Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений*. Изготовление гербариев отдельных растений*. Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания. Уход за комнатными растениями. Составление букетов из сухоцветов*. Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*. Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий). Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение, изобразительная деятельность.
Животный мир Земли (12 ч)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Упражнения в классификации животных (таблица, игры). Изготовление кормушек, скворечников. Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными. Сезонные наблюдения за животными. Составление правил ухода за домашними животными. Уход за животными живого уголка. Составление рассказов о своих домашних животных*. Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от местных условий). Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Человек (8 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня. Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела. Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов). Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку. Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная деятельность.
Есть на Земле страна — Россия (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя). Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники. Заказники. Охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными достопримечательностями, предприятиями.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России. Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных промыслов и т. д.). Изготовление альбома «Россия — наша Родина». Нахождение России на политической карте*. Зарисовка животных и растений своей местности. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*. Изготовление альбома «Наш город (поселок)». Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: • что изучает природоведение; • основные свойства воды, воздуха и почвы; • основные формы поверхности Земли; • простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); • основные санитарно-гигиенические требования; • название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию; • названия важнейших географических объектов*; • правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: • демонстрировать простейшие опыты; • проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений; • называть разнообразных представителей животного и растительного мира; • ухаживать за домашними животными и комнатными растениями; • соблюдать правила элементарной гигиены; • оказывать простейшую медицинскую помощь.
ГЕОГРАФИЯ
КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися. В настоящее время содержание курса географии претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены коррективы. Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю. Учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс — «География России» (66 ч), 8 класс — «География материков и океанов» (66 ч), 9 класс — «Наш край» (66 ч). В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание следует уделить экологическим проблемам. При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока: I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 18 ч. II. Природные зоны России — 48 ч. Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон. Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам. При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). До появления нового учебника основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель может отпечатать, отксерокопировать и раздать учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения фактологического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы. Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья — бывших союзных республик. Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях. Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. Эта тема стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той части света, в которой расположена школа. В данной программе тема «Наш край» (9 класс) завершает весь географический цикл. На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. В альтернативной программе по географии зарубежные государства изучаются два года (8 и 9 классы), а «Наш край» — одну четверть. Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар» (6 класс). Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
КЛАСС
|