Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
Понимание особенностей работы хозяйственного механизма современного предприятия в условиях рыночной экономики представляет собой важную черту специалиста в области экономики. Предмет «Микроэкономика» и призван дать об этом развернутое представление, формируя фундаментальные знания об экономическом поведении всех хозяйствующих субъектов – как потребителей, так и производителей. Это крайне необходимо и в более общем смысле – для понимания механизма функционирования всей современной экономики. Микроэкономика как специализированное направление общей экономической теории выясняет мотивы, цели, условия хозяйственной деятельности элементарных звеньев экономической системы в современных рыночных условиях с тем, чтобы на этой основе создать правильное представление об особенностях и закономерностях экономического развития. В значительной мере ее следует признать и инструментом принятия как текущих, так и стратегических решений по разным аспектам хозяйственной деятельности – определение объема потребления, выпуска продукции, цены, прогнозирование доходов и расходов, эффективности рыночных ситуаций. В этом четко прослеживается неразрывная связь теории с хозяйственной практикой. Данное учебное пособие в своем содержании базируется на нормативной учебной программе курса «Микроэкономика». Определенная этой программой цель дисциплины – сформировать рыночно-ориентированный экономический кругозор участника общественного производства, способного к деятельности экономиста-специалиста или самостоятельной предпринимательской деятельности, помочь ему овладеть универсальным инструментарием принятия рациональных хозяйственных решений. Знание закономерностей функционирования экономических микросистем в различных рыночных ситуациях и умение их эффективно использовать – важная составляющая успеха в любом бизнесе. Построение содержания данного учебного пособия направлено преимущественно на доступное и наглядное изложение учебного материала без использования каких-либо достаточно сложных логических и математических доказательств. Оно сориентировано на самостоятельную работу студента по освоению курса. Каждая тема сопровождается указанием возможной тематики рефератов, для чего приведены различные литературные источники учебного характера, хотя работа над ними не исключает применения и научных трудов ученых в данной области, и разнообразных материалов периодической печати. Перечень контрольных тестов приведен для закрепления содержания тем и проверки полученных знаний. Учебное пособие рассчитано на студентов всех экономических специальностей высших учебных заведений. Тема 1. Предмет и метод микроэкономики
1. Микроэкономика как составная часть теоретической экономики 2. Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики 3. Цель, задачи и содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тема 2. Теория предельной полезности и поведение потребителя 1. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения 2. Закон убывающей предельной полезности блага 3. Равновесие потребителя с кардиналистских позиций
Тема 3. Ординалистская теория поведения потребителя 1. Выбор потребителя с ординалистских позиций 2. Кривые безразличия, их свойства 3. Бюджетная линия 4. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора
Выбор потребителя с ординалистских позиций Потребительский выбор основывается на нескольких факторах – потребительские предпочтения, цены на товары и доходы потребителя. Удовлетворить свой потребительский выбор человек может с помощью разного набора продуктов. Потребительские предпочтения – это своеобразные «ранги», которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения потребностей. Те варианты, которые, по мнению потребителя, способны лучше удовлетворить его потребности, будут иметь большее значение для него. Недостаток кардиналистского подхода в том, что полезность – это понятие исключительно индивидуальное: то, что для одного потребителя полезно, для другого полезно в другой степени, или даже вредно. Так как полезность блага для разных потребителей неодинакова, использование каких-либо единиц для измерения полезности неправомерно. Измерение полезности также достаточно условно, так как нет четко определенной единицы измерения. Здесь важно отметить также, что и предельная полезность денег также изменяется с изменением дохода (одна гривня для человека с малым достатком имеет большее значение, чем одна гривня для более обеспеченного человека). В результате этого возник ординалистский подход (от нем. – «порядок») к оценке полезности (Е.Е. Слуцкий (1880-1948), Р. Аллан (1906-1983), Дж.Р. Хикс (1904-1989)). Он основан не на измерении полезности, а на упорядочении благ по степени их предпочтительности. Многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые потребляются только совместно (комплементарные, или взаимодополняющие товары), другие служат удовлетворению одной потребности (субституты, или взаимозаменяемые товары). Следовательно, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельного товара, а от всего набора потребляемых товаров, что позволяет оценивать полезность с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Естественно, что потребитель способен определится с очередностью, последовательностью выбора благ для удовлетворения своих потребностей. Центральная идея ординалистского подхода состоит в том, что потребитель не способен количественно измерить полезность некоторого набора товаров, но может сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности (уровня общей полезности, степени удовлетворения потребностей) на основе субъективной оценки. Таким образом, субъективная теория полезности была преобразована в общую логику выбора, что сблизило теоретическую базу с практическим поведением потребителей. Основоположник данного подхода В. Парето (1848-1923) рассматривал предельную полезность лишь как один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. Им было предложено перейти к оценке предпочтений между группами товаров, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве инструмента такого анализа были предложены кривые безразличия, с помощью которых графически изображается система предпочтений потребителя. Они были введены в микроэкономический анализ Ф. Эджуортом.
Бюджетная линия Выходя на рынок, потребитель должен выбирать, как лучше удовлетворить свои потребности, не расходуя при этом больше денег, чем позволяет его бюджет. Поэтому независимо от специфики собственных предпочтений потребитель вынужден ограничить свои потребности и делать выбор, учитывая не только свои пожелания, но и свои доходы, а также принимать во внимание рыночные цены на нужные ему товары и услуги. Для анализа влияния бюджетных ограничений на потребительский выбор введем некоторые ограничения: - весь свой бюджет потребитель тратит на приобретение только двух товаров (А и В), которые имеют фиксированные цены; - доход потребителя не меняется на протяжении исследуемого периода; - потребитель не делает сбережений и не расходует предыдущие сбережения; - потребитель не дает и не берет кредиты. Следовательно, за данный период времени доход потребителя равен его расходам, и уравнение бюджетного ограничения имеет вид , (3.4) где PA, PB – цены благ А и В.
Решив его относительно QA, получим линейное уравнение вида : , (3.5) которое является уравнением бюджетной линии (рис.3.7). QA
QB Рис.3.7. Бюджетная линия потребителя
Бюджетная линия (линия потребительских альтернатив, или бюджетных ограничений) – все доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Она одновременно характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых благ. Величины и (соответственно, максимальные количества товаров А и В) определяют две точки на осях координат, через которые проходит бюджетная линия. Так как бюджетная линия имеет вид прямой, то она имеет во всех точках постоянный наклон, и угол ее наклона определяется равенством (это коэффициент при QB – аргументе уравнения бюджетной линии, см. формулу (3.5)). Следовательно, при заданных (неизменных) ценах благ А и В все бюджетные линии наклонены под одним углом, т.е. при пропорциональном изменении цен или изменении дохода потребителя происходит их параллельное смещение. Если изменение цен и дохода происходит в одинаковой пропорции и в одном направлении, положение бюджетной линии не изменяется, что можно доказать математически из формулы (3.5). При неодинаковом изменении цен на блага происходит изменение наклона бюджетной линии, что также доказывается математически из формулы (3.5). Построение кривой безразличия потребителя и его бюджетной линии дает возможность определить равновесие потребителя, т.е. оптимальный набор благ.
Спрос и закон спроса Рыночный механизм – это взаимодействие продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен и качества, объемов производства. Поэтому его основные составляющие – спрос и предложение, которые являются важнейшими категориями микроэкономического анализа. Собственно микроэкономический подход к определению рынка – это есть соотношение спроса и предложения. Спрос (demand) – это платежеспособная потребность, т.е. потребность, обеспеченная платежными средствами, которые согласен принять продавец (потенциальный объем покупки благ). Это количество товаров и услуг, которое потребители готовы и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Таким образом, спрос – это основной фактор в рыночной экономике, определяющий, что и как производить. В исследовании спроса выделяют: - спрос отдельного субъекта на конкретный товар – индивидуальный спрос; - спрос всех субъектов на данный товар – рыночный спрос; - спрос всех субъектов на все объекты купли-продажи – совокупный спрос общества (используется в макроэкономическом анализе). В экономической науке принято характеризовать спрос, прежде всего, в зависимости от динамики цены. Между спросом и ценой существует устойчивая обратная связь (при прочих равных условиях). Эта зависимость называется законом спроса. Он объясняется следующими обстоятельствами: 1) действием закона убывающей предельной полезности – это означает снижение экономической целесообразности дополнительных покупок данного товара. Только снижение цены на него может несколько стимулировать дополнительные покупки товара; 2) эффектом дохода и эффектом замещения, т.е. здравым смыслом покупателей (рациональностью их поведения). Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (и наоборот), эффект замещения – товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его для потребителя становится относительно выгоднее (и наоборот). В соответствии со вторым законом Госсена (2.6) повышение цены блага при неизменности остальных цен и бюджета потребителя снижает объем его спроса на это благо: рост цены ведет к уменьшению ; чтобы восстановить равенство , нужно увеличить MUi, что в соответствии с первым законом Госсена достигается за счет сокращения потребления блага. Из этих рассуждений и следует формулировка закона спроса. Так как спрос – это количество продукта, которое потребители могут купить по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного периода, его изменение можно представить в виде убывающей кривой. Такая кривая спроса строится из допущения, что цена выступает важнейшим детерминантом величины спроса. Поэтому все множество цен Р, определяющее величину спроса при разных ценах, – это цены спроса. Если рыночный спрос – это сумма величин индивидуального спроса всех потребителей определенного товара при определенном уровне цен, его величина может быть получена тремя способами: графическим (или горизонтальное суммирование), табличным и аналитическим. Применение графического способа представлено на рис.5.1.
Рис.5.1. Линии индивидуального и рыночного спроса двух потребителей
Из рис.5.1 а) видно, что при цене в 5 ден. ед. спрос первого потребителя составит 10 ед. товара, а второго потребителя – 0 ед. товара. При цене стремящейся к 0 ден. ед., эти величины составят, соответственно, 30 и 50 ед. товара. Суммарный спрос этих потребителей изображен на рис. 5.1, в. Кривая рыночного спроса обычно имеет меньший наклон, чем линии индивидуального спроса. Таким образом, при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей мере, чем объем спроса отдельного потребителя. Причина в том, что при значительном снижении цены начинают предъявлять спрос на товар и ранее неплатежеспособные категории потребителей. При табличном способе происходит аналогичное суммирование величин спроса разных потребителей при одних и тех же ценах на товар, в результате чего получается суммарный спрос всех потребителей на товар при данной цене. При аналитическом методе функции индивидуального спроса обычно выражают в виде линейных уравнений. Например, и , где и – функции величины спроса 1-го и 2-го потребителей, Р – цена. Функция рыночного спроса примет вид: . В случае применения этого метода нужно всегда иметь в виду, что для каждого потребителя существует своя область допустимых значений цены. Как известно, объем спроса всегда больше или равен нулю. Из этого следует, что существование рыночного спроса возможно только при . Причем, когда , на рынке присутствуют оба потребителя, а в интервале – только один 1-й потребитель. Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены товара при неизменности его дохода и цен других товаров и различна у разных потребителей в зависимости от потребительских предпочтений. Помимо изменения цены на рынке действуют и неценовые факторы изменения спроса: 1) изменения потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п.; 2) динамика численности и структуры потребителей – носителей индивидуального спроса; 3) изменение доходов потребителей, в том числе объемов социальной помощи; 4) изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) – рост цен на товары-заменители вызовет увеличение спроса на данный товар, рост цен на товары-дополнители вызовет снижение спроса на данный товар; 5) изменение потребительских ожиданий (по поводу изменения наличия товаров, цен и денежных доходов). Влияние этих факторов иллюстрируется смещением всей кривой спроса: вверх – в случае повышающего давления неценового фактора на спрос, вниз – в случае понижающего давления неценового фактора. Следовательно, если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при любой цене это уже другой по величине спрос и он будет иметь другое графическое отображение. Таким образом, под влиянием неценовых факторов происходит изменение самого характера спроса (это иллюстрируется перемещением всей кривой спроса), а влияние ценового фактора обусловливает изменение величины (объема) спроса (это иллюстрируется движением точки по кривой спроса) (рис.5.2). Р
Р1
Р2 D2 D1
Q1 Q2Q3 Q4 Q Рис.5.2. Изменение величины и характера спроса
В примере, приведенном на рис.5.2, показано, что снижение цены с Р1 до Р2 увеличивает величину (объем) спроса с Q1 до Q2. Влияние неценовых факторов увеличивает сам спрос (с D1 до D2) с Q1 до Q3 при цене Р1, а при цене Р2 – с Q2 до Q4. Аналогичные выводы можно сделать и при обратной динамике рыночной цены и спроса. Закон спроса не действует: 1) в условиях ажиотажного спроса, вызванного ожиданием повышения цен; 2) для некоторых редких и дорогих товаров (золото, драгоценности и т.д.), выступающих средством вложения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (снижение цены на дешевый товар-заменитель не приведет к увеличению спроса на него). Закон спроса придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, что позволяет прогнозировать их реакцию на рыночные изменения.
Рис.7.4. Эффект масштаба
Положительная отдача от масштаба может достигаться за счет таких факторов: 1) разделение труда – на крупных предприятиях возможна более глубокая внутренняя специализация, что дает эффект роста производительности труда; 2) улучшение управления – углубленная специализация распространяется и на управленческую деятельность. Наличие специализированных менеджеров помогает увеличить эффективность производственной деятельности, что проявляется в росте среднего продукта; 3) увеличение масштабов производства чаще всего не требует пропорционального увеличения затрат всех ресурсов. Постоянная отдача от масштаба характерна для тех производств, где ресурсы однородны (в техническом смысле) и их количества можно изменять пропорционально. В таких производствах увеличение выпуска может быть достигнуто путем кратного увеличения объема применения всех производственных ресурсов при сохранении величины средней производительности всех факторов. Причины отрицательной отдачи от масштаба: 1) значительная инерционность и утрата гибкости в крупном предприятии; 2) выход предприятия за пределы порога управляемости – значительные его размеры создают громоздкую систему управления, склонную к бюрократии, что негативно сказывается на эффективности производства. Во многих случаях характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных пределов выпуска. Вначале рост производства сопровождается постоянной и даже возрастающей отдачей от масштаба, которая затем становится убывающей. Для характеристики отдачи от масштаба используется коэффициент эластичности выпуска от масштаба. Он показывает, на сколько процентов изменится выпуск, если темп роста объемов использования обоих факторов (m) увеличивается на 1%. . (7.6) Посредством эластичности выпуска от масштаба отдача от масштаба может быть представлена в общем виде, как и производственная функция: . (7.7) Если , то имеет место положительный эффект масштаба, – отрицательный эффект масштаба, – неизменный эффект масштаба. Эластичность выпуска от масштаба равна сумме эластичностей выпуска от используемых факторов (теорема Викселля-Джонсона), т.е. (a+b)*D%m» D%Q или . Эффект масштаба всегда учитывается при обосновании долгосрочной стратегии фирмы. Положительный эффект масштаба нередко является причиной вмешательства государства в регулирование цен крупных предприятий.
Оптимум производителя Предприятие использует различные комбинации факторов производства в целях снижения затрат, сопоставляя рыночную цену и затраты на изготовление предельного продукта. Оптимальное сочетание ресурсов для производства любого объема продукции аналогично второму закону Госсена: , (7.8) где и – соответственно, предельный продукт труда и капитала; и – цена единицы труда и капитала.
Смысл такого выбора факторов производства – денежная единица, затраченная на каждый ресурс, приносит фирме одинаковый доход. Формула (7.8) – это частный случай использования только двух ресурсов, которых в действительности гораздо больше. Показатель предельного продукта используется при решении вопроса о распределении ресурсов по альтернативным вариантам их использования с целью максимизации объема выпуска, однако его невозможно использовать для планирования объема общего выпуска продукции. Оптимальная комбинация ресурсов означает минимум общих издержек фирмы на их приобретение и одновременно – достижимый максимум выпуска продукции (это – экономическая интерпретация равновесия производителя). Роль бюджетной линии в теории производства выполняет линия равных затрат – изокоста, представляющая множество всех комбинаций ресурсов, которые могут быть приобретены предприятием за определенную сумму денежных расходов. Обозначив сумму возможных расходов предприятия через С, получим бюджетное ограничение , откуда можно определить уравнение изокосты: . (7.9) Соотношение цен факторов производства характеризует наклон изокосты (точно так же, как соотношение цен товаров характеризует наклон бюджетной линии) и численно представляет собой тангенс угла наклона изокосты. Рост бюджета фирмы или пропорциональное снижение цен ресурсов сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета или рост цен — влево. Оптимальная комбинация ресурсов представлена на рис.7.5. Комбинации ресурсов X, Z, Y лежат на одной и той же изокосте, следовательно, на приобретение каждой из них при данных ценах ресурсов фирма затратит одну и ту же сумму. Но комбинация Z является наиболее предпочтительной из них, поскольку принадлежит наиболее высокой из всех достижимых при данном уровне затрат изокванте Q2. Эта комбинация ресурсов обеспечит, таким образом, и наибольший выпуск по сравнению с любой другой комбинацией, имеющей такую же стоимость. K X
Z Q3 Q2 Y Q1
L Рис.7.5. Оптимальное сочетание ресурсов фирмы
Следовательно, точка касания изокванты с изокостой (в теории потребления – кривой безразличия и бюджетной линии) определяет, в каком сочетании нужно использовать труд и капитал для производства продукции с минимальными затратами (это – графическая интерпретация равновесия потребителя). Т.к. в точке касания наклон изокванты совпадает с наклоном изокосты, т.е. тангенсы углов их наклона равны, то условием минимизации издержек на заданный выпуск является равенство: . (7.10) Это – алгебраическая интерпретация равновесия фирмы и еще одно выражение у словия равновесия (оптимума) производителя. Т.к. соотношение (7.10) является следствием формулы (7.8), можно сделать вывод, что фирма минимизирует издержки, когда соотношение предельных продуктов факторов производства равно соотношению их цен. Поэтому в долгосрочном периоде фирма выбирает оптимальный путь роста («путь развития»), который выражается в виде линии (луча, выходящего из начала координат), проходящей через точки касания всех ее изокост и изоквант при данной производственной функции и данных ценах ресурсов (рис.7.6). K N Q3 Q2 Q1 0 L Рис.7.6. Траектория расширения производственной деятельности фирмы
В длительном периоде все производственные ресурсы переменны, и поэтому здесь в принципе не существует предела расширению производства. Задача развития фирмы в этом случае сводится к задаче выбора траектории расширения своей производственной деятельности, которая зависит от соотношения объемов использования и цен ресурсов. Луч 0N на рис.7.6 представляет собой одну из линий роста фирмы – технически возможный путь расширения производства посредством перехода с более низкой на более высокую изокванту. В данном случае он представляет собой изоклиналь – такую линию роста, вдоль которой предельная норма технической замены ресурсов при любом объеме выпуска постоянна. Понятно, что при изменении соотношения цен произойдет и изменение оптимального пути роста. Таким образом, линия роста фирмы показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения ее производства.
Темы рефератов: 1. Изокванта как средство анализа использования факторов производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Отображение технического прогресса 2. Закон убывающей отдачи в производстве с двумя переменными факторами (графический анализ на карте изоквант) 3. Изменение цены нормального и некачественного ресурса: эффект замены и эффект выпуска
Контрольные тесты: 1. Закон убывающей отдачи состоит в том, что: а) все ресурсы привлекаются в производство в порядке убывания их производительности; б) предельный продукт переменного ресурса убывает при неизменных затратах других ресурсов; в) с ростом объема производства снижается предельный продукт всех факторов; г) существует предел увеличения объема выпуска при увеличении использования ресурсов. 2. Рост объемов производства при прочих равных условиях означает: а) смещение изокост к началу координат; б) смещение изоквант к началу координат; в) переход на более высокие изокванты; г) переход на более высокие изокосты. 3. Увеличение степени использования ресурсов при прочих равных условиях означает: а) смещение изокост к началу координат; б) смещение изоквант к началу координат; в) переход на более высокие изокванты; г) переход на более высокие изокосты. 4. Движение точки по изокванте означает: а) замещение одного ресурса другим; б) изменение объема производства; в) изменение издержек производства. 5. Положительный эффект масштаба однозначно проявляется: а) в равенстве темпов роста выпуска продукции темпам роста издержек; б) в росте среднего продукта; в) в росте общего продукта; г) в росте предельного продукта. 6. Чему равна эластичность выпуска от масштаба для фирмы, производственная функция которой описывается уравнением ? а) 0,25 %; б) 0,75 %; в) 1 %; г) определить невозможно. 7. Оптимальное сочетание ресурсов, означающее минимизацию затрат на них, – это такая ситуация, при которой: а) предельные продукты всех ресурсов одинаково пропорциональны их ценам; б) их предельные продукты равны; в) предельные продукты равны их ценам; г) их цены равны. 8. Изокоста – это линия, указывающая на множество сочетаний: а) цен на ресурсы; б) ресурсов, используемых в производстве одного продукта; в) ресурсов, приобретаемых на одинаковую сумму издержек; г) ресурсов, обеспечивающих равный объем производства. 9. Оптимальная комбинация ресурсов для данного выпуска находится в точке: а) пересечения изокванты и изокосты; б) пересечения изокванты с осями координат; в) касания двух соседних изоквант; г) касания изокванты и изокосты. 10. Укажите правило замещения факторов производства: а) ; б) ; в) ; г) . Введение
Понимание особенностей работы хозяйственного механизма современного предприятия в условиях рыночной экономики представляет собой важную черту специалиста в области экономики. Предмет «Микроэкономика» и призван дать об этом развернутое представление, формируя фундаментальные знания об экономическом поведении всех хозяйствующих субъектов – как потребителей, так и производителей. Это крайне необходимо и в более общем смысле – для понимания механизма функционирования всей современной экономики. Микроэкономика как специализированное направление общей экономической теории выясняет мотивы, цели, условия хозяйственной деятельности элементарных звеньев экономической системы в современных рыночных условиях с тем, чтобы на этой основе создать правильное представление об особенностях и закономерностях экономического развития. В значительной мере ее следует признать и инструментом принятия как текущих, так и стратегических решений по разным аспектам хозяйственной деятельности – определение объема потребления, выпуска продукции, цены, прогнозирование доходов и расходов, эффективности рыночных ситуаций. В этом четко прослеживается неразрывная связь теории с хозяйственной практикой. Данное учебное пособие в своем содержании базируется на нормативной учебной программе курса «Микроэкономика». Определенная этой программой цель дисциплины – сформировать рыночно-ориентированный экономический кругозор участника общественного производства, способного к деятельности экономиста-специалиста или самостоятельной предпринимательской деятельности, помочь ему овладеть универсальным инструментарием принятия рациональных хозяйственных решений. Знание закономерностей функционирования экономических микросистем в различных рыночных ситуациях и умение их эффективно использовать – важная составляющая успеха в любом бизнесе. Построение содержания данного учебного пособия направлено преимущественно на доступное и наглядное изложение учебного материала без использования каких-либо достаточно сложных логических и математических доказательств. Оно сориентировано на самостоятельную работу студента по освоению курса. Каждая тема сопровождается указанием возможной тематики рефератов, для чего приведены различные литературные источники учебного характера, хотя работа над ними не исключает применения и научных трудов ученых в данной области, и разнообразных материалов периодической печати. Перечень контрольных тестов приведен для закрепления содержания тем и проверки полученных знаний. Учебное пособие рассчитано на студентов всех экономических специальностей высших учебных заведений. Тема 1. Предмет и метод микроэкономики
1. Микроэкономика как составная часть теоретической экономики 2. Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики 3. Цель, задачи и содержание дисциплины
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.023 с.) |