Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Эпоха великих реформ (10 ч)

Поиск

Тема 1. «Царь-освободитель» (3 ч)

Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.
Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган).
Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.
Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.

Тема 2. Александр III (Миротворец) (1881 —1894) (4 ч)

Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.
Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.

Тема 3. Культура России во второй половине XIX в.
(обзорно, на конкретных иллюстративных примерах) (3 ч)

Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя).
Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков.
Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (см. программы по чтению для повторения).
СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.

Раздел IV. Российская империя
конца XIX — начала XX в. (до февраля 1917 г.) (19 ч)

Тема 1. Царствование Николая II (1894—1917) (6 ч)

Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис.

Тема 2. Россия в начале XX в. (10 ч)

Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.
Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.
СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.

Тема 3. Культура России в конце XIX — начале XX в.
(на конкретных примерах) (3 ч)

Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
(раздел III)

1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• значение отмены в России крепостного права как прекращения многовековой помещичьей власти;
• ответы на вопросы о (об):
главных заслугах в правлении Александра II:
праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе;
введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»;
устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, Городской думы;
обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России;
основных заслугах периода правления Александра III:
финансовом и экономическом укреплении России;
покровительстве русской промышленности;
бережливости и отчетности в государственных расходах;
поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии;
укреплении армии и флота;
• имена (3—5) прогрессивных представителей науки, культуры; известные (из программ по чтению 6—9 классов) произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.
Учащиеся должны уметь:
• составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия, представленные к темам разделов;
• пользоваться картой;
• связно описывать сюжетные картины и иллюстрации (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. В. Верещагин и др.).
2-й уровень
При оценке знаний учителю рекомендуется использовать опорные вопросы к содержанию разделов III, IV; при ответах учащиеся могут опираться на тематический план к рассказу, используя образцы слов и выражений. Например, «Как жили крестьяне при крепостном праве»:
1) Кто такие помещики?
2) Чем владели помещики?
3) Какие права имели помещики по отношению к крепостным крестьянам?
4) Как крестьяне защищались от гнета помещиков?
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;
• по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях:
отмена крепостного права;
изменение деятельности судов;
доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, Городской думы и др.;
• читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX в.;
• объяснять смысл прочитанного и др.;
• описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
(раздел IV)

1-й уровень
Учащиеся должны уметь:
• объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:
привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей — нефти, угля, железа и др.;
частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам;
враждебные отношения с Японией из-за права присутствия России на Дальнем Востоке;
аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;
усиление общественного влияния со стороны социал-революционных партий и движений, итоги революции 1905—1907 гг.;
ход и итоги Первой мировой войны, послевоенный кризис власти, отречение Николая II от престола;
Февральская революция;
ошибки Временного правительства;
• составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; самостоятельно работать с картой;
• связно описывать в речи сюжетные картины, фотографии, иллюстрирующие эпизоды русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи, а также В. И. Ленина и др.
Учащиеся должны знать:
• имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей; министр финансов С. Ю. Витте, председатель Совета министров П. А. Столыпин, председатель Временного правительства А. Ф. Керенский), председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин (Ульянов).
2-й уровень (см. образец требований к разделу III).

 

 

КЛАСС

(67 ч в год, 2 ч в неделю)

Раздел I. Начало советского периода в России
(20—30-е гг.) (14 ч)

Тема 1. Октябрьская революция, приход к власти партии большевиков (3 ч)

Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Призыв В. И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало Октябрьского восстания 1917 г. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства — временного Совета Народных Комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи.
СЛОВАРЬ: съезд, большевики, комиссары, депутаты, декрет.

Тема 2. Гражданская война и иностранная интервенция (3 ч)

Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Поддержка странами Антанты белого движения в России. Политическое расслоение общества.
Создание рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. Подписание мирных договоров с Грузинской, Армянской, Латвийской республиками. Разгром армии Врангеля. Советская власть и Русская православная церковь, национализация имущества, репрессии священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция.

Тема 3. Советская Россия в годы нэпа (1921—1929)
(обзорно) (3 ч)

Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики — «военный коммунизм»; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Поход против деревни, раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодежные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе. Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан). Развитие товарно-денежных операций, восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа.
Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В. Сталина, его приход к власти.
СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.

Тема 4. Культура Советской России в годы Гражданской войны и нэпа (1 ч)

Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др.
Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горький, В. В. Маяковский, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, М. А. Шолохов (выборочно).
Становление советского музыкального искусства. Внимание авторов к песенному жанру, маршам, революционным мотивам.
Развитие киноискусства, создание кинохроник, агитфильмов, художественных фильмов, пропагандирующих коммунистические идеи. Контроль партией творчества деятелей культуры, науки.
Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.
Борьба партии большевиков с буржуазной культурой и наукой.
Эмиграция интеллигенции за рубеж.
СЛОВАРЬ: интеллигенция, агитбригада.

Тема 5. Сталинская модель государственного социализма в СССР (3 ч)

Обострение внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп. Экономический подъем страны за счет развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности, являющихся основой военно-промышленного комплекса. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932—1933 гг. Жесткое планирование в аграрном секторе, насильственное закрепление крестьян на земле.
Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа — спецпереселенцы (раскулаченные).
Государственное управление: культ личности, всевластие в подборе и расстановке кадров, окончательное утверждение номенклатуры, введение привилегий для руководящего сословия.
Идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция — Основной закон Советского государства.
СЛОВАРЬ: репрессии, культ личности, коллективизация, колхоз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.009 с.)