Вопрос 8. Антикризисная программа “новый курс” рузвельта, основные ее направления и меры по восстановлению экономики США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Антикризисная программа “новый курс” рузвельта, основные ее направления и меры по восстановлению экономики США



«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта

Мировой экономический кризис оказал сильнейшее влияние не только на экономику развитых стран, но и на представления о степени и возможностях автоматического саморегулирования рыночной экономики, о месте и роли государства. Именно с этого периода идеи о необходимости государственного регулирования рыночной экономики находят свою реализацию практически во всех развитых капиталистических странах.

В 1933 году новым президентом США стал Франклин Делано Рузвельт. В должность он вступил в марте 1933 года, и с этого момента регулирование экономики США и особенно финансового рынка стало качественно меняться. Программа нового президента по выходу из кризиса получила название «Новый курс»

Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классического мира» внутри страны и добрых взаимовыгодных отношений с другими странами. Реформы новой администрации охватили все сферы экономики и проводились по следующим основным направлениям:

1. Укрепление финансово-банковской системы

2. Девальвация доллара.

3.стимулирование промышленного роста.

4.Стимулирование сельскохозяйственного производства.

5. Регулирование социальных отношений.

1. Укрепление финансово-банковской системы. Для стабилизации кредитно- финансовой системы был запрещен вывоз золота за границу и прекращен обмен банкнот на золото. 6 марта были закрыты все банки страны. Несмотря на требования общественных деятелей и политиков провести национализацию банков, в Чрезвычайном законе о банках была предусмотрена возможность возобновления работы наиболее эффективных банков и предоставление им кредитов из ФРС. Для определения «очереди» открытия были проанализированы финансовые возможности банков, а уже к 15 марта были открыты банковские учреждения, признанные «здоровыми». В результате за 1933- 1939 гг. при сокращении числа банков на 15% (2 тыс. банков не получили разрешения на открытие) объем их активов возрос на 37%. Усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. В 1933 г. была установлена система страхования вкладов, что привело к возрастанию доверия к банковской системе.

Совершенствовалось и законодательство о деятельности фондовых бирж, направленное на пресечение биржевых спекуляций. В этот же период в практику денежного регулирования была введена норма резерва, сконцентрированная в Федеральной резервной системе, повышение или понижение которой влияло на денежную массу в обращении;

2. Девальвация доллара. Для обеспечения инфляционного развития страны, США провели крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. Эта мера искусственно снизила курс доллара, и в 1934 г. официальная цена золота была установлена на уровне 35 долл. за унцию по сравнению с прежней официальной ценой 20,67 долл., что снизило его золотое содержание на 41%.

Одновременно вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики, давая в руки государства средства для проведения реформ. Девальвация доллара перераспределила доход в пользу промышленного, а не ссудного капитала, уменьшилась задолженность монополий, усилились экспортные возможности США;

Вопрос 9. Основные положения программы Дж. Мэя по выходу экономики Англии из мирового экономического кризиса начала З0-х гг. XX в.
В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором получил обоснование поворот в антикризисной политике. Формально доклад Комиссии Мэя был посвящен узкой проблеме опенке ожидаемого бюджетного дефицита и принятия встречных мер. Оценки Комиссии основывались на наиболее пессимистических предположениях, например, подчеркивалось увеличение числа людей пенсионного возраста и, соответственно, выплат им, но не принималось в расчет уменьшение расходов на школьников из-за сокращения их численности. Кроме того, особое внимание в докладе уделялось фонду страхования по безработице — недостаткам его работы, нормам платежей, а в то же время сокращения выплат по национальному долгу даже не были приняты во внимание. В результате Комиссия по национальной экономии предсказала дефицит в 120 млн. фунтов стерлингов в год.
Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые; предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов, причем две трети приходилось на уменьшение выплат безработным.
Фактически доклад Комиссии Мэя оказался политическим документом, нанесшим наибольший вред лейбористскому правительству, сформированному 7 июня 1931 г. Дж. Макдоналъдом (1866—1937), и его социальной программе особенно предполагаемому повышению пособий по безработице. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономии премьер-министр Макдональд и еще два министра высказались за принятие предложений Комиссии Мэя, остальные члены кабинета — против. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. В результате 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое так называемое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы.
Национальному правительству сразу же был предоставлен заем, в котором отказывали его предшественникам. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны, который находился к тому времени в катастрофическом состоянии, при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.
10 сентября 1931 г. был принят измененный бюджет, оказавшийся более жестким, чем тот, который разрабатывался лейбористским правительством. Новый кабинет министров Макдональда приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов.
В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи.
В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект.
Кроме осуществления политики экономии правительство Маклональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.
20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фут – его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные пены на внутреннем рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.003 с.)