Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платон Афинский (ок. 427 – 347 до н.э.) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Афинянин Аристокл получил прозвище «Платон» (греч. platys – «широкий») от Сократа – то ли за ширину плеч, то ли за величину лба. Платон родился на о. Эгина в семье афинского поселенца. В 20 лет он стал слушателем Сократа. После казни Сократа Платон покинул Афины и вскоре отправился путешествовать. За 10 лет странствий Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сиракузах (Сицилия). Во время пребывания в Сиракузах он увлекся идеей просвещенной монархии тирана Дионисия Старшего. Однако по приказу тирана за дерзость был выслан за пределы Сицилии и на о. Эгина выставлен на продажу на рынке рабов. Его выкупил человек, увлекающийся философией, и отпустил на волю. Вернувшись домой в 387 г. до н.э., Платон основал свою знаменитую школу – Академию. По легенде, он умер в день своего рождения. Мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть лишь слабое отражение, бледный отпечаток самостоятельно существующих «идей» (греч. eidos,idea – «вид», «наружность», «образ») – сверхчувственных прообразов всех вещей, которые постигаются только в мышлении. Душа человека бессмертна. После вхождения в тело она способна помнить все то, что она совершила в ином мире. Видя общее между столами, домами, людьми, человек вспоминает «идеи» этих вещей – вечные и неизменные. В душе человека соединяются два начала: разумное «светлое» и неразумное «темное». Она подобна упряжке из двух коней – черного, неистового, и белого, благородного нрава, который управляется только одним возничим – разумом. Душа принадлежит и земному миру, и занебесной области. Совершенная и окрыленная душа парит в вышине и правит миром. Если же она теряет крылья, то носится, пока не ухватится за что-нибудь твердое. Тогда душа вселяется туда и получает земное тело. Теряет же крылья та душа, у которой темный конь оказывается сильнее. Вслед за пифагорейцами Платон называет тело «гробницей души». Только любовь к мудрости – философия – вновь окрыляет душу. Число «неподвижных звезд» совпадает с числом человеческих душ. Звезды и души между собой взаимосвязаны. Аристотель из Стагиры (384 – 322 до н.э.) Аристотель основал собственную философскую школу, которая получила название «перипатетической» (греч. peripatos – «крытая галерея» в Ликее, пригороде Афин, служившая местом занятий Аристотеля с учениками). Аристотель во многом определил характер научной и философской традиции Средних веков и Нового времени. В Средневековье его называли с большой буквы – «Философ».
Аристотель не признавал самостоятельного существования общих понятий – «идей». Общее не существует отдельно от единичного, но пребывает в самой единичной вещи и познается только через нее. Не созерцание запредельного мира «идей», а наблюдение мира реальных вещей ведет к пониманию высшей истины. В основании теологии Аристотеля лежат два допущения: 1) бесконечности не существует; 2) все, что движется, движимо чем-то определенным, т.е. тем, что существует «само по себе» (субстанциально). Поскольку движение в космосе не бесконечно, следует предположить существование двух «первых» вещей. «Первое движимое» – «первое небо» (сфера «неподвижных звезд»). «Первое движущее» – «неподвижный вечный первый двигатель». Это Бог-Перводвигатель. Он неподвижен и бестелесен. Причин бытия четыре: 1) форма – «формальная причина»; 2) материя – «материальная причина»; 3) источник движения – «действующая причина»; 4) цель – «целевая причина». «Форма» Аристотеля – это платоновская «идея», превращенная из занебесного «образца» во внутренний принцип существования вещи. Формы вечны и неизменны, они есть общее по отношению к единичному и по природе первичны. Однако они не оторваны от вещей и сами не являются вещами. Аристотель различает четыре типа движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение; 3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение; 4) перемещение вещи с места на место. В «подлунной» области все тела образованы из огня, воздуха, воды и земли. Здесь происходят процессы возникновения, роста и гибели вещей, движение строго прямолинейно. В «надлунной» области нет места возникновению и гибели. Здесь находятся небесные тела – звезды, планеты, Луна и Солнце. Они совершают круговые движения. Это область пятого элемента – эфира. Космос вечен и неизменен. Он не возник ни в результате акта творения, ни в ходе естественного космогонического процесса.
ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ Скептицизм Основатель скептицизма (греч. skeptikos – «рассматривающий», «исследующий») – Пиррон из Элиды (ок. 365 – ок. 275 до н.э.). По легенде, он участвовал в восточном походе Александра Македонского и общался с индийскими мудрецами и персидскими магами. Главным методом философии Пиррон провозгласил «эпохé» (греч. epochē – «остановка», «задержка») – воздержание от суждений, т.е. такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем. Для достижения счастья нужно задаться тремя вопросами. 1. Что мы знаем о вещах? 2. Как мы должны к ним относиться? 3. Что из этого вытекает? На эти вопросы Пиррон отвечал так: «Мы ничего не знаем. Мы должны относиться к вещам с полным безразличием. Из этого вытекает полная невозмутимость». В результате осуществления «эпохе» человек сначала достигает «афасии» (греч. aphasia – «оцепенение», «онемение») – состояния, при котором о вещах нечего больше сказать, а затем «атараксии» (греч. ataraxia – «невозмутимость», «спокойствие») – безмятежности и тишины, т.е. полного отсутствия волнений. Эпикур Афинский (341 – 271 до н.э.) Эпикур родился в семье афинского поселенца на о. Самос. Философией стал заниматься с 14-летнего возраста под влиянием сочинений Демокрита. Он основал философскую школу в саду, приобретенном для этой цели. Иногда она называлась «Сад Эпикура», а эпикурейцы – «философами из Сада». В этой школе Эпикур был предметом культа. Эпикур написал около 300 сочинений. Цель философии – достижение счастья, т.е. полного отсутствия страданий. Философия состоит из трех частей: этики, физики и каноники. Этика – главная из частей. Она представляет собой учение об условиях достижения счастья и о том, что ему препятствует. Обоснованием этики служит физика – учение о природных началах (атомах) и строении мироздания. Обоснованием физики служит каноника – знание критерия истины и правил ее постижения. Эпикур признавал существование Богов, наслаждающихся блаженной жизнью. Но он отрицал их влияние на жизнь Вселенной и человека, отводя им место в промежутках между бесчисленными мирами. Боги живут незаметно – в полном согласии с главным этическим принципом Эпикура. Эпикур признавал различие атомов по весу. Атомы движутся в пустоте с одинаковой скоростью прямолинейно, т.е. сверху вниз. Но они способны на спонтанное (случайное) отклонение от прямолинейного движения, в результате чего их траектории пересекаются, образуются вещи, взаимосвязи между вещами и само мироздание. Поскольку такое отклонение случайно, возможна свобода в движении атомов, а, значит, и в поведении людей. Главное положение этики Эпикура заключается в том, что началом и концом счастливой жизни является наслаждение. Эпикур сводил наслаждение к отсутствию страданий. Цель жизни заключается в состоянии полной свободы от телесных страданий и душевных тревог, т.е. в душевной невозмутимости и безмятежности (атараксии). Главный нравственный принцип своей философии Эпикур сформулировал в виде правила: «Живи незаметно». Стоицизм Основателем стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 333 – 262 до н.э.). Свое название стоицизм получил от названия места, где собирались ученики Зенона. Это была «Разукрашенная Стоя» (греч. Stoa poikile – портик в Афинах, украшенный картинами).
Мир («Космос») находится в бесконечном пространстве и является разумным живым существом, которое организует все свои части в целесообразно устроенное целое. В мире существуют два начала – активное и пассивное, «действующее» и «претерпевающее». Действующее начало – это Логос, или Бог. Претерпевающее начало – это бескачественная сущность, материя. Оба начала телесны и не имеют формы. Они не существуют друг без друга и различаются только в понятии. Действующее начало представляет собой тончайшую материю, всюду распространенную и все наполняющую. Следуя Гераклиту, стоики называли ее «огнем», или «творческим огнем», или «пневмой» (греч. pneuma – «дыхание», «дуновение») – теплым дыханием. По истечении определенного периода времени наступает «мировой пожар», и все вещи вновь обращаются в огонь. Затем возникает новый мир, после чего следует новый «мировой пожар». Так следует друг за другом бесконечное число мировых циклов. Душа телесна и является частью Божественного огня. Она проницает все тело, а после его смерти отделяется от него и перестает быть носителем личностных свойств. Все в мире предопределено. Главный этический принцип стоиков – требование «жить согласно природе». Удовольствие может быть только следствием удовлетворения влечения, соответствующего природе. Страсти следует не только смирять, но и искоренять, т.е. стремиться к освобождению от страстей, к «бесстрастию», или «апатии» (греч. apatheia – «отсутствие страстей»). Человек, достигший «апатии» и «автаркии» (греч. autarkeia – «независимость», «самостоятельность»), становится «мудрецом». Между пороком и добродетелью нет «середины». Человек может быть или добродетельным – мудрецом, или порочным – глупцом. Стоики проповедовали космополитизм – учение об универсальном мировом гражданстве, равенстве и братстве всех людей как детей единого Бога, или Природы. Неоплатонизм Неоплатонизм зародился в III – IV вв. н.э. Он представляет собой последний этап греческой эллинистической философии и является, по замыслу его представителей, синтезом всех достижений античной философской традиции, начиная от архаических времен. Родоначальником философии неоплатонизма был Плоти́н Ликополитанский (205 – 270). Он учился в Александрии в школе пифагорейца Аммония Саккаса (ок. 175 – ок. 242). После смерти учителя Плотин принял участие в восточном походе императора Гордиана III, желая познакомиться с философией персов и индийцев. Однако его планам не суждено было сбыться. После гибели императора от рук мятежных солдат Плотин был вынужден бежать. Он отправился в Рим и открыл собственную философскую школу. Только спустя 10 лет после начала занятий Плотин стал записывать свои философские тексты. Будучи человеком больным и находясь в преклонном возрасте, Плотин не успел придать своим сочинениям законченной литературной формы. Незадолго до смерти он завещал своему ученику Порфирию Тирскому отредактировать свои записи и издать их. Порфирий разделил все тексты Плотина на шесть отделов. Каждый отдел он разделил на девять частей. Поэтому каждый отдел получил название «Энеады», т.е. «девятки» (греч. ennea – «девять»).
Согласно Плотину, Бытие устроено иерархически. Его ступени последовательно возникают путем постепенного ослабления в следующем порядке: Единое, Ум, Душа, Материя. Единое – это нечто, от чего зависит все, но которое само ни от чего не зависит. В Космосе совершается вечная жизнь в виде «истечения» и «нисхождения» Бытия из высших сфер в низшие и обратного его «восполнения» и «восхождения». Подобно тому, как источник наполняет все реки и при этом не иссякает, подобно тому, как Солнце освещает поверхность Земли и при этом не затемняется, подобно тому, как цветок испускает свой аромат и сохраняет свой запах, так Единое изливается от избытка своей полноты, неизменно пребывая в самом себе. Первым «истечением» − эманацией (лат. emanatio – «истечение», «распространение») − внутренней мощи Единого является Ум, тождественный Бытию. Ум теряет единство и простоту Единого и составляет первое множество − «первоначальную двоицу» – тождество Бытия и мышления. Душа является эманацией Ума. Душа произвела все живые существа, вдохнув в них жизнь, Божественные звезды, Солнце и великое небо, устроила и украсила, привела в движение и призвала к жизни. Душа состоит из двух частей. Ее высшая − разумная часть − всегда пребывает в области умопостигаемого, низшая − чувственная – в области материи. Низшую часть Души Плотин называет «природой». Задача человека заключается в том, чтобы осознать свое «заключение» в материальном мире и подготовиться к выходу из него путем внутреннего восхождения от телесной жизни к жизни Души, от жизни Души к жизни Ума и от Ума к высшему сосредоточию человеческого существа, которое ведет к общению с Единым. Конец античной философии В 529 г. император Юстиниан издал эдикт, запрещающий преподавание философии в Афинах. Основанная Платоном Академия прекратила свое существование. Так закончился последний, эллинистический период развития античной философии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.013 с.) |