СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Характерные особенности античной философии

Философия для античного грека начинается с удивления, движется любопытством, проходит в сомнениях и оканчивается загадкой.

Характерные особенности античной философской традиции:

· общая установка на разумное (рациональное) постижение природной взаимосвязи вещей

· тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим

· нестабильность понятийного аппарата

· приоритет общего над единичным

Мифологическое знание

Возникновению философского и научного знания в Древней Греции предшествовало мифологическое знание. Оно укоренялось в жизни родовой общины и получило выражение в формах ритуальной практики и в мифах. Миф – священное предание. Миф регулировал всю общественную жизнь первобытного общества. В мифе отношения между вещами мыслятся как отношения в человеческом обществе. Все предметы мыслятся одушевленными, дружественными или враждебными друг другу.

Поэмы Гомера и Гесиода

Поэмы Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (начало VII в. до н.э.) – предфилософский опыт осмысления содержания мифа. В поэмах Гомера все поступки и внутренние побуждения объясняются Божественным вмешательством. Сами Боги представлены не как безымянные силы, а так же ярко, как и смертные герои. Они прекрасны и бессмертны, но в остальном обнаруживают чисто человеческие качества.

Семь греческих мудрецов

1) Фалес Милетский;

2) Биант из Приены;

3) Питтак Митиленский;

4) Солон Афинский;

5) Клеобул из Линда;

6) Периандр Коринфский;

7) Хилон Спартанский.

Каждый из них был знаменит своими короткими изречениями.

Три периода античной философии

Традиционно история античной философии подразделяется на три периода.

1. Архаический период (VI в. – первая половина V в до н.э.). Происходит распад традиционной родовой общины. Зарождаются первые греческие города-государства – полисы. Происходит разрыв между «мифологическим» («тем, что было всегда») и историческим («происходящим теперь»). Этот разрыв постепенно перерастает в конфликт и приводит к возникновению философского и научного знания.

2. Классический период (вторая половина V – IV в. до н.э.). Расцвет полисной демократии. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей».

3. Эллинистический период (с конца IV в. до н.э. по VI в. н.э.). Происходит упадок греческих городов-государств и утрата Грецией политической независимости. Появляются эллинистические монархии и Римская империя. Человек перестает быть гражданином родного полиса и становится космополитом – представителем «мирового гражданства». Философы решают проблемы бытия и познания и определяют нормы «правильной жизни». Вещь из понятия превращается в ценность. Философия из всеобщей науки перерастает в ряд дисциплин – логику, физику, этику. На раннем этапе эллинистической эпохи (с конца IV в. до конца I в. до н.э.) появляются философские школы (стоики, киники, эпикурейцы, академики, перипатетики, скептики). В эпоху позднего эллинизма (с конца I в. до н.э. по VI в. н.э.) предпринимаются попытки примирить враждующие доктрины, выработать универсальное мировоззрение – создаются эклектические учения, которые, в конце концов, поглощаются неоплатонизмом.

КОСМОГОНИЯ И КОСМОЛОГИЯ «ДОСОКРАТИКОВ»

Досократики

«Досократики» – термин историко-философской науки Нового времени для обозначения ранних греческих философов VI – V вв. до н.э., а также их ближайших преемников в IV в. до н.э., не затронутых влиянием новой, классической («сократической») философской традиции.

Философия досократиков развивалась как на востоке Эллады – в ионийских городах Малой Азии, так и в западной ее части – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (в «Великой Греции»).

В центре внимания всей философии досократиков – Космос, Мир. Под Космосом понималась структурно организованная совокупность и упорядоченная целостность вещей. Космос имеет начало во времени, рождаясь из предшествующего Хаоса.

Коренная проблема ранней греческой философии – проблема нахождения первоосновы сущего, т.е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником, или субстратом, всех вещей, но скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Другая характерная черта философии досократиков – отсутствие четкого различения материального и идеального. Космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов.

Большинство досократиков было непосредственно связано с жизнью родного полиса. Среди них – государственные деятели (Фалес, Пифагор, Эмпедокл), законодатели (Парменид), основатели колоний (Анаксимандр), флотоводцы (Мелисс).

Милетская школа

Милет – крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр Ионии, расположенной на западном берегу полуострова Малая Азия (VI в. до н.э.).

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной. Она ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Космос произошел произвольно из правещества – вечного и бесконечного в пространстве. Милетская школа положила начало геометрии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии.

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 546 до н.э.)

Все произошло из воды. Земля плавает на воде подобно куску дерева. В этом заключается причина землетрясений. Все в мире одушевлено. По утверждению древних, Фалес приписывал душу магниту, который притягивает железо. Быть значит жить. Все, что существует, – живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую ‒ вода (материя). Предание изображает Фалеса купцом и предпринимателем, изобретателем и инженером, мудрым политиком и дипломатом, математиком и астрономом. Согласно легенде, Фалес впервые предсказал полное солнечное затмение (28 мая 585 г. до н.э.). Согласно другой легенде, он первым из греков начал доказывать геометрические теоремы.

Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.)

Источник всех существующих вещей – áпейрон (греч. α – отрицательная частица, πειρας ‒ конец, предел) ‒ вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое всем управляет. Космос возникает следующим образом. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором холодное и влажное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием ее жара влажное ядро постепенно высыхает. Выделяющиеся пары раздувают оболочку. Она лопается и распадается на ряд колец. Так образуется плотная Земля. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра. Этот цилиндр не имеет опоры и покоится в центре космической сферы.

Живые существа образовались во влажном иле, который некогда покрывал землю. Первые люди произошли от рыбообразных существ.

Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс. Через определенные промежутки времени влажное и холодное мировое ядро полностью высыхает, и космос поглощается окружающим его беспредельным началом. Одновременно сосуществует бесчисленное множество миров.

По свидетельству древних, Анаксимандр был первым из греков, кто начертил на медной табличке географическую карту Земли, на которой вся ойкумена (греч. oikoymenē – букв. «обжитая людьми территория») распадалась на две примерно равные части – Европу и Азию.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИКА

После персидских войн центр тяжести политической и культурной жизни Эллады перемещается в континентальную Грецию. Возрастает значение Афин. В Афинах впервые политика становится делом каждого гражданина.

Софисты

Софисты (букв. специалисты по мудрости) – платные преподаватели красноречия, политической добродетели и всевозможных знаний, которые считались необходимыми для активного участия в гражданской жизни. Софистам удалось произвести подлинную интеллектуальную революцию. Софисты поставили целью не разгадывание тайн природы, а постижение человека во всем его своеобразии. Царицей наук для софистов была риторика.

Софисты о религии

Учение софистов вступало в конфликт с традиционными религиозными представлениями. Афинские граждане обвинили Протагора в безбожии. Ему пришлось бежать. По легенде, в море его застиг шторм, и он утонул при кораблекрушении.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании всего того, что приносит пользу людям.

Критий объявил религию выдумкой, предназначенной для того, чтобы заставлять людей соблюдать законы.

 

Софизмы

Софизмы (букв. «уловки») – задачи, требующие найти неправильный ход мыслей.

Софизм «Рогатый»: «То, чего ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, стало быть, ты имеешь рога».

Софизм «Покрытый»: «Знаешь ли ты, кто стоит перед тобой под покрывалом? Нет? Но это же твой отец. Значит, ты не знаешь собственного отца».

Софизм «Лжец»: «Критянин сказал, что все критяне лжецы».

Софисты о доказательствах

Софисты утверждали, что о каждой вещи можно высказать несколько суждений, противоречащих одно другому. Следовательно, каждому доказательству можно противопоставить другое, противоположное, столь же хорошо обоснованное и убедительное. Более сильным окажется то доказательство, которое будет практичнее. Нельзя сказать, что какое-либо утверждение «более истинно», чем другое. Можно сказать только, что оно полезнее.

Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.)

Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты, родился в Афинах. В Пелопонесскую войну он участвовал в трех сражениях. Однажды в лагере под Потидеей Сократ простоял неподвижно весь день и всю ночь. Когда потом его спросили о причине этого, он ответил: «Слушал внутренний голос». Свой внутренний голос Сократ называл «демонием» (греч. daimonion – «божество»). Он не мог объяснить, что это такое, и только рассказывал, что этот «демоний» постоянно говорит ему, как не следует поступать. Любимым изречением Сократа было: «Познай самого себя». Дельфийскому оракулу был задан вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?». Оракул ответил: «Мудрее всех Сократ». Однако Сократ отказался признать себя мудрецом, утверждая: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю». В 399 г. Сократ был обвинен в том, что не чтит Богов, которых чтит город, вводит новые Божества и развращает юношество. К смерти он был приговорен 361 голосом из 500.

По мнению Сократа, люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, чтó есть добро, а чтó – зло. Сократ предпочитал речам непосредственный разговор с собеседником. Путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводились до абсурда. Сократ, любивший сравнивать себя с повивальной бабкой, помогал своему собеседнику «разродиться» истиной. По его мнению, каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой, а, следовательно, к признанию своего невежества. Сомнение же в истинности прежних суждений ведет к самопознанию.

Скептицизм

Основатель скептицизма (греч. skeptikos – «рассматривающий», «исследующий») – Пиррон из Элиды (ок. 365 – ок. 275 до н.э.). По легенде, он участвовал в восточном походе Александра Македонского и общался с индийскими мудрецами и персидскими магами.

Главным методом философии Пиррон провозгласил «эпохé» (греч. epochē – «остановка», «задержка») – воздержание от суждений, т.е. такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем. Для достижения счастья нужно задаться тремя вопросами.

1. Что мы знаем о вещах?

2. Как мы должны к ним относиться?

3. Что из этого вытекает?

На эти вопросы Пиррон отвечал так: «Мы ничего не знаем. Мы должны относиться к вещам с полным безразличием. Из этого вытекает полная невозмутимость».

В результате осуществления «эпохе» человек сначала достигает «афасии» (греч. aphasia – «оцепенение», «онемение») – состояния, при котором о вещах нечего больше сказать, а затем «атараксии» (греч. ataraxia – «невозмутимость», «спокойствие») – безмятежности и тишины, т.е. полного отсутствия волнений.

Стоицизм

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н.э.). Свое название стоицизм получил от названия места, где собирались ученики Зенона. Это была «Разукрашенная Стоя» (греч. Stoa poikile – портик в Афинах, украшенный картинами).

Мир («Космос») находится в бесконечном пространстве и является разумным живым существом, которое организует все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире существуют два начала – активное и пассивное, «действующее» и «претерпевающее». Действующее начало – это Логос, или Бог. Претерпевающее начало – это бескачественная сущность, материя. Оба начала телесны и не имеют формы. Они не существуют друг без друга и различаются только в понятии.

Действующее начало представляет собой тончайшую материю, всюду распространенную и все наполняющую. Следуя Гераклиту, стоики называли ее «огнем», или «творческим огнем», или «пневмой» (греч. pneuma – «дыхание», «дуновение») – теплым дыханием.

По истечении определенного периода времени наступает «мировой пожар», и все вещи вновь обращаются в огонь. Затем возникает новый мир, после чего следует новый «мировой пожар». Так следует друг за другом бесконечное число мировых циклов.

Душа телесна и является частью Божественного огня. Она проницает все тело, а после его смерти отделяется от него и перестает быть носителем личностных свойств.

Все в мире предопределено.

Главный этический принцип стоиков – требование «жить согласно природе». Удовольствие может быть только следствием удовлетворения влечения, соответствующего природе.

Страсти следует не только смирять, но и искоренять, т.е. стремиться к освобождению от страстей, к «бесстрастию», или «апатии» (греч. apatheia – «отсутствие страстей»). Человек, достигший «апатии» и «автаркии» (греч. autarkeia – «независимость», «самостоятельность»), становится «мудрецом». Между пороком и добродетелью нет «середины». Человек может быть или добродетельным – мудрецом, или порочным – глупцом.

Стоики проповедовали космополитизм – учение об универсальном мировом гражданстве, равенстве и братстве всех людей как детей единого Бога, или Природы.

Неоплатонизм

Неоплатонизм зародился в III – IV вв. н.э. Он представляет собой последний этап греческой эллинистической философии и является, по замыслу его представителей, синтезом всех достижений античной философской традиции, начиная от архаических времен.

Родоначальником философии неоплатонизма был Плоти́н Ликополитанский (205 – 270). Он учился в Александрии в школе пифагорейца Аммония Саккаса (ок. 175 – ок. 242). После смерти учителя Плотин принял участие в восточном походе императора Гордиана III, желая познакомиться с философией персов и индийцев. Однако его планам не суждено было сбыться. После гибели императора от рук мятежных солдат Плотин был вынужден бежать. Он отправился в Рим и открыл собственную философскую школу. Только спустя 10 лет после начала занятий Плотин стал записывать свои философские тексты. Будучи человеком больным и находясь в преклонном возрасте, Плотин не успел придать своим сочинениям законченной литературной формы. Незадолго до смерти он завещал своему ученику Порфирию Тирскому отредактировать свои записи и издать их. Порфирий разделил все тексты Плотина на шесть отделов. Каждый отдел он разделил на девять частей. Поэтому каждый отдел получил название «Энеады», т.е. «девятки» (греч. ennea – «девять»).

Согласно Плотину, Бытие устроено иерархически. Его ступени последовательно возникают путем постепенного ослабления в следующем порядке: Единое, Ум, Душа, Материя. Единое – это нечто, от чего зависит все, но которое само ни от чего не зависит.

В Космосе совершается вечная жизнь в виде «истечения» и «нисхождения» Бытия из высших сфер в низшие и обратного его «восполнения» и «восхождения». Подобно тому, как источник наполняет все реки и при этом не иссякает, подобно тому, как Солнце освещает поверхность Земли и при этом не затемняется, подобно тому, как цветок испускает свой аромат и сохраняет свой запах, так Единое изливается от избытка своей полноты, неизменно пребывая в самом себе. Первым «истечением» − эманацией (лат. emanatio – «истечение», «распространение») − внутренней мощи Единого является Ум, тождественный Бытию. Ум теряет единство и простоту Единого и составляет первое множество − «первоначальную двоицу» – тождество Бытия и мышления. Душа является эманацией Ума. Душа произвела все живые существа, вдохнув в них жизнь, Божественные звезды, Солнце и великое небо, устроила и украсила, привела в движение и призвала к жизни. Душа состоит из двух частей. Ее высшая − разумная часть − всегда пребывает в области умопостигаемого, низшая − чувственная – в области материи. Низшую часть Души Плотин называет «природой».

Задача человека заключается в том, чтобы осознать свое «заключение» в материальном мире и подготовиться к выходу из него путем внутреннего восхождения от телесной жизни к жизни Души, от жизни Души к жизни Ума и от Ума к высшему сосредоточию человеческого существа, которое ведет к общению с Единым.

Конец античной философии

В 529 г. император Юстиниан издал эдикт, запрещающий преподавание философии в Афинах. Основанная Платоном Академия прекратила свое существование. Так закончился последний, эллинистический период развития античной философии.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.014 с.)