Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития международной торговли объектами интеллектуальной собственности

Поиск

В экономической науке под «интеллектуальной собствен­ностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллекту­альной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование. Никакое иное лицо не может каким-либо способом использовать интеллекту­альную собственность без его разрешения.

Международным правовым актом - Конвенцией об учреж­дении Всемирной организации интеллектуальной собствен­ности— определено, что «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельнос­ти артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным зна­кам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; все другие права, относящиеся к интеллектуаль­ной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.В законодательстве некоторых стран этот список расширен. В него стали включать: произведения науки, литературы и ис­кусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограм­мы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; се­лекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; то­варные знаки и знаки обслуживания; наименования мест про­исхождения товаров; коммерческие обозначения.Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяются на две родовые категории: промышленная собс­твенность и авторское право. Критерием их разграничения служит предмет, являющийся продуктом интеллектуальной деятельности. Наиболее характерными объектами промыш­ленной собственности являются полезные модели, промыш­ленные образцы, изобретения, товарные знаки, знаки обслужи­вания, фирменные наименования и наименования мест проис­хождения товаров. К другой категории объектов интеллекту­альной собственности относится авторское право. В данном случае речь идет о праве на такие продукты интеллектуальной деятельности, как произведения искусства, в том числе литера­турные и музыкальные, произведения кинематографии, а также научные произведения, к которым относятся, в частности, про­граммы для ЭВМ. В условиях глобализации мировой экономики для успешно­го распространения новых технологий важное значение имеет коммерческое использование интеллектуальной собственности. Растет лицензионная торговля, передача технологий, разви­ваются другие отношения рыночного характера в этой сфере. В этих условиях происходит формирование мирового РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, который пред­ставлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продук­ции, информации и прав.Наиболее быстрыми темпами развивается рынок наукоем­кой продукции (технологические установки, фармацевтические препараты, вычислительная техника и т.п.), который развивает­ся быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. Посредством интеллектуальной собственности на этом рынке охраняются определенные рыноч­ные ниши, своеобразные зоны получения сверхприбыли. Здесь «территориальный» раздел происходит между США, Японией и ведущими странами Западной Европы — Германией, Франци­ей и Великобританией.

На рынке информационной продукции и технологий идет товарообмен информацией, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределенная и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что компьютерная техника и Интернет начинают вытеснять все ос­тальные носители. На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Па­тентная статистика является одним из основных показателей научно-технического прогресса. Защита патентов становится одной из стратегических целей как отдельно взятых компаний, так и государств. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственнос­ти (ОИС) осуществляется для регулирования имущественных (экономических) и неимущественных (моральных) правоотно­шений, возникающих в связи с созданием и использованием ОИС. Регламентация этих отношений производится в основном в рамках двух традиционных ветвей права: патентного и ав­торского. Под действие первой из них подпадают отношения в связи с изобретениями, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности. Вто­рая - связана с правоотношениями, касающимися литератур­ных, научных, художественных, музыкальных произведений и других объектов авторского права. Однако некоторые ОИС, получившие распространение сравнительно недавно, не подда­ются регулированию в рамках двух упомянутых ветвей зако­нодательства. Такие ОИС принято называть нетрадиционными, и для них используется специальное законодательство. К их числу относятся коммерческая тайна, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и др. В мировой практике существуют две системы правовой ох­раны интеллектуальной собственности авторов нововведений: романо-германская и англо-саксонская. В странах романо-гер-манской правовой системы изобретение принадлежит тому, кто первым подал заявку на получение охранного документа. В странах с англо-саксонской системой права действует «при­нцип первого изобретателя», т.е. по факту преждепользования. Значительная роль в защите интеллектуальной собствен­ности принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей своего рода кодекс правовых норм, регулиру­ющих не только международный обмен товарами и услугами, но и объектами интеллектуальной собственности. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) как приложение к Соглашению об образовании ВТО стало всеобъемлющим соглашением в области интеллектуаль­ной собственности, которое привело систему охраны прав ин­теллектуальной собственности в рамки общих международных правил.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ

Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле — это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле. В связи с этим проанализируем основные ценообразующиефакторы в международной торговле: общеэкономические, конкретно-экономические; специфические; специальные; внеэкономические. В реальной практике вся эта совокупность динамично меняющихся и взаимодействующих между собой факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной торговли. Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них.

Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается обратная ситуация — цену диктует покупатель товара).

В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо закупка товаров обусловливается соответствующей продажей товаров), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др.

Иными словами, множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий реального совершения актов купли-продажи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (worldprices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следующие.

1. Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению Цен).

2. Эдо цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

3. Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах).

4. Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков).

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. На практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен. В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп:

1.Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются. Контрактные цены подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпораций. Здесь фактически существует собственный внутренний («интернальный» — от англ. internal) рынок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2. Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компьютерной информации.

3. Биржевые цены (биржевые котировки) — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами.

4. Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аукционных торгов.

5. Статистические цены или цены статистики внешней торговли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.009 с.)