II. Дидактический материал к программе 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Дидактический материал к программе



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По сценической деятельности

для детей среднего школьного возраста

 

 

Составитель:

Степанова Ксения Александровна

Специальность 050710

Педагогика дополнительного образования

возраст обучающихся 12-14 лет

срок реализации программы 2 года

 

Согласовано:_____________ Зам. Директора по научно- методической работе Ф.И.О. ___________________ «__»_________________20__г. Ознакомлен:_______________ Руководитель структурного подразделения __________________________ «__»_________________20__г.

 

Омск , 2013

Содержание

I. Образовательная программа по сценической деятельности для среднего школьного возраста

1.1. Пояснительная записка

1.2. Учебно - тематические планы

1.3. Содержание программы первого года обучения

1.4. Содержание программы второго года обучения

1.5. Педагогический мониторинг

II. Дидактический материал к программе

2.1. Пояснительная записка

2.2. Дидактический материал к разделу Актёрское мастерство (на 2 года)

2.3. Дидактический материал к разделу Сценическая речь (на 2 года)

2.4. Дидактический материал к разделу Пластика (на 2 года)


1 БЛОК:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль поможет театр. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

· формированием этического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· художественным воспитанием и образованием детей;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием, напряжённости, решением различных ситуаций через игру;

· воспитанием воли, воображением, развитием памяти, инициативности, фантазии.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт ему возможность адаптироваться в социальной сфере.

Программа базируется на основных принципах системы Станиславского, достижениях современной педагогики и возрастной психологии и состоит из 3-х взаимосвязанных частей: сценическая теория, артистическая техника, составляющие в совокупности целостное учение об актёрском творчестве и воспитательный модуль, направленный на воспитание компетентного исполнителя, грамотного зрителя и человека.

Образовательная программа направлена на развитие навыков сценической деятельности.

Тип программы: образовательная (решаемые задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая).

Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

· Обучающая – формировать у воспитанников основы сценической речи, актёрского мастерства, пластического воспитания;

· Познавательная – формировать начальные знания по сценической речи, актёрскому мастерству, пластическому воспитанию;

· Воспитательная – воспитывать у детей нормы поведения в обществе, развивать гуманистическое мировоззрение;

· Развивающая – развивать коммуникативные, интеллектуальные способности, влиять на повышение самостоятельности;

· Оздоровительная – развивать у детей способности к гибкости, пластичности, стремление сохранить и укрепить здоровье.

Формы обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

· Словесные - рассказ, лекция, беседа;

· Наглядные – иллюстрации, демонстрация видеоматериалов;

· Практические – упражнения;

· Творческие

Данная программа разработана для детей в возрасте 12-14 лет. В этом возрасте дети мечтают прославиться, стать актёрами или режиссёрами. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками.

Сведения о коллективе учащихся

· Статус, вид объединения: профильная;

· Состав учебной группы: постоянный;

· Особенности набора детей: свободный;

· Возраст обучающихся: 12-14 лет.

· Форма обучения- фронтальная

· Количество обучающихся: 1 год обучения 15чел., 2 год- 12 чел.

· Место проведения занятий:

· оборудованное помещение для занятий на сцене

· костюмерная

· костюмы, обувь

· магнитофон

· видеотека, фонотека, методическая литература, дидактический материал

·

Формы проведения итогов реализации образовательной программы:

· Открытые занятия;

· Концерты для родителей внутри коллектива;

· Участие в фестивалях и конкурсах по сценическому искусству.

Ожидаемые результаты реализации программы

По результатам данной программы у воспитанников сформируются театральные навыки и умения, будет осуществляться свободное общение, проявляться инициативность, творческие способности, ориентация на нравственные и общечеловеческие ценности. У воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
- стулья;
- маты, матрацы;
- кубы различных форм;
- прожекторы;
- зеркала, грим;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- магнитофон, CD-диски.

Кадровое обеспечение:

- педагог по актёрскому мастерству;
- педагог по сценической речи;
- педагог по сценическому движению.


Учебно-тематический план на 1 год обучения: 144 часа

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
  Вводное занятие -
  Раздел I. Актёрское мастерство Теория Практика Общее
Тема 1.1 Развитие воображения
Тема 1.2 Тренинг на развитие фантазии
Тема 1.3 Упражнение на развитие памяти
Тема 1.4 Развитие навыков работы с партнёром
Тема 1.5 Память физических действий
Тема 1.6 Действия в предлагаемых обстоятельствах
Итого  
         
  Раздел II. Сценическая речь      
Тема 2.1 Артикуляционная гимнастика
Тема 2.2 Дыхательная гимнастика
Тема 2.3 Посыл голоса
Тема 2.4 Развитие дикции
Тема 2.5 Работа над литературным произведением
Итого  
         
  Раздел III. Пластика      
Тема 3.1 Физическое раскрепощение
Тема 3.2 Сценическое движение
Тема 3.3 Развитие координации -
Итого  
         
  Раздел IV. Постановочная работа      
Тема 4.1 Читка по ролям -
Тема 4.2 Построение мизансцен спектакля
Тема 4.3 Подготовка к новогоднему спектаклю
Тема 4.4 Подготовка к празднику 8 марта
Тема 4.5 Подготовка к празднику 9 мая
  Итоговое занятие -
Итого  
Всего  

Учебно-тематический план на 2 год обучения: 216 часов

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
  Вводное занятие -
  Раздел I. Актёрское мастерство Теория Практика Общее
Тема 1.1 Одиночные этюды
Тема 1.2 Этюды на взаимодействие партнёров
Тема 1.3 Импровизация
Тема 1.4 Пауза
Итого  
         
  Раздел II. Сценическая речь      
Тема 2.1 Дыхание актёра в работе над дикцией и голосом
Тема 2.2 Свободное звучание
Тема 2.3 Массаж и дыхательная гимнастика
Тема 2.4 Тренировка речи в движении
Итого  
         
  Раздел III. Сценическое движение      
Тема 3.1 Сценическое пространство
Тема 3.2 Этикет
Тема 3.3 Сценический бой
Итого  
         
  Раздел IV. Постановочная работа      
Тема 4.1 Читка по ролям -
Тема 4.2 Построение мизансцен спектакля
Тема 4.3 Подготовка к спектаклю
Итого  
Всего  

Содержание 1 года обучения

Вводное занятие

Цель:познакомить детей с требованиями и правилами поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене.

Содержание:

Теория:правила поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене, требования, предъявляемые к внешнему виду, техника безопасности.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные

Форма обучения: фронтальная

Знания:правил поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене, правил предъявляемых к внешнему виду, техники безопасности.

Форма контроля: анкета

Тема 1.1. «Воображение»

Цель: познакомить детей с понятием «Тренинг на воображение» посредством игры.

Содержание:

Теория: знакомство с понятием «Тренинг на воображение»

Практика: проведение тренинга на формирование воображения

Технические средства обучения:музыкальный центр

Форма работы: фронтальная, групповая

Знания:понятия «Тренинг на воображение»

Умения:выполнения упражнений на воображение, применения знаний на практике

Форма контроля: наблюдение

 

Тема 1.2. «Фантазия»

Цель: познакомить детей с понятием «Тренинг на фантазию» посредством игры.

Содержание:

Теория: знакомство с понятием «Тренинг на фантазию»

Практика: проведение тренинга на развитие фантазии

Технические средства обучения: музыкальный центр

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Форма работы: фронтальная, групповая

Знания: понятия «Тренинга на фантазию», принципа его проведения

Умения: правильного выполнения тренинга, применения знаний на практике

Форма контроля: наблюдение

 

Раздел II. Сценическая речь

Обоснование раздела: в любой театральной системе речь является одним из самых важный средство отражения среды, реальности, в которой живет и действует личность.Курс обучения состоит из упражнений на технику речи, дыхание, развитие голосового аппарата, включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией.

 

Тема 2.3. «Посыл голоса»

Цель:развитие чёткой подачи голоса, слова

Содержание:

Теория: Понятие голос. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса.

Практика: Проведение тренинга на посыл голоса, выполнение упражнений

Технические средства:нет

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная, групповая

Знания:понятия «Посыла голоса», основных принципов посыла голоса

Умения:использовать посыл голоса на практике

Форма контроля: показ

Тема 2.4. «Развитие дикции»

Цель:развитие сценической дикции

Содержание:

Теория: Знакомство с понятием «Дикция»

Практика: Выполнение упражнений на развитие дикции, раздача и разбор стихотворений вместе с детьми. Певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки.

Технические средства: нет

Методы обучения:словесный

Форма работы: групповая

Знания:основных понятий сценической дикции

Умения:выполнять упражнения по развитию дикции, применять знания на практике

Форма контроля: показ

 

Раздел III. Пластика

Обоснование раздела: дать информацию о значении умения управлять пластикой своего тела, развивать умение управлять мышцами по своему намерению. Роль пластики в постановке спектакля. Работа над пластикой тела, осанкой, походкой. Подвижные игры на развитие чувства ритма и ловкости.

Тема 5.1. Читка по ролям

Цель:знакомство с произведением, героями, обсуждение цели и смысла произведения

Содержание:

Практика: прочтение произведения по ролям

Методы: словесный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Знания: характёра, внешних данных, мотивов действия своих героев

Форма контроля: прослушивание

 

Содержание 2 года обучения

Вводное занятие

Цель:напомнить детей с требования и правила поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене. Настроить на последующую работу в новом учебном году.

Содержание:

Теория:правила поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене, требования, предъявляемые к внешнему виду, техника безопасности.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные

Форма обучения: фронтальная

Знания:правил поведения в кабинете, где проходят занятия, в комнате для реквизита, на сцене, правил предъявляемых к внешнему виду, техники безопасности.

Форма контроля: анкета

 

Тема 1.1. Одиночные этюды

Цель:познакомить детей с принципами работы в одиночных этюдах

Содержание:

Теория: знакомство с понятиями и принципами построения одиночного этюда

Практика: выполнение одиночных этюдов на заданные темы

 

Технические средства:музыкальный центр

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Знания:понятия «Одиночной этюд», его структуры

Умения: органично существовать в одиночном этюде, проявлять веру в предлагаемые обстоятельства

Форма контроля: наблюдение, выполнение творческих заданий

Тема 1.3. Импровизация

Цель:раскрыть понятие «Импровизация», способствовать развитию раскрепощённости и формированию способностей к импровизации

Содержание:

Теория: ознакомить с основными принципами импровизации

Практика: выполнение импровизационных упражнений

Технические средства:музыкальный центр

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная, тренинг

Знания:принципов импровизации, упражнений импровизационных упражнений

Умения:импровизировать в различных ситуациях

Форма контроля: выполнение творческих заданий, просмотр

 

Тема 1.4. «Пауза»

Цель:ознакомить детей с основным понятием «Пауза»

Содержание:

Теория: знакомство с понятием «Паузы»

Практика: выполнение упражнений на заданные темы

Технические средства:нет

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Знания:понятия «Пауза», принципов построения этюдов на паузу

Умения: выстраивать этюды на паузу, органично существовать в паузе

Форма контроля: просмотр этюдов

 

 

Раздел II. Сценическая речь

Тема 3.2. Этикет

Цель:сформировать правильное поведение на сцене

Содержание:

Теория: Изучение особенностей стилевого поведения и правила этикета (обхождения, принятые в европейском и русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия.
Практика: Походки. Обращения с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др.

Технические средства:плащи, веера, шляпы

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная

Знания:теории сценического этикета, правил этикета

Умения: правильно исполнять этикетные поклоны, походки, позиции рук

Форма контроля: показ

 

Тема 3.3. Сценический бой

Цель:обучение детей элементам сценического боя

Содержание:

Теория: изучение понятия и правил сценического боя

Практика: выполнение упражнений, пластических этюдов

Технические средства:шпаги, сценические палки

Методы обучения:словесный, практический

Форма работы: фронтальная, групповая

Знания:правил сценического боя

Умения: координировать свои движения, работать с оружием, владеет элементами сценического боя

Форма контроля: показ, выполнение упражнений

 

Тема 4.1. Читка по ролям

Цель:знакомство с произведением, героями, обсуждение цели и смысла произведения

Содержание:

Практика: прочтение произведения по ролям

Методы: словесный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Знания: характёра, внешних данных, мотивов действия своих героев

Форма контроля: прослушивание

 

Педагогический мониторинг.

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики (рекомендации по использованию диагностических методик, анкет даны в приложении). Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам театра-студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.

На начальном этапе обучения программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.

В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью отслеживания динамики развития личности воспитанников.

Одной из форм постоянной ежегодной фиксации уровня творческих достижений каждого воспитанника является оформление личного дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения в театре-студии и включает:

- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);

- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов театра-студии, оформленные графически.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

По сценической деятельности

для детей среднего школьного возраста

 

 

Составитель:

Степанова Ксения Александровна

Специальность 050710

Педагогика дополнительного образования

возраст обучающихся 12-14 лет

срок реализации программы 2 года

 

Согласовано:_____________ Зам. Директора по научно- методической работе Ф.И.О. ___________________ «__»_________________20__г. Ознакомлен:_______________ Руководитель структурного подразделения __________________________ «__»_________________20__г.

 

Омск , 2013

Содержание

I. Образовательная программа по сценической деятельности для среднего школьного возраста

1.1. Пояснительная записка

1.2. Учебно - тематические планы

1.3. Содержание программы первого года обучения

1.4. Содержание программы второго года обучения

1.5. Педагогический мониторинг

II. Дидактический материал к программе

2.1. Пояснительная записка

2.2. Дидактический материал к разделу Актёрское мастерство (на 2 года)

2.3. Дидактический материал к разделу Сценическая речь (на 2 года)

2.4. Дидактический материал к разделу Пластика (на 2 года)


1 БЛОК:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль поможет театр. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

· формированием этического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· художественным воспитанием и образованием детей;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием, напряжённости, решением различных ситуаций через игру;

· воспитанием воли, воображением, развитием памяти, инициативности, фантазии.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт ему возможность адаптироваться в социальной сфере.

Программа базируется на основных принципах системы Станиславского, достижениях современной педагогики и возрастной психологии и состоит из 3-х взаимосвязанных частей: сценическая теория, артистическая техника, составляющие в совокупности целостное учение об актёрском творчестве и воспитательный модуль, направленный на воспитание компетентного исполнителя, грамотного зрителя и человека.

Образовательная программа направлена на развитие навыков сценической деятельности.

Тип программы: образовательная (решаемые задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая).

Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

· Обучающая – формировать у воспитанников основы сценической речи, актёрского мастерства, пластического воспитания;

· Познавательная – формировать начальные знания по сценической речи, актёрскому мастерству, пластическому воспитанию;

· Воспитательная – воспитывать у детей нормы поведения в обществе, развивать гуманистическое мировоззрение;

· Развивающая – развивать коммуникативные, интеллектуальные способности, влиять на повышение самостоятельности;

· Оздоровительная – развивать у детей способности к гибкости, пластичности, стремление сохранить и укрепить здоровье.

Формы обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

· Словесные - рассказ, лекция, беседа;

· Наглядные – иллюстрации, демонстрация видеоматериалов;

· Практические – упражнения;

· Творческие

Данная программа разработана для детей в возрасте 12-14 лет. В этом возрасте дети мечтают прославиться, стать актёрами или режиссёрами. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.01 с.)