Трудоемкость: 5 зачетных единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудоемкость: 5 зачетных единиц



Трудоемкость: 5 зачетных единиц

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

Принята на заседании Ученого совета факультета

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

 

Заведующий кафедрой _____________ФИО

 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10. Анкета обучающегося

11. Аннотация


1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины является усвоение студентами особенностей формирования и закономерностей развития государственно-правовых институтов и систем прошлого и современности; формирование общих понятий о возникновении государства и права у разных народов мира, эволюции государства и права с древнейших времен до нашего времени.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата _____________________________

Изучение данной дисциплины является вариативной частью профессионального цикла Она базируется на знаниях, умениях, навыках, сформированных в ходе изучения дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права России», изучаемых в первом семестре.

Изучение данной дисциплины необходимо для выработки умений поиска, анализа и толкования информации, необходимой для будущей профессиональной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран».

· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· понимает особенности функционирования механизма государства, взаимодействия государства и общества, характер деятельности органов государственного и муниципального управления, правоохранительных органов (СК-2);

· способен анализировать государственно-правовые явления в историческом развитии, устанавливать соотношение норм внутригосударственного и международного права (СК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • общие и специфические особенности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран (СК-5);
  • основные памятники права и историческую практику применения норм права (ОПК-2);
  • основные проблемы государственного и правового развития в зарубежных странах в современных условиях (СК-5);
  • о смене основных форм права и государства и их влиянии на современную политико-правовую картину мира (СК-2);
  • особенности функционирования механизма государства на различных этапах развития (СК-2).

Уметь

  • Самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи (ОПК-2);
  • Анализировать правовые источники и делать из анализа соответствующие выводы (ОПК-2);
  • Соотносить государственно-правовые явления различных исторических эпох, устанавливать их влияние на дальнейшее развитие правовой системы конкретной страны и мира в целом (СК-5);
  • Находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе в глобальных компьютерных сетях (ОПК-2)

. Владеть:

· Овладеть правовой терминологией (ОПК-2)

· Навыками работы с правовым источником (ОПК-2)

· Навыками по анализу государственно-правовых явлений с помощью источников права (ОПК-2).

4. Структура и содержание дисциплины «История»

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 188/5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 52/
в том числе:  
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов  
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий  
КСРС  
Самостоятельная работа студента (всего) 96/
в том числе:  
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям  
подготовка учебного проекта  
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle  
Подготовка к экзамену  
Итоговая аттестация в форме: экзамен

 

 

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов/зачетных единиц Формируемые компетенции
       
Тема 1. Возникновение государства и права. Государство и право стран Древнего мира Содержание учебного материала   ОК-13 СК-2 СК-5
  Разложение родоплеменного строя.
  Общественная организация и ее влияние на форму государственной власти.
  Восточная деспотия
  Древний Египет.
  Древняя Индия.
  Древний Вавилон.
  Эволюция источников права в древних государствах Месопотамии.
  Древняя Греция.
  Древний Рим.
Лекция с применением мультимедийных технологий 4  
Семинарское занятие с элементами дискуссии 8
Самостоятельная работа студента 18
Тема 2. Государство и право средневековой Европы Содержание учебного материала  
  Особенности становления и развития средневековых европейских государств. ОК-6 ОК-13 СК-2 СК-5
  Раннефеодальная Франкская монархия.
  Государство и право средневековой Франции.
  Развитие государства и права Германии и Австрии в средние века.
  Государство и право средневековой Англии.
  Государственно-правовое развитие Византии.
Лекция с применением мультимедийных технологий 4  
Семинарские занятия с элементами дискуссии 6
Самостоятельная работа студента 19
Тема 3. Арабский халифат и мусульманское право Содержание учебного материала  
  Возникновение Арабского халифата. ОК-6 ОК-13 ОПК-2 СК-2 СК-5
  Организация государственной власти при Омейядах и Абассидах.
  Особенности местного управления. Судебная система.
  Распад Арабского халифата ХI-ХII вв.
  Особенности мусульманского права. Источники мусульманского права. Шариат.
Лекция с применением мультимедийных технологий 2  
Семинарское занятие с элементами дискуссии 2
Самостоятельная работа студента 20
Контрольная работа № 1 2
Тема 4. Государство и право стран Западной Европы в Новое время Содержание учебного материала   ОК-6 ОК-13 ОПК-2 СК-2 СК-5
  Возникновение буржуазного государства. Роль революций и реформ в становлении буржуазного государства.
  Государство и право Англии в Новое время
  Великая французская революция XVIII в. и законодательства ее основных этапов.
  Государство и право Германии в Новое время
  США в новое время
Лекция с применением мультимедийных технологий 4  
Семинарское занятие с элементами дискуссии 8
Самостоятельная работа студента 19
Тема 5. Государство и право Западной Европы в Новейшее время Содержание учебного материала  
  Государство и право Великобритании Новейшего времени ОК-6 ОК-13 ОПК-2 СК-2 СК-5
  Государство и право Франции в Новейшее время
  Государство и право Германии в Новейшее время
  Государство и право США в Новейшее время
Лекция с применением мультимедийных технологий 6  
Семинарское занятие с элементами дискуссии 8
Самостоятельная работа студента 20
Контрольная работа № 2 2
Подготовка к экзамену 36
Всего: 188  

Образовательные технологии

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» направлена на формирование у студентов готовности к организационно-управленческой профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины должно быть сформировано понимание, осознание и способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию в профессиональной деятельности выпускника. Студенты должны понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, определявшего особенности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран; место человека в политической организации общества; знать основные этапы и ключевые события государственно-правовой истории; иметь представление об основных проблемах государственного и правового развития в зарубежных странах в современных условиях, памятники права и историческую практику применения норм права; владеть навыками работы с правовым источником, ведения дискуссий по основным проблемам изучаемого курса, грамотно строить устную и письменную речь, делать необходимые выводы с использованием правовой терминологии и т.п.

Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные

технологии:

1) Организация лекций с использованием мультимедийных технологий

2) Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода

3) Интерактивные способы взаимодействия преподавателя и студентов (дискуссии)

4) Организация ролевых учебных игр

5).Использование технологий Moodle.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При изучении дисциплины необходимо ознакомиться с материалами учебника, учебных пособий, затем приступить к изучению источников и дополнительной литературы. Следует обратить внимание на новые термины, географические названия.

При выполнении СРС следует использовать планы семинарских занятий с методическими рекомендациями к ним и соответствующие задания по СРС, а в качестве инновационных средств - Интернет-ресурсы. Студентам рекомендуется создание мультимедийных презентаций

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Заполните таблицу.

Опираясь на Законы Хаммурапи:

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей
       

Опираясь на Законы Ману:

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей
       

 

Опираясь на Законы Ману:

Варна Обязанности Права Выводы о правовом статусе членов варны
  (с указанием конкретных статей законодательного памятника)  

Составьте схемы «Государственное управление в Вавилонии и Индии».

Выпишите в тетрадь основные черты восточной деспотии и приведите примеры, подтверждающие наличие подобной политической системы в Вавилонии и Индии.

Литература.

Основная.

1. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. М., 2005.

2. История государства и права зарубежных стран. под ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2009.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2008.

4. Косарев А.И Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М., 2007.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2-х т., 4-е изд. М., 2007.

Источники

1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Восток. М.,1999. Т.1.

2. Артхашастра. М.-Л.,1959.

3. Законы вавилонского царя Хаммурапи// Хрестоматия по истории Древ-него Востока. М.,1980. Ч.1.

4. Законы Ману. М.,1960;

5. История государства и права зарубежных стран: Сб. док. и задач/ Сост. А.В. Игнатенко, И.П. Никитина. Екатеринбург, 1999. Ч.1.

6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. 3.М. Черниловского. М., 1973 (1984,1996).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. М.,1996. Ч.1.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (древность и средние века)/ Сост. В.А. Томсинов. М., 1999.

Дополнительная.

9. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.,1953.

10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 2000.

11. Бонгард-Левин, Г.М., Ильин, Г.Ф. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин.- СПб.: Алетея, 2001.

12. Васильев Л.С. История Востока М.,1993.

13. Вигасин А.А. Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и право. М., 1984.

14. Всемирная история. М.,1956.Т.1, 2.

15. Всеобщая история государства и права/ Под ред. К.И.Батыра. М., 1993 (2000).

16. Игнатенко А.В., Никитина И.П. История государства и права зарубежных стран: рабовладельческий период. Екатеринбург, 2001.

17. История Востока в шести томах. Т.1. Восток в древности. М.,2000.

18. История государства и права зарубежных стран:Уч. Пособие/ Под. ред. П.Н.Галанзы, Б.С.Громакова. М., 1980.

19. История государства и права зарубежных стран: Уч./ Под. ред. П.Н. Галанзы. М., 1963. Т.1.

20. История государства и права зарубежных стран: Уч./ Под. ред. О.А. Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. М.,1988. Ч.1 (1996. Ч.1).

21. История древнего Востока. М.,1988.

22. История древнего мира. М., 1988. Т.1-3.

23. История древнего Востока. Ч.1:Месопотамия/ Под. ред. И.М. Дьяконова. М.,1983.

24. История древнего Востока. Ч.2: Передняя Азия. Египет/ Под. ред. Т.Н.Бонгард-Левина. М., 1983.

25. Каменев, А.И. История государственного и военного управления. Ч.I. Исторические уроки Древнего Востока и Китая. – Балашиха: ВТУ, 2006.

26. Крашенинникова Н.А. Право древневосточных цивилизаций. Вып.1. Право Древней Индии. М.,1992.

27. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

28. Конрад Н.И. Запад и Восток (О рабовладельческой формации. О смысле истории). М.,1972.

29. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права. Екатеринбург, 2001. Ч.2.

30. Самозванцев А.М. Правовые тесты дхармашастр. М., 1991.

 

Заполните таблицу

Литература.

Основная.

1. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. М., 2005.

2. История государства и права зарубежных стран. под ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2009.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2008.

4. Косарев А.И Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М., 2007.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2-х т., 4-е изд. М., 2007.

Источники

1. История государства и права зарубежных стран: Сб.док. и задач/ Сост. А.В.Игнатенко, И.П.Никитина. Екатеринбург,1999. Ч.1.

2. Хрестоматия по истории Древнего Рима/ Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (древ-ность и средние века)/ Сост. В.А.Томсинов. М., 1999.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. К.И.Батыра, Е.В.Поликарповой. М., 1996. Ч.1.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. З.М.Черниловского. М., 1973 (1996).

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ Под ред. З.М.Черниловского. М., 1984.

Дополнительная.

7. Всеобщая история государства и права /Под ред. К.И.Батыра, М., 1993.

8. Игнатенко А.В., Никитина И.П. История государства и права зарубежных стран: рабовладельческий период. Екатеринбург,2001.

9. История государства и права зарубежных стран: Уч./ Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой. М., 1988. Ч.1 (1996).

10. История государства и права зарубежных стран: Уч. пособие/ Под ред. П.Н.Галанзы, Б.С.Громакова. М., 1980.

11. История государства и права зарубежных стран: Уч./ Под ред. П.Н.Галанзы. М., 1963. Ч.1

12. История древнего Рима/ Под ред. А.Г.Бокшанина, В.И.Кузищина. М., 1971.

13. История древнего Рима/ Под ред. В.И.Кузищина. М., 1981.

14. Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986.

15. Ковалев С.И., Штаерман Е.М. Очерки истории древнего Рима. М.,1959.

16. Моммзен Т. История Рима. СПб.,1993. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., 1998. Т.1.

17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.21.

Решите задачу.

У свободного франкского крестьянина Т. была украдена лошадь. Неделю спустя он нашел ее в одной из соседних деревень на дворе у некоего В., который отказался отдать лошадь Т., заявив, что купил ее три дня назад на ярмарке у своего знакомого А. По словам В., при покупке присутствовали свидетели.

Может ли Т. силой отобрать у В. свою лошадь? Как должен быть решен их спор согласно Салической правде?

Литература.

Основная.

1. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. М., 2005.

2. История государства и права зарубежных стран./Под ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2009.

3. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2008.

4. Косарев А.И Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М., 2007.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2-х т., 4-е изд. М., 2007.

Методические рекомендации.

Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, сформировавшееся из осколков других германских племен и народов под непосредственным влиянием Римской империи.

Салическая правда не самая древняя из «варварских правд» (Вестготская и Бургундская правды появились несколько раньше), но она по сравнению с другими «правдами» представляет собой самый обширный сборник варварских законов, дошедший до нас в многочисленных разновременных списках и редакциях, что позволяет историкам проследить эволюцию раннефеодального права на протяжении V—IX веков. Содержание памятника, с одной стороны, отражает еще родовые связи, мировоззренческие ценности древних германцев, с другой — социальные процессы, происходившие на первых этапах развития ранних форм государства и права средневековой Западной Европы, заложивших политико-правовые и экономические основы будущей западноевропейской феодальной системы.

При ответе на первый вопрос студенту следует обратить внимание на то, что Салическая правда не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарностью и казуистичностью.

Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добавления франкских королей — наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог (каждый в нескольких вариантах).

На Салическую правду как оригинальный историко-правовой документ не оказали особого воздействия нормы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единица: в солидах и денариях. Перед нами запись обычаев древних германцев (существовавших у них ещё до франкского вторжения в пределы Римской империи), чей быт и нравы были засвидетельствованы в трудах римских историков и государственных деятелей (Юлия Цезаря, Тацита и др.).

В этой связи студенту следует обратить внимание на персональный (не территориальный) характер действия норм Салической правды, распространявшихся на население франкского происхождения, в то время как большинство жителей королевства составляли галло-римляне, отношения которых регулировались варваризированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха (506 г.).

Другая особенность Салической правды в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской церкви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепления своей власти, носило в момент записи Салической правды ещё поверхностный характер, охватывая только ближайшее окружение короля. Определенные свидетельства христианизации франков можно найти в прибавлениях 3—7 § 4 титула LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, и из содержания Пролога, а также прибавление. 6 § 6 титула XIV, в которых говорится о погребениях в гробах (так хоронили только христиан). Характерно, что, согласно титулу LXIV «О прислужнике при колдовстве», недоказанное обвинение в прислужничестве ведьмам влекло за собой лишь штраф в 62,5 солида, но уже в конце VI в. обвинение в колдовстве наказывалось смертной казнью.

Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского общества, Так, среди франков сохранялись обычаи жертвоприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного, а в приб. 1 § 1 титула LV «Об ограблении трупов» предусматривался штраф за ограбление языческого могильного холма в котором во время погребения, согласно традиции, осуществлялось захоронение ценных вещей.

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуалов, сопровождавших правовой быт франков на протяжении всей жизни. Так, титул XLVI «О передаче имущества» описывает процедуру бросания стебля в полу человека, призванного по устному завещанию хранить наследство.

Салическая правда сохранила свидетельства постепенного укрепления королевской власти. Уже первые статьи (§ 1—5 титула I) определяют ответственность лиц, которые уклонялись от королевского правосудия, и освобождают от штрафов тех, кто не явился в суд, находясь на королевской службе, что подчеркивает как высокий авторитет королевского правосудия, так и престижность королевской службы.

Рассматривая гражданско-правовые нормы Салической правды, студенту необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле

Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин). Студенту необходимо охарактеризовать правовое положение домохозяйства (домовой общины) и правовой статус ее членов. Особое внимание необходимо уделить составу франкского поселения и месту в нем усадьбы.

Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, студенту надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

Особое внимание необходимо уделить характеристике способов приобретения собственности.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление власти короля, у франков сохранялись и постепенно разлагающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX «О желающем отказаться от родства», можно было разорвать только посредством особой символической процедуры, совершаемой в судебном заседании перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к своим сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся и институт мнимого дарения — аффатомии (титул XLVI «О передаче имущества»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (не родственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института наследования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только договоров займа и ссуды.

Уголовно- правовым нормам в Салической правде посвящена большая часть титулов, а также наказаниям за преступления. Под преступлением у франков понимались обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, и нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение (композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого). Композиция служила предотвращению кровной мести, формой примирения и установления мира между враждующими группами родственников. Она, как правило, и предназначалась только семье потерпевшего. Лишь в некоторых случаях, требовавших вмешательства королевской администрации, часть композиции передавалась королевскому уполномоченному (графу).

Как распределялся вергельд между родственниками убитого и королем, студент может выяснить из анализа титула LXII «О вергельде».

Салическая правда рассматривает и ряд правонарушений, которые можно характеризовать как преступления в современном смысле этого слова, влекущие за собой государственную кару в виде смертной казни и пр. К ним относились в первую очередь должностные и воинские преступления, лжесвидетельство (§ 6 титула XXX, титул XLVIII, § 2 титула LI).

Студенту следует обратить внимание на отсутствие у франков четких представлений об общих принципах, или институтах т.н. «Общей части», современного уголовного права. Из анализа ряда конкретных составов преступлений можно сделать вывод, что франки уже видели различие между умыслом и неосторожностью, совершением преступления и покушением на него, знали институт соучастия, обстоятельства, смягчающие и отягчающие преступление.

Тяжесть наказания по Салической правде определялась, прежде всего, социальным положением преступника и потерпевшего, а также тяжестью совершенного правонарушения в понимании франков. Соответствующие примеры студент может привести, сделав самостоятельный анализ ряда статей Салической правды.

В Салической правде прослеживается общая тенденция замены старых наказаний родового общества (кровная месть, самосуд и пр.) различными штрафами и пресечения случаев самовольной расправы (титулы IX, XXVII и пр.).

Организации суда и судебного процесса в Салической правде посвящено достаточно много внимания. У франков существовали как сотенный суд, так и королевский суд, упоминание о котором содержится уже в семи первых титулах. На важную роль суда в жизни франкского общества указывают многочисленные статьи Салической правды, предусматривающие санкции за неявку ответчика, свидетеля в суд без уважительных причин. Преследовались также лжесвидетельство и отказ от дачи свидетельских показаний.

Характер суда у франков раскрывают титулы XVIII, XLVI, LVII и др., об отдельных чертах судебного процесса свидетельствуют титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Необходимо обратить внимание на состязательно-обвинительный характер судебного процесса у франков, а также на то обстоятельство, что уголовный и гражданский процесс представляли собой неразрывное целое.

При анализе особенностей франкского судебного процесса студенту следует обратить внимание на правовое неравенство различных групп древнегерманского общества перед судом.

 

Составьте схему

1. «Структура английского парламента (XIII-XIV вв.)»

2. «Государственное управление в Англии в XIII в.»

 

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос студенту необходимо выявить суть социально-политических противоречий, которые привели к созданию в Англии в начале XIII в. широкого лагеря оппозиционных сил, получивших название «община всей земли», рассмотреть общий ход борьбы этих сил против короля, закончившейся компромиссом и подписанием Хартии. О том, что Хартия была вынужденной уступкой оппозиционным силам со стороны короля, а не документом, который он добровольно даровал своим подданным, свидетельствует ряд ее положений. В частности, в ст. 61 указывается первопричина пожалования данной Хартии — «умиротворение раздора, родившегося между нами (королем) и баронами нашими». Вместе с тем ВХВ указывает и на более широкомасштабные цели «улучшения королевства нашего», подоплекой чему был выходящий за рамки общепринятых правовых обыкновений произвол короля и его администрации: многочисленные финансовые нарушения, произвольное повышение налогов (особенно «щитовых денег»), судебные и внесудебные, например лесные, штрафы, денежные подмоги вассалов, введение налога на движимое имущество, которым облагались и бароны, и купцы, и сельские жители, и пр.

Общественно-договорные основы Хартии, нашедшие отражение в содержании ее статей и касающиеся прав и привилегий не только баронов, но и других сословных групп свободного населения Англии, в значительной мере были определены как политическими притязаниями Церкви, так и ее господствующей религиозной идеологией о верховенстве права, в частности личными воззрениями архиепископа Кентерберийского Стефана на подчинение королевской воли Богу, божественную справедливость и др., которые подкреплялись традиционными ссылками на «извечно» (с англосаксонских времен) существующие «права и вольности» англичан и т.п.

При ответе на второй вопрос студенту необходимо иметь четкие представления о действующей в феодальной Англии XIII в. судебной и правовой системе, учитывая то обстоятельство, что во всей Европе, благодаря закономерному развитию правовой культуры к этому времени, устанавливается феодальное право как система объективных, точных, единообразных и универсальных обычно-правовых норм о правах и обязанностях сюзеренов и их вассалов, начиная с верховного сюзерена — короля и его непосредственных держателей, т.е. феодальное право как таковое, и совокупность норм, регулирующих отношения зависимых вилланов и их лордов, т.е. манориальное право. Собственно феодальное право включало в себя следующие элементы:

право вассала на долю в феоде, которое не могло быть произвольно отчуждено,

право сеньора требовать от своих вассалов исполнения военной службы (либо выплаты введенных в Англии в XII в. особых денежных сумм — «щитовых денег»), а также личной денежной помощи в ряде исключительных обстоятельств,

право собирать особый налог при наследовании земли и ее субинфеодации (рельеф),

право опеки над несовершеннолетними наследниками его вассалов и т.д.

Принципиально новым положением ст. 12 стало требование выплаты королю «щитовых денег» и пособий не иначе как по решению «общего совета королевства», в который входили иерархи католической церкви и бароны, крупнейшие землевладельцы, a также все те, кто держал землю от короля непосредственно. Здесь король выступает, в роли феодального сеньора, законность требований которого к своим вассалам была закреплена феодальным обычаем. Фактически эти поборы и пособия перекладывались баронами и графами на плечи своих вассалов, кроме того, к их выплате привлекались простые фригольдеры и вилланы.

Прямым следствием принципа «взаимности прав и обязанностей» в феодальном праве Европы стало закрепление в ст. 15 и 16 Хартии норм о равных правах вассалов других лордов с вассалами короля при взимании с них пособий и несении различных видов службы, что имело непосредственное отношение в первую очередь к рыцарям. К числу немногих статей, касающихся прав и привилегий рыцарей, относилась и ст. 29, запрещавшая констеблю принуждать рыцаря платить вопреки его желанию деньги взамен личной охраны замка своего лорда. Дело в том, что к тому времени все большее число феодальных повинностей переводилось в денежную форму.

Малочисленность статей, непосредственно посвященных рыцарям, не свидетельствует, однако, о том, что бароны исходя из «эгоистических интересов» закрепляли только свои права и привилегии, ущемляя при этом права рыцарей и горожан.

Это противоречило бы как общей расстановке социально-политических сил в описываемых событиях, так и прямому требованию самой Хартии в форме королевского заверения, что «все вышеназванные в ней обычаи и вольности... насколько это касается нас в отношении к нашим вассалам, все в нашем королевстве, как миряне, так и клирики, обязаны соблюдать, насколько это касается их в отношении к их вассалам» (ст. 60).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.116 с.)