Технология посвящения: структура обряда 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология посвящения: структура обряда



Общая структура инициатических обрядов довольно неплохо изучена современными этнографами и этнопсихологами - по крайней мере, в том, что касается инициаций возрастных. Оставляя в стороне инициации кастовые и специализированные, проиллюстрируем здесь саму структуру инициатических обрядов на примере возрастных посвящений у славян, для чего процитируем посвященную этому вопросу работу В.Г.Балушок6:

"Всякая инициация, как известно, структурно делится на три фазы: 1) выделение индивида из коллектива; 2) пограничный период; 3) реинкорпорация в коллектив. На первой фазе инициации юношей доставляли на место, где они должны были проходить посвятительные ритуалы. Это событие на материалах восточнославянских волшебных сказок подробно рассмотрел В.Я.Пропп. Он определяет, что лагерь, где совершается посвящение, находится в лесу. [...] Проведение инициации за пределами своей территории, особенно в лесу, является характерной чертой этого обряда у многих народов. Инициация, как известно, предполагает определенную мифологическую интерпретацию пространства, в частности, выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в таком священном лесу воспринималось как пребывание на "том" свете. Отсюда большая роль, которая отводилась в восточнославянской инициации божествам потустороннего мира. Отражением одного из таких божеств в сказке является Яга. По мнению немецкой исследовательницы Р.Бекер, специально изучавшей данный вопрос, образ Яги восходит к древнеславянской языческой богине Мокоши. Среди ее функций были определение судьбы человека и владычество над миром мертвых. В реальной жизни молодых людей по прибытии в лагерь инициации встречали, по-видимому, жрицы этой богини. В большинстве "инициационных" сказок Яга (иногда ведьма) выступает одним из главных действующих лиц, проводящих инициацию. [...] Это позволяет интерпретировать сказочную Ягу (ведьму) и как жрицу Мокоши в обряде инициации. Но женщины-жрицы проводили только начальный этап инициации, в частности, встречали инициируемых в лесу. В дальнейшем их роль переходит к жрецам-мужчинам, так же как и роль женской богини - к мужскому божеству.

В лесном лагере посвящаемые переживали ритуальную смерть. Это главная черта второй, так называемой лиминальной (от лат. limen - порог) фазы инициации. Из материалов восточнославянских сказок видно, что имело место не просто символическое умерщвление инициируемого, но и проглатывание чудовищем. Для лиминальной фазы были характерны также физические испытания посвящаемых - нанесение им болезненных ударов, ран, голодание, всяческое их унижение. [...] Об этом свидетельствует анализ не только сказочного материала, но и позднейших этнографических данных. Так, во время инициаций в молодежных объединениях украинцев, поляков, чехов, словаков, существовавших вплоть до рубежа XIX-XX вв., молодых парней подвергали всяческому осмеянию и издевательству. Их били, брили деревянной бритвой, причиняя боль, поднимали вверх за волосы, заставляли залезать на столб и кукарекать, "плавать" в пыли, бросали в воду, мазали сажей и нечистотами лицо, пришивали к одежде тряпки и т.п. Инициируемые не должны были смеяться, говорить, есть и пить.

[...] Во время инициаций в украинских парубоцких громадах, у ремесленников, среди нищих и особенно у казаков испытывались сила, ловкость и выносливость посвящаемых. Несомненно, таким испытаниям физических качеств инициируемых придавалось большое значение в архаическую эпоху. Пребывание в лесном лагере обязательно включало также обучение инициируемых традициям, обрядам, мифам племени, различным магическим приемам влияния на окружающий мир, что нашло отражение в фольклорном материале..."

Еще раз о значении инициации в сакральной Традиции

Кратко описав основные черты традиционных посвящений, вернемся, прежде, чем закончить эту статью, еще раз к вопросу о значении инициаций в Традиции. Вернемся - но уже на другом уровне.

Если подойти к традиционным инициатическим технологиям с точки зрения психологии, несложно увидеть, что одной из непременных их частей является своего рода психологическое "очищение" инициируемого, освобождение от психологических зажимов и разного рода комплексов, накопленных за предыдущий отрезок жизни, - то, что в самой Традиции именуется иногда освобождением от наузов или шкур Дракона7. Действительно, находясь в пограничной ("лиминальной") фазе инициации, человек представляет собой tabula rasa, "чистую табличку". Такое Освобождение, необходимое для заполнения "таблички" новым содержимым, и есть психологическая суть инициации.

Чтобы лучше понять, прочувствовать этот вывод, стоит сравнить человека традиционного с человеком современным, лишенным инициатической практики и вынужденным, соответственно, постоянно тащить за собой весь груз своих комплексов и "грехов", накапливающихся в течение жизни. Несложно увидеть то, что отличает современного человека, живущего вне Традиции, - он несвободен...

Далее, мы знаем, что инициатические практики представляют собой стержень обрядовой жизни традиционного сообщества - рода, племени, этноса. В ходе инициаций всё сообщество прикасается с Священному Времени Начала-всех-Начал, к Священной Истории, к самому бытию Богов. Сливаясь с Богами во время совершения инициации, вместе с Ними переживая извечно повторяющиеся Смерть и Возрождение, члены традиционного сообщества переживают и Их Бессмертие.

Так что же такое инициация? Едва ли будет преувеличением сказать, что инициация - это Свобода и Бессмертие человека Традиции...

Посвящение в Традиции не является ни "наградой", или "привилегией", ни результатом прохождения какого-либо пути, но - самим актом традиционного Пути. Так же, как мы говорим, что движение - это способ существования материи, мы должны признать, что Посвящение есть способ существования человека в Традиции и, более того, - способ существования самого традиционного сообщества...

Заключение: современное общество

И, завершая эту небольшую работу, мне хочется сказать еще несколько слов о современном состоянии Западной цивилизации, полтора тысячелетия тому назад отринувшей инициатическую Традицию, а вместе с ней - весь многотысячелетний опыт человечества.

Согласно канонам права, незнание закона не освобождает человека от его власти. И - от ответственности за его нарушение... Так же и отрицание Традиции не отменяет действия тех мировых законов, что лежат в ее основании. Мирча Элиаде, исследуя глубинные психологические корни инициатических технологий, писал о произведениях, содержащих инициатические сюжеты: "...со времен, давность которых трудно уточнить, где бы ни создавались волшебные сказки, люди, как первобытные, так и цивилизованные, всегда слушали их с неослабевающим интересом и удовольствием. Это говорит о том, что сценарии посвящения - даже скрытые, как в сказках, - являются выражением психодрамы, отвечающей глубинным потребностям человека..."8

Цивилизация, отвергшая инициатическую Традицию, объявившая "несуществующим" то, что тысячелетиями составляло самый стержень человеческого - и личного, и общественного - бытия, - эта цивилизация сама обрекла себя на деградацию и, в конечном итоге, на Смерть...

...Но в Традиции Смерть - это не конец, а лишь элемент инициации, необходимой для обновления и Возрождения в новом качестве. Потому и эпоха гибели Западной цивилизации, в которую мы, очевидно, входим, именуется в Традиции не "концом света", но - Сумерками Богов.

Рагнарёк, Сумерки Богов, - имя той глобальной инициации, при начале которой мы имеем честь присутствовать.

Остается лишь добавить: Слава Инициаторам!

Некоторая литература:

1. Андреев А. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3-4, 1997.

2. Балушок В.Г. Инициации древнерусских дружинников//Этнографическое обозрение, №1, 1995.

3. Балушок В.Г. Инициации древних славян//Этнографическое обозрение, , №4, 1993.

4. Гаврилов Д. След Велеса в русских былинах и сказках//Мифы и магия индоевропейцев, вып.7, 1998.

5. Кереньи К., Юнг К.Г. Введение в сущность мифологии. В кн.: Душа и миф: шесть архетипов. М.-Киев, 1997.

6. Мурадова А. Пустошь и обряды посвящения//Мифы и магия индоевропейцев, вып.5, 1997.

7. Платов А.В. Бой на Калиновом мосту, или Прогулка тропою мертвых//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5, 1997.

8. Платов А.В. В поисках Святого Грааля: Король Артур и мистерии древних кельтов. М., 1999.

9. Платов А.В. Девять шкур Дракона//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1997.

10. Платов А.В. Магические Искусства Древней Европы. М., 1999.

11. Платов А.В. Путь и три ступени посвящения в Северо-Западной Традиции//Мифы и магия индоевропейцев, вып.8, 1998.

12. Платов А.В. Трикстер, или Обратная сторона монеты//Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1996.

13. Платов А.В. Феномен виртуальной реальности и проблема "вхождения в магию"//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996.

14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

15. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.

16. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

17. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

18. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб., 1999.

19. Юнг К.Г. Архетипика мифа. В кн.: Душа и миф: шесть архетипов. М.-Киев, 1997.

20. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

21. Юнг К.Г. Божественный ребенок. М., 1997.

22. Юнг К.Г. Дух Меркурий. М., 1996.

23. Dumйzil G. Mythes et dieux des Germains. P., 1939.

24. Eliade M. Le Mythe de l'Eternel Retour. Paris, 1949.

25. Eliade M. Le Sacrй et le Profane. Paris, 1965.

26. Eliade M. Le Shamanism. Princeton, 1964.

27. Eliade M. Rites and Simbols of Initiation. NY., 1965.

28. Eliade M. Traitй d'Histoire des Religions. Paris, 1974.

29. Jung C.G. & Kerйnyi C. Essays on a Scince of Mythology. N.Y., 1949.

30. Pennick N. Magie du Nord. La magie practique dans la tradition nordique. Puiseaux, 1996.

1М.Элиаде. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб., 1999.

2Один из результатов утраты Западной цивилизацией инициатической Традиции - быстрый рост числа маньяков, террористов и других подобных "людей", которые в традиционном обществе попросту не прошли бы основной возрастной инициации в 13-15 лет.

3А.Андреев. Русские Боги в Зазеркалье. Баба-Яга//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3-4, 1997.

4М.Элиаде. Цит. соч.

5Собственно говоря, в этом и кроется принципиальное отличие Северной, инициатической, Традиции от контр-инициатической Южной. Мы, северяне, - дети Богов, и Боги наши всегда с нами, всегда в нас, в то время как южане сами определяют себя как рабов Божиих...

6В.Г.Балушок. Инициации древних славян//Этнографическое обозрение, №4, 1993.

7А.В.Платов. Девять шкур Дракона//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1997.

8М.Элиаде. Цит. соч.

http://books.swarog.ru/books/history/0platow/platow10.php

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.009 с.)