Эмпедокл из акраганта (ок. 490 – ок. 430 до Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпедокл из акраганта (ок. 490 – ок. 430 до Н. Э. )



Четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля, – корни всех вещей. Они вечны, неизменны и не способны переходить друг в друга. Все вещи получаются в результате соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

Существуют две космические силы – Любовь и Ненависть. Они нематериальны, но пространственно протяженны. Любовь соединяет разнородные элементы, Ненависть – разъединяет их. Попеременное преобладание этих сил определяет циклический ход мирового процесса.

Эмпедокл не проводил различения между процессом мышления и чувственным восприятием. По его теории ощущений, от каждой вещи непрерывно отделяются материальные «истечения», которые проникают в «поры» органов чувств. Познание (восприятие) осуществляется в соответствии с принципом «подобное познается подобным». Например, внутренность глаза состоит из всех четырех элементов. При встрече какого-либо элемента с соответствующими ему «истечениями» возникает зрительное восприятие.

Анаксагор из Клазомен (ок. 500 – 428 до н.э.)

В мире имеется бесконечно большое число мельчайших, не видимых глазу и бесконечно делимых частиц – «семян» всевозможных веществ. Аристотель впоследствии назвал эти частицы «гомеомериями» (греч. homoiomereia – «подобочастие»). Гомеомерии – такие структурные единицы бытия, у которых каждая часть подобна другой и одновременно целому. Во всем имеется часть всего, а каждая вещь только кажется тем, что в ней преобладает.

«Ум» (греч. noys – «ум», «разум», «мысль») ни с чем не смешивается, содержит в себе полное знание обо всем и имеет величайшую силу.

Анаксагор правильно объяснил солнечные и лунные затмения.

Ощущения возникают вследствие действия «подобного» на «неподобное». Контрастность этого действия определяет интенсивность ощущения. Поэтому ощущения всегда относительны и не могут быть источником истинного знания. Но без них знание невозможно, поскольку явления – видимое обнаружение невидимого.

Левкипп и Демокрит из Абдеры (ок. 460 – ок. 370 до н.э.)

О жизни Левкиппа ничего не известно.

После смерти отца, который оставил большое наследство, Демокрит отправился путешествовать и побывал в Египте, Персии, Индии и Эфиопии. Когда он вернулся домой, его привлекли к суду за растрату отцовского состояния. Вместо оправданий, Демокрит прочитал перед судьями свое главное сочинение «Большой мирострой». В награду он получил 100 талантов (1 талант = 26, 2 кг серебра). Демокрит был весьма многосторонним ученым и плодовитым писателем. Он написал около 700 сочинений, из которых до нас дошли около 300 цитат. Его прозвали «Смеющимся философом», настолько несерьезным казалось ему все то, что делалось всерьез.

Небытие существует не менее, чем бытие, и это небытие есть пустота. Пустота разделяет мельчайшие частицы бытия – атомы (греч. atomos – «неделимый»). Атомы отличаются друг от друга величиной, формой и положением. Они беспорядочно носятся в пустоте и, соединяясь друг с другом, порождают всевозможные миры. Атомы неизменны, невидимы, неделимы и совершенны. Их бесконечное множество. Причиной движения атомов, их сцепления и распада является необходимость – природный закон, правящий мирозданием.

Все живое отличается от неживого наличием души. Она состоит из мелких круглых подвижных атомов. Душа имеется не только у человека, но и у животных и растений. Она умирает вместе со смертью тела, рассеиваясь в пространстве. Боги также состоят из атомов и потому не бессмертны, однако они представляют собой очень устойчивые соединения атомов, которые недоступны органам чувств.

Ощущения происходят следующим образом. От каждого тела во все стороны исходят «истечения». Они представляют собой тончайшие сочетания атомов, которые отклоняются от поверхности тела и несутся в пустоте с величайшей скоростью. Их Демокрит называл «образами». Они попадают в глаза и другие органы чувств. По принципу «подобное действует на подобное» «образы» воздействуют на подобные им атомы в человеческом организме. Например, ощущение белого цвета вызывают в глазу «гладкие атомы», а черного – «шероховатые». Ощущения – исходный этап на пути к познанию. Это – «темное» познание. К «истинному» познанию может привести только разум.

С Демокритом заканчивается первый период истории греческой философии.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИКА

После персидских войн центр тяжести политической и культурной жизни Эллады перемещается в континентальную Грецию. Возрастает значение Афин. В Афинах впервые политика становится делом каждого гражданина.

Софисты

Софисты (букв. специалисты по мудрости) – платные преподаватели красноречия, политической добродетели и всевозможных знаний, которые считались необходимыми для активного участия в гражданской жизни. Софистам удалось произвести подлинную интеллектуальную революцию. Софисты поставили целью не разгадывание тайн природы, а постижение человека во всем его своеобразии. Царицей наук для софистов была риторика.

Протагор Абдерский (ок. 480 – 410 до н.э.)

Протагор, самый старший из софистов, сформулировал главный принцип софистики: «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих». Протагор отказался от противопоставления знания, основанного на чувственном опыте, знанию Божественному, проникающему в скрытую сущность вещей. У вещей нет никакой скрытой сущности. Есть только сами вещи, данные в ощущениях. Однако мир человеческих ощущений противоречив, поэтому относительно каждой вещи можно выставить два противоположных суждения. Для софиста быть значит являться.

Протагор: «каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе – таким для тебя».

Горгий из Леонтин (ок. 480 – 380 до н.э.)

Горгий аргументировал три положения:

1) ничто не существует;

2) если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо;

3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Софисты о религии

Учение софистов вступало в конфликт с традиционными религиозными представлениями. Афинские граждане обвинили Протагора в безбожии. Ему пришлось бежать. По легенде, в море его застиг шторм, и он утонул при кораблекрушении.

Продик Кеосский видел истоки религии в почитании всего того, что приносит пользу людям.

Критий объявил религию выдумкой, предназначенной для того, чтобы заставлять людей соблюдать законы.

 

Софизмы

Софизмы (букв. «уловки») – задачи, требующие найти неправильный ход мыслей.

Софизм «Рогатый»: «То, чего ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, стало быть, ты имеешь рога».

Софизм «Покрытый»: «Знаешь ли ты, кто стоит перед тобой под покрывалом? Нет? Но это же твой отец. Значит, ты не знаешь собственного отца».

Софизм «Лжец»: «Критянин сказал, что все критяне лжецы».

Софисты о доказательствах

Софисты утверждали, что о каждой вещи можно высказать несколько суждений, противоречащих одно другому. Следовательно, каждому доказательству можно противопоставить другое, противоположное, столь же хорошо обоснованное и убедительное. Более сильным окажется то доказательство, которое будет практичнее. Нельзя сказать, что какое-либо утверждение «более истинно», чем другое. Можно сказать только, что оно полезнее.

Софисты о противоположностях

Добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь суть вещи относительные. То, что для одного есть добро, для другого – зло. Что для одного прекрасно, для другого – безобразно. Истина в устах одного – ложь в речах другого.

Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.)

Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты, родился в Афинах. В Пелопонесскую войну он участвовал в трех сражениях. Однажды в лагере под Потидеей Сократ простоял неподвижно весь день и всю ночь. Когда потом его спросили о причине этого, он ответил: «Слушал внутренний голос». Свой внутренний голос Сократ называл «демонием» (греч. daimonion – «божество»). Он не мог объяснить, что это такое, и только рассказывал, что этот «демоний» постоянно говорит ему, как не следует поступать. Любимым изречением Сократа было: «Познай самого себя». Дельфийскому оракулу был задан вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?». Оракул ответил: «Мудрее всех Сократ». Однако Сократ отказался признать себя мудрецом, утверждая: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю». В 399 г. Сократ был обвинен в том, что не чтит Богов, которых чтит город, вводит новые Божества и развращает юношество. К смерти он был приговорен 361 голосом из 500.

По мнению Сократа, люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, чтó есть добро, а чтó – зло. Сократ предпочитал речам непосредственный разговор с собеседником. Путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводились до абсурда. Сократ, любивший сравнивать себя с повивальной бабкой, помогал своему собеседнику «разродиться» истиной. По его мнению, каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой, а, следовательно, к признанию своего невежества. Сомнение же в истинности прежних суждений ведет к самопознанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.012 с.)