Характерные особенности античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности античной философии



Философия для античного грека начинается с удивления, движется любопытством, проходит в сомнениях и оканчивается загадкой.

Характерные особенности античной философской традиции:

· общая установка на разумное (рациональное) постижение природной взаимосвязи вещей

· тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим

· нестабильность понятийного аппарата

· приоритет общего над единичным

Мифологическое знание

Возникновению философского и научного знания в Древней Греции предшествовало мифологическое знание. Оно укоренялось в жизни родовой общины и получило выражение в формах ритуальной практики и в мифах. Миф – священное предание. Миф регулировал всю общественную жизнь первобытного общества. В мифе отношения между вещами мыслятся как отношения в человеческом обществе. Все предметы мыслятся одушевленными, дружественными или враждебными друг другу.

Поэмы Гомера и Гесиода

Поэмы Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (начало VII в. до н.э.) – предфилософский опыт осмысления содержания мифа. В поэмах Гомера все поступки и внутренние побуждения объясняются Божественным вмешательством. Сами Боги представлены не как безымянные силы, а так же ярко, как и смертные герои. Они прекрасны и бессмертны, но в остальном обнаруживают чисто человеческие качества.

Семь греческих мудрецов

1) Фалес Милетский;

2) Биант из Приены;

3) Питтак Митиленский;

4) Солон Афинский;

5) Клеобул из Линда;

6) Периандр Коринфский;

7) Хилон Спартанский.

Каждый из них был знаменит своими короткими изречениями.

Три периода античной философии

Традиционно история античной философии подразделяется на три периода.

1. Архаический период (VI в. – первая половина V в до н.э.). Происходит распад традиционной родовой общины. Зарождаются первые греческие города-государства – полисы. Происходит разрыв между «мифологическим» («тем, что было всегда») и историческим («происходящим теперь»). Этот разрыв постепенно перерастает в конфликт и приводит к возникновению философского и научного знания.

2. Классический период (вторая половина V – IV в. до н.э.). Расцвет полисной демократии. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей».

3. Эллинистический период (с конца IV в. до н.э. по VI в. н.э.). Происходит упадок греческих городов-государств и утрата Грецией политической независимости. Появляются эллинистические монархии и Римская империя. Человек перестает быть гражданином родного полиса и становится космополитом – представителем «мирового гражданства». Философы решают проблемы бытия и познания и определяют нормы «правильной жизни». Вещь из понятия превращается в ценность. Философия из всеобщей науки перерастает в ряд дисциплин – логику, физику, этику. На раннем этапе эллинистической эпохи (с конца IV в. до конца I в. до н.э.) появляются философские школы (стоики, киники, эпикурейцы, академики, перипатетики, скептики). В эпоху позднего эллинизма (с конца I в. до н.э. по VI в. н.э.) предпринимаются попытки примирить враждующие доктрины, выработать универсальное мировоззрение – создаются эклектические учения, которые, в конце концов, поглощаются неоплатонизмом.

КОСМОГОНИЯ И КОСМОЛОГИЯ «ДОСОКРАТИКОВ»

Досократики

«Досократики» – термин историко-философской науки Нового времени для обозначения ранних греческих философов VI – V вв. до н.э., а также их ближайших преемников в IV в. до н.э., не затронутых влиянием новой, классической («сократической») философской традиции.

Философия досократиков развивалась как на востоке Эллады – в ионийских городах Малой Азии, так и в западной ее части – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии (в «Великой Греции»).

В центре внимания всей философии досократиков – Космос, Мир. Под Космосом понималась структурно организованная совокупность и упорядоченная целостность вещей. Космос имеет начало во времени, рождаясь из предшествующего Хаоса.

Коренная проблема ранней греческой философии – проблема нахождения первоосновы сущего, т.е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником, или субстратом, всех вещей, но скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Другая характерная черта философии досократиков – отсутствие четкого различения материального и идеального. Космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов.

Большинство досократиков было непосредственно связано с жизнью родного полиса. Среди них – государственные деятели (Фалес, Пифагор, Эмпедокл), законодатели (Парменид), основатели колоний (Анаксимандр), флотоводцы (Мелисс).

Милетская школа

Милет – крупнейший торгово-ремесленный и культурный центр Ионии, расположенной на западном берегу полуострова Малая Азия (VI в. до н.э.).

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной. Она ставила целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Космос произошел произвольно из правещества – вечного и бесконечного в пространстве. Милетская школа положила начало геометрии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии.

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 546 до н.э.)

Все произошло из воды. Земля плавает на воде подобно куску дерева. В этом заключается причина землетрясений. Все в мире одушевлено. По утверждению древних, Фалес приписывал душу магниту, который притягивает железо. Быть значит жить. Все, что существует, – живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Первую функцию выполняет душа, вторую ‒ вода (материя). Предание изображает Фалеса купцом и предпринимателем, изобретателем и инженером, мудрым политиком и дипломатом, математиком и астрономом. Согласно легенде, Фалес впервые предсказал полное солнечное затмение (28 мая 585 г. до н.э.). Согласно другой легенде, он первым из греков начал доказывать геометрические теоремы.

Анаксимандр (ок. 610 – ок. 540 до н.э.)

Источник всех существующих вещей – áпейрон (греч. α – отрицательная частица, πειρας ‒ конец, предел) ‒ вечное и беспредельное начало, среднее между воздухом и огнем, которое всем управляет. Космос возникает следующим образом. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, в котором холодное и влажное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием ее жара влажное ядро постепенно высыхает. Выделяющиеся пары раздувают оболочку. Она лопается и распадается на ряд колец. Так образуется плотная Земля. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна трети диаметра. Этот цилиндр не имеет опоры и покоится в центре космической сферы.

Живые существа образовались во влажном иле, который некогда покрывал землю. Первые люди произошли от рыбообразных существ.

Возникновение и развитие мира – периодически повторяющийся процесс. Через определенные промежутки времени влажное и холодное мировое ядро полностью высыхает, и космос поглощается окружающим его беспредельным началом. Одновременно сосуществует бесчисленное множество миров.

По свидетельству древних, Анаксимандр был первым из греков, кто начертил на медной табличке географическую карту Земли, на которой вся ойкумена (греч. oikoymenē – букв. «обжитая людьми территория») распадалась на две примерно равные части – Европу и Азию.

Анаксимен (ок. 585 – ок. 528/525 до н.э.)

Все вещи происходят из воздуха – либо путем разрежения за счет нагревания, либо путем сгущения, приводящего к охлаждению. Воздушные испарения (туман и др.), вздымаясь вверх и разрежаясь, превращаются в огненные небесные светила. Твердые предметы (земля, камни и др.) – сгустившийся и застывший воздух. Воздух находится в непрестанном движении и изменении. Земля находится в центре космической полусферы. Она покоится на подпирающих ее воздушных массах. Солнце «плоско как лист», а звезды «вбиты» в «ледяной» небосвод наподобие гвоздей. Планеты – воспламененные «листья», плавающие в воздухе. Когда в одном месте собирается слишком много воздуха, из него «выжимается» дождь. Небесный свод движется вокруг Земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)