Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Спрос, предложение, их взаимодействиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Спрос и закон спроса 2. Предложение и закон предложения 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 4. Эластичность спроса и предложения
Спрос и закон спроса Рыночный механизм – это взаимодействие продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объемов производства. Поэтому его основные составляющие – спрос и предложение, которые являются важнейшими категориями микроэкономического анализа. Собственно микроэкономический подход к определению рынка – это есть соотношение спроса и предложения. Спрос (demand) – это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная платежными средствами, которые согласен принять продавец (потенциальный объем покупки благ). Это количество товаров и услуг, которое потребители готовы и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Таким образом, спрос – это основной фактор в рыночной экономике, определяющий, что и как производить. В исследовании спроса выделяют: - спрос отдельного субъекта на конкретный товар – индивидуальный спрос; - спрос всех субъектов на данный товар – рыночный спрос; - спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи – совокупный спрос общества (используется в макроэкономическом анализе). В экономической науке принято характеризовать спрос, прежде всего, в зависимости от динамики цены. Между спросом и ценой существует устойчивая обратная связь (при прочих равных условиях). Эта зависимость называется законом спроса. Он объясняется следующими обстоятельствами: 1) действием закона убывающей предельной полезности – это означает снижение экономической целесообразности дополнительных покупок данного товара. Только снижение цены на него может несколько стимулировать дополнительные покупки товара; 2) эффектом дохода и эффектом замещения, т.е. здравым смыслом покупателей (рациональностью их поведения). Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (и наоборот), эффект замещения – товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его для потребителя становится относительно выгоднее (и наоборот). В соответствии со вторым законом Госсена (2.6) повышение цены блага при неизменности остальных цен и бюджета потребителя снижает объем его спроса на это благо: рост цены ведет к уменьшению ; чтобы восстановить равенство , нужно увеличить MUi, что в соответствии с первым законом Госсена достигается за счет сокращения потребления блага. Из этих рассуждений и следует формулировка закона спроса. Так как спрос – это количество продукта, которое потребители могут купить по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного периода, его изменение можно представить в виде убывающей кривой. Такая кривая спроса строится из допущения, что цена выступает важнейшим детерминантом величины спроса. Поэтому все множество цен Р, определяющее величину спроса при разных ценах, – это цены спроса. Если рыночный спрос – это сумма величин индивидуального спроса всех потребителей определенного товара при определенном уровне цен, его величина может быть получена тремя способами: графическим (или горизонтальное суммирование), табличным и аналитическим. Применение графического способа представлено на рис.5.1.
Рис.5.1. Линии индивидуального и рыночного спроса двух потребителей
Из рис.5.1 а) видно, что при цене в 5 ден. ед. спрос первого потребителя составит 10 ед. товара, а второго потребителя – 0 ед. товара. При цене стремящейся к 0 ден. ед., эти величины составят, соответственно, 30 и 50 ед. товара. Суммарный спрос этих потребителей изображен на рис. 5.1, в. Кривая рыночного спроса обычно имеет меньший наклон, чем линии индивидуального спроса. Таким образом, при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей мере, чем объем спроса отдельного потребителя. Причина в том, что при значительном снижении цены начинают предъявлять спрос на товар и ранее неплатежеспособные категории потребителей. При табличном способе происходит аналогичное суммирование величин спроса разных потребителей при одних и тех же ценах на товар, в результате чего получается суммарный спрос всех потребителей на товар при данной цене. При аналитическом методе функции индивидуального спроса обычно выражают в виде линейных уравнений. Например, и , где и – функции величины спроса 1-го и 2-го потребителей, Р – цена. Функция рыночного спроса примет вид: . В случае применения этого метода нужно всегда иметь в виду, что для каждого потребителя существует своя область допустимых значений цены. Как известно, объем спроса всегда больше или равен нулю. Из этого следует, что существование рыночного спроса возможно только при . Причем, когда , на рынке присутствуют оба потребителя, а в интервале – только один 1-й потребитель. Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены товара при неизменности его дохода и цен других товаров и различна у разных потребителей в зависимости от потребительских предпочтений. Помимо изменения цены на рынке действуют и неценовые факторы изменения спроса: 1) изменения потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п.; 2) динамика численности и структуры потребителей – носителей индивидуального спроса; 3) изменение доходов потребителей, в том числе объемов социальной помощи; 4) изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) – рост цен на товары-заменители вызовет увеличение спроса на данный товар, рост цен на товары-дополнители вызовет снижение спроса на данный товар; 5) изменение потребительских ожиданий (по поводу изменения наличия товаров, цен и денежных доходов). Влияние этих факторов иллюстрируется смещением всей кривой спроса: вверх – в случае повышающего давления неценового фактора на спрос, вниз – в случае понижающего давления неценового фактора. Следовательно, если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при любой цене это уже другой по величине спрос и он будет иметь другое графическое отображение. Таким образом, под влиянием неценовых факторов происходит изменение самого характера спроса (это иллюстрируется перемещением всей кривой спроса), а влияние ценового фактора обусловливает изменение величины (объема) спроса (это иллюстрируется движением точки по кривой спроса) (рис.5.2). Р
Р1
Р2 D2 D1
Q1 Q2Q3 Q4 Q Рис.5.2. Изменение величины и характера спроса
В примере, приведенном на рис.5.2, показано, что снижение цены с Р1 до Р2 увеличивает величину (объем) спроса с Q1 до Q2. Влияние неценовых факторов увеличивает сам спрос (с D1 до D2) с Q1 до Q3 при цене Р1, а при цене Р2 – с Q2 до Q4. Аналогичные выводы можно сделать и при обратной динамике рыночной цены и спроса. Закон спроса не действует: 1) в условиях ажиотажного спроса, вызванного ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров (золото, драгоценности и т.д.), выступающих средством вложения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (снижение цены на дешевый товар-заменитель не приведет к увеличению спроса на него). Закон спроса придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на рыночные изменения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.008 с.) |