Методы научно-педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы научно-педагогического исследования



 

Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно-исследовательских задач. Выделяют следующие принципы выбора методов научно-педагогического исследования:

1. Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

2. Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, возможностям исследователя.

3. Принцип запрета использования методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, учебно-воспитательному процессу.

Методы научно-педагогического исследования делят на теоретические, связанные с анализом и синтезом, абстрагированием и моделированием, т.е. методы необходимые для проникновения в сущность изучаемого и эмпирические или методы практического поиска, которые фиксируют общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Так, к теоретическим методам исследования относятся такие методы как:

1. Метод теоретического анализа проблемы и предмета исследования предполагает разделение целого на части и позволяет выявить состав и структуру изучаемых явлений; разграничить главное и второстепенное. От анализа неотделим синтез, он позволяет обобщить факты и сделать выводы.

Выделяют такие виды анализа как: классификационный, структурный, функциональный, причинный.

Кроме этого, анализ может осуществляться на разных уровнях – социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном и пр.

2. Методы абстрагирования и конкретизации теснейшим образом связаны с методами анализа и синтеза. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его свойств и признаков с целью его более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация. Реально не существующие, идеализированные объекты создаются, когда исследователь, абстрагируясь от всех многочисленных связей и отношений, выделяет предмет изучения в «чистом» виде (идеальный учитель, идеальный воспитанник и пр.). Такие идеализированные объекты позволяют полнее выявить связи и закономерности, проявляющиеся в реальных объектах. Методу абстрагирования противоположен метод конкретизации, он заключается в мысленном воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.

3. Метод единства исторического и логического рассмотрения педагогических явлений. Под историческим понимается движение (развитие) предмета, а под логическим – движение этого предмета в мышлении человека.

4. Моделирование – метод, при котором изучается не объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. В ходе моделирования конструируется новое, еще не существующее в практике.

Наиболее распространенными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент и др.

Метод наблюдения – этометод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов.

Требования к наблюдению:

- целенаправленность – для чего, с какой целью ведется наблюдение (наблюдение за развитием учащихся в процессе изучения какой-либо темы);

- планирование, т.е. наблюдение должно проводится по заранее намеченному плану – что наблюдать, где, когда; выбор способов наблюдения, выбор способов регистрации фактов, выбор способов обработки результата;

- естественность – наблюдение должно проводиться без вмешательства и коррекции событий;

- объективность – в ходе наблюдения необходимо фиксировать факты, а не свои предположения;

- фиксация фактов – т.е. необходимо выбирать средства регистрации фактов, это могут быть протокольные, дневниковые записи, фото- видеозаписи и др.

Различают несколько видов наблюдения:

  1. По частоте наблюдения, наблюдения делятся на постоянные, повторные и однократные.
  2. По объему охвата объекта различают сплошные и несплошные наблюдения.
  3. По способу получения сведений их делят на непосредственное - это, когда исследователь регистрирует факты, увиденные во время наблюдения; и косвенные или опосредованное, когда наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат (например, не можем видеть непосредственно процесс мышления).
  4. Наблюдение различают также в зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или лицо, участвующее в наблюдении.
  5. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают открытое и скрытое наблюдение.
  6. По признаку «временной» организации различают наблюдение непрерывное и дискретное.

Различают также лонгитюдное (продольное) и ретроспективное (обращенное к прошлому) наблюдение. (Например, изучаются условия развития математических способностей с первого по одиннадцатый класс).

Этапы подготовки и проведения наблюдения:

  1. Выбор объекта, постановка целей и задач.
  2. Получение разрешения на наблюдение.
  3. Составление плана наблюдения
  4. Подготовка документов и оборудования наблюдения.
  5. Сбор данных наблюдения.
  6. Оформление результатов наблюдения.
  7. Анализ результатов наблюдения.
  8. Теоретические и практические выводы.

Хотя наблюдение очень доступный метод, он имеет свои недостатки как объективного, так и субъективного характера. Объективные недостатки – ограниченность наблюдения временем совершения события, оно позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических фактов. Субъективные недостатки – эмоциональное восприятие исследователем совершаемого события (установки, интересы, психические состояния).

Следующая группа методов эмпирического исследования - опросные методы, к ним относятся беседа, интервью и анкетирование.

Беседа – метод получения информации в ходе непосредственного общения. Он может использоваться как самостоятельный метод для получения необходимой информации, или как дополнительный метод для уточнения информации, полученной при наблюдении.

Так же как и наблюдение, беседа должна иметь четкую цель, план с вопросами. Вопросы могут быть скрытого характера и вопросы «в лоб», вопросы для перепроверки информации. Проводится беседа в свободной форме без записи ответов собеседника, она может проводиться как с группой, так и индивидуально.

Правила проведения беседы: начинать беседу следует с тематики приятной собеседнику; проявлять в ходе беседы искренний интерес к собеседнику, уважение его мнения; проявлять внимательность и гибкость.

Достоинства беседы – наличие контакта, в ходе которого есть возможность учитывать ответную реакцию, задавать дополнительные, уточняющие вопросы. Существенным недостатком является не объективность данных.

Интервью – метод, привнесенный в педагогику из социологии, является разновидностью беседы. Отличается от нее тем, что исследователь придерживается заранее намеченных в определенной последовательности вопросов, ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов. В отличие от беседы и интервью анкетирование – заочный опрос.

Выделяют следующие виды анкетирования - контактное, заполнение анкет происходит в ходе непосредственного общения с исследователем. Заочное, оно организуется посредством корреспондентских связей. Прессовое, оно проводится через газету.

Анкеты бывают:

- открытые, в них даны вопросы без готовых ответов;

- закрытые, в таких анкетах содержатся ответы на выбор испытуемого;

- смешанный тип;

- «полярная» анкета – анкета с балльной оценкой.

Вопросы, входящие в анкету подразделяются на содержательные и функциональные. Содержательные вопросы помогают получить результат. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера, далеко не всегда полезно ставить вопросы «в лоб»,

Функциональные вопросы служат оптимизации, упорядоченному течению опроса. Используются следующие виды функциональных вопросов:

1. Функционально-психологические, они используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой и др.

2. Вопросы – фильтры, они задаются с целью выяснения отношения к данной проблеме.

3. Контрольные вопросы, они задаются для перепроверки достоверности данных.

Достоинства анкетирования: массовость, скорость обследования, достаточно легкая обработка результатов.

Недостатки: необъективность (трудно рассчитывать на полные, правильные ответы); негибкость (жесткий список вопросов, нельзя вмешиваться).

Тестирование - метод сбора информации по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений. С помощью тестирования можно определить уровень развития какого-либо свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Различают тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки (нормативно-ориентированные тесты НОРТ). Норма каждого теста определяется составителем разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего большой группе людей. Это может быть, например, возрастной показатель индивидуального развития, или какой-либо личностной характеристики.

Критериально-ориентированные тесты КОРТ, результаты выполнения заданий в них соотносятся с качественными характеристиками содержания задания, теста, а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.

В педагогике используются тесты успеваемости, тесты элементарных умений (чтение, письмо и пр.), тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения ЗУН по учебным предметам. Выделяют несколько типов тестов:

1) тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов;

2) тесты достижений направлены на выявление уровня сформированности конкретных ЗУН, например, тесты экзаменационных испытаний;

3) личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемого.

Качество теста определяется его точностью, т.е. надежностью и валидностью. Надежность теста показывает насколько результаты теста могут быть устойчивы, насколько точно они измеряют те или иные параметры, насколько высокой может быть мера доверия к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего предназначен.

Требования к тестам: объективность оценки результатов; валидность; репрезентативность, т.е. они должны обеспечивать всестороннюю проверку.

Тестирование отличается от других методов точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации, что является их несомненным достоинством.

В практике используются различные способы предъявления тестовых заданий: это могут быть задания, требующие коротких ответов на вопросы; задания в которых надо заполнить пропуски; задания с выбором ответа; задания на определение соответствия, последовательности; задания на классификацию и др.

Недостатки тестирования - неверное понимание задания учащимся; если тест требует альтернативных ответов, не всегда ясно как ученик пришел к ответу – случайно или путем логических рассуждений. Кроме этого, с помощью теста трудно выяснить убеждения учащихся.

Изучение продуктов деятельности этот метод может дать ценный материал об индивидуальности, о достигнутом уровне ЗУН исследуемых.

Другой метод изучение школьной документации дает реальные данные о практике организации учебно-воспитательного процесса.

Оценивание – метод компетентных судей, рейтинг, это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое.

При экспертном оценивании или методе экспертных оценок важен подбор экспертов, людей знающих проблему и способных к объективной, непредвзятой оценке.

Этот метод может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. По заранее заданной форме берутся письменные отзывы исследуемого объекта, затем они сопоставляются.

Для более глубокого понимания сущности педагогических явлений, изменений, происходящих в них, применяется метод эксперимента. Эксперимент – это метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследований.

Эксперимент, как и наблюдение должен быть ответом на какой-нибудь вопрос, но при эксперименте весь процесс исследования значительно строже и точнее. Преимущество эксперимента перед наблюдением охарактеризовал известный физиолог И. Павлов, он отметил, что наблюдение собирает предлагаемое природой, а эксперимент берет от природы то, что хочет.

В ходе эксперимента сознательно изменяют характер какого-либо явления путем введения новых факторов. Вводимый новый фактор называется экспериментальным фактором или независимой переменной эксперимента. Фактор, изменяемый под влиянием независимой переменной называется зависимой переменной.

По характеру проведения различают эксперимент естественный и лабораторный.

В педагогике выделяют следующие виды эксперимента:

- Констатирующий – эксперимент, устанавливающий реальное состояние дел, определение исходных данных для дальнейшего исследования (например, начальный уровень знаний и умений по какому-либо разделу программы). Данные этого вида эксперимента используются для организации следующих видов эксперимента.

- Преобразующий или формирующий эксперимент, при котором обучение происходит с введением нового фактора и определяется эффективность их применения.

- Контрольный эксперимент, с помощью которого через какой-то промежуток времени после формирующего эксперимента определяется уровень ЗУН по материалам обучающего эксперимента.

При первых трех видах эксперимента под наблюдением находится лишь группа учащихся.

- Сравнительный эксперимент, как правило, требует сравнения контрольной и экспериментальной групп. При этом в экспериментальном классе вводится новый фактор, а в контрольном – нет. При этом важно, чтобы все остальные условия были одинаковы.

Эксперимент состоит из трех этапов: начальный контроль ЗУН; воздействие на испытуемых каким-то новым фактором; заключительный контроль ЗУН. Результаты эксперимента сводятся в таблицу, в которой отмечены фамилии учащихся, начальная и заключительная оценка. Знания в дидактическом эксперименте следует измерять количеством правильных ответов (баллов), а не школьными оценками.

При педагогическом эксперименте важно критически оценивать различные дополнительные переменные, которые могут повлиять на результаты эксперимента, их можно разделить на 4 группы. 1) дополнительные переменные, обусловленные личностью учащихся – это уровень ЗУН, отношение к учебе, способности, интересы, умение учиться, состояние здоровья, физическое состояние, социальная среда; 2) переменные, обусловленные личностью учителя – это профессиональное мастерство, личные качества, педагогический такт, состояние здоровья и пр.; 3) факторы, зависящие от учебного процесса – это содержание и объем изучаемого материала, состав класса, взаимоотношения в нем, расписание и пр.; 4) факторы, зависящие от контроля результатов – это валидность (проверяют то, что хотят проверить), объективность, длительность, форма контроля, сложность контрольных заданий и пр.

Чтобы эксперимент дал точный результат, надо по возможности свести все ошибки до минимума. Ошибки в ходе эксперимента могут быть двух видов: строится правильная гипотеза, но плохо проведенный эксперимент ее не подтверждает; или строится неправильная гипотеза, а некорректно проведенный эксперимент ее подтверждает.

Иногда в педагогическом эксперименте допускаются преднамеренные ошибки, когда недобросовестный исследователь искажает ход и результаты эксперимента.

Несознательные ошибки возникают вследствие теоретической неподготовленности к проведению эксперимента, неумелого планирования эксперимента и т.п.

Под планированием эксперимента подразумевается наиболее общая логика эксперимента. Чем продуманнее эксперимент, тем более объективные результаты он дает.

План эксперимента должен включать:

- определение цели, задач эксперимента;

- разработка программы эксперимента, методов обработки полученных данных (место и время проведения эксперимента, его объем, характеристика участвующих лиц, описание материалов, используемых для эксперимента, описание методики проведения эксперимента, методику наблюдения за ходом эксперимента, описание методики обработки результатов эксперимента);

- проведение самого эксперимента;

- качественный и количественный анализ результатов, формулировка выводов.

Формы научного исследования

Реферат

Реферат является формой научного исследования студентов(от латинского ге^егге – сообщать, докладывать). Как видно, сам термин имеет два значения: во-первых, краткое изло­жение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д.; во-вторых, доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Реферат, как любая форма научного исследования студентов начинается с изучения, анализа и конспектирования литературы по проблеме исследования. (Конспект – сокращенный текст работы, из которого исключена информация объяснительного, разъяснительного, иллюстративного характера). Только после конспектирования и глубокого изучения источников следует приступать к написанию реферата. При написании реферата студент должен продемон­стрировать умение работать с научным текстом, выделять в нем главное, видеть проблемы, которым посвящена работа, также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами), формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизиро­вать изученный материал.

Реферат должен иметь четкую структуру, он состоит из введения, основной части и заключения.

Реферат может быть двух видов: монографический, представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной научной работы; обзорный - итог изучения нескольких научных работ, отражающий их основное содержание.

Монографический реферат включает, как правило, небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Зак­лючение в данном виде реферата не является обязательной частью его текста, зача­стую он заканчивается изложением содержания работы. Основная часть может быть представлена композиционно разными способами:

- конспективный, когда построение основной части полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

- фрагментный, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

- аналитический, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составля­ется план реферата, в соответствии с которым и излагается со­держание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не про­сто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ.

Композиционно обзорные рефераты также могут быть различ­ными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источни­ках.

По способу рассмотрения проблемы рефераты делятся на три вида:

1. Критическая рецензия на работу или цикл работ, она включает в себя оценку актуальности работы, краткое изложение теоретической позиции автора работы, ее критический анализ, доказательства личной позиции по данной проблеме и выводы.

2. Аналитический обзор построен в виде изложения истории изучаемого вопроса и опыта его реализации на современном этапе. Анализ работы или работ и их сопоставление должны дать представление об авторских концепциях и их применении на современном этапе.

3. Критический анализ дискуссии представляет собой изучение противостоящих точек зрения по какому-либо вопросу (возможно в различные исторические периоды). Главное здесь – выявить сущность полемики: проанализировать теоретические положения, выдвигаемые разными сторонами, на основе этого сформулировать личностное отношение к выявленному противоречию и наметить пути решения проблемы.

Объем реферата должен быть не менее 15 страниц рукописного или 10 страниц машинописного текста. Оформляется реферат следующим образом: титульный лист, план, введение, основная часть, выводы, список использованной литературы. Напротив каждого из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте реферата.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все основное содержание темы.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Причем, также как и в докладе в рефератах приняты косвенные формулировки авторской позиции: "Как представляется...", "Думается, что...", "На наш взгляд...". Не принято также изложение от первого лица. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.

Общий список использованных при написании реферата литературы и источников должен включать не менее 5 работ, расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, если перед ними фамилии авторов не указаны (например, некоторые учебные пособия, коллективные монографии, сборники).

В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в реферате (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора реферата, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги, а тем более вовсе незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность и реферат в таком случае к защите не допускается.

В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию. Если реферат является обязательным, то общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, веду­щим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы ре­фератов, сообщает единые требования по их написанию, кон­сультирует в процессе подготовки реферата. Выбор темы реферата осуществляется студентом с учетом его интересов и склонностей.

Готовые рефераты студенты сдают преподавателю на проверку, основной формой которой является рецензирование. Могут применяться и другие формы, например, взаиморецензирование работ студентами или сдача рефератов в форме устного доклада на семинаре или сту­денческой конференции.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

Критериями качественно выполненной работы являются:

- правильно оформленная работа - составлен план (с введением, где дается обоснование актуальности; с основной частью, в которой раскрывается содержание темы; с заключением, где представлены выводы и рекомендации); указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники;

- теоретический материал должен опираться на авторскую работу или работы, иметь выводы, желательно отражающие личную позицию по проблеме.

 

Доклад

Доклад представляет собой краткое изложение содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Доклад должен дать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление различных точек зрения, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. Однако доклад не предполагает изложения самостоятельных научных результатов, его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Как видно из сказанного, доклад - это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая, вообще говоря, довольно основательной подготовленности. Наряду с главной задачей - ознакомления с трудами ученых, доклад преследует и другие цели, присущие и научной работе. Это - обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора доклада, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста.

Работа над докладом, даёт возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.

Выделяют следующие этапы подготовки доклада, во-первых, важно правильно выбрать тему. Она не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем доклада не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек, библиографические указатели литературы и Интернет ресурсы.

Выбор темы доклада должен быть осознанным, и отвечать личным познавательным интересам студента.

Когда сделан выбор темы доклада, следует приступать к чтению соответствующей литературы. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. В ходе изучения литературы желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Например, для монографий: Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. – 160 с. или Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

для статей в журналах и периодических изданиях: Чошанов М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы.// Педагогика. - № 10. – 2000. – С. 95 – 102.

Для Интернет источников: Концепция Федерального образовательного стандарта//http: standart.edu.ru/ attach/ 17/841.dos

Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.

Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. (Тезисы – это обобщенное и сжатое изложение основных положений работы). Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта, карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем доклада. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант доклада и составить его план. (План – перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы). Правильно построенный план доклада служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы.

Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию доклада. Работу рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа (при рукописном оформлении), затем отредактировать весь написанный текст; при компьютерном наборе также вначале набирается черновой вариант текста, затем он также редактируется.

Излагать материал в докладе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком.

Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры.

Позиция автора доклада должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. В научных исследованиях и докладах, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: "Как представляется...", "Думается, что...", "На наш взгляд...". Не принято изложение от первого лица. Например, вместо "Я уверен, что..." лучше применять такие обороты как "автор считает", "по мнению автора", "нет сомнения в том, что..." и т. д.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения - объяснять значение терминов в скобках или сноске.

Доклад должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, или в компьютерном исполнении) - разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.

Курсовая работа

Курсовая работа является одновременно видом самостоятельной и научно-исследовательской работы, формой учебно-исследовательской работы, она выполняется под руководством преподавателя — научного руководи­теля, оформляется по определенным правилам, затем защи­щается студентом в присутствии комиссии, состоящей из чле­нов кафедры, на которой выполнялась работа.

Целью написания курсовой работы является развитие умений многопланово анализировать педагогические проблемы на основе интеграции наук (педагогики, психологии, философии, культурологи и пр.), совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Студенты нашего факультета выполняют курсовые работы, начиная с 4 курса. Кафедра теории и методики обучения праву предоставляет им возможность выбора темы и науч­ного руководителя по трем предметам - педагогике, психологии и методике преподавания праву. Преподаватели кафедры, имеющие право ру­ководить курсовыми работами студентов, предлагают список тем, которые, как правило, близки с их собственными научными интересами и связа­ны с научными направлениями кафедры (Приложение 1). Разумеется, студент может предложить собственную тему, при условии, если она отвечает требованиям:

- актуальности;

- новизны;

- профессиональной направленности;

- органической связи с практикой.

Выбирая тему, студент должен быть уверен в возможности научного разрешения соответствующей проблемы, обеспеченности специальной литературой, позволяющей осуществить углубленное и исчерпывающее изучение темы, возможности проведения необходимого исследования и наличии других условий для написания работы.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне­ния. Выбранная студентом на 4 курсе тема научного исследования может получить дальнейшее развитие и углубление в дипломной работе, однако это не является правилом.

Как известно, научная работа в любой области, несмотря на чрезвычайное разнообразие наук, имеет много общего. Так, общими для всех наук являются два главных направления исследования, которые, дополняя друг друга, позволяют получать серь­езные научные результаты. К этим направлениям относятся:

1) изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;

2) собственная экспериментально-практическая работа исследователя.

В русле этих двух направлений выполняется и курсовая работа. Как видно, следующий после выбора темы этап работы, также как и при написании доклада и реферата, это отбор, изучение и конспектирование литературы по теме исследования. При первоначальном анализе литературы студенты знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, выявляют идеи, которые могут стать опорными, сопоставляют и обобщают различные точки зрения. Особое внимание на этом этапе уделяется понятийному аппарату, где дается определение понятий, которые будут использоваться в работе. Причем, с целью научного обоснования тех или иных понятий, необходимо проанализировать определения, которые дают различные авторы, и сопоставить их с общепринятыми в педагогической литературе (словарях, энциклопедиях, учебных пособиях).

На основе анализа литературы обосновывается актуальность исследования, уточняется тема, определяются цели, выбираются мет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.199 (0.074 с.)