Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Государство и право средневековой Европы.

Поиск

Занятие 1. Салическая правда - памятник раннефеодального права древних франков.

1. Общая характеристика Салической правды:

а) основные источники Салической правды, время ее создания и записи.

б) уровень систематизации нормативного материала в Салической правде (кодекс, судебник, свод законов, консолидированный акт).

в) система и форма изложения юридических норм в Салической правде

г) ритуальные действия и юридический формализм в Салической правде, смысл их существования.

2. Гражданско-правовые нормы Салической правды:

а) недвижимые имущества и их правовой статус в Салической правде (титулы IX, XI, XXVII, XXXIV, LIX).

б) право собственности на движимые имущества (титулы II,III, X, XXIII, XXXIII, XXXVIII, XXXIX, LII).

в) обязательственное право в нормах Салической правды (титулы IX, ХI ст.5, XII, XVII, L).

г) наследственное право в нормах Салической правды (титулы XLVI, LIX, LX).

3. Уголовно- правовые нормы в Салической правде:

а) понятие «правонарушения» в Салической правде. Причины незавершённости расчленения понятий «преступление» и «деликт».

б) начало формирования понятия «преступление» в Салической правде:

- понятия: «умысел» и «неосторожность»,

- «покушение на преступление»,

- «соучастие»,

- «смягчающие вину обстоятельства» (титулы XVII, XXVIII, XLIII).

в) «наказание» в Салической правде, его цель; характер наказаний

г) связь тяжести наказания с социальным статусом правонарушителя и потерпевшего, а также с характером самого правонарушения (титулы XIV, XXXV, XLI, XLII).

4.Организация суда и особенности судебного процесса по нормам Салической правды:

а) судебные органы в государстве франков по нормам Салической правды (титулы I, XVIII, LVI, LVII).

б) организация следственных действий и задержание преступника, вызов ответчика и свидетелей в суд (титулы I, XXXII, XXXVII, XLVIII, XLIX)

в) форма проведения судебного процесса и виды доказательств во франкском суде (указанные выше титулы и дополнительно к ним XL, LIII, LVII).

г) исполнение судебных решений и меры пресечения должностных преступлений (титулы XIV ст. 2, L, LI, LVI).

Задания для самостоятельной работы.

Ответьте на вопросы.

1. В Салической правде отсутствует однозначное понятие собственности. Процессы развития частной собственности на землю нашли отражение в различном правовом статусе приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Выявите эти различия на основе анализа соответствующих титулов Салической правды.

2. Что понимали под преступлением и наказанием салические франки? Существовали ли у франков такие общие понятия уголовного права, как формы вины (умысел и неосторожность), покушение на преступление, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства? В какой мере тяжесть наказания зависела от социального положения преступника? Ответы аргументируйте, ссылаясь на титулы Салической правды.

3. Дайте характеристику суду и процессу в государстве франков. Свои ответы аргументируйте, опираясь на соответствующие титулы Салической правды.

Заполните таблицу «Преступления и наказания по Салической правде»:

Объект преступления Вид преступления Наказание Титул
       

 

Решите задачу.

У свободного франкского крестьянина Т. была украдена лошадь. Неделю спустя он нашел ее в одной из соседних деревень на дворе у некоего В., который отказался отдать лошадь Т., заявив, что купил ее три дня назад на ярмарке у своего знакомого А. По словам В., при покупке присутствовали свидетели.

Может ли Т. силой отобрать у В. свою лошадь? Как должен быть решен их спор согласно Салической правде?

Литература.

Основная.

1. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. М., 2005.

2. История государства и права зарубежных стран./Под ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2009.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2008.

4. Косарев А.И Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М., 2007.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2-х т., 4-е изд. М., 2007.

Методические рекомендации.

Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, сформировавшееся из осколков других германских племен и народов под непосредственным влиянием Римской империи.

Салическая правда не самая древняя из «варварских правд» (Вестготская и Бургундская правды появились несколько раньше), но она по сравнению с другими «правдами» представляет собой самый обширный сборник варварских законов, дошедший до нас в многочисленных разновременных списках и редакциях, что позволяет историкам проследить эволюцию раннефеодального права на протяжении V—IX веков. Содержание памятника, с одной стороны, отражает еще родовые связи, мировоззренческие ценности древних германцев, с другой — социальные процессы, происходившие на первых этапах развития ранних форм государства и права средневековой Западной Европы, заложивших политико-правовые и экономические основы будущей западноевропейской феодальной системы.

При ответе на первый вопрос студенту следует обратить внимание на то, что Салическая правда не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарностью и казуистичностью.

Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добавления франкских королей — наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог (каждый в нескольких вариантах).

На Салическую правду как оригинальный историко-правовой документ не оказали особого воздействия нормы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единица: в солидах и денариях. Перед нами запись обычаев древних германцев (существовавших у них ещё до франкского вторжения в пределы Римской империи), чей быт и нравы были засвидетельствованы в трудах римских историков и государственных деятелей (Юлия Цезаря, Тацита и др.).

В этой связи студенту следует обратить внимание на персональный (не территориальный) характер действия норм Салической правды, распространявшихся на население франкского происхождения, в то время как большинство жителей королевства составляли галло-римляне, отношения которых регулировались варваризированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха (506 г.).

Другая особенность Салической правды в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской церкви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепления своей власти, носило в момент записи Салической правды ещё поверхностный характер, охватывая только ближайшее окружение короля. Определенные свидетельства христианизации франков можно найти в прибавлениях 3—7 § 4 титула LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, и из содержания Пролога, а также прибавление. 6 § 6 титула XIV, в которых говорится о погребениях в гробах (так хоронили только христиан). Характерно, что, согласно титулу LXIV «О прислужнике при колдовстве», недоказанное обвинение в прислужничестве ведьмам влекло за собой лишь штраф в 62,5 солида, но уже в конце VI в. обвинение в колдовстве наказывалось смертной казнью.

Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского общества, Так, среди франков сохранялись обычаи жертвоприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного, а в приб. 1 § 1 титула LV «Об ограблении трупов» предусматривался штраф за ограбление языческого могильного холма в котором во время погребения, согласно традиции, осуществлялось захоронение ценных вещей.

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуалов, сопровождавших правовой быт франков на протяжении всей жизни. Так, титул XLVI «О передаче имущества» описывает процедуру бросания стебля в полу человека, призванного по устному завещанию хранить наследство.

Салическая правда сохранила свидетельства постепенного укрепления королевской власти. Уже первые статьи (§ 1—5 титула I) определяют ответственность лиц, которые уклонялись от королевского правосудия, и освобождают от штрафов тех, кто не явился в суд, находясь на королевской службе, что подчеркивает как высокий авторитет королевского правосудия, так и престижность королевской службы.

Рассматривая гражданско-правовые нормы Салической правды, студенту необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле

Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин). Студенту необходимо охарактеризовать правовое положение домохозяйства (домовой общины) и правовой статус ее членов. Особое внимание необходимо уделить составу франкского поселения и месту в нем усадьбы.

Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, студенту надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

Особое внимание необходимо уделить характеристике способов приобретения собственности.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление власти короля, у франков сохранялись и постепенно разлагающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX «О желающем отказаться от родства», можно было разорвать только посредством особой символической процедуры, совершаемой в судебном заседании перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к своим сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся и институт мнимого дарения — аффатомии (титул XLVI «О передаче имущества»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (не родственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института наследования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только договоров займа и ссуды.

Уголовно- правовым нормам в Салической правде посвящена большая часть титулов, а также наказаниям за преступления. Под преступлением у франков понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение (композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого). Композиция служила предотвращению кровной мести, формой примирения и установления мира между враждующими группами родственников. Она, как правило, и предназначалась только семье потерпевшего. Лишь в некоторых случаях, требовавших вмешательства королевской администрации, часть композиции передавалась королевскому уполномоченному (графу).

Как распределялся вергельд между родственниками убитого и королем, студент может выяснить из анализа титула LXII «О вергельде».

Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступления в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и воинские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула XXX, титул XLVIII, § 2 титула LI).

Студенту следует обратить внимание на отсутствие у франков четких представлений об общих принципах, или институтах т.н. «Общей части», современного уголовного права. Из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вывод, что франки уже видели различие между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него, знали институт соучастия, обстоятельства, смягчающие и отягчающие преступление.

Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятельный анализ ряда статей Салической правды.

В Салической правде прослеживается общая тенденция замены старых наказаний родового общества (кровная месть, самосуд и пр.) различными штрафами и пресечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.).

Организации суда и судебного процесса в Салической правде посвящено достаточно много внимания. У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие санкции за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков, а также на то обстоятельство, что уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое.

При анализе особенностей франкского судебного процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.009 с.)