ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ



ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ

 

План:

 

1. Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

2. Классификация торговой мебели.

3. Требования, предъявляемые к торговой мебели.

4. Характеристика основных видов торговой мебели

5. Тара-оборудование.

6. Торговый инвентарь и его основные виды.

7. Расчет потребности в торговой мебели.

 

Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

Торгово-оперативный процесс в магазине состоит из последовательных операций: приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, выкладки, показа, продажи, расчета за проданный товар. Для выполнения этих операций помещения магазинов оснащают немеханическим торговым оборудованием (торговой мебелью).

Для рациональной организации торгового процесса необходимо правильно выбрать тип мебели и определить ее количество. Правильно подобранный набор мебели позволяет:

- максимально использовать торговую и складскую площади магазина;

- расширить ассортимент товаров;

- сократить товарные потери;

- внедрить прогрессивные формы продажи;

- улучшить интерьер торгового зала;

- повысить производительности труда работников торговли и, как следствие, улучшить обслуживание

покупателей.

При выборе мебели для оснащения магазина учитывают способ обслуживания покупателей, особенности продажи и хранения отдельных групп товаров, объем их продажи, частоту пополнения запасов. Кроме того, при расстановке мебели и оформлении интерьера торгового зала следует помнить, что товар и только товар является основным элементом интерьера. Таким образом, подбирая торговую мебель, следует добиваться гармоничного сочетания и композиционного единства товара и торговой мебели, художественного освещения, отделки и рекламы. Разнообразная цветовая гамма и отделка мебели позволяют выделить специальные рекламные предложения товаров, зоны индивидуального обслуживания, потребительские комплексы и микрокомплексы. Торговая мебель вместе с элементами рекламы и информации позволяет составлять разнообразные композиции при разработке объемно-планировочных решений торговых предприятий. Однако расстановка торговой мебели не должна являться самоцелью. Это лишь средство, способствующее прогрессивной технологии продажи товаров и уже затем учитывающее общий художественный замысел.

 

 

Классификация торговой мебели.

Мебель для торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

По месту использования: - оборудование для торговых залов

- для подсобных помещений и складов

По способу установки: - пристенная, островная, настенная, встроенная.

По товарному профилю: - специализированная, универсальная.

По назначению: - для хранения товаров

- для подготовки товаров к продаже

- для приемки товаров по качеству

- для показа товаров

- для выкладки и продажи товаров

- для транспортировки и продажи

По материалу изготовления: - металлическая, деревянная, комбинированная.

По конструкции: - неразборная, сборная

 

Требования, предъявляемые к торговой мебели.

Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация, которые входят в состав технических требований, предъявляемых к торговой мебели.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее совершенных, отвечающих современным требованиям типов торговой мебели.

Унификация– приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована формула:

К = Q1 / Q2

где Q1 - количество унифицированных элементов, входящих в изделие;

Q2 - общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизацияторговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Типизация, унификация и стандартизация позволяют отобрать наиболее рациональные типы мебели и на основе широкой взаимозаменяемости деталей ускорить производство и внедрение в торговую сеть мебели высокого качества и низкой себестоимости.

Эксплуатационные требования предусматривают создание максимальных удобств как для покупателей, так и для продавцов. А именно: возможность удобной выкладки и наглядной демонстрации товаров, наличие достаточной емкости для укладки рабочего запаса товаров, возможность оперативного пополнения этого запаса, обеспечение сохранности товаров, соответствие конструкции оптимальному использованию площади торгового зала.

Для увеличения количества продаваемых товаров и улучшения обслуживания покупателей необходимо обеспечить свободный доступ к товару, правильно его показать, а это означает, что торговая мебель должна иметь максимальную площадь выкладки.

Эргономические требования предусматривают, что размеры торговой мебели должны быть разработаны с учетом роста и пропорции фигуры человека, и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей. Так, высоту торговых горок устанавливают в соответствии с ростом человека (200 -220см.), а глубину полки – в соответствии с длиной вытянутой руки (60-80см.). Самая оптимальная высота размещения товаров от 80см. до 180см. Верхние полки располагают на высоте не более 200см., а нижние – не ниже 25см. от уровня пола. Ширина верхней полки должна быть не более30см., а нижней – не более 60см. Верхнюю зону горок рекомендуется использовать для установки освещения и рекламных приспособлений.

Экономические требования. Мебель должна быть недорогой и экономичной в эксплуатации. В качестве материалов для изготовления мебели следует использовать заменители древесины, пластмассы и металл. Экономичность эксплуатации мебели зависит от простоты и удобства ее конструкции, надежности, прочности, удобства для работников торговли и покупателей, вместимости оборудования. Рассчитано, что выставочная площадь мебели должна быть хотя бы в два с половиной раза больше установочной, т.е. на минимальной торговой площади мебели должен быть обеспечен максимальный показ товаров.

Эстетические требования определяют форму, пропорции и цвет мебели в соответствии с назначением и художественным оформлением зала. Мебель должна быть открытой, малозаметной, иметь цвет, который бы выделял товар. Источники освещения должны обращать внимание покупателя на товар, но не оказывать слепящего действия. По форме, цвету и пропорциям мебель должна гармонировать с общим интерьером торгового зала магазина.

Санитарно-гигиенические требования. Мебель должна иметь такую конструкцию, чтобы ее можно было легко очищать от загрязнений. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, углублений, острых углов и щелей. Для изготовления мебели необходимо использовать материалы, которые не вступают во взаимодействие с товарами, и с которых легко удаляются пыль и грязь с помощью обычных моющих средств.

 

Характеристика основных видов торговой мебели.

Тара-оборудование

Тара-оборудование – это контейнеры различной конструкции, предназначенные одновременно для транспортирования, хранения и продажи товаров в магазинах самообслуживания. Тару-оборудование применяют для организации прогрессивной технологии товародвижения от поставщиков в торговую сеть. На складе поставщика ее загружают фасованными товарами, транспортируют в магазин на специализированном автотранспорте, разгружают с помощью подъемно-транспортного оборудования и доставляют в торговый зал самообслуживания. Таким образом, тара-оборудование позволят создавать производственно-торговые комплексы: оптовая база – торговый зал магазина; предприятие-изготовитель – торговый зал магазина и т.д. Товары загружают в тару-оборудование на фабриках, заводах или оптовых предприятиях и доставляют непосредственно в торговый зал.

Преимущества использования тары-оборудования:

- устраняются лишние звенья на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала;

- ликвидируется ручная перекладка товаров и сокращается численность работников, занятых перемещением грузов;

- сокращается время на погрузку и разгрузку автомобилей в 5 раз;

- расходы на доставку 1 т. грузов снижаются на 40 – 45%;

- сокращаются товарные потери

- эффективнее на 25% используются торговые помещения

- облегчается труд работников торговли и создаются необходимые удобства для покупателей.

Конструктивные особенности тары-оборудования: в зависимости от конструкции опор основания различают контейнеры 3-х типов: в виде стоек (ТОС), в виде колес (ТОК) и в виде комбинации стоек и колес (ТОСК). Конструкция тары-оборудования может быть неразборной, сборно-разборной, складной и разборно-складной. К основным деталям ее относятся: основание, стенки, крышка, дверки и приспособления для выкладки товаров. К новым видам тары-оборудования относится контейнер-стеллаж для штучных изделий. Он состоит из платформы (днища), стоек каркаса, разъемных и неразъемных полок, верхней ограждающей панели, колес. Разъемные полки контейнера-стеллажа разделены на части; составленные попарно, они обеспечивают хорошую выкладку товаров. Контейнер является передвижным, но при необходимости может фиксироваться, становясь неподвижным.

Использование тары-оборудования является прогрессивным методом доставки товаров в торговые предприятия, однако имеет и ряд сложностей:

- проходы в отдельных магазинах слишком узкие для передвижения контейнеров;

- приемные помещения не приспособлены для непосредственной разгрузки тары-оборудования (отсутствуют рампы);

- необходимо использовать специализированный транспорт, оборудованный фургоном со встроенным бортподъемником.

 

Требования, предъявляемые к торговым весам.

1. Метрологические требования:

1) Точность взвешивания – свойство весов давать показания массы с отклонением от настоящего значения в пределах допустимой погрешности.

2) Устойчивость – свойство весов возвращаться самостоятельно после нескольких колебаний в состояние равновесия после выведения их из этого состояния.

3) Чувствительность – это свойство выходить из состояния равновесия при незначительном увеличении нагрузки.

4) Постоянство показаний определяется свойством весов давать одинаковые показания при многократном взвешивании одного и того же груза независимо от места положения груза.

2. Эксплуатационные требования:

1) Наглядность показаний – хорошая обозримость и читаемость показаний весов.

2) Максимальная скорость взвешивания – способность весов быстро приходить в состояние равновесия.

3. Санитарно-гигиенические требования предусматривают изготовление весов из нейтральных материалов, не вступающих во взаимодействие с товаром и окружающей средой. Конструкция весов должна быть удобной для чистки и мытья.

 

Устройство весов РН-10Ц13.

Механизм весов закрыт металлическим кожухом и закреплен в корпусе. Через корпус проходит горизонтальный винт с пломбой. Основная часть весов – равноплечий рычаг (коромысло). На концах рычага имеются 4 грузоприемные призмы на которые опираются 2 передаточных рычага – гиревой и грузовой. В верхней части рычаги удерживаются от опрокидывания двумя параллельными тягами (струнами). Грузовой рычаг соединен с квадрантом, который поворачивается по часовой стрелке и поворачивает две жесткоскрепленные между собой стрелки циферблата. Циферблат двухсторонний (одна сторона обращена к продавцу, другая – к покупателю).

Весы имеют две площадки – грузовую и гиревую. Под гиревой площадкой находится тарировочная камера (металлический балласт – содержит обрезки металла, металлическую стружку), которая служит для установки стрелок на нулевое деление. Под грузовой площадкой находится масляный успокоитель (используется трансформаторное или швейное масло), который служит для регулирования колебаний стрелки.

Для установки весов в горизонтальное положение служат винтовые ножки с контргайками и уровень. Уровень – это герметически закрытая ампула со спиртом и пузырьком воздуха.

При перевозке весов используют стопорный винт.

Установка весов по уровню. Весы устанавливают на ровной, прочной, непрогибающейся поверхности. Ножки весов закручивают до отказа и убеждаются, что стопорный винт не касается прилавка. Далее вращением винтовых ножек подгоняют пузырек воздуха в середину окружности, нарисованной на стекле уровня. Подгонка ускоряется, если вращать две противоположные от смещения пузырька ножки. У правильно установленных весов стрелки должны находиться строго против нулевого деления. В противном случае регулируют балласт в тарировочной камере. Тарировать весы разрешается только в присутствии администрации. Весы, у которых стрелка после тарирования на приходит на нуль, изымают из обращения и направляют в ремонт.

Не разрешается подгонять стрелку на нуль вращением винтовых ножек (в этом случае весы дадут неверные показания).

После установки весов регулируют масляный успокоитель путем вращения стакана с маслом. При вывинчивании стакана колебания ускоряются, при завинчивании – замедляются. Если при завинчивании стакана до отказа стрелка продолжает долго колебаться, следует долить масло до круговой черты внутри стакана. При правильной регулировке стрелка останавливается после двух, трех колебаний.

Правила взвешивания – перед взвешиванием проверяют правильность установки весов по уровню. Стрелки должны находиться на нулевом делении, делать два-три колебания и быстро возвращаться в состояние равновесия. Товар в пределах шкалы взвешивают без гирь. Если масса товара превышает значение шкалы циферблата, то пользуются гирями. Массу товара определяют сложением массы гирь и показаний шкалы циферблата. Необходимо использовать возможно меньшее число гирь и комплект гирь от данных весов. Замена крупных гирь равнозначным числом мелких не допускается.

Взвешивать товар следует чистой массой, т.е. при взвешивании в пакете или бумаге на гиревую площадку нужно положить такой же пакет (бумагу). При отпуске товара (сметана, растительное масло и т.п.) в тару покупателя сначала взвешивают тару, называют ее массу. Затем определяют вес товара с тарой и из общего веса вычитают вес тары. Взвешивание считается законченным, когда стрелка после трех-четырех колебаний остановится. Товар и гири необходимо класть на весы осторожно, без резких ударов и толчков. Запрещается резать и упаковывать товары на площадке весов, использовать при взвешивании съемные чаши, масса которых не введена в тару весов, использовать условные гири. Нельзя устанавливать гири на обе площадки весов и определять массу вычитанием.

 

 

Меры массы, длины и объема.

Меры массы – гири. Гири – это установленные законом меры массы, служащие для определения массы взвешиваемого товара и поверки весов. Гири делятся на:

1. Гири общего назначения – в соответствии с требованиями стандарта выпускают 5-ти классов. Отличаются они степенью точности и назначением. В торговле используют гири 5-го класса. Изготавливают их из чугуна (реже из углеродистой стали) массой от 1 до 10 кг. Для каждого вида весов предусмотрен определенный комплект гирь. Например, для весов РН-10Ц13 в набор входят гири 1, 2 и 5 кг.

2. Гири условные – используют при взвешивании грузов на товарных гирных весах. Выпускают номинальной массой 0,1 кг, 0,2 кг, 0,5 кг, 1 кг, 2кг, 5 кг. На поверхности гири указывается условная масса в килограммах и отношение номинальной массы к условной. Гири имеют форму плоского цилиндра с радиальным вырезом для укладки на гиредержатель.

3. Образцовые гири – служат для поверки весов и гирь на точность. Отличаются высокой степенью точности.

Все металлические гири имеют тарировочную полость для регулировки массы при поверке. Полость закрыта алюминиевой пробкой, на которой ставится поверочное клеймо.

Меры длины – деревянные и металлические метры используют при продаже метражных товаров.

Метры изготавливают в виде прямоугольной полосы из деревянных твердых пород или из стали. Концы деревянного метра укрепляют металлическими наконечниками. Посередине метра и на его концах ставится клеймо государственной поверки. Метры должны быть без искривлений, с чистой, гладкой поверхностью, без трещин, заусенцев, ржавчины. Шкала должна иметь четкие ровные деления и ясные цифры.

Запрещается пользоваться самодельными и складными метрами.

Меры объема – применяют для отмеривания жидких товаров. К ним относятся:

1. Алюминиевые мерные кружки – выпускают вместимостью 0,25; 0,5; 1 и 2 л. Кружки представляют собой цилиндр с дугообразной или длинной ручкой для подвешивания. В верхней части по периметру для прочности делают утолщенный ободок. На ободке указывают наименование завода-изготовителя, вместимость и поверочное клеймо. Кружки используют при продаже разливного молока, реже кваса.

2. Стеклянные мерные кружки – изготовляют вместимостью 0,25 и 0,5 л. Применяют их при продаже пива, кваса и безалкогольных напитков. Кружка напоминает суженный к низу граненый стакан. По периметру верхней части отлита черта, которая определяет вместимость кружки. На верхней, гладкой полосе указывают наименование завода-изготовителя, вместимость и клеймо.

3. Мензурки, применяемые в торговле, представляют собой гладкие цилиндрические или конические стаканы вместимостью 0,1 и 0,2 л. Их используют для отмеривания сиропов, соков.

ТЕМА 1. НЕМЕХАНИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ

 

План:

 

1. Значение торговой мебели в торгово-оперативном процессе магазина.

2. Классификация торговой мебели.

3. Требования, предъявляемые к торговой мебели.

4. Характеристика основных видов торговой мебели

5. Тара-оборудование.

6. Торговый инвентарь и его основные виды.

7. Расчет потребности в торговой мебели.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.027 с.)