалы и нормы. Основные методы научного познания, их классификация и характеристика. Особенности методов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

НАУКА КАК СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ

Научное знание как сложная дисциплинарно организованная система. Основные типы знаний: истина, заблуждение, фальсификация. Истина как цель научного познания, критерии ее проверки. Основные формы знаний: понятие, суждение, умозаключение, проблема, факт, гипотеза, закон, теория, концепция. Эмпирическое и теоретическое знание. Естественно-научное и социально-гуманитарное знание. Теория как основная форма научного знания, ее структура, становление и развитие. Логико-понятийная оформленность научных знаний. Проблемы понимания, объяснения и интерпретации в науке. Научная картина мира, ее мировоззренческое и методологическое значение.

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Наука как общественно значимое явление. Нормативный и когнитивный подходы к науке. Теория личностного знания М.Полани. Содержание и возможности спецдисциплины «Социология науки». Элементы науки как социального института (организации, кадры, отношения). Наука, экономика, власть. Научные сообщества и школы. Подготовка научных кадров. Социальные характеристики научных профессий. Этика науки. Роль науки в развитии современного образования.

НАУКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Научное познание как процесс. Основные этапы развития науки: от преднауки к классической науке, от неклассической науки к постнеклассической науке. Источники и движущие силы науки. Основные модели развития науки: кумулятивистская, революционистская, ситуационная. Концепция роста знаний К.Поппера. Теория парадигмального развития науки Т.Куна. Основные закономерности развития науки. Научные традиции и научные революции. Научное развитие как смена типов рациональности. Роль науки в развитии современного общества. Проблемы современной науки и перспективы ее развития в будущем.

Рекомендуемая основная литература

1. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

2. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. – Ростов-на- Дону., 2004.

3. Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2008

4. Мамзин А.С. История и философия науки. – М., 2008

5. Сабиров А.Г. Философия науки. – Елабуга, 2006

6. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004

7. Философия науки./ Под ред. С.А.Лебедева. – М., 2004

Дополнительная литература.

8. Белов В.А. Ценностное измерение науки. – М., 2001.

9. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990.

10. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М., 1978.

11. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч. Т.1. – М., 1989.

12. Кант И. Критика чистого разума. Соч. Т.3. – М.. 1964.

13. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

14. Кун Т. Структура научных революций.– М., 2001.

15. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.

16. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. –М., 2000.

17. Наука в культуре.– М., 1998.

18. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998.

19. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., 1998.

20. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

21. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

22. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.

23. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

24. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. – М., 1996.

25. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

26. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МЛ. Философия науки и техники.– М., 1991.

27. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

28. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М., 1986.

29. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание.– СПб, 2000.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Содержание Лек-ции, ч. Семи-нары, ч.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» 1.1. Предмет дисциплины «философия науки» 1.2. Функции дисциплины «философия науки»      
Раздел 2. ИСТОРИЯ НАУКИ 2.1. Этапы развития науки. 2.2. Наука в современном мире.    
Раздел 3. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 3.1. Наука как познавательная деятельность. 3.2. Наука как социальный институт. 3.3. Наука как дисциплинарно организованное знание.    
Раздел 4. НАУКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 4.1. Закономерности развития науки. 4.2. Будущее науки.      
Итого:    

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ:

1. Предмет и функции дисциплины «Философия науки».

2. История науки, основные этапы ее развития.

3. Наука как социально-культурный феномен

4. Научная картина мира, ее мировоззренческое значение.

5. Наука и философия: общее и особенное, формы взаимоотношений.

6. Наука как познавательная деятельность.

7. Научное познание как творческая деятельность, ее специфика.

8. Методы научного познания, их классификация и характеристика.

9. Формы научного знания, их классификация и характеристика.

10. Наука как социальный институт.

11. Этика науки, роль идеалов и моральных норм в деятельности ученого.

12. Наука как система дисциплинарных знаний.

13. Классификация и демаркация наук.

14. Наука как фактор развития образования, ее роль в формировании личности.

15. Наука как развивающаяся система, перспективы развития науки в современном обществе.

Самостоятельная работа:

1. Наука как культурный феномен.

2. Новые методы научного исследования.

3. Парадигмы современной науки.

4. Законы развития науки.

5. Наука и власть.

6. Наука и бизнес.

7. Социальный заказ в науке.

Форма отчетности: кандидатский экзамен.

 

 

Программа и учебный план

разработаны профессором Сабировым А.Г.,

утверждено на заседании кафедры философии и социологии

() ____________ 20__ года.

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.016 с.)