Вопрос 46. Основные итоги индустриализации в СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 46. Основные итоги индустриализации в СССР.



К концу 30-х годов в стране была создана мощная промышленность с высоким техническим уровнем производства. Но уровень производства был ниже мирового. За годы первых пятилеток национальный доход удвоился. Таких темпов развития не имела никакая другая страна в мире. Но темпы экономического развития имели устойчивую тенденцию снижения. Была создана социально-экономическая система, основанная на государственной собственности. Концентрация ресурсов позволила создать мощную тяжелую промышленность, новые отрасли экономики, военно-промышленный комплекс. В СССР начался выпуск автомобилей, тракторов и прочей пром-ти. Экономическая политика советского правительства привела к проблемам в стране: несбалансированный рост экономики и низкая производительность труда. 1-ая проблема: в тяжелой промышленности рост экономики происходил быстрее, чем в других секторах; существовали макроэкономические и экономические диспропорции. 2-ая проблема: годовой прирост производительности труда не превышал 1-2 %; борьба за повышение производительности труда в форме «ударничества», «стахановского движения» вносила еще большую дезорганизанию в производство. Были заметны разбалансированность и диспропорции в народном хозяйстве. Упор делался на экстенсивные факторы, рост эффективности производства не наблюдался. Деформация в структуре экономики: из-за сокращения производства продукции с/х – ва снижалось потребление продуктов питания, усиливался дефицит потребительских товаров, не хватало сырья для легкой промышленности. Был нанесен тяжелый удар с/х-ву: из-за принудительной коллективизации потеряло лучших работников, снизились урожаи, продуктивноть животноводства, объемы производства и производительность труда. Денежная эмиссия вызывала инфляцию, нарушала устойчивость рубля, а разрыв между товарной и денежной массой выливался в товарный голод. До 1936 г. существовала карточная система, а в дальнейшем сохранялись дефицит и нормированная продажа многих товаров. Уровень жизни был низкий. Была жилищная проблема. Жилье строилось медленно. Размер полезной площади сократился в 1,5 раза, значительная часть населения проживала в бараках и землянках.

Вопрос 47. Состояние экономики СССР в середине 60-х годов 20 века. Необходимость проведения хозяйственной реформы в СССР в 1965.

Состояние экономики было охвачено негативными явлениями: заметное снижение темпов роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения; усиление дефицита потребительских товаров; прирост конечного продукта происходил за счет экстенсивных факторов, вовлекались новые ресурсы в сферу про-ва; ухудшение показателей эффективности про-ва. Сокращалась фондоотдача, повышалась материалоемкость, медленно росла про-ть труда, а кач-во производимой продукции было низким; отсутствие у производителей заинтересованности в повышении про-ва и кач-ва работы, техническом прогрессе.

Необходимость проведения хоз. реформы 1965 г.: установившаяся на тот период территориальная структура управления промышленностью через совнархозы, методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отвечала современным условиям и уровню производительных сил. Следовательно, руководство отраслями пром-ти оказалось раздробленными по многочисленным экономическим районам, было нарушено единство технической политики. В деятельности совнархозов все больше давали себя знать местнические тенденции. Управление промышленностью по территориальному принципу сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находившимися в различных экономических районах, отделяло науку от производства, приводило к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности и потере оперативности в работе. Следующим условием было то,что хозрасчет, в том виде как он применялся до реформы 1965 года, основывался на том, что хозрасчетным предприятиям предоставлялось право оперативного управления закрепленными за ними основными и оборотными производственными фондами. Эти предприятия получали в свое распоряжение производственные фонды безвозмездно и тем самым не были заинтересованы в наиболее полном и правильном использовании этих фондов. В постановлении сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС говориться: "Серьезным недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на предприятиях носит во многом формальный характер; права предприятий в хозяйственной деятельности ограничены". Поэтому Пленум признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятием сверху, наделить их средствами для развития и усовершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономиеских рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит.

Вопрос №48. Основные направления экономических преобразований, затронутых хозяйственной реформой 1965г. в СССР. (КОСЫГИНА)

По инициативе Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина группа экономистов во главе с Е. Либерманом разрабатывала стратегию проведения хозяйственной реформы, причем активно изучался опыт нэповской экономической перестройки 1920-х годов, однако в структуре экономической реформы 1965-1970 года отсутствовали многие элементы модели «рыночного социализма», которые существовали в нэповской системе: смешанная экономика, частный сектор, элементы системы рынков и рыночной инфраструктуры, золотой червонец и другие.

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования, и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста.

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

В структуре данной хозяйственной реформы можно выделить следующие основные направления:

а) административная управленческая централизация: упразднение совнархозов и возврат к отраслевой системе управления через восстановление промышленных отраслевых министерств и государственных комитетов (вместо оптимального сочетания отраслевых и региональных принципов управления);

б) перевод промышленных предприятий на систему хозяйственного расчета: предоставление предприятиям оперативно-хозяйственной самостоятельности (в установленных пределах). Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

в) изменение системы централизованного государственного планирования и экономического стимулирования деятельности промышленных предприятий, чтобы последние смогли реализовать свои хозрасчетные права. Данное положение имеет 4 аспекта:

1) сокращение количества плановых показателей хозяйственной деятельности предприятий, устанавливаемых сверху: осталось 9 директивных показателей, а в пределах остальных показателей предприятие получили хозрасчетную самостоятель-ность;

2) изменение критерия оценки деятельности предприятий: в отличие от прежней системы, сориентированной на рост производства валовой продукции, теперь главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятий, т.е. предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

3) изменения в системе ценообразования: новые оптовые цены стали более объективно отражать реальные производственные затраты и предприятия уже могли получать от реализации своей продукции прибыль, из которой вносились в бюджет плата за производственные фонды и фиксированные (рентные) платежи; естественно, данная ценовая реформа привела к повышению общего индекса оптовых цен; Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

4) на предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; правда, позже деятельность этих фондов попала под жестокий административный контроль центра;

г) повышение роли стоимостных экономических категорий и регуляторов производства: усилилось влияние таких инструментов, как цена, прибыль, рентабельность премия, кредит, которым возвращали их исходное значение.

В истории реализации данной экономической реформы можно выделить два периода. Первый период – 1966-1970 годы, или период восьмой пятилетки – продемонстрировал очевидные положительные результаты, хотя успех начального периода реформы во многом был связан с действием фактора «первого эффекта».

А вот в течение второго периода – 1970-е – первая половина 1980-х годов – появились трудности в осуществлении реформы, отход от ее основных принципов и в конце концов нарастание кризисных явлений в советской экономике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.009 с.)