Управление прибылью организации. Система показателей прибыли и ее формирование. Механизм распределения прибыли. Концепция операционного и финансового рычага и управление массой прибыли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление прибылью организации. Система показателей прибыли и ее формирование. Механизм распределения прибыли. Концепция операционного и финансового рычага и управление массой прибыли.



1) Главной целью управления прибылью организации является обеспечение ее роста. Для реализации данной цели требуется решать, прежде всего, следующие задачи:

· обеспечить рост выручки, что требует разработки и проведения оптимальной ассортиментной и ценовой политики, улучшения маркетинговой работы, совершенствования материально-технического обеспечения производства, повышения качества продукции, оптимизации кредитной политики по отношению к покупателям продукции и т. п.;

· добиться снижения уровня затрат и оптимизации их структуры, что связано с совершенствованием технологий производства, рациональным использованием сырья и материалов, повышением производительности труда, внедрением мероприятий по энергосбережению, оптимизацией численности персонала, совершенствованием системы оплаты труда, усилением принципов материальной ответственности и заинтересованности и т. п.;

· изыскать и реализовать возможности роста прибыли за счет операционных и внереализационных доходов, что требует постоянного контроля за состоянием и структурой имущества, поиска возможностей передачи неиспользуемых объектов в аренду или их реализации; рационального управления денежными потоками и т.п.;

· не допустить внереализационных убытков и потерь, что может быть решено за счет усиления принципов материальной ответственности, рационального управления запасами, денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью и т. п.

Управление прибылью сопровождается расчетом следующих основных показателей:

· объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (порога рентабельности);

· запас финансовой прочности;

· уровень операционного рычага;

· рентабельность.

Порог рентабельности производства и продажи продукции (точка безубыточности) соответствует такой выручке от реализации продукции или такому объему производства продукции, при которых организация уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. Валовая маржа (разница между выручкой от реализации и переменными затратами) может лишь покрыть постоянные затраты организации, а прибыль равна нулю.

Порог рентабельности (Прент) определяется по формуле

или Прент = В*Зпост/(В - Зпер)

Запас финансовой прочности отражает размер возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка и других неблагоприятных условиях. Запас финансовой прочности определяется как разность между фактической (плановой) выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности.

Запасфин = Qплан - Qmin.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет производить анализ результатов в зависимости от состава затрат и объема производства. Любое изменение выручки от реализации всегда вызывает более сильное изменение прибыли. Это называется действием операционного рычага. Для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:

,

где Ор – операционный рычаг; ВМ – валовая маржа; Пр – прибыль; Вр – выручка от реализации продукции; Нк – косвенные налоги и отчисления; Зперем – суммарные переменные затраты; Зпост – суммарные постоянные затраты.

Сила операционного рычага отражает, в какой пропорции изменяется прибыль с изменением выручки.

Основными показателями рентабельности являются:

· рентабельность продукции, которая отражает соотношение прибыли от ее реализации и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости. Данным показателем можно измерять как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия;

· рентабельность производства, которая определяется по всему его объему и отражает отдачу авансированных в него средств. Исчисляется данный показатель как процентное отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала;

· рентабельность продаж, определяемая как процентное соотношение прибыли от реализации и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов.

2) Система показателей прибыли коммерческих организаций

Система показателей прибыли коммерческой организации, отражающая процесс формирования чистой прибыли:

- чистый доход от реализации продукции, работ, услуг;

- валовая прибыль;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения;

- прибыль от обычной деятельности;

- чистую (нераспределенную) прибыль.

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получает предприятие.

Чистый доход от реализации продукции, работ, услуг (выручка (нетто) равен выручке за вычетом косвенных налогов).

Валовая прибыль (маржинальный доход) – это та часть финансового результата, которая получена от видов деятельности, предусмотренных учредительными документами предприятия. Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

ВП = ВР – СС,

где ВП – валовая прибыль; ВР – чистый доход от реализации, продукции, услуг; СС – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

На предприятиях торговли и общественного питания валовая прибыль (валовой доход) характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль от продаж рассчитывается по формуле:

ПП = ВП – КР – УР,

где ПП – прибыль от продаж; ВП – валовая прибыль; КР – коммерческие расходы; УР – управленческие расходы. Прибыль до налогообложения:

ПДН = ПП + ОД – ОР + ВРД – ВРР

где ПДН – прибыль до налогообложения, ОД, ОР – операционные доходы и расходы; ВРД, ВРР – внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности определяется после уплаты суммы налогов с прибыли.

Чистая прибыль (убыток) – алгебраическая сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайной прибыли (убытка), а также налогов с последней.

Чп = Прибыль от обыч. видов деят. – налог на ПР – черзв. расходы + черзв. доходы

Чрезвычайные 1.Страховое возмещение последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий. 2. Стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т. п. 1. Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.)

Прибыль после налогообложения используется на выплату дивидендов, формирование резервного фонда в установленном порядке, формирование фондов экономического стимулирования.

Система показателей прибыли коммерческой организации, отражающая составные части прибыли:

- прибыль от реализации товаров;

- прибыль от реализации имущества и прочих активов;

- прибыль от финансовых операций;

- внереализационная прибыли.

Прибыль от реализации товаров представляет собой разность выручки от реализации за вычетом НДС, акцизов, экспортных пошлин, налога на реализацию ГСМ, процентных надбавок к розничным ценам на отдельные товары, вносимых в доход бюджета, и себестоимости реализованной продукции, включающей в себя также административные и коммерческие расходы.

Прибыль от реализации имущества и прочих активов как показатель инвестиционной сферы есть разница прочих операционных доходов и расходов.

Финансовую деятельность характеризует показатель, определяемый как сумма доходов от участия в других организациях и процентов к получению за вычетом процентов к уплате.

Показатель внереализационной прибыли обусловлен наличием случайных и экстраординарных доходов и расходов. Он исчисляется как разность между внереализационными доходами и расходами.

3) Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 20.4.

Рис. 20.4. Основные направления распределения прибыли

Важным аспектом распределения прибыли является определение пропорции деления прибыли на капитализируемую и потребляемую части, которая устанавливается в соответствии с учредительными документами, интересами учредителей, а также определяется в зависимости от стратегии развития бизнеса.

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

4) Финансовый "рычаг" - это отношение заёмного капитала к собственным средствам. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. Фин. Рычаг= ЗК/СК

Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала.

Финансовый рычаг может возникать только в случае использования торговцем заёмных средств. Плата за заёмный капитал обычно меньше, чем дополнительная прибыль, которую он обеспечивает. Эта дополнительная прибыль суммируется с прибылью на собственный капитал, что позволяет увеличить его рентабельность.

Операционный рычаг - прогрессивное нарастание величины чистой прибыли при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.

Операционный рычаг = Маржинальная прибыль (валовая маржа) / Операционная прибыль. Марж. Прибыль = Выручка – Пост. Р-ды

Операционный рычаг воздействует на прибыль до уплаты налога на прибыль и выплаты процентов за кредит. Финансовый рычаг — на чистую прибыль.

Масса прибыли – это показатель прибыли в её абсолютном значении. Например, если валовые, суммарные издержки предпринимателя на производство партии товара составили 100 000 рублей, а валовой доход от продажи этой партии составил 150 000 рублей, то валовая масса прибыли или просто валовая прибыль составит 50 000 рублей.

После уплаты налога на прибыль у предпринимателя остаётся чистая прибыль, которая может быть им использована следующими способами:

- присвоена в качестве личного дохода;

- использована для реинвестирования, то есть для расширения и модернизации существующего производства;

- использована для инвестирования в другие проекты.

4. Структура капитала организации: цели и задачи управления. Понятие оптимальной структуры капитала и проблема ее определения. Основные теории структуры капитала: традиционная, Модильяни-Миллера, компромиссная.

1) Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но также операционной и инвестиционной деятельности, оказывает активное воздействие на конечный результат этой деятельности. Она влияет на показатели рентабельности активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.

Финансовая структуракапитала — это структура основных источников средств, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.

Финансовый капитал предприятия состоит из собственного и заемного.

Собственный капитал

Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.

Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.

Накопленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.

Заемный капитал (обязательства предприятия)

Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года.

Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Мировая практика показывает, что наиболее «дешевым» источником является заемное финансирование, так как кредиторы находятся в более привилегированном положении в сравнении с собственниками предприятия. Они сохраняют за собой право на возврат своих вложений, а в случае банкротства их требования будут удовлетворены раньше требований акционеров. Тем не менее бесконтрольный рост заемного финансирования может существенно понизить финансовую устойчивость предприятия, вызвать падение рыночной цены на его акции, а в случае неблагоприятного развития событий поставить предприятие перед угрозой банкротства.

Целью управления капиталом компании является удовлетворение потребностей в приобретении необходимых активов и оптимизация структуры капитала для минимизации цены капитала и максимизации стоимости фирмы при допустимом уровне риска.

Соответственно задачами управления капиталом являются:

· обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;

· формирование оптимальной структуры капитала;

· минимизация затрат по привлечению капитала из различных источников;

· эффективное использование капитала в процессе хозяйственной деятельности организации.

2) Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в про­цессе финансового управления прибылью предприятия. Оптимальная структура капитала представляет собой та­кое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость.

Процесс оптимизации структуры капитала предприя­тия осуществляется по следующим этапам:

1. Анализ капитала предприятия. На первой стадии анализа рассматривается динамика объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость, и эффективность использования капитала. На второй стадии анализа рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются в динамике следующие коэффициенты:

-коэффициент автономии.

- коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования).

- коэффициент долгосрочной финансовой независимости.

- коэффициент соотношения долго- и краткосрочной задолженности.

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства. На третьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:

- период оборота капитала.

- коэффициент рентабельности всего используемого капитала.

- коэффициент рентабельности собственного капитала.

- капиталоотдача.

- капиталоемкость реализации продукции.

2. Существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

-отраслевые особенности операционной деятельности предприятия.

- стадия жизненного цикла предприятия.

- конъюнктура товарного рынка.

- конъюнктура финансового рынка.

- уровень рентабельности операционной деятельности.

- коэффициент операционного левериджа.

- отношение кредиторов к предприятию.

- уровень налогообложения прибыли.

- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.

- уровень концентрации собственного капитала.

3. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.

5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Учет фактора риска в процессе управления капитала предприятия сопровождает подготовку практически всех управленческих решений.

6. Формирование показателя целевой структуры капитала. Процесс оптимизации предполагает установление целевой структуры капитала.

Основной проблемой, возникающей при определении оптимальной структуры капитала, является необходимость учета большого числа факторов, которые могут воздействовать на оптимальность (эффективность) такой структуры.

3) Наибольшую известность и применение в мировой практике получили статические теории структуры капитала, обосновывающие существование оптимальной структуры, которая максимизирует оценку капитала. В статистическом подходе существуют четыре альтернативные теории структуры капитала, объясняющие влияние привлечения заемного капитала на стоимость используемого капитала и соответственно на текущую рыночную оценку активов корпорации:

- традиционна теория;

- теория Миллера-Модильяни;

- компромиссный подход;

- теория иерархии.

Основная проблема, решаемая этими теориями, — будет ли зависеть рыночная оценка капитала (как текущая оценка будущих денежных потоков) от соотношения элементов капитала, можно ли комбинацией источников финансирования изменить текущую оценку будущих денежных потоков.

Традиционный подход предполагает, что корпорация, имеющая заемный капитал (до определенного уровня), рыночно оценивается выше, чем фирма без долгосрочных заемных средств.

Стоимость заемного капитала вне зависимости от его величины ниже стоимости собственного капитала из-за меньшего риска, kd<ks. При небольшом увеличении доли заемных средств стоимость заемного капитала неизменна или даже снижается, а, начиная с некоторого уровня D*/V, стоимость заемного капитала растет. Практика показывала, что с ростом доли заемных средств до некоторого уровня стоимость собственного капитала не менялась, а затем увеличивалась возрастающими темпами.

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC или k) определяется по формуле: WACC = kd D/V + ks (V - D)/V,

где kd— стоимость заемного капитала; ks—стоимость собственного капитала; S — рыночная оценка собственного капитала; D — рыночная оценка заемного капитала; V— рыночная оценка всего капитала

Теория Модильяни – Миллера 1958 г. доказала, что при некоторых условиях рыночная стоимость предприятия и стоимость капитала не зависят от структуры последнего, поэтому их нельзя оптимизировать. Также нельзя наращивать рыночную стоимость предприятия путем изменения структуры капитала. На практике это утверждение иногда называют «принципом пирога»: можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется. В рамках данной теории доказаны следующие утверждения:

1) рыночная стоимость предприятия (V) не зависит от структуры его капитала и определяется путем капитализации операционной прибыли по ставке, соответствующей классу риска данного предприятия:

V = NOI / keu, где NOI – чистая операционная прибыль (прибыль до вычета налогов и процентов); keu – стоимость собственного капитала финансово независимого предприятия;

2) стоимость собственного капитала предприятия, которое характеризуется финансовой зависимостью, представляет собой сумму стоимости собственного капитала аналогичного (по доходу и уровню риска) предприятия, характеризующегося финансовой независимостью. Таким образом:

k eg + k eu + премия за риск = keu + D / E (keu – kd),

где k eg – стоимость собственного капитала финансово зависимого предприятия; D – рыночная оценка заемного капитала компании;

Е – рыночная оценка собственного капитала.

В данной теории доказывается, что любое изменение структуры источников путем привлечения более дешевых заемных средств не способствует увеличению рыночной стоимости предприятия, поскольку выгода от привлечения дешевого источника сопровождается повышением степени риска.

Позднее, в 1963 г., Ф. Модильяни и М. Миллер обосновали ситуацию, при которой не исполняется условие об отсутствии налогов. В этом случае структура капитала уже оказывает влияние на рыночную стоимость фирмы.

Во-первых, рыночная стоимость финансово зависимого предприятия определяется как сумма рыночной стоимости предприятия, характеризующегося финансовой зависимостью той же группы риска и эффекта финансового левериджа, рассчитываемого как произведение ставки налога на прибыль (Тс) и величины заемного капитала в рыночной оценке:

Vq = Vu + TcD,

где Vq – рыночная стоимость аналогичной финансово зависимой компании;

Vu – рыночная стоимость финансово независимой компании.

Во-вторых, стоимость собственного капитала предприятия, характеризующегося финансовой зависимостью, рассчитывается как сумма стоимости собственного капитала аналогично (по доходу и уровню риска):

k eq = k eu + премия за риск = k eu + D / E (k eu + k d)(1 – Tc ).

Таким образом, в целом по моделям Модильяни – Миллера можно сделать следующие выводы:

- при отсутствии налогов рыночная стоимость компании не зависит от величины заемного капитала, и стоимость капитала постоянна. Оптимальная структура капитала отсутствует;

- при наличии налога на прибыль рыночная стоимость компании, использующей заемный капитал, превышает стоимость компании с нулевым финансовым рычагом на величину экономии на налоге на прибыль, а стоимость капитала уменьшается при увеличении заемного капитала. Оптимальная структура капитала включает 100% заемный капитал;

- при включении в модель подоходных налогов, отличающихся для владельцев собственного и заемного капитала, стоимость компании увеличивается, а стоимость капитала уменьшается с ростом заемного капитала;

- в моделях Модильяни – Миллера не учитывается агентский конфликт между менеджерами и владельцами собственного капитала, не учитывается возможность банкротства компании, так как они отсутствуют на совершенных рынках. Кроме того, эти модели построены для эффективных рынков, все допущения данной теории приводят к описанию идеальных условий, которые не соответствуют условиям реальной экономики, что приводит к изменению выводов данных моделей и ограниченности их применения на практике.

Оптимальная структура капитала по компромиссной моделиоп­ределяется соотношением выгод от налогового щита (возможности вклю­чения платы за заемный капитал в себестоимость) и убытков от воз­можного банкротства. Введение в рассмотрение затрат по организации дополнительного привлечение заемного капитала и издержек возможного банкротства меняет поведение кривых стоимости капитала при увеличении заемного финансирования. С ростом финансового рычага стоимость акционерного и собственного капитала растет, что приводит к росту WACC:

Стоимость компании в компромиссном подходе превышает стоимость компании, существующей только на собственные средства, на величину налоговой экономии за вычетом издержек банкротства:

где - стоимость компании, существующей на собственные средства,

ТОНЭ – текущая оценка налоговой экономии,

ТОИБ – текущая оценка издержек банкротства.

Издержки банкротства зависят от вероятности разорения и ликвидации компании и издержек, связанных с этим процессом. При небольшом размере заемного капитала вероятность разорения низка и издержки банкротства также невелики, а преимущества налогообложения приводят к росту рыночной стоимости компании. При большом финансовом рычаге вероятность банкротства растет, и налоговая экономия может не покрывать издержек банкротства.

В соответствии с компромиссным подходом предприятию следует устанавливать целевую структуру капитала так, чтобы предельная стоимость капитала и предельный эффект финансового рычага были равны. Общий вывод по компромиссной модели заключается в том, что и 100% заемный капитал, и исключительно собственно финансирование не являются оптимальными.

При обосновании целевой структуры капитала следует руководствоваться следующими принципами:

- чем выше риск финансовых результатов компании, тем меньше должно быть значение финансового рычага;

- компании, в структуре активов которых преобладают материальные активы, могут иметь более высокий финансовый рычаг по сравнению с компаниями, значительную часть активов которых составляют нематериальные активы

- для компаний, имеющих льготы по налогу на прибыль, целевая структура капитала не имеет значения.

Недостаток компромиссной модели состоит в том, что в ней предполагается, что предприятия одной отрасли имеют схожую структуру капитала, а это не всегда так, и в том, что данная модель не учитывает рыночные сигналы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.013 с.)