Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 43. Развитие экономики СССР в годы первых пятилеток (1928-1941)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1-ый план пятилетки(1928/1929-1932/1933). Задачи 1-ого плана: вытеснить частно-капиталистич. сектор и заменить его социалистическим; вовлечь крестьянства в колхозы; провести реконструкцию народного хоз-ва. Плановые показатели пром-ти не были выполнены. Формировалось соотношение между товарной и денежной массой. Денежная масса росла быстрее, а про-во товаров народного потребления – медленнее, чем намечалось. Следствием этого стали быстрый рост розничных цен, товарный голод, снижение покупательной способности рубля. В развитии с/х-ва упор делался на уровень коллективизации, но фактические показатели снизились. Отставание в развитии с/х-ва от запланированного было вызвано массовой коллективизацией. Было построено 1500 заводов и фабрик. Предприятие – основное производственное звено. Было изменено планирование хоз. деят-ти, их финансирование, изменена система заработной платы. По кредитной реформе закреплялась тенденция слияния кредитно-финансовой системы страны и финансов отдельных отраслей народного хоз-ва. Предприятиям открылся единый текущий счет в Госбанке, на него зачислялись ср-ва от реализованной продукции и ссуды. Оптимальный(максимальный) план предусматривал за 5 лет увеличить выпуск пром. продукции на 18%, а сельскохозяйственной – на 55%. Ожидался прирост нац. Дохода на 103 %. Вместо 10 млн. т чугуна предполагалось выплавить 17 млн т, а тракторов выпустить 170 тыс вместо 55 тыс. В нач. 30-го г. были ликвидированы операции по залогу и учету векселей. Появились новые отрасли, связанные с про-вом пластмасс, искусств. Каучука и др. искусств. материалов. Возникли новые пром. регионы- Казахстан, Сибирь, Средняя Азия. План про-ва товаров был выполнен на 70%, про-ть труда снизилась на 8%, инфляция составила 300%, цены на некоторые пром. товары выросли в несколько раз. Огромные капитальные вложения увеличили объем незавершенного строительства и вызвали нехватку материальных ресурсов. Покупательная способность населения снизилась на 40 %. 2-ой план пятилетки(1933-1937). Снижены плановые темпы роста. Лидером оставалась тяжелая индустрия, но положение в пром-ти постепенно ухудшалось. Введение индутриализации. Были открыты ремесленные и фабрично-заводские училища. Создание гулака. На 1-ое место выдвигались различные способы мобилизации масс: в 1935 г. – стахановкое движение как способ повышения про-ти и интенсивности труда и политические репрессии, которые представлялись как борьба с саботажем в народном хоз-ве и и армии, но являлись источником дешевой рабочей силы. К концу этой пятилетки СССР вышел на 2-ое место в мире по общему объему пром. про-ва. Успехи были достигнуты в развитии отраслей, производящих ср-ва про-ва. Не выполнялись плановые задания, связанные развитием потребительского сектора: по про-ву товаров потребления, розничному товарообороту, строительству жилья и.т.д. 3 –ий план пятилетки(1937-1942). Основная задача: создание военно-пром. комплекса, создание предприятий-дублеров на Востоке страны, создание стратегических резервов. Цели: увеличение про-ва продукции с/х-ва в 1,5 раза, а пром-ти почти в 2 раза. Завершалось строительство предприятий-гигантов-«Запорожсталь», «Азовсталь» и.т.д. Прирост пром-ти = 3-4% в год. Росло про-во военной продукции. Вопрос 44. Основные источники финансовых средств, используемые для проведения социалистической индустриализации в СССР. Доходы от легкой пром-ти и с/х-ва. Почти вся прибыль предприятий легкой и пищевой пром-ти перечислялась в бюджет. В с/х-ве: идея «дани» с крестьянства посредством добавочного налога. Он взимался через систему монопольно завышенных цен на пром. товары и искусственно заниженных цен на закупаемую у крестьян с/х-ую продукцию. Размер плановых закупок постоянно увеличивался. Далее перекачка средств стала основой хоз. строительства в СССР; 2.Перерапределение доходов населения в пользу гос-ва. Перекачка средств по различным каналам: сдерживание роста заработной платы рабочих и служащих, что экономило гос. ср-ва имеющегося фонда зарплаты; распространение внутренних гос. займов. Подписка на займы индустриализации была обязательна. Норма подписки на заем составляла среднемесячную заработную плату в течение года; расширение продажи алкоголя – доход бюджета. 3.Денежная эмиссия. Использовалась в кач-ве дополнительного источника для финансирования развития отраслей тяжелой пром-ти. Денежная масса превышала стоимость потребительских товаров и услуг. 4.Форсированный экспорт. Осуществлялся экспорт зерна, которое гос-во изымало у крестьян по низкой цене. Валютная выручка была незначительна. Другие товары советского экспорта: нефтепродукты, лес, золото, цветные металлы, музейные сокровища. Это позволило пра-ву получить огромные ср-ва для нового строительства, поддержания нерентабельных и убыточных предприятий. Вопрос 45. Социальная политика и уровень жизни населения СССР в 30-е годы ХХ века. 1930-е гг. были для советского народа десятилетием огромных трудностей и лишений, гораздо хуже, чем 1920-е. В 1932 — 1933 гг. все основные хлебородные районы поразил голод, вдобавок еще в 1936 и 1939 гг. плохие урожаи вызвали большие перебои в продовольственном снабжении. Города наводнили новые пришельцы из деревень, жилья катастрофически не хватало, а карточная система грозила рухнуть. Для большей части городского населения вся жизнь вертелась вокруг бесконечной борьбы за самое необходимое — еду, одежду, крышу над головой. Уровень жизни в начале сталинского периода резко понизился и в городе, и в деревне. Голод 1932—1933 гг. унес по меньшей мере 3 — 4 млн жизней и на несколько лет повлиял на рождаемость. Хотя политика государства была направлена на то, чтобы оградить городское население и дать крестьянам принять на себя главный удар, горожане тоже пострадали: смертность росла, рождаемость падала, и потребление мяса и сала на человека в городе составляло в 1932 г. меньше трети от того, что было в 1928 г. В 30-х гг. отдавали промышленному строительству безусловный приоритет перед жилищным. Большинство новых горожан оказались в общежитиях, бараках, а то и в землянках. По сравнению с ними даже печально известные коммуналки, где целая семья ютилась в одной комнате и не было никакой возможности уединиться, считались чуть ли не роскошью. ДЕФИЦИТ В первую пятилетку (1929—1932 гг.) приоритет отдавался тяжелой промышленности, а производство потребительских товаров занимало хорошо если второе место. Коммунисты приписывали также нехватку продовольствия стремлению кулаков «припрятать» хлеб, а когда кулаков не стало, — объясняли ее антисоветским саботажем в цепи производства и распределения. Даже водку в конце 1930-х гг. было трудно достать. В сентябре 1930 г. Сталин в записке Молотову подчеркивал необходимость повысить производство водки, чтобы оплатить увеличение военных расходов в связи с угрозой нападения Польши. За несколько лет государственное производство водки выросло настолько, что дало пятую часть всего государственного дохода. Даже сильнее, чем основных продуктов питания, не хватало одежды, обуви и различных потребительских товаров — часто они были совершенно недоступны. Такое положение вещей отражало как приоритеты государственного производства, строго ориентированного на тяжелую промышленность, так и гибельные последствия уничтожения ремесел и кустарной промышленности в начале десятилетия. ЖИЛЬЕ Несмотря на огромный прирост городского населения в СССР в 1930-е гг., жилищное строительство оставалось почти в таком же небрежении, как и производство потребительских товаров. До самого хрущевского периода не делалось ничего, чтобы как-то справиться с чудовищным перенаселением, более четверти века остававшимся характерным для советских городов. Между тем люди жили в коммунальных квартирах, где одна семья, как правило, занимала одну комнату, в общежитиях и бараках. Куда большее число людей устраивалось в коридорах и «углах» чужих квартир. После отмены карточек С отменой карточек в 1935 г. сеть коммерческих магазинов расширилась. Во многих городах открылись магазины мод, специализированные магазины, торговавшие промышленными товарами более высокого качества и по более высоким ценам, чем в обычных государственных магазинах. В третьей четверти 1930-х гг. в системе торговли несомненно произошли значительные улучшения, в основном благодаря существенному увеличению государственных инвестиций, размеры которых во вторую пятилетку (1933—1937) были втрое больше, чем в первую. Однако плодами этих улучшений по большей части могли пользоваться лишь наиболее обеспеченные слои населения. Дальнейшее сокращение разницы между коммерческими и обычными государственными ценами происходило в такой же мере за счет повышения обычных цен, как и за счет снижения коммерческих. Если в начале 1930-х гг. граждан на всех уровнях советского общества тяготил в основном острый дефицит, то начиная с середины десятилетия от малообеспеченных групп населения не менее часто слышались жалобы на то, что их реальный доход слишком низок и потому товары все равно недоступны. Образование. В 1930 г. в стране было введено обязательное начальное обучение детей в возрасте 8-9 лет. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах. Следующей составной частью культурной революции стала подготовка специалистов через сеть средних и высших специальных заведений. В целях пополнения студенчества выходцами из среды рабочих и крестьян была расширена сеть рабфаков (в 1928/29 г. уже имелось 176 рабфаков, в которых обучалось свыше 57 тыс. рабочей молодежи). Для материальной поддержки учащейся молодежи в 1922 г. правительство установило государственные стипендии, были повышены оклады для профессорско-преподавательского состава. В 1921 г. в Москве и Петрограде были созданы Институты красной профессуры для подготовки кадров преподавателей общественных наук. Было расширено число высших технических и средних специальных учебных заведений, только за годы первой пятилетки число втузов увеличилось в 5 раз. За период двух пятилеток вузы и техникумы страны подготовили свыше 2 млн. специалистов. Вместе с совершенствованием образовательной системы, расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание, расширена сеть больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха. Были увеличены выплаты по социальному страхованию, пособиям, пенсиям. Итоги. «Противоречивыми итогами обернулась стратегия форсированного развития и в социальной сфере: ликвидация безработицы в СССР; провозглашение широкого спектра социальных прав; перемены в здравоохранении, обеспечивающие всеобщую доступность и бесплатность медицинских учреждений; осуществление общеобразовательной революции - все это свидетельствовало о поступательных шагах в области социального развития. Но параллельно с этим в стране, осуществляющей индустриальный рывок путем жесткой экономии, утверждался остаточный принцип подхода к проблемам социальной сферы и уровня жизни людей. Благосостояние работающих зависело не столько от результатов их труда, сколько от распределительной политики государства. Провозглашенные в стране социальные гарантии коснулись только рабочих и служащих. Осуществляемая общеобразовательная революция сопровождалась ломкой многих культурных традиций. Достижения и издержки переплетались друг с другом, образуя разные проявления одних и тех же процессов.»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.) |