Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Люди и сотворенные реальностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Антон ПЛАТОВ
Предисловие
Данная работа посвящена проблеме, ныне занимающей многих, - магии творения миров. Ни в коей мере я не считаю себя самого автором всех мыслей, которые будут высказаны на этих страницах; при работе мною были использованы десятки суждений и идей других людей, которым я бесконечно благодарен. По ряду причин данная статья лишена ссылок (в том числе - и на мои собственные прошлые работы). Одна из таких причин - невозможность назвать изначальных авторов многих идей, услышанных в частных беседах, увиденных в художественных произведениях (как опубликованных, так и нет), почерпнутых в компьютерных архивах, произнесенных по телефону или продемонстрированных мне на практике. Другая причина состоит в том, что тема данной статьи лежит уже вне той области, где возможны логические доказательства, и потому я не вижу здесь иной необходимости, кроме необходимости говорить. Посему я прошу тех, кто увидит ниже что-либо из своих идей, не корить меня, но принять мою благодарность и искреннее пожелание Дороги. Особое спасибо - Рандиру, оказавшему мне большую помощь при работе с компьютерными архивами, и Андрею Артову - за ряд практических приложений.
Предисловие Стены и миры
Это просто сон. Я расскажу его точно, как видел. Владислав Крапивин. Далекие горнисты
Как известно, место, где живут боги, сначала не было огорожено:
В начале времен, когда жил Имир, не было в мире ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода, бездна зияла, трава не росла. (Прорицание вёльвы, 3)
Из тела Имира боги сделали Мир, и в этом Мире однажды нашли на берегу моря первых людей - Аска и Эмблу:
Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса... (Прорицание вёльвы, 18)
Тогда трое богов - Один, Локи и Хёнир, - дали им тепло, душу и дух. И тогда люди стали быть, и жили в созданном богами Мире. Но боги строили ограды, упорядочивая сотворенный Мир, и так стало быть несколько миров. Стеной, чье имя Мидгард, “Средняя Ограда”, боги окружили людей, и те стали жить как бы сами по себе. Потом боги построили еще одну стену - Асгард, “Ограду Асов”, и люди потеряли богов из виду. Но не забыли о них. И поскольку тепло, душа и дух в людях происходят от богов, люди, замкнутые в Средней Ограде, продолжают делать то, что делали боги. “Так делали боги, так теперь поступают люди”, как говорится в одной из индийских брахман. Люди продолжают строить ограды, сотворяя все новые и новые миры внутри Мидгарда.
Миры Мидгарда
Мир, как мы его знали, подходит к концу. Мир, как мы его знали... И Бог с ним. БГ
Большинство из нас, сталкиваясь с теми или иными проявлениями волшебного, оказываются совершенно не склонными к анализу происходящего, полагая магию “вещью в себе”. Действительно, как мы знаем, в магии есть области, закрытые для проникновения разумной части нашего сознания. Однако разве это может нам помешать предпринять попытку осмысления хотя бы сугубо “материальных” последствий совершения магического действия? “Делая магию”, маг что-то меняет в мире - это понятно. Вот, например, захотелось магу купить хлеба, но он смотрит на календарь и видит, что сегодня воскресенье, и хлебный под окнами закрыт. Тогда маг совершает некую магию - так, чтобы магазин все-таки работал. Изменение налицо: магазин не работал - магазин работает. Но единственное ли это изменение? Нет. Для того, чтобы сегодня, после совершения магии, магазин оказался работающим, вчера директор магазина должен был издать приказ, объявить воскресенье рабочим днем. Изменилось не только настоящее - изменилось прошлое. Давайте задумаемся о двух вещах. Во-первых, и настоящее, и прошлое изменилось не только для мага, но и для директора магазина (который иначе мог бы, например, уехать на выходные на рыбалку), для продавщиц, для работников хлебозавода, которым пришлось отгрузить лишнюю партию хлеба, для автобазы, обслуживающей магазин, и т.д. Таким образом, изменение настоящего и прошлого носит глобальный характер и охватывает некоторую, довольно значительную часть мира: какой бы объект в мире мы не выбрали, всегда окажется, что он - так или иначе - связан с нашим магазином. Во-вторых, не будем забывать о том, что причинно-следственные цепочки уходят в бесконечную глубину времени. (Чтобы вчера директор магазина подписал приказ о работе по воскресеньям, позавчера ему должен был позвонить директор вышестоящей торговой фирмы, которому поза-позавчера должна была прийти в голову мысль о повышении прибыли за счет увеличения рабочего времени, а для этого поза-поза-позавчера он должен был просмотреть какой-нибудь финансовый отчет...) Абстрагируясь от конкретных деталей, мы должны признать, что результатом любого магического действия является изменение настоящего и прошлого всей обозримой части реальности... Задумайтесь, ведь это действительно так... Мир до совершения магии и мир после такового не имеют ничего общего, хотя и могут быть очень похожи друг на друга. Этот вывод неизбежен... Существуют две точки зрения на этот удивительный факт. Согласно первой, Мироздание, помимо трех (или четырех) пространственных и одного временного измерения, имеет еще и пятое (или шестое) измерение, описываемое как “ось многовариантности событий”. В такой модели маг, совершая магию (простите за каламбур), перемещается вдоль этой шестой (или пятой) оси, действительно попадая в иной мир, лишь похожий на предыдущий. Согласно второму взгляду, нет никакой “оси многовариантности”, но есть двунаправленность хода времени. При таком подходе каждое событие вызывает не только прямое причинно-следственное воздействие, уходящее в будущее, но и воздействие обратное, следствия которого находятся в прошлом (мы называем эти следствия в прошлом “обратным эхом события”). Собственно же магия, с такой точки зрения, оказывается искусством манипулирования этим самым обратным эхом. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и свои недостатки, но мы все более убеждаемся, что различия между двумя этими моделями имеют на самом деле такой же характер, как различия между волновым и корпускулярным описаниями электромагнитного излучения, - т.е. модели попросту дополняют друг друга. Пойдем дальше. Следуя Традиции, мы признаём, что магия суть акт творческой ярости (экстаза), воли и веры (намерения), все остальное - лишь рабочие инструменты, по большому счету не являющиеся необходимыми. Иначе говоря, речь идет об определенного рода магическом восторге, о сосредоточении воли и о твердой вере в то, что делаешь. Эти три компоненты мы встречаем в древних скандинавских священных текстах, в которых упоминаются три брата-демиурга - Один, Вили и Ве, чьи имена восходят к общим североевропейским корням и интерпретируются лингвистами как “Ярость”, “Воля” и “Вера”. В Старшей Эдде содержится упоминание о том, что именно эта триада сыновей Бора (изначального демиурга) создает (т.е. ограждает, выделяет из изначального хаосообразного Мироздания) мир людей, Мидгард. Не так же ли поступают маги Мидгарда, оперируя той же триадой ярости, воли и веры? Ведь сказано - так делали боги, так теперь поступают люди - основной закон мифологии... Триада богов вдохнула в найденных на морском берегу перволюдей тепло, душу и дух. Или - веру, волю и ярость (вдохновение)? Вероятно, не существует человека, который не владел бы этими тремя компонентами магии. А ведь нас - миллиарды... И это значит, что наша совокупная вера, совокупная воля и совокупная ярость не могут не формировать “обратного эха”, изменяя мир, в котором мы живем, и его прошлое. Или, что то же самое, - непрерывно создавая все новые и новые миры, лишь похожие на те, в которых мы жили десять, сто, тысячу лет тому назад... И потому правы скептики, не верящие легендам и сказкам. В нашем мире - в том, где мы живем сейчас, - никогда не было эльфов и великанов, не было валькирий, на лебединых крыльях парящих над полями битв; и Мерлин не приносил для Артура волшебный меч из Аваллона; и Томас Лермонт не путешествовал в Волшебную Страну, ведомый королевой эльфов; и не рождался от Змея Волх, и не оборачивался соколом, туром и волком... Мы изменили собственный мир, а значит - и его прошлое; мы уничтожили руины эльфийских замков и захоронения великанов, стерев с лица земли все следы пребывания здесь иных рас; мы накрепко заперли врата Перехода и заблокировали Дорогу; мы даже изменили “объективные” законы физики, сделав невозможной большую часть древней магии... Но правила, как известно, на то и существуют, чтобы их нарушать. Странным образом реальности склонны переплетаться, изредка пересекаясь и подкидывая нам что-нибудь из миров, где мы жили раньше. Таковы, например, “стеклянные замки” Шотландии, возвышающиеся до сих пор, обожженные некогда невероятным жаром, под действием которого спеклись в стекловидную массу камни стен и склоны холмов. Таково вскрытое в Средние Века захоронение в Гластонбери, в котором вместе с супругой был погребен воин, рост которого превышал девять футов. Таковы находки элементов человеческих скелетов в пластах, возраст которых определяется в миллионы и десятки миллионов лет... Вероятно, таким же нарушением правил является и воспоминание - генетическое, кровное воспоминание о том, что некогда мир был иным, - воспоминание, просыпающееся изредка в некоторых из нас. И когда оно просыпается, поднимаясь из самых глубин нашего существа, - тогда эти “некоторые” становятся магами, чтобы, когда придет время, задать изменению мира совсем иное направление...
Миры и их обитатели
Пользователи составляют подавляющее большинство обитателей всякого мира. Полностью подчиняются законам мира и воспринимают установившиеся структуры, как нечто само собой разумеющееся, не вдаваясь в их суть. В периоды фазовых переходов всегда ведомы кем-либо из вышеперечисленных категорий... Мартиэль. Из неопубликованных материалов
Как бы то ни было, но известный магический принцип - то, что вверху, - как то, что внизу, - справедлив и поныне. А потому и принцип, гласящий, что акт магии суть изменение всего мира и его прошлого (или, что то же самое, - создание, огораживание мира нового), выполняется на всех уровнях проявленности. Из начального Хаоса демиург Бор создал изначальный Мир, определив его границы границами тела Имира. Из изначального Мира боги выгородили Мидгард, мир людей. Маги и человечество (как один невероятной силы маг) продолжают эту работу, упорядочивая Хаос и огораживая миры, в которых мы обитаем в данный момент времени. Движение к Порядку продолжается! Бесконечно? Договоримся называть реальность, коллективно определенную человечеством, актуальной. По сути дела, эта реальность имеет характер договорной: мы с вами договорились, что человек не может летать, и теперь вынуждены ходить по земле. Актуальная реальность, как видно из вышесказанного, является одной из бесчисленного множества реальностей Мидгарда, но и сама она, при ближайшем рассмотрении, оказывается неоднородной. Движение к Порядку, направляемое некими великими сокрытыми силами, побуждает нас продолжать упорядочивание вглубь, формируя миры уже внутри актуальной реальности. Вспомните булгаковское “Собачье сердце”. Холодно-презрительное профессорское “да, я не люблю пролетариат” и искреннее недоумение пролетариата - зачем же все-таки профессору отдельно кабинет и отдельно столовая? Они никогда не поймут друг друга: у них принципиально разные системы ценностей, разный взгляд на себя и на мир, они верят в совершенно разное и даже говорят на разных “диалектах” русского языка. Обобщая, мы можем сказать, что они используют совершенно разные описания мира, а это значит, что виртуальные реальности, которые формируются их сознанием как отражения реальности актуальной, не пересекаются! Продолжая дело богов по упорядочиванию мироздания, профессор и пролетарий возвели внутри актуальной реальности еще одну ограду, разделяющую миры, в которых они живут. Характер этой ограды определяется древним принципом кастового (и общинного, кланового) различения - “свой-чужой”. Существует огромное количество признаков-паролей, по которым человек определяет, является ли встреченный им на пути своим или - чужаком, пришедшим из-за ограды. Подделать эти пароли практически невозможно: так, например, интеллигент в первом и даже во втором поколении почти всегда разительно выделяется из среды интеллигентов потомственных. Какие-то почти незаметные детали в одежде, незначительные отличия в мимике, в жестах, в словах... Очень часто мы сами оказываемся не в состоянии определить, что именно заставляет нас видеть в человеке “своего” или “чужого”, но механизм кастового различения работает безотказно. Мы можем спуститься еще ниже по лестнице градации реальностей, еще ближе к абсолютному Порядку. Клановые (родовые) ограды внутри каст. Ограды профессиональных объединений. Ограды объединений единомышленников и просто друзей. Семейные ограды. Наконец, ограды личных виртуальных реальностей, формируемые каждым отдельным человеком... Это очень важно, но очень сложно понять и почувствовать: за пределами ограды, в которой ты живешь, действительно находится совершенно иной мир, там светит другое солнце, и растет другая трава, там живут другие люди и действуют другие законы... Полностью замкнутые миры, находящиеся внутри актуальной реальности, но не имеющие точек пересечения с другими мирами, мы называем императивными. Примеры современных императивных миров: каста священнослужителей, каста интеллигенции, “каста” вокзальных бомжей. Миры, которые, напротив, имеют размытые границы и пересекаются с соседними, мы определяем как частные. Таков, например, мир театральных деятелей или мир людей, занимающихся естественными науками, - обе включенные в императивную реальность интеллигенции. Каждый человек, что очевидно, может обретаться только в одной императивной реальности, но сразу (или попеременно) в нескольких частных. Существует, например, частная реальность альманаха “Мифы и магия индоевропейцев”, в которой работают десятки исследователей Традиции, обретающиеся одновременно в других частных мирах. Многие миры (не только императивные) сохраняют древнюю кастовую структуру со всеми ее плюсами и минусами. Очень показательна в этом отношении реальность “мира науки”, частная, но по ряду параметров приближающаяся к императивной. Для этой реальности, как несложно увидеть, характерны все признаки касты: 1) реальность практически замкнута по наследственному признаку (что бы ни гласили наши законы, но сын рабочего скорее пойдет в рабочие, а сын ученого - в ученые, чем наоборот); 2) реальность имеет инициатический характер и обладает жесткой и тщательно разработанной системой посвящений (вступительные экзамены в ВУЗ, защита диплома, защита кандидатской, защита докторской и т.д.); 3) реальность соблюдает абсолютно четкое различение “свой-чужой”, поддерживает “своих” и стремится уничтожить “чужаков”, вторгшихся извне; 4) наконец, реальность обладает собственным языком (языками), непонятным для непосвященных, и тщательно оберегаемым (так, например, “чужак” может перелопатить кучу умных книжек, но так и не узнает, что означает “Ibid” в литературных ссылках или “sic!” в тексте цитаты, - чтобы быть допущенным к использованию внутреннего сакрализованного языка касты (реальности) требуется пройти посвящение того или иного уровня). Миры не остаются неизменными, но находятся в непрерывном движении: перестраиваются, распадаются и сливаются, переходят из одного состояния (качества) в другое и т.д. Так, например, частная реальность поклонников Толкиена, возникшая в разных странах, в том числе и в России, несколько десятилетий тому назад, ныне находится в фазе перехода в реальность императивную. Достигнет ли мир толкиенистов состояния императивной реальности, неизвестно, как неизвестно и то, что может произойти, если движение на этом не прекратится и их мир продолжит разворачиваться в сторону актуализации. Сможет ли реальность толкиенистов стать актуальной - вопрос их магии, их веры, воли и творческой ярости... Очевидно и то, что все люди по-разному воспринимают сотворенные реальности и их ограды. Не вдаваясь в подробности, укажем, что мы склонны выделять как минимум три основные категории обитателей миров. 1. Пользователи. Абсолютное большинство населения любой реальности. Основная черта пользователя - то, что для него недоступно преодоление оград императивных миров (что уж говорить о границах актуального мира!). Более того, большинство пользователей оказываются не в состоянии даже просто разглядеть ограду, возвышающуюся где-то на окраинах его мира, и понять, что за этой оградой есть что-то еще. 2. Посредники. Люди, умеющие видеть границы миров и даже преодолевать императивные ограды. К этой категории относятся, например, ученые, работающие на стыке нестыкующихся дисциплин, или просто бездельники, из интереса путешествующие по реальностям актуального мира. 3. Навигаторы. Самая малочисленная категория обитателей актуальной реальности. Основная черта - умение манипулировать оградами миров: сдвигать и раздвигать пределы реальностей, сотворять новые миры, огораживая новые участки актуальной реальности, или разрушать старые, направляя движение в сторону Хаоса. Название этой категории не случайно - хотя реальные изменения миров производятся совокупным устремлением пользователей, но силой, направляющей эту совокупную магию, являются именно навигаторы. В конечном итоге навигаторы не только манипулируют реальностями внутри актуального на данный момент мира, но и направляют движение человечества по мирам Мидгарда. Фактически, навигаторы со-творят с богами, перестаривая и видоизменяя Мироздание...
Ухмылка Локи
В мутном зеркала овале Я ловлю твое движенье. В рамке треснутой поймали Нас с тобою отраженья... Сергей Лукьяненко. Рыцари сорока островов
Акт творения, согласно традиционным представлениям, суть выгораживание чего-то из ничего, Мира из Хаоса. Так был сотворен мир богов, когда на необъятных хаосообразных просторах изначального Мироздания поднялась Ограда Асов - стены Асгарда, города богов. Тогда изначальный Мир раскололся - силы Порядка и силы Хаоса, прежде перемешанные, оказались разделенными Оградой. Точно так же первым разумным деянием родившегося ребенка на пути к Порядку является построение ограды, отделяющей его “Я” от всего остального. Точно так же древний человек впервые повесил некогда на вход в свою пещеру занавес из звериной шкуры, совершив первый осознанный шаг к Порядку и отделив внутренний порядок Дома от внешнего хаоса Леса. И так, продолжая дело богов Порядка, люди отправились в бесконечное путешествие по сотворенным реальностям, выстраивая описанную выше схему: тело Имира (изначальное Мироздание) - реальность Мидгарда - актуальный мир - императивные и частные реальности. Создавая все новые и новые ограды, человек все более упорядочивает среду обитания, удаляясь от абсолютного Хаоса и приближаясь к абсолютному Порядку. Но во всем этом, как читатель уже мог заметить или просто почувствовать, “есть что-то не то” (словами БГ). Несомненно, сотворение демиургом Бором изначального Мира было деянием “прогрессивным” - очевидно, что в абсолютном Хаосе, где нет ни одной границы, ничто не может существовать. Вероятно, “прогрессом” было и построение Мидгарда, оградившего область мироздания, удобную для обитания людей. А вот дальше уже начинается странное раздвоение. Оградив внутри Мидгарда собственный актуальный мир, мы - вроде бы - тоже немалого достигли, создав для себя оптимальные условия:
Пусть невелик твой дом, но твой он, и в нем ты владыка... (Речи Высокого, 37)
Однако не напоминает ли вам актуальная реальность... теплицу, тонкие стекла которой отделяют нежные помидоры и огурчики от буйства стихийных сил внешнего мира?.. Дальше - еще непонятнее. Построение императивных реальностей продолжает дело Порядка и тоже выглядит прогрессивным (мы, например, слишком хорошо знаем, что получается, когда, нарушая древние императивные ограды, нерушимый союз пролетариата и трудового крестьянства берется управлять государством). Но, с другой стороны... Позволю себе привести пример, уже использованный мною в одной из публикаций. Посмотрите на современного “культурного” человека, пользователя императивной реальности интеллигенции. Он ходит на работу, прилично одевается, читает книги, посещает изредка театр, заглядывает изредка в музеи... Задайтесь вопросом: а может ли он попросить милостыню в метро, или прийти на работу с розой в петлице, или встать на голову, когда весело? Ответ другого “культурного” человека: он не будет делать этого, потому что такого ему не захочется и потому что ему это не нужно. Ответ мага (посредника или навигатора): он не может этого сделать... Продолжая эти рассуждения, мы должны будем признать, что абсолютный Порядок - как противоположность абсолютному Хаосу - оказывается бесконечной последовательностью вложенных оград - состоянием, в котором не остается ничего, кроме бесчисленных заборов, не имеющих дверей. Эта тенденция прекрасно видна на примере следующего уровня творения миров: персональных виртуальных реальностей, которые уже начисто лишены какого бы то ни было “прогрессивного” содержания и представляют собой лишь узы, скручивающие наше сознание, шоры на нашем восприятии мира...
...Однажды, просматривая в очередной раз тексты Старшей Эдды, я заметил странный факт, на который обычно не обращают внимания. В песне, называемой “Речи Гримнира”, сам Один перечисляет палаты богов, стоящие внутри Ограды Асов - в Асгарде, городе (мире) богов, причем упоминаются даже такие “второстепенные” боги, как Форсети или Скади. Но нет ни слова о палатах бога Локи... Более того, ни в Старшей, ни в Младшей Эддах вообще не говорится о том, чтобы Локи, бог-Трикстер, жил в Асгарде, несмотря на то, что он также является асом и бывает в Асгарде довольно часто. Этот факт стоит обдумать, особенно - учитывая, что “стены крепости асов” были выстроены фактически по инициативе Локи и при его непосредственном участии... А было это, согласно повествованию Снорри Стурлуссона, так. Явился однажды к богам некий мастер из рода великанов и взялся за три полугодия возвести крепость, стены которой были бы столь высоки и прочны, что никакой враг не смог бы одолеть их. В помощь себе просил он лишь коня Свадильфари, а в награду - богиню Фрейю, Солнце и Луну. Слишком тяжелой показалась асам эта цена, но Локи, “виновник всяческих бед”, убедил их, что великан не успеет закончить строительство в срок, и тогда достанется асам почти готовая крепость и притом - бесплатно. Асы поверили Локи, заключили сделку с мастером-великаном и, разумеется, просчитались. Когда до окончания срока оставалось еще три дня, крепость была почти готова, дело было лишь за воротами. Тогда забеспокоились асы, ибо страшились потерять Солнце, Луну и богиню любви, и вспомнили, кто их надоумил. Призвав Локи, они велели ему помешать мастеру выполнить условия сделки, обещая в противном случае лютую смерть. И Локи превращается в прекрасную кобылу, и выходит навстречу мастеру и его коню, когда те отправляются за камнями для ворот. И едва конь Свадильфари замечает кобылу, как рвет удила и пускается за ней, а Локи уходит в лес, где и держит подле себя жеребца до окончания срока сделки. Так боги получают свою Ограду, а Один - еще и волшебного восьминогого коня, рожденного Локи после трех дней, проведенных в лесу с жеребцом Свадильфари. ...Мы могли бы поспорить о том, какое из деяний Локи, “коварного аса”, называть самым коварным, но мне кажется, что это - именно строительство стен города богов. Как бы ни были мудры и могущественны боги, но именно Локи оказывается навигатором создания нового мира, Асгарда, и как истинный навигатор, затворив богов в стенах их собственного мира, он оставляет за собой право быть нигде и везде, по необходимости переходя от Порядка мира богов к Хаосу внешнего мира. И, свободно проходя сквозь неприступные ограды и стены, со свойственным ему ехидством Локи, вероятно, посмеивается над богами, благоденствующими в пределах “крепости асов”...
Назад к Хаосу?
Как видно из схемы, процессы перехода от фазы к фазе могут быть прогрессивными не только в направлении “Хаос-Порядок”, но и в направлении “Порядок-Хаос”. Зависание же в каком-либо одном из состояний “Хаос” или “Порядок” приводит к саморазрушению или к застою соответственно. Мартиэль. Из неопубликованных материалов
Впрочем, мы были явно неправы, когда сказали, что коварнейшее из деяний Локи - это строительство Асгарда. Самый скверный поступок ему еще только предстоит совершить - ведь именно Локи суждено привести к стенам Асгарда полчища воинов Хаоса. Когда это случится, Хеймдалль, страж Порядка, протрубит в свой рог, возвещая начало Сумерек Богов. И тогда падут в битве боги старшего поколения, и... Ограды реальностей в действии! Хотим мы того или нет, но большинство из нас живет в императивной реальности христианского мировосприятия и не имеет возможности смотреть на мир иначе. Поэтому очень часто сугубо христианские представления оказываются перенесенными на чисто языческие, традиционные концепции. А ведь Сумерки Богов в Традиции - это совсем не то же самое, что Конец Света в христианстве... Изменяя актуальную реальность, мы не могли не изменить собственного сознания, собственного видения Мира... Так превратились в нашем восприятии в злобных лесных ведьм и древняя Богиня-Мать, и ее жрицы. Так Сумерки Богов обернулись Концом Света, Ночью. Но может ли быть конец у самого Света? ...Хеймдалль протрубит в рог свой Гьяллахорн, и в битве с Хаосом падут боги старшего поколения, и с ними падут ограды миров. Но юные боги нового мира соберутся на поле Идавелль, и тогда
Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом... (Прорицание вёльвы, 62)
Прохождение через сумерки, через состояние смерти - суть необходимый элемент традиционного посвящения. Инициируемый мальчик должен умереть, должен пройти через состояние ритуальной символической смерти, чтобы позволить родиться мужчине. Сам Один должен был пронзить себя копьем и девять дней и ночей провести в сумерках, между жизнью и смертью, чтобы обрести магию рун. Не окончательное разрушение, не “воздаяние” по весьма условно определяемым заслугам, но посвящение несут Мирозданию Сумерки Богов. И не кто иной как Локи, бог-Трикстер, паяц и дурак, служит тем копьем, коим боги пронзают себя самих, свой мир, разрушая выстроенные ограды и разворачивая затянувшееся движение к Порядку...
...Разрушение оград реальностей, сопровождающее, согласно Традиции, конец эпохи - Сумерки Богов - оказывается действием ничуть не менее “прогрессивным”, нежели их сотворение... И нет никакого сомнения, что, закрываясь от абсолютного Хаоса, на руинах старых оград мы начнем возводить новые стены, чтобы снова оказаться в опасной близости от абсолютного Порядка и вновь пережить Сумерки Богов и падение стен... Вечное Возвращение. Так назвал это Ницше. Все вернется, все повторится - вновь и вновь. Слова стихают, и остается отчаяние. Все-таки Ницше, при всех колоссальных своих достижениях, не чувствовал некоторых аспектов Традиции. Ибо отчаяние суть психическая смерть. А смерть суть посвящение...
...И в книгах, написанных другими людьми, он неожиданно начнет встречать отголоски своих собственных воспоминаний. Тогда он станет искать тщательнее, правда, смутно представляя, что ему нужно. И постепенно из обрывков нитей, из неясных фраз и туманных полунамеков выстроится четкая картина нового мира... Собственно говоря, это не был мир. Это была Дорога. Лев Лобарёв, ”Дорога, которая не кончается”
Новые книги о кельтах и друидизме Антон ПЛАТОВ Выход в свет новой книги - событие всегда радостное. Действительно, приятно наблюдать, как на российском рынке литературы по магии и языческой традиции появляется все больше книг: самых разных, представляющих самые разнообразные взгляды и концепции. Пусть авторы зачастую противоречат друг другу, это нормально: отсутствие догм и жестких авторитетов - характерная черта истинно языческого подхода к решению сложных вопросов, затрагивающих такие тонкие области, как магия или религия. Дело авторов - изложить свой взгляд, а уж читательское дело - выбирать то, что кажется ему более близким, более верным, более конструктивным. Конечно, некоторое время на прилавках эзотерических магазинов будут превалировать книги иностранных авторов - это естественно: там у себя, “за рубежом”, они много чего успели понаписать за последнее столетие. Мы глубоко убеждены, что такая ситуация просуществует не слишком долго. Но на данный момент русскому читателю приходится довольствоваться, в основном, именно переводной литературой по индоевропейской (в том числе - северной) магической традиции - пока не поднимутся российские авторы, которые напишут ничуть не худшие (а скорее - гораздо лучшие) книги. А пока те, кто не имеет доступа к первоисточникам, будут читать переводы... И то, что читатель сможет вынести из переведенной книги не в меньшей степени, чем от автора, зависит и от переводчика, и от редактора... Довелось мне не так давно взять в руки одну из только что вышедших из печати переводных книг о друидизме. Полистав ее несколько минут, наткнулся я на такую вот фразу: “кельтский бог Кучулаин”. Признаться, овладела мною оторопь: неужто пробелы в моих скромных знаниях столь велики, что даже популярная книжка упоминает неизвестных мне кельтских богов? Потом, правда, я сообразил: что-то здесь не так - ведь ни в одном из древнекельтских языков нет звука “ч”! Я попытался представить себе, как это имя могло выглядеть в английском оригинале книги, и тогда разобрал меня смех пополам со слезами - речь шла... о Кухулине (CuChulain) 1! Это действительно было бы очень смешно, если бы, как говорится, не было так грустно. Что можно сказать о книге, посвященной религии и магии кельтов, если ни переводчик, ни редактор (!) никогда не слышали имени Кухулин? Примерно таким же, вероятно, образом появляются в выходящих из печати переводных книгах Пвилл вместо Пуйлл (Pwyll), Лугхнассадх вместо Лугнаса (Lughnasadh), Аннвфн (как, интересно переводчик предполагал это читать?) вместо Аннун (Annwfn) и т.д. Нередко - к сожалению! - по подобным искажениям имен можно, не заглядывая в титульный лист, вычислить, с какого языка делался перевод - по тому, с каким “акцентом” звучат перевранные кельтские слова. Вот, например, довелось мне несколько месяцев назад просматривать перевод знаменитых триад валлийских бардов (которые в переводе почему-то были названы ирландскими). Перевод на русский был выполнен с французского перевода с английского перевода с валлийского оригинала (в издательских кругах это называется “с японского на сингальский и обратно”). Имя Кигант (Ceygant) звучало как Кэйган - c эдаким элегантным французским носовым “н” в конце... Нам ни в коем случае нельзя забывать, что перевод - дело непростое (и ответственное). Тем более - когда речь идет о переводе текста магического. Впрочем, какая уж тут магия... Добро, если можно вообще уловить, о чем, собственно, речь-то идет... Однако, не стоит, конечно, сгущать краски. Книги выходят, и это уже хорошо. А ошибки - что ж, от них не застрахован никто. Мне, например, тоже доводилось, оглядываясь назад, находить досадные “ляпы” в собственных опубликованных работах. Другое дело, что профессионал всегда стремится если не избежать ошибок совершенно, то хотя бы свести их число к минимуму. Только для непрофессионала совершенно все равно, что там он напереводил или наредактировал. И потому, следуя древней мудрости (не судите, да не судимы будете), я не берусь никого судить на этих страницах, но лишь хочу еще раз повторить: опасайтесь непрофессионализма! УВАЖАЕМЫЕ ИЗДАТЕЛИ! Вы избавите себя от массы проблем, от смеха за Вашими спинами, от неизбежного в ином случае падения престижа издательства, если будете работать с профессионалами. Смехотворного, гротескного Кучулаин вместо Кухулин вполне можно было избежать, просто обратившись за консультацией к специалистам, большинство из которых всегда будут рады помочь Вам. ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Позвольте напомнить Вам старый анекдот. Разговаривают два режиссера; один говорит другому: “Я понимаю, зачем пишут плохие сценарии, - плохим сценаристам тоже хочется кушать. Я понимаю, зачем снимают плохие фильмы, - плохим актерам тоже надо чем-то заниматься и на что-то жить. Но зачем плохие фильмы смотрят?.. ” 1 Подобным образом, к слову, возникают не только новые боги, но и новые магически термины, иногда прочно входящие в оборот. В одной популярной книжке о рунах довелось мне не так давно встретить следующую фразу: “[Один] сидит в Асгарде среди своего Эзира.” Что это, интересно, за Эзир такой окружает богов в Асгарде? Можно только предположить, что фраза передрана из какого-нибудь английского издания, где звучала она следующим образом: “sit amongst his Aesir in Asgard”. Незадачливым плагиаторам даже в голову не пришло, что Aesir может быть множественным числом от слова “ас”! Все- таки не посреди Эзира, а среди асов восседает Один в Асгарде... Назад к 1 http://books.swarog.ru/books/history/0platow/platow04.php
ПУТЬ И ТРИ СТУПЕНИ ПОСВЯЩЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ Антон ПЛАТОВ (Москва) Введение
еобходимость данной работы продиктована не столько стремлением поделиться результатами работы, совершаемой нами и нашими коллегами, сколько желанием расставить, наконец, точки над i, обозначить наше место в современном традиционалистском возрождении в России и наше отношение к прочим течениям и движениям. Таким образом, данная публикация носит программный характер и является своего рода манифестом нашего отношения к Традиции. Мы считаем необходимым отметить, что мы отнюдь не претендуем на единственность нашего пути и, напротив, полагаем естественным и необходимым существование многих путей в рамках одной Традиции. Однако мы надеемся, что в данной работе нам удалось отразить представления, свойственные не одному лишь нашему пути, но всем ревнителям истинного возрождения Традиции в России и в северо-западном мире в целом. Мы полагаем единой древнюю нордическую (северо-западную) Традицию, ветви которой оформились некогда как язычество славян, скандинавов, балтов, кельтов, и надеемся выразить общие концепции этой исходной Традиции, иллюстрируя их понятиями и символами нашего конкретного пути. Огромное значение в этом отношении имеет методология возрождения Традиции, являющаяся камнем преткновения для различных направлений современного нам традиционализма. Мы абсолютно согласны с мнением многих исследователей XX века о необходимости использования опыта восточных Традиций (прежде всего индуистской, как наиболее близкой к славянской) и вместе с тем отрицаем позицию школы Рене Генона о В статье использованы рисунки Ж. Кузнецовой. невозможности реставрации «западной традиции» или о невозможности таковой вне христианства. Более того, признавая огромные заслуги Ген
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.016 с.) |