Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, концептуальные основы и методология микроэкономики



Как следует из содержания основных вопросов экономики, теоретическая экономика изучает деятельность людей, связанную с созданием и распределением жизненных благ. Исходя из рассмотренных выше особенностей экономической деятельности, более точно ее предмет изучения выражается следующим образом: это деятельность людей по достижению эффективного использования ограниченных ресурсов, имеющих возможности альтернативного использования, для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах.

Если рассматривать хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов, то этот подход принято называть микроэкономическим. Микроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая поведение и взаимодействие обособленных экономических субъектов на отдельных рынках. Ее уровень – отдельные экономические связи. Предмет курса «Микроэкономика»– рыночное поведение экономических субъектов, оптимально использующих ограниченные ресурсы с возможностью их альтернативного использования, или более обобщенно, механизм рыночного ценообразования.

Субъектыэкономических отношений на микроуровне – это индивиды, домашние хозяйства, фирмы (деловые единицы) и отрасли (множества фирм). Объекты экономических отношений на микроуровне – это процессы принятия экономических решений этими субъектами по поводу определения количества производимых и потребляемых благ, цен на них и результатов от их производства, привлечения необходимых ресурсов и достижения равновесного состояния в условиях различной структуры товарных рынков.

В целом, смысл микроэкономического подхода и состоит в выявлении способов эффективного использования ограниченных ресурсов. Объектмикроэкономического исследования – экономический субъект, стремящийся максимально удовлетворить свои потребности с меньшими затратами с помощью ограниченных ресурсов («экономический человек»). Иногда в качестве объекта исследования рассматривают микросистему в целом – систему экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Анализировать такие отношения можно в трех аспектах: как субъекты вступают в эти отношения, по поводу чего они складываются, каково основное их содержание.

Охарактеризуем основных экономических субъектов в том смысле, в котором они понимаются в микроэкономическом исследовании.

Домохозяйство – это группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую стоимость и вместе принимают экономические решения. Наиболее характерный пример домохозяйства – семья. Роль домохозяйства в микроэкономике может выполнять и отдельный человек – индивид, который самостоятельно формирует и расходует свои доходы, не вступая в какие-либо объединения с другими людьми.

Роль домохозяйств в экономике имеет двоякий характер. С одной стороны, они являются потребителями конечных товаров и услуг и носителями конечных потребностей, ради удовлетворения которых и функционирует экономика. Поэтому на рынке конечных (потребительских) товаров домохозяйства выступают со стороны спроса как покупатели. С другой стороны, они являются собственниками ресурсов, основной из которых – рабочая сила, которые поставляются ими для производственных целей. Поэтому на рынке ресурсов домохозяйства выступают как продавцы, формируя предложение.

Предприятие (деловая единица, фирма) – любой хозяйствующий субъект, который занимается производственным потреблением ресурсов и производит товары и услуги с целью получения прибыли. Понятие «предприятие» в микроэкономике значительно шире, чем определенное в законодательстве (Законом Украины «О предприятиях в Украине»): для микроэкономического исследования безразлично, юридическим или физическим лицом оно является, какова его организационно-правовая форма. Главное, чтобы предприятие было самостоятельно в своих решениях по выпуску продукции и приобретению ресурсов, в определении цены и рынков сбыта и при выборе альтернатив своего развития руководствовалось исключительно лишь целью максимизации прибыли.

Государство – это совокупность органов власти, координатор и регулятор экономической жизни. В микроэкономике абстрагируются от того, что государство является собственником значительного количества предприятий, выступает как предприниматель, организуя производство ряда общественно необходимых товаров и услуг.

Микроэко­номическая теория вырабатывает рекомендации в области прак­тической деятельности фирм, предприятий, тем самым, отвечая на вопросы что, как и для кого производить. Но при более глубоком подходе к анализу хозяйственной деятельности обнаруживается, что исчерпывающие ответы на эти поставленные вопросы дать невозможно без учета макроэкономической информации. Достаточно полное представление об устройстве экономической жизни общества можно получить, только изучив как микроэкономические, так и макроэкономические проблемы.

Во многих случаях довольно сложно вообще провести разграничение между ними. Однако оно правомерно, потому что не все «верное» на микроуровне оказывается таковым на макроуровне. Например:

1) рост цен на продукцию предприятия ведет к увеличению его доходов (микроуровень), но ограничивает совокупный спрос на продукцию, что сокращает сбыт (макроуровень), следовательно, и доходы предприятия;

2) экономия на заработной плате увеличивает прибыль предприятия (микроуровень), но уменьшает совокупный спрос населения, что ведет к ухудшению сбыта (макроуровень), т.е. сокращению доходов предприятия.

Поэтому разделение макроэкономики и микроэкономики во многом условное. Вопрос каждого раздела экономической теории предусматривает понимание взаимосвязи и взаимозависимости микро- и макроявлений.

Освоение курса микроэкономики во многом зависит от понимания ее методологических основ (методология – совокупность способов познания, применяемых данной наукой). Они подразделяются на общенаучные и частные (специальные) методы. В роли общенаучных методов микроэкономика, как любая отрасль научных знаний, использует диалектико-материалистические принципы познания.

В микроэкономике используется ряд универсальных (общих) научных методов:

1) формирование аксиом, в абстрактной форме описывающих свойства объекта исследования;

2) выдвижение гипотез о формах взаимосвязи между объектами исследования;

3) построение моделей, позволяющих на основе исходных данных определить искомые величины.

Микроэкономические исследования, как правило, начинаются со сбора и изучения фактов экономической жизни. Их обобщение, выделение наиболее существенных и абстрагирование от второстепенных, исследование причинно-следственных связей между ними дает возможность установить мотивы поведения экономических субъектов.

Одной из важнейших методологических предпосылок микроэкономики является гипотеза рационального поведения экономических субъектов как норма экономического поведения в обществе. Речь идет о поведении, направленном на максимизацию целевой функции при существующих ограничениях. Например, считается, что потребитель стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в пределах своего бюджета, т.е. к максимизации полезности, фирма максимизирует прибыль, государство – общественное благосостояние. Конечно, в реальной жизни часто наблюдается иррациональное поведение субъектов, но его можно рассматривать всего лишь как отклонение от нормы.

Так как экономическим процессам и явлениям присуща определенность, в микроэкономике широко используются математические методы исследования, которые позволяют выявить количественную сторону этих процессов и явлений. Особую роль здесь играет метод ма­тематического моделирования – системное описаниеэконо­мического явления на формализованномязыкесимволов и алгоритмов, которое позволяет определить причины и закономерности изменений экономических явлений, их последствия, возможности (что делает возможным прогнозирование). С помощью этого метода создается экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. В зависимости от содержания исследования различают два вида экономико-математических моделей – оптимизационные и равновесные.

Модели служат для получения выводов из теории и для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях по поводу цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из модели выражаются в форме гипотез, представляющих собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами.

При изучении взаимоотношений экономических агентов широко используется равновесный подход. В рассмотрении динамики экономических явлений, изучают такое их состояние, которое характеризуется относительной стабильностью, т.е. равновесием. Оно означает, что в системе нет внутренних тенденций к изменению существующего состояния. Если при каких-либо изменениях внешнего окружения ситуация изменяется, такое равновесие называется неустойчивым. Если при таких изменениях в самой системе появляются силы, восстанавливающие равновесие, оно является устойчивым. При значительных изменениях внешних условий экономическая система перейдет от одного равновесного состояния к другому. Такой переход может быть описан математическими моделями динамики.

Нормальным состоянием любой экономической системы является ее направленность на достижение равновесия как отдельных субъектов (потребителя и производителя), так и микросистемы в целом. Выяснение механизмов установления и восстановления равновесия – главная задача микроэкономики, одно из ключевых направлений ее развития.

В непосредственной связи с проблемой равновесия в микроэкономических исследованиях широко используются методы статики и динамики. Метод статики предусматривает сравнение разных равновесных состояний, при этом переход между ними остается вне исследования. Метод динамики связан с анализом собственно перехода от одного состояния равновесия к другому.

В микроэкономическом исследовании широко используется предельный анализ, связанный со сравнением предельных величин (затрат, продукта, прибыли), что также дает возможность применять математические методы. Смысл предельной оценки какого-либо показателя – это его изменение под влиянием изменения воздействующего на него фактора на единицу. Это отличает микроэкономику от традиционного курса политэкономии, где преобладают вербальные описания экономических процессов и логические умозаключения, а количественный анализ либо вовсе отсутствует, либо представлен в урезанном виде.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета или явления (формирование общих понятий, отражающих реальную экономическую действительность – экономических категорий). Абстрагирование – это намеренное упрощение исследуемого объекта путем исключения из анализа ряда его деталей. Это необходимо для достижения результата – показать взаимозависимость экономических явлений. Например, при выяснении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстра­гировании от многих других условий (ценовая политика госу­дарства, степень насыщенности рынка, действие внешней и внутренней конкуренции, развитость рыночной инфраструктуры и т. д.), а затем при расширении поля исследования абстракция дополняется ранее не учтенными факторами.

Допущение «при прочих равных условиях», часто встре­чающееся в рассуждениях, связанных с абстрагированием, не случайно. Ведь в реальной жизни спрос, например, зависит от множества переменных, а не только от цены (от дохода потребителей, ожидания инфляции, цен на другие товары и т.д.). Следо­вательно, если мы хотим выяснить воздействие на спрос только одного фактора, нам нужно позаботиться о «чистоте эксперимента» (упрощении).

Функциональный анализ в микроэкономической теории означает выделение характерного признака в исследуемом явлении, а затем поиск влияющих на него факторов. После установления этих факторов определяется способ из взаимодействия с выделенной характеристикой явления, т.е. функция. Функция – это переменная величина, зави­сящая от других переменных величин. В экономической жизни общества мы повсюду наблю­даем явления, органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной ве­личины, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. В данном случае спрос зависит от цены. При этом цена являетсянезависимой переменной, илиаргументом, а спрос —зависимойпеременной, илифункцией. Можно выразиться кратко: спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем (при прочих равных условиях) выше цена. В таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.

Как следствие функционального анализа широко используется в микроэкономике и графический метод, практически в основном в двухмерном пространстве. Он хорошо помогает воспринимать соотношение между различными экономическими показателями, оценивать их «поведение» под влиянием изменений экономической си­туации, очень удобен для микроанализа. Причем этот метод имеет особенность: эко­номисты часто меняют принятый порядок расположения пе­ременных и помещают зависимую переменную на ось абсцисс, а независимую — на ось ординат (например, в кривых спроса и предложения). Таким образом, метод графических изображений помогает наглядно представить развитие экономических ситуаций, дает возможность с предельной точностью выразить за­висимость между экономическими параметрами.

При анализе экономических проблем широко используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ (позитивная экономическая теория) – по­знание существующего мира, характеристика его закономерностей и их прогнозирование («что и как есть и будет»), т.е. он имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Нормативный анализ (нормативная экономи­ческая теория) – на основе познания существующей действительности формулируются оценочные суждения и намечаются пути совершенствования эко­номической системы («что и как должно быть»), т.е. он имеет тесную связь с экономической политикой. По своему характеру микроэкономика является позитивной экономической теорией, хотя иногда в ней присутствует нормативный подход (например, при изучении проблем достижения равновесия).

 

3. Цель, задачи и содержание дисциплины

Рассмотренные выше вопросы позволяют однозначно сформулировать цель и задачи изучаемой дисциплины.

Цель дисциплины – формирование системы знаний по теории поведения потребителя, теории предприятия и рыночных структур, рынкам факторов производства.

Задачи дисциплины – изучение базовых положений микроэкономической теории; приобретение навыков использования инструментария микроэкономического анализа.

Блочно-содержательная схема изучения дисциплины представляет собой следующую логическую последовательность:

1) теория потребления, или поведения покупателя – изучаются предпочтения потребителей, особенности и характеристики процесса потребления, реакции на изменение цен товаров и своих доходов, теория взаимодействия спроса и предложения на основе равновесной рыночной цены;

2) теория предприятия, или производства и затрат – изучаются зависимости между динамикой объема производства и количеством потребленных ресурсов, виды и динамика затрат, проблемы достижения равновесия фирмы;

3) теория рыночных структур, или типы товарных рынков – изучается поведение фирмы в различных рыночных условиях конкуренции;

4) рынки факторов производства – изучаются особенности формирования спроса на производственные ресурсы, особенности функционирования этих рынков;

5) равновесие и эффективность рыночной системы – изучаются проблемы достижения общего равновесия в рыночных условиях, направления государственного регулирование внешних эффектов и общественного благосостояния.

Достаточно распространенным среди неспециалистов является отождествление микроэкономики с экономикой предприятия. В действительности, эти науки лишь частично пересекаются, т.к. обе изучают принятие решений предприятиями в своем рыночном поведении. Однако в этом смысле микроэкономика изучает поведение домохозяйств, потребительские предпочтения, спрос и предложение на рынке, оставляя без внимания вопросы организационного механизма принятия решений на предприятии, их организационные формы, финансово-экономические показатели, что изучается в курсе «Экономика предприятия».

Поиск ответов на три основных вопроса экономики дает возможность микроэкономике реализовать следующие функции:

1. Объяснение наблюдаемых явлений – отталкиваясь от принципа рационального поведения экономических субъектов;

2. Прогнозирование поведения экономических субъектов – отталкиваясь от экономических закономерностей (тенденций), сформулированных во время исследований.

Таким образом, микроэкономика во многом абстрактная наука, которая не призвана давать ответы на вопросы, например, «Как заработать и лучше потратить некоторую сумму денег?». Нельзя сказать также, что она полностью отражает реальную хозяйственную практику. Она лишь исследует основные черты функционирования рыночного хозяйства. Тем не менее, микроэкономика способствует формированию культуры рыночных отношений и экономического мышления.

 

Темы рефератов:

1. Развитие микроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки: школы и представители

2. Маржиналистская и классическая теории стоимости: различия подходов

3. Неоклассическое направление экономической теории (Альфред Маршалл)

 

Контрольные тесты:

1. Какое из положений не относится к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость ресурсов; д) ограничение потребления.

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство и численность занятых в экономике;

б) общий уровень цен; в) взаимодействие фирм в отрасли;

г) производство и динамику его цены отдельного товара.

3. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет логику теории или модели; б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает круг вопросов, включенных в анализ.

4. Предмет позитивного анализа в экономической науке – это:

а) то, что есть; б) то, как должно быть; в) тенденции развития;

г) оценочные суждения.

5. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в количестве, недостаточном для производства благ;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

6. Природное вещество является экономическим благом, если:

а) оно может быть употреблено без переработки;

б) процессу его потребления предшествует процесс его переработки;

в) оно имеется в неограниченном количестве.

7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) степень взаимозаменяемости ресурсов;

б) степень удовлетворения потребностей;

в) выпуск товаров при полном использовании данных ресурсов.

8. Следствием проблемы ограниченности ресурсов выступает:

а) необходимость их взаимозаменяемости;

б) необходимость их эффективного использования;

в) необходимость ограничения потребностей;

г) необходимость наращивания производственных возможностей.

9. Предмет нормативного анализа в экономической науке:

а) то, что есть; б) то, как должно быть; в) то, что будет.

10. В курсе «Экономика предприятия» в отличие от «Микроэкономики» изучаются:

а) принятие решений экономическими субъектами;

б) организационные формы предприятий;

в) поведение домохозяйств и потребительские предпочтения;

г) финансово-экономические показатели деятельности предприятий.




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.013 с.)