Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская рунология в цветочек: А.Платов против Г.ГриневичаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всегда, испокон человеческой истории, во времена больших перемен - социальных, религиозных, любых других - многие люди теряют способность трезво мыслить, честно смотреть на вещи. Истерия “охоты на ведьм”, кровавое сумасшествие революций... Недаром тяжким проклятьем считали древние китайцы пожелание “чтоб тебе жить во времена перемен”... Нынешние “времена перемен” - не исключение. Но речь здесь не о политике, разумеется, сколь бы ни волновали нас и события в стране, и тяжелая обстановка во всем мире. Речь - о событиях в сфере, скажем так, интеллектуальной. Десятками появляются ныне “великие открытия”, якобы переворачивающие наши представления о мире, о науке, о самом человеке. Имея честь быть сотрудником Московского Государственного Университета, я не раз сталкивался с энтузиастами, стремящимися посредством печати оповестить о своих открытиях мир и “поставить на место” действительно серьезных ученых, не желающих признать “новое слово в науке”. Одним из последних такого рода “новых слов”, с которыми мне пришлось столкнуться, было совершённое провинциальным учителем открытие того, что внутреннее ядро Земли имеет форму... шурупа, завинченного с Северного полюса в направлении Южного. Смешно? Отнюдь, нет. Грустно. Тактика действий таких “первооткрывателей” довольно стандарта: раз “не пускают” в академическую печать, надо обратиться в желтую прессу и облить грязью имена больших ученых, якобы не признающих “открытие” из страха за свой собственный авторит. Давно уже выработан механизм защиты от таких людей - не поддаваться на провокации (ну, знаете такую русскую поговорку: “не тронь...”). Однако, удается это не всегда. Есть область науки, в которой абсурдность подобный “великих открытий” далеко не так очевидна, как в случае ядром Земли в форме шурупа. Это - история. Именно на исторической ниве подвизается ныне больше всего “первооткрывателей”. Печальнее всего то, что именно исторические “гениальные прозрения” находят, как говорится, широкий отклик в народе. Тут уж молчать тяжело. Совсем недавно увидела, наконец, свет долгожданная трезвая критика таких псевдоисториков, как А.Фоменко и М.Аджиев, - речь идет о великолепной книге Д.Володихина, О.Елисеевой и Д.Олейникова “Русская история в мелкий горошек” (М., изд-во “Мануфактура-Единство”, 1998). Да только прислушаются ли люди к голосу обыкновенных Ученых, не поражающих воображение читателя “гениальными прозрениями”, не совершающих ”переворотов в науке”?.. Еще в 1993 году в Москве вышел один из первых “эпохальных трудов” такого типа - книга г-на Гриневича “Праславянская письменность” (М., изд-во “Общественная польза”). Успех “труда” у публики, не знакомой ни с лингвистикой, ни с историей, был, в том числе, подготовлен публикациями Гриневича в ж-ле “Наука и религия”. Книга раскрывала перед читателем невиданные доселе просторы - все надписи всех народов Евразии оказались начертаны знаками “праславянского письма” - на русском, естественно, языке. Все многообразие евразийских народов, языков и культур превратилось в выдумку злобных историков. Были и есть только праславяне и “праславянские письмена”. Спорить с такими гениальными первооткрывателями, как я уже говорил, невозможно: это фанатики, свято - и слепо! - верящие в свою идею. О серьезной научной дискусии здесь не может быть и речи. Хуже всего то, подобные г-ну Гриневичу авторы (а он не один) дискредитируют самую идею славянского докириллического письма, создавая впечатление, будто славянские руны - нездоровая выдумка наподобие шурупообразного земного ядра... Тем не менее, какое бы возмущение не вызвала у меня лично первая книга г-на Гриневича, я удержался от критики и сохранял молчание вплоть до настоящего момента. Тому было много причин, перечислять которые здесь нет смысла. Однако, в самом конце 1999 года на московских прилавках появилась новая книга этого “замечательного” автора: “Праславянская письменность, том 2” (М., изд-во “Летопись”, 1999). За шесть лет, истекшие с выхода первого тома эпохального сего труда, г-н Гриневич успел не только пополнить список “прочитанных” надписей, но и расширить контингент неугодных ему авторов. В сфере внимания г-на Гриневича оказался и предмет моей собственной специализации - скандинавские руны, - и я сам, собственной персоной. Простите, читатели, некоторую резкость, но молчать не могу. И не буду. Повторюсь, ни в коем случае я не собираюсь вступать в дискуссию. Уже хотя бы по той причине, что г-н Гриневич не сделал себе труда познакомиться хотя бы с одним серьезным научным трудом по рунологии. Знакомиться с первоисточниками г-н Гриневич также считает выше своего достоинства. Иначе он вряд ли позволил бы себе написать: “ Не имея физической возможности перечитать все тексты, которые рунологи считают “своими”, я, тем не менее, все больше начинаю сомневаться в том, а существуют ли вообще тексты, исполненные германскими рунами... ”[71][1] Иначе г-н Гриневич знал бы, что традиция использования рун сохранялась в некоторых германских регионах Европы до позднего Средневековья, а в ряде отдаленных районов Скандинавии - и до начала текущего столетия. Г-ну Гриневичу было довольно легко манипулировать со знаками древнейших мертвых письменностей, но вот браться за расшифровку надписей, выполненных знаками письменности, которая еще совсем недавно жила, и применение которой зафиксировано не только археологами, но и этнографами, - это, пожалуй, было с его стороны несколько легкомысленно. Впрочем, что это я о научных трудах - наука-то здесь совсем не причем. Г-ну Гриневичу стоило бы познакомиться хотя бы с популярными книжками для старшего школьного возраста - тогда он знал бы, например, что: ·из элементарных законов комбинаторики и математической лингвистики следует вывод о невозможности корректной дешифровки коротких одиночных надписей, выполненных слоговым письмом. Иначе говоря, такие надписи допускают любую дешифровку на любом наперед заданном языке. Знаменитый Фестский диск, “прочтением” которым так гордится г-н Гриневич, - тому превосходный пример. Давным-давно установлено, что текст диска не будет достоверно переведен до тех пор, пока косвенные свидетельства не позволят установить принадлежность языка текста к какой-либо группе. Более того, ученые многих стран забавляются переводом текста диска на самые невообразимые языки. Лично мне уже довелось видеть переводы на современный русский, на болгарский, на... китайский. ·что этрусское письмо дешифровано очень давно и совершенно однозначно по этрусско-латинским билингвам - надписям, выполненным параллельно на этрусском и латинском языках. Имена, упоминаемые в надписях, и позволяют однозначно поставить этрусским буквам фонетические соответствия. ·что, мягко говоря, некорректно, вносить изменения в прорисовки надписей на археологических памятниках, подгоняя древние тексты под собственные системы дешифровки. Вероятно, г-н Гриневич убежден, что он гораздо лучше древних знает, что и как они должны были писать, а раз так - не грех и изменить наклон какой-то там палочки или закорючки, а то и вобще пририсовать новую. Таким образом, например, в этрусской надписи на зеркале из Вульчи (kalkas), в которой использовано лишь четыре разных знака (k, a, l, s), у г-на Гриневича появляется некий пятый символ, а сама надпись из четкого и ясного “Калкас” (иначе - Калхант, имя знаменитого жреца, который, собственно, на зеркале и изображен) превращается в маловразумительное “ки йа ре ки се то”, которое, почему-то, на праславянском языке должно означать “печень, скажи главное”. Ну, это с точки зрения г-на Гриневича, конечно[72][2]. Впрочем, довольно о методах работы этого автора. Перейдем, наконец, к собственно германским рунам, в существовании которых он столь сильно сомневается. Моего собственного существования г-н Гриневич - пока, по крайней мере, - не отрицает, но ему придется усомниться и в реальности Антона Платова, если он соберется настаивать на правильности своей трактовки знаков “ слоговой праславянской письменности, фонетическое значение которых подтверждено многократно ”[73][3]. Можно, конечно, признать меня праславянином, жившим эдак пару-тройку тысячелетий тому назад. Никаким другим образом объяснить праславянское слоговое прочтение надписи на моем собственном руническом клейме не удастся. Это действительно не смешно. Или - было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Как пишет сам г-н Гриневич, с источниками он не знакомился и лишь прочитал (или пролистал?) мою - заметим, популярную, а не научную - книгу “Руническая магия”, увидевшую свет в полном издании еще в 1994 году. Четыре рунические надписи из этой книги он читает “по-праславянски”. Три из них - действительно архаические надписи, выполненные Старшим Футарком. Бог с ними, с этими надписями, - как я уже говорил, вступать в полемику с г-ном Гриневичем я не намерен. А вот четвертая надпись (то есть, первая, по нумерации г-на Гриневича)... Предоставляю слово автору. “ Надпись на геральдическом (?) щите (?). Надпись вынесена на обложку книги Ант. Платова и смотрится очень эффектно (Илл.3). Письменные знаки, обрамляющие символическое изображение (чего именно, мы узнаем после прочтения), помещены на алом фоне. В надписи 21 знак; еще один знак в виде трех вертикально поставленных точек - ограничительный знак. Все письменные знаки выписаны предельно четко... ”[74][4] Ну, еще бы. Я же сам рисовал их тушью на листе ватмана меньше десяти лет тому назад. Впрочем, продолжим чтение. “ Все письменные знаки выписаны предельно четко и в графическом отношении абсолютно идентичны знакам слоговой праславянской письменности. ” Вот так. Просто и четко - абсолютно идентичны. Далее г-н Гриневич дает прочтение надписи. Я его приведу - попытайтесь оценить благозвучие “праславянского языка”: ЙАЛОНАИЧАЕ МОЧАМОЙАИГИСЕЕНОЕКОРЫСЕНОЕБЕЙАМОКО А вот “перевод” надписи я, с позволения читателя, приводить не буду - он несколько неприличен и не очень понятен. В кратце - надпись, по мнению г-на Гриневича, повествует о неком человеке, чья семенная жидкость является “предметом любовной страсти”, а потомки которого “были в далеком прошлом белковым веществом”. Да... Вот уж не думал я, обсуждая с художником издательства “Менеджер” в 1994 году обложку моей книги, что когда-нибудь кто-то вытянет из нее “информацию” о чьих-то потомках, которые “были белковым веществом”. Шесть рун в верхней части рисунка всего лишь передают старое название книги - RUNICA, т.е. просто “Руника”. Вся остальная композиция является моим личным знаменем (др.-рус. знамя - “клеймо”, “знак”), которое я ставлю на своих книгах и авторских работах и которое прекрасно известно многим моим друзьям и коллегам. Надпись на знамени, сложенная отнюдь не древними праславянами, а лично мной на древнесеверном языке середины I тыс. н.э., и начертанная классическими Старшими Рунами, означает всего-навсего “Я, такой-то, [сие] написал”. Вернемся к Г.Гриневичу. “Прочтением” и “переводом” надписи на моем знамени он не ограничивается. Далее следует еще и философский комментарий: “ Сегодня даже дети знают, что такое белок, давший начало жизни на Земле. Но эта истина открылась нам относительно недавно. Наши же предки, знали об этом задолго до открытий новейшего времени. Вот это, поистине сокровенные знания, без всякой магии и колдовства...”[75][5] С ума сойти, сколько, оказывается, информации о сокровенных знаниях наших предков можно извлечь из одного-единственного моего автографа. Кстати, сам рисунок на знамени тоже находит у г-на Гриневича трактовку в духе праславянских “сокровенных знаний”: “ А что касается изображения, которое сопровождает надпись, то оно точно отвечает содержанию надписи: перед нами изящно, я бы сказал даже витиевато, выписанный мужской половой орган на “фоне” женского полового органа. Вот и все. ”[76][6] Именно так. Вот и все, больше здесь говорить не о чем. Г-н Гриневич это точно подметил. Потому что обозвать священное древнерусское изображение Мирового Древа сплетением половых органов - это уже не просто невежество. Это - хамство. Это - оскорбление каждому, кто считает себя русским. Не знаю, насколько последнее может быть отнесено к г-ну Гриневичу и другим фальсификаторам русской и славянской истории. http://www.arya.ru/biblio/iggvolod/iggvolod.htm
Самбия (Калининградская область)
Самбия - так в древности называлась самая западная часть Восточной Пруссии (ныне - Калининградская область). Именно здесь находилось одно из древних европейских Великих святилищ - Ромува, просуществовавшая на полтора столетия дольше других Арконы, Уппсалы… И здесь же находится географический центр Европы. Подробнее о Ромуве и Самбии можно прочитать в статье А.Платова «Ромува - святилище в центре Европы» (альманах «Мифы и магия индоевропейцев», вып.11, 2002). http://www.frtk.lodya.ru/p20.htm
к i0200rp и i0199rp Небольшое прусское святилище, чудом сохранившееся до настоящего времени, - классическая балтская сакральная пара: дерево и камень. «Конструкция» святилища воспроизводит древнее описание Центра Мира, сохранившееся, например, в русских заговорах: «На море Окияне, на острове Буяне… стоит Дуб верхом до небес… лежит бел горюч камень Алатырь…» На фото не видно, но на камне высечена некая руна (или родовой знак, быть может)…
К i0197rp Руины замка Бальга - первого оплота
К i0207rp
Северное побережье Самбии. Море, песок, камни и сосны...
К i0191rp Старый Кёнигсберг. Одни из городских ворот
К i0195rp Одно из старейших священных деревьев Европы - по минимальным оценкам этому дубу в г.Ладушкин 800 лет. На самом деле, он значительно старше: 800 лет это, как говорится в точных науках, «оценка снизу», выполненная, вроде бы, по спилу одного из сучьев. Диаметр ствола у земли - около 4 метров.
К i0193rp Обычная прусская дорога - древняя, почти как сама эта земля (конкретно этой дороге - больше 800 лет), обсаженная ясенями, дубами и липами. Сверху дорога покрыта асфальтом послевоенного времени; под асфальтом мощёнка не то XVIII, не то начала XIX века; под ней - остатки Имперской или даже Орденской мощёнки (дорога ведет к замку Бальга); а под последней - остатки древнего тракта пруссов. Деревья - ровесники Орденского тракта. А на переднем плане - наша ездовая лошадка - древняя (почти как этот тракт) трехдверная BMW 320, которая верой и правдой служила нам всю 1000 верст, что мы прошли по Самбии летом 2002 года.
К i0201rp
Священная гора Пилберг (одно из древних прусских городищ). Изучаем камень на склоне одного из валов
К i0203rp «Камни Лжи» в окрестностях одного г.Пионерский Калининградской области. По одной из местных легенд, некогда эти камни обладали силой уничтожить (путем сдавливания) каждого, кто, проходя между ними, произносит слово лжи. А когда некий юноша ушел в поход и, вернувшись, спросил у своей девушки, была ли она ему верна… В общем, пропала та девушка, а камни с тех пор стоят совсем близко. По другой легенде, эти камни некогда стояли по две стороны ведущей в город дороги, и когда между ними проходил лживый человек, они чуть-чуть сближались, а когда правдивый - раздвигались. Как видно на фото, дорогу пришлось забросить…
К i0211rp
Последнее святилище Ромувы (XIII век). Круг священных дубов.
(Не очень хорошо виден масштаб: обхват ближайшего дуба около 4 метров.)
к i0213rp Последнее святилище Ромувы. Липы, выросшие из старых пней аллеи,
Ромува - святилище в центре Европы
Древняя Пруссия “ …Остров, называемый Озеркита, где растёт род кедрового дерева и откуда стекает янтарь на утёсы… ” Пруссы - один из балто-славянских народов, населявших в древности восточные и южные побережья Балтийского (Варяжского) моря. [ Как утверждает, например, лингвист В.Мартынов, славянские языки эволюционировали из западно-балтских, но это не даёт права называть западных балтов “балто-славянами” на этом лишь основании. Западные балты, пруссы, остаются “балтами”. - ред. ]. Язык древних пруссов, близкий к архаическим балтским языкам литовцев и латышей, отчасти сохранившийся в средневековых и более поздних письменных источниках, отчасти реконструированный усилиями современных лингвистов, на настоящее время, увы мёртв. Эта потеря, как и многие другие, - результат активной “просветительской” деятельности христианских Орденов Средневековья… Классическим - и, возможно, одним из самых древних - упоминанием народа пруссов можно, вероятно, называть слова “Повести временных лет”: “Ляхи же и пруссы сидят близ моря Варяжского” [1]. Сама же прусская земля упоминается в сохранившихся письменных источниках значительно раньше. Еще знаменитый Пифей (вторая половина IV века до н.э.) писал в своих “путевых записках” о волшебном острове Балтия (Балсия), берега которого усыпаны янтарем. Позднее эту землю упоминали Эратосфен, Плиний Старший, Тацит. Последний, к слову, оставил нам замечательное свидетельство о том, что люди, живущие в этих местах, “поклоняются Праматери богов и как отличительный знак этого культа носят на себе изображение вепрей” (Germania, I век до н.э.). И в Средние Века прусские земли посещались путешественниками достаточно часто. Один из самых ранних средневековых письменных рассказов об этих берегах принадлежит купцу Вульфстану, жившему в Германии. Согласно его описанию (конец IX века), он видел страну, изобилующую медом, рыбой и янтарем, страну, в которой множество городов, управляемых самостоятельными королями, которые часто воюют между собой. Больше, чем полвека спустя (в 965 году) здесь побывал Ибрагим ибн Якуб, писавший о местных жителях, что “славятся они храбростью; когда приходит войско, никто не ждет, чтобы присоединился его товарищ, а рубит своим мечом, пока не умрет”. В 977 году сюда добрался монах Адальберт, спешивший просветить местных язычников (за что и поплатился головой, поскольку, как можно предполагать по ряду косвенных данных, начал свою деятельность с поругания одного из прусских капищ). Вслед за Адальбертом, в самом начале XI века, явился сюда очередной “просветитель” - Бруно фон Керфут, не избежавший той же печальной участи… Значительно позже, в 1075 году, о пруссах писал Адам из Бремена: “…остров называется Семланд и находится поблизости от русских и поляков. Он населен сембами, или пруссами, очень человеколюбивыми и самоотверженными, которые всегда стремились на помощь тем, то подвергался опасности на море или нападению пиратов”. Топоним, употребляемый Адамом в отношении земли пруссов, - Семланд (позднее превратившийся в Земландию) - происходит, очевидно, от названия одного из крупнейших прусских племен - сембов (или самбов [ самоназвание - Semba - ред. ]). Это понятно. Для современного читателя может быть непонятно другое - почему Адам называет Семланд островом. По современным географическим понятиям страна пруссов-самбов, занимающая западную часть Калининградской области России, находится на континенте. Однако островом эти земли называет не только Адам, но, как мы видели выше, и Пифей в IV веке до н.э., и Плиний Старший в I веке н.э. Дело здесь отнюдь не в изменении очертаний береговой линии Восточной Балтики, а в несколько ином отношении в древности к самому понятию “остров”. Семланд, с запада и севера ограниченный Балтикой, а с востока и юга отделенный от европейского континента большими реками Преголя и Дейма, в представлении древних был именно островом - в символическом смысле, как некая земля, обособленная от континента. Особая земля.
“ Но вот что должен ты сделать. Вернувшись домой, прикажи измерить твоё королевство вдоль и поперек, и найди его середину… ” Человеку, впервые знакомящемуся с археологией и историей прусской земли, прежде всего бросается в глаза своеобразная “этническая пестрота” этого очень небольшого, в общем-то, кусочка Европы. Здесь жили балты и славяне [ о собственно “славянах” в Пруссии возможно говорить здесь, вероятно, лишь как о несколько более поздних пришельцах либо уже советских оккупантах - ред. ]; здесь бывали, торговали и жили германцы - готы и еще другие; здесь жили культы, и именно из их языка, к слову, происходит одно из древнейших имен “острова” - Озерикта. Как кажется, нет ни одного нордического народа, который не оставил бы здесь своего следа… Что же привлекало сюда, на маленький болотисто-холмистый “остров” на востоке Балтики, людей со всех концов Европы? Богатейшие разработки янтаря и торговый Янтарный путь? Да, несомненно, но не только это. Мы увидим далее, что в самые разные эпохи самые разные властители с разных концов Европы пытались пробиться на этот остров и утвердиться на нем - именно утвердиться на этой земле, а не просто контролировать торговлю янтарем. [ Впрочем, ведь в древности янтарь во всей Европе считался наделенным магическим свойствами (и, соответственно, народ, владевший такими огромными янтарными богатствами, не мог не иметь в глазах соседей особого статуса) - ред. ]. В чем же дело? В древней традиции есть важнейший принцип, хорошо известный исследователям: принцип ассоциирования власти, как явления сакрального, с понятием центра [2]. На уровне сакральной географии (и древней геополитики) это означает: “землей правит тот, кто сидит в ее середине”. Вспомните устремление Святослава Игоревича - “пойти и сесть” в Переславле Дунайском, “ибо там есть середина моей земли”. Или - другой пример - древняя Ирландия, сакральным образом разделенная на пять королевств, четыре из которых находились на западе, востоке, севере и юге острова, а пятое в центре: Верховным Королем Ирландии был тот, кто, владея самым маленьким королевством (Миде), сидел в сакральном центре острова - в Уснехе, позднее - в Таре.
Что же Семланд? Эта земля, которую древние называли “волшебным островом” (Пифей и др.) и нередко ассоциировали с мифологической Ultima Thule [ на карте Европы римского географа Помплония Мелы (I век до н.э.) к северо-востоку от устья Вислы (Вистулы) изображен “волшебный остров” Туле, легко идентифицируемый как Семланд. - ред. ], находится в географическом центре Европы. [ Следует отметить, что, как утверждают ученые, географический центр Европы находится несколько восточнее, но в любом случае на древнебалтских землях, и удивительным образом связан с сакрализируемым Главным европейским водоразделом. Поэтому крайне западная часть Балтии, с которой соприкасались западноевропейцы (и, которая, к тому же, имела редкое островное очертание), воплотила для них сакральные качества всей Балтии. - ред. ]. Уже одного этого достаточно, чтобы понять, почему с древнейших времен так стремились сюда не только торговцы и путешественники. Именно здесь до начала XIII века находилось главное святилище прибалтийских балтов - знаменитая Ромува, или Ромува Рикойто, о котором речь пойдет ниже. Здесь рождались великие люди: только в Новое Время Кёнигсберг, столица Семланда [ точнее говоря, столица все-таки Пруссии крестоносцев и российской Калининградской области. - ред. ], дал Европе И.Канта и Э.Т.Гофмана, ученых Х.Гольбаха, Г.Р.Кирхгофа, К.Г.Неймана, И.Якоби, музыкантов И.Ф.Рейхарда, Х.Л.Дорна, А.К.В.Йенсена, Г.Гетца и многих других замечательных людей. Здесь нередко решались судьбы Европы; властители, сидевшие здесь в Семланде, создавали державы, значение которых далеко выходило за пределы маленького “острова”. Сначала это было священное государство, образовавшееся вокруг святилища Ромувы и распространявшее свое влияние на всю восточную Балтику. Позднее - Тевтонский Орден. Еще позднее - Великая Пруссия, мощнейшее германское княжество, а затем и империя, начало и расцвет которой связаны именно с землями Семланда. История Семланда - с древнейших времен и до наших дней представляет собой череду попыток захватить и удержать под собой этот остров. В конце VII - начале VIII вв. пруссы сумели одержать победу над полчищами авар, пробивавшихся к Балтике с юга при поддержке роксолан. В “Прусской Хронике” Симона Грунау [3] говорится: Будучи упрошен воинами, король Видевут (король пруссов - А.П.) остановился со своими (приближенными) и стал держать совет, тогда приказал Брутен, криве-кривайто (верховный жрец - А.П.), собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто, и они пришли все. Тут случилось так, что произошла могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели мощь Перкуна с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, что воля богов такова: все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса (один из вождей аваров и роксолан - А.П.) и его народа, и нарек священной кровь служителей их богов, которые будут их сопровождать. И закончились возлияния меда, и выступил (вождь), и взял своих, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королем из Роксолании. В XIII веке именно сюда, в Семланд, направляет свой главный “удар на восток” Тевтонский орден. Медленно, с боями, продвигается Орден от первого, выстроенного на крайнем западе Пруссии, замка (замок Бальга, 1239) в сердце Семланда, и в 1255 году на месте сожженного прусского города Твангесте на реке Преголя [ прусск. Twanksta - "запруда"; сравн. блр. твань - "топь" - ред. ] закладывает будущую столицу здешних своих владений - замок Кёнигсберг [ нем. Koenigsberg - "королевская гора"; вспомним значение "горы" как символа центра, которое к тому же подчеркнуто здесь через обозначение высшей (всегда сакральной) власти - ред. ]. В 1309 году резиденция Великого Магистра Ордена переносится из Венеции в замок Мариенбург (ныне - Мальброк) на территории современной Польши - поближе к Семланду [5], а в 1457 году - непосредственно в центр Семланда, в Кёнигсберг. Вероятно, нет нужды лишний раз напоминать, что в процессе завоевания и “христианизации” Самбии местное прусское население “волшебного острова” было вырезано практически поголовно [ либо было вынуждено мигрировать на восток, в частности, к родственным им ятвягам, на территорию современной Беларуси. - ред. ]. В первой половине ХХ века фашистская Германия, возрождающая древние языческие культы и магические практики, именно в Кёнигсберге размещает один из основных институтов знаменитой системы Ahnenerbe [ нем. “наследие предков” - ред. ], работавшей именно в этом направлении. Но интересен не сам этот факт как таковой, а то, с каким упорством едва ли не до последних дней войны Германия пыталась удержаться на этом маленьком клочке суши. Уже давно шли бои в предместьях Берлина; Кёнигсберг, не имеющий к этому моменту никакого военного и стратегического значения, был полностью изолирован советскими войсками, но… Известен личный приказ фюрера, подписанный примерно в эти дни и адресованный командующему обороной Кёнигсберга генералу О.Ляшу, - приказ, предельно лаконичный по форме и абсолютно четкий по содержанию: “Город не сдавать”. Землей правит тот, кто сидит в ее середине. И, стало быть, Европой правит тот, кто сидит, в Семланде… …В подземном бункере немецкого командования в Кёнигсберге сейчас музей [6]. В запасниках до сих пор хранятся створки кованых ворот, закрывавших некогда вход в бункер. Возможно, это была последняя разработка кёнигсбергского филиала Ahnenerbe - ворота закляты сложными, возможно, комбинированными рунами… Но, как мы знаем, на сей раз магия не спасла фашистов: 10 апреля 1945 года город в сердце Семланда был взят советскими войсками, а 2 августа 1945 года на Потсдамской конференции Великих держав Сталин добился принятия решения о передаче Кёнигсберга и значительной части Пруссии Советскому Союзу.
…Собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто… Вплоть до XIII века история Семланда явно (а неявно - и до настоящего времени) вращается вокруг главного святилища этих места - Ромувы (Ромовы Рикойто). Сейчас невозможно сказать, когда именно оно было основано. Во всяком случае в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных племен, как следует, например, из “Прусской хроники”. Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики - прежде всего, балто-славянское население - воспринимало Ромуву как главное свое святилище [ на самом деле, связь Ромувы, к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными белорусскими топонимами (названия типа “Ромава”, “Раманава” и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами; к тому же, если прусск. Ramawa значило "Ромува", то ramawan - священный лес вообще, - ред. ], что ставит ее (как минимум) на уровень великих святилищ Европы - таких, как Аркона, Уппсала, или Ретра. Однако, Ромуву отличает от других великих святилищ местонахождение: Ромува - святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но - “главное” капище Европы [ как, собственно, и балты, ввиду своего соотнесения с географическим Центром Европы, главным Европейским водоразделом и “главным капищем Европы”, не могут, таким образом, не иметь особого статуса в древней общеевропейской перспективе - ред. ]… И еще отличает Ромуву - это последнее европейское великое святилище. Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра - в середине XII века, Ромува же держалась до конца XIII века, причем жречество Ромувы “функционировало” - пусть и на новом месте, в Вильно, в течение еще двух столетий после захвата Семланда крестоносцами. По некоторым преданиям, именно на капище Ромувы был перенесен священный огонь из Арконского храма после разграбления Рюгена королем Вольдемаром и крестоносцами. Исторически достоверные сведения о начале Ромувы весьма скудны. Мы знаем, что, также, как в Арконе, с этим святилищем была связана мощная жреческо-воинская организация. Как пишет В.И.Кулаков, руководитель Балтийской археологической экспедиции, “вся мощь, проявленная прусской дружиной в битве с аварами, стала, видимо, приписываться покровительству богов, жертвы им заменили дань, которую дружина получала от окружающих побежденных племен” [7]. Во главе этой сакральной организации стоял верховный жрец, Криве-Кривайтис, фактически бывший главой государства [ т.е. языческая древняя Пруссия являлась теократическим гоударством - ред. ] до прихода в Пруссию Тевтонского Ордена. Любопытно, что титул (или, скорее, сакральное имя) верховных жрецов Ромувы - Криве - совпадает с самоназванием ближайших славянских соседей балтов - кривичей (т.е. “потомков Криве”). Более того, это слово - krive - до сих пор означает “русский” на балтских языках. [ Следует особо отметить признание (одним из ведущих российских неоязыческих идеологов) теории происхождения названия протобелорусского племени кривичей от балтского первосвященника Криве (подробнее). Однако и славянское этническое происхождение кривичей также вполне может быть опровергнуто (подробнее). “Русский” же звучит как krievs только лишь в латышском языке, и связано это с теми же балтами-кривичами (подробнее) - ред. ]. Петр Дусбургский, орденский священник и хронист начала XIV века, написавший в 1326 году восславляющую дела тевтонцев “Хронику земли прусской”, свидетельствовал о власти верховного жреца Ромувы: …Криве, которого они (пруссы - А.П.) почитали как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литовцы, и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто из родичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда [8]. [ По свидетельству историка XIX века Т.Нарбута, власть балтского первосвященника Криве-Кривейте охватывала “всю землю Литовскую, Пруссию, Литву, Жемайтию, Куронию, Земгалию, Ливонию, Латгалию и даже земли кривичских руссов (Creviczensivim Russorum)”. Зафиксировано также и белорусское название священного посоха - “крывуля”, идентичное с литовским krivule. - ред. ]. Подобно Уппсале и нмогим другим нордическим святыням Средневековья, Ромува была посвящена триаде богов: юному Потримпсу, Перкунсу и старому Патолсу. Мы видим здесь классическую для индоевропейцев триаду, объединяющую тры высшие божественные функции: плодородие - Потримпс, война (гроза) - Перкунс и магия-власть (смерть) - Патолс [9]. Подобная же триада богов почиталась в шведской Уппсале, описание которой приводит Адам Бременский [10]: В этом храме, который весь разукрашен золотом, народ поклоняется статуям трех богов. Самый могущественный из них, Тор, сидит на своем престоле посредине храма. Водан и Фрикко (Фрейр - А.П.) сидят по ту и другую стороны от него. Отличительные черты каждого из них: Тор, как говорят, владычествует в воздухе и правит громом и молнией, ветром и дождем, хорошей погодой и урожаем. Другой, Водан, что значит “ярость”, правит войнами и вселяет в людей храбрость перед лицом врагов. Третий, Фрикко, дарует смертным мир и сладострастие. Его идол снабжен поэтому громадным детородным членом. Верховная триада прусских богов изображена на известном средневековом литовском знамени, расшитом балтскими рунами; там мы видим их с определяющими общеиндоевропейскими атрибутами: бога плодородия с серпом в руке, бога грозы и войны - с символическими молниями и камнем (традиционным, наряду с молотом, оружием богов-громовников) и бога магии и судьбы - с черепом, символизирующем его связь со смертью. Старинная гравюра, изображающая Ромуву, показывает, в соответствии со свидетельством Симона Грунау, что лики трех этих богов были вырезаны на священном дубе в центре святилища. * * * Несмотря на то, что Семланд как таковой имеет весьма небольшие размеры (примерно 30 км по меридиану и 80 км по широте), первоначальное место расположения Ромувы окончательно не выяснено. Можно однозначно утверждать, что великое святилище находилось где-то в Витланде (так называлась в древности западная треть Семланда, непосредственно выходящая к Балтике), но более точное определение места вызывает некоторые затруднения. Большинство историков сходится на мнении, что капище Ромувы находилось в районе современного города Мамоново на юго-западе Калининградской области - т.е. фактически на границе Самбии [ однако в таком случае это в полусотне километров на юг от Преголи, за которой начинается "остров" ]. Эта версия действительно выглядит наиболее правдоподобной и имеет множество косвенных подтверждений - начиная от того, что возле Мамоново действительно известно средневековое капище (которое и отождествляют обычно с первоначальной Ромувой) и заканчивая свидетельством Симона Грунау о том, что битва пруссов с аварами происходила, с одной стороны, на границе Самбии и Мазурицкого Поозерья, а с другой стороны - неподалеку от Ромувы. Существуют и другие - хотя и менее аргументированные - версии. Так, например, одна из них связывает с Ромувой средневековое прусское святилище на горе Хаузен (у западного побережь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.153 (0.018 с.) |