Платон Афинский (ок. 427 – 347 до н.э.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон Афинский (ок. 427 – 347 до н.э.)



Афинянин Аристокл получил прозвище «Платон» (греч. platys – «широкий») от Сократа – то ли за ширину плеч, то ли за величину лба. Платон родился на о. Эгина в семье афинского поселенца. В 20 лет он стал слушателем Сократа. После казни Сократа Платон покинул Афины и вскоре отправился путешествовать. За 10 лет странствий Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сиракузах (Сицилия). Во время пребывания в Сиракузах он увлекся идеей просвещенной монархии тирана Дионисия Старшего. Однако по приказу тирана за дерзость был выслан за пределы Сицилии и на о. Эгина выставлен на продажу на рынке рабов. Его выкупил человек, увлекающийся философией, и отпустил на волю. Вернувшись домой в 387 г. до н.э., Платон основал свою знаменитую школу – Академию. По легенде, он умер в день своего рождения.

Мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть лишь слабое отражение, бледный отпечаток самостоятельно существующих «идей» (греч. eidos,idea – «вид», «наружность», «образ») – сверхчувственных прообразов всех вещей, которые постигаются только в мышлении.

Душа человека бессмертна. После вхождения в тело она способна помнить все то, что она совершила в ином мире. Видя общее между столами, домами, людьми, человек вспоминает «идеи» этих вещей – вечные и неизменные.

В душе человека соединяются два начала: разумное «светлое» и неразумное «темное». Она подобна упряжке из двух коней – черного, неистового, и белого, благородного нрава, который управляется только одним возничим – разумом. Душа принадлежит и земному миру, и занебесной области. Совершенная и окрыленная душа парит в вышине и правит миром. Если же она теряет крылья, то носится, пока не ухватится за что-нибудь твердое. Тогда душа вселяется туда и получает земное тело. Теряет же крылья та душа, у которой темный конь оказывается сильнее. Вслед за пифагорейцами Платон называет тело «гробницей души». Только любовь к мудрости – философия – вновь окрыляет душу.

Число «неподвижных звезд» совпадает с числом человеческих душ. Звезды и души между собой взаимосвязаны.

Аристотель из Стагиры (384 – 322 до н.э.)

Аристотель основал собственную философскую школу, которая получила название «перипатетической» (греч. peripatos – «крытая галерея» в Ликее, пригороде Афин, служившая местом занятий Аристотеля с учениками). Аристотель во многом определил характер научной и философской традиции Средних веков и Нового времени. В Средневековье его называли с большой буквы – «Философ».

Аристотель не признавал самостоятельного существования общих понятий – «идей». Общее не существует отдельно от единичного, но пребывает в самой единичной вещи и познается только через нее. Не созерцание запредельного мира «идей», а наблюдение мира реальных вещей ведет к пониманию высшей истины.

В основании теологии Аристотеля лежат два допущения:

1) бесконечности не существует;

2) все, что движется, движимо чем-то определенным, т.е. тем, что существует «само по себе» (субстанциально).

Поскольку движение в космосе не бесконечно, следует предположить существование двух «первых» вещей. «Первое движимое» – «первое небо» (сфера «неподвижных звезд»). «Первое движущее» – «неподвижный вечный первый двигатель». Это Бог-Перводвигатель. Он неподвижен и бестелесен.

Причин бытия четыре:

1) форма – «формальная причина»;

2) материя – «материальная причина»;

3) источник движения – «действующая причина»;

4) цель – «целевая причина».

«Форма» Аристотеля – это платоновская «идея», превращенная из занебесного «образца» во внутренний принцип существования вещи. Формы вечны и неизменны, они есть общее по отношению к единичному и по природе первичны. Однако они не оторваны от вещей и сами не являются вещами.

Аристотель различает четыре типа движения:

1) возникновение и уничтожение;

2) качественное изменение;

3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение;

4) перемещение вещи с места на место.

В «подлунной» области все тела образованы из огня, воздуха, воды и земли. Здесь происходят процессы возникновения, роста и гибели вещей, движение строго прямолинейно. В «надлунной» области нет места возникновению и гибели. Здесь находятся небесные тела – звезды, планеты, Луна и Солнце. Они совершают круговые движения. Это область пятого элемента – эфира. Космос вечен и неизменен. Он не возник ни в результате акта творения, ни в ходе естественного космогонического процесса.

ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ

Скептицизм

Основатель скептицизма (греч. skeptikos – «рассматривающий», «исследующий») – Пиррон из Элиды (ок. 365 – ок. 275 до н.э.). По легенде, он участвовал в восточном походе Александра Македонского и общался с индийскими мудрецами и персидскими магами.

Главным методом философии Пиррон провозгласил «эпохé» (греч. epochē – «остановка», «задержка») – воздержание от суждений, т.е. такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем. Для достижения счастья нужно задаться тремя вопросами.

1. Что мы знаем о вещах?

2. Как мы должны к ним относиться?

3. Что из этого вытекает?

На эти вопросы Пиррон отвечал так: «Мы ничего не знаем. Мы должны относиться к вещам с полным безразличием. Из этого вытекает полная невозмутимость».

В результате осуществления «эпохе» человек сначала достигает «афасии» (греч. aphasia – «оцепенение», «онемение») – состояния, при котором о вещах нечего больше сказать, а затем «атараксии» (греч. ataraxia – «невозмутимость», «спокойствие») – безмятежности и тишины, т.е. полного отсутствия волнений.

Эпикур Афинский (341 – 271 до н.э.)

Эпикур родился в семье афинского поселенца на о. Самос. Философией стал заниматься с 14-летнего возраста под влиянием сочинений Демокрита. Он основал философскую школу в саду, приобретенном для этой цели. Иногда она называлась «Сад Эпикура», а эпикурейцы – «философами из Сада». В этой школе Эпикур был предметом культа. Эпикур написал около 300 сочинений.

Цель философии – достижение счастья, т.е. полного отсутствия страданий. Философия состоит из трех частей: этики, физики и каноники. Этика – главная из частей. Она представляет собой учение об условиях достижения счастья и о том, что ему препятствует. Обоснованием этики служит физика – учение о природных началах (атомах) и строении мироздания. Обоснованием физики служит каноника – знание критерия истины и правил ее постижения.

Эпикур признавал существование Богов, наслаждающихся блаженной жизнью. Но он отрицал их влияние на жизнь Вселенной и человека, отводя им место в промежутках между бесчисленными мирами. Боги живут незаметно – в полном согласии с главным этическим принципом Эпикура.

Эпикур признавал различие атомов по весу. Атомы движутся в пустоте с одинаковой скоростью прямолинейно, т.е. сверху вниз. Но они способны на спонтанное (случайное) отклонение от прямолинейного движения, в результате чего их траектории пересекаются, образуются вещи, взаимосвязи между вещами и само мироздание. Поскольку такое отклонение случайно, возможна свобода в движении атомов, а, значит, и в поведении людей.

Главное положение этики Эпикура заключается в том, что началом и концом счастливой жизни является наслаждение. Эпикур сводил наслаждение к отсутствию страданий. Цель жизни заключается в состоянии полной свободы от телесных страданий и душевных тревог, т.е. в душевной невозмутимости и безмятежности (атараксии). Главный нравственный принцип своей философии Эпикур сформулировал в виде правила: «Живи незаметно».

Стоицизм

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н.э.). Свое название стоицизм получил от названия места, где собирались ученики Зенона. Это была «Разукрашенная Стоя» (греч. Stoa poikile – портик в Афинах, украшенный картинами).

Мир («Космос») находится в бесконечном пространстве и является разумным живым существом, которое организует все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире существуют два начала – активное и пассивное, «действующее» и «претерпевающее». Действующее начало – это Логос, или Бог. Претерпевающее начало – это бескачественная сущность, материя. Оба начала телесны и не имеют формы. Они не существуют друг без друга и различаются только в понятии.

Действующее начало представляет собой тончайшую материю, всюду распространенную и все наполняющую. Следуя Гераклиту, стоики называли ее «огнем», или «творческим огнем», или «пневмой» (греч. pneuma – «дыхание», «дуновение») – теплым дыханием.

По истечении определенного периода времени наступает «мировой пожар», и все вещи вновь обращаются в огонь. Затем возникает новый мир, после чего следует новый «мировой пожар». Так следует друг за другом бесконечное число мировых циклов.

Душа телесна и является частью Божественного огня. Она проницает все тело, а после его смерти отделяется от него и перестает быть носителем личностных свойств.

Все в мире предопределено.

Главный этический принцип стоиков – требование «жить согласно природе». Удовольствие может быть только следствием удовлетворения влечения, соответствующего природе.

Страсти следует не только смирять, но и искоренять, т.е. стремиться к освобождению от страстей, к «бесстрастию», или «апатии» (греч. apatheia – «отсутствие страстей»). Человек, достигший «апатии» и «автаркии» (греч. autarkeia – «независимость», «самостоятельность»), становится «мудрецом». Между пороком и добродетелью нет «середины». Человек может быть или добродетельным – мудрецом, или порочным – глупцом.

Стоики проповедовали космополитизм – учение об универсальном мировом гражданстве, равенстве и братстве всех людей как детей единого Бога, или Природы.

Неоплатонизм

Неоплатонизм зародился в III – IV вв. н.э. Он представляет собой последний этап греческой эллинистической философии и является, по замыслу его представителей, синтезом всех достижений античной философской традиции, начиная от архаических времен.

Родоначальником философии неоплатонизма был Плоти́н Ликополитанский (205 – 270). Он учился в Александрии в школе пифагорейца Аммония Саккаса (ок. 175 – ок. 242). После смерти учителя Плотин принял участие в восточном походе императора Гордиана III, желая познакомиться с философией персов и индийцев. Однако его планам не суждено было сбыться. После гибели императора от рук мятежных солдат Плотин был вынужден бежать. Он отправился в Рим и открыл собственную философскую школу. Только спустя 10 лет после начала занятий Плотин стал записывать свои философские тексты. Будучи человеком больным и находясь в преклонном возрасте, Плотин не успел придать своим сочинениям законченной литературной формы. Незадолго до смерти он завещал своему ученику Порфирию Тирскому отредактировать свои записи и издать их. Порфирий разделил все тексты Плотина на шесть отделов. Каждый отдел он разделил на девять частей. Поэтому каждый отдел получил название «Энеады», т.е. «девятки» (греч. ennea – «девять»).

Согласно Плотину, Бытие устроено иерархически. Его ступени последовательно возникают путем постепенного ослабления в следующем порядке: Единое, Ум, Душа, Материя. Единое – это нечто, от чего зависит все, но которое само ни от чего не зависит.

В Космосе совершается вечная жизнь в виде «истечения» и «нисхождения» Бытия из высших сфер в низшие и обратного его «восполнения» и «восхождения». Подобно тому, как источник наполняет все реки и при этом не иссякает, подобно тому, как Солнце освещает поверхность Земли и при этом не затемняется, подобно тому, как цветок испускает свой аромат и сохраняет свой запах, так Единое изливается от избытка своей полноты, неизменно пребывая в самом себе. Первым «истечением» − эманацией (лат. emanatio – «истечение», «распространение») − внутренней мощи Единого является Ум, тождественный Бытию. Ум теряет единство и простоту Единого и составляет первое множество − «первоначальную двоицу» – тождество Бытия и мышления. Душа является эманацией Ума. Душа произвела все живые существа, вдохнув в них жизнь, Божественные звезды, Солнце и великое небо, устроила и украсила, привела в движение и призвала к жизни. Душа состоит из двух частей. Ее высшая − разумная часть − всегда пребывает в области умопостигаемого, низшая − чувственная – в области материи. Низшую часть Души Плотин называет «природой».

Задача человека заключается в том, чтобы осознать свое «заключение» в материальном мире и подготовиться к выходу из него путем внутреннего восхождения от телесной жизни к жизни Души, от жизни Души к жизни Ума и от Ума к высшему сосредоточию человеческого существа, которое ведет к общению с Единым.

Конец античной философии

В 529 г. император Юстиниан издал эдикт, запрещающий преподавание философии в Афинах. Основанная Платоном Академия прекратила свое существование. Так закончился последний, эллинистический период развития античной философии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.013 с.)