Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Я и моя будущая семья (14 ч)
Работа с анонимными анкетами. Примерный перечень вопросов: хочешь ли ты иметь свою семью, в каком возрасте люди могут вступать в брак, что нужно для того, чтобы семья была дружной, какую (какого) ты хочешь иметь жену (мужа), чем должны заниматься в доме мужчины (мужья), женщины (жены) и др. Анализ анкет и тематика для бесед: «Ты — будущая жена, мать». «Ты — будущий муж, отец». Закон о семье, о браке. Когда создается семья (возраст, материальные предпосылки и др.). Сиротство — что это такое? Государственные проблемы, связанные с сиротством. Кто виноват в сиротстве? Бюджет молодой семьи, способы его пополнения надомной деятельностью (ремонт, шитье, вязание, плетение и др.).
Как возникает семья (планирование семьи) (14 ч)
Ответственность отца и матери за жизнь и здоровье будущих детей. Поведение супругов в семье, где ждут ребенка. Беременность. Роды. Семейный уклад с появлением новорожденного в доме, распределение обязанностей. Что нужно малышу. Уход за новорожденным. Питание новорожденного. Детский гардероб. Чему нужно обучать малыша. Развитие ребенка первого года жизни. Охрана здоровья: детская поликлиника. Здоровье родителей и ребенка. Если ребенка иметь рано (средства контрацепции, консультации медработников).
Повторение (1 ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень Учащиеся должны иметь представление: • об основных положениях (законах) о семье и браке. Учащиеся должны знать: • главные предпосылки, необходимые для создания семьи; • основы нравственных устоев семьи; • ролевые и половые функции мужчины и женщины (отца и матери) в семье. 2-й уровень Учащиеся должны иметь представление о: • семье и браке; • нравственных правилах создания семьи, ее финансового обеспечения; • роли отца и матери в воспитании детей.
Дела хозяйки дома (11 ч) — для девочек
Здоровье и экономное питание. Уютный быт (уборка помещений, гигиена предметов быта, навыки дизайна). Здоровье членов семьи, воспитание детей (повторение). Инструменты домашней хозяйки. Волшебный сундучок (спицы, крючки для вязания, нитки, пяльцы, наперсток и др.). Вторая жизнь старых вещей (обновление, украшение, ремонт).
Домашний умелец (11 ч) — для мальчиков
Рабочее место домашнего умельца. Рабочие инструменты, их назначение: дрель, паяльник, набор отверток, набор водопроводных ключей, клещи, напильники, молотки, плоскогубцы и др. Мелкий технический ремонт при утечке воды, засоре труб и др. Приемы укрепления карнизов (струн) для штор, занавесей. Сборка и ремонт мебели простой конструкции. Косметический ремонт в доме (повторение).
Практические работы для девочек (15 ч)
См. программы по уборке жилья, стирке, глажению, приготовлению пищи, а также творческие прикладные умения (шитье, вязание, вышивание, аранжирование цветов, изготовление декоративных цветов и др.).
Практические работы для мальчиков (15 ч)
Работа в мастерских, в учебных, жилых, вспомогательных помещениях школы. Ремонт мебели, замков, выключателей, замена электролампочек. Санитарно-технические работы. Правила безопасной работы.
Совместные практические работы в саду, огороде, усадьбе (10 ч)
Перекапывание земли, грядок. Работа в теплице, высадка семян, уход за растениями, животными и др. (в соответствии с условиями школы, интерната, детского дома, УВК и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й и 2-й уровни По результатам практических видов деятельности с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
МУЗЫКА
(5—6 КЛАССЫ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для учащихся 5—6 классов является следующей ступенью в работе с детьми с нарушенными интеллектуальными способностями. Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть жизни. В программе придается большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с умственной отсталостью. Программа по пению и музыке для 5—6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки; элементы музыкальной грамоты.
ПЕНИЕ
Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно. Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко. У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают. В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию. Для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания. Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический. 1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). 2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей. На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа. Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении. Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
На уроках музыки основными задачами являются: воспитание восприятия характера музыки; развитие музыкально-выразительных представлений; развитие чувства ритма; развитие музыкальной памяти; сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки; понятие записи нот в объеме октавы. Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы. Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4. Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами. Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.
КЛАСС
(36 ч в год, 1 ч в неделю)
Пение
Петь в диапазоне си малой октавы — ре 2. Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста. Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом — твердой атакой. Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном материале. Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях. Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни. Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание. Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы. Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера. Пение звукоряда до мажор.
Слушание музыки
Песни о Родине. Песни об армии. Песни о мире и труде. Народные песни в творчестве композиторов. Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.
Музыкальная грамота
Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними. Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1. Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть.
|