Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 46. Основные итоги индустриализации в СССР.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К концу 30-х годов в стране была создана мощная промышленность с высоким техническим уровнем производства. Но уровень производства был ниже мирового. За годы первых пятилеток национальный доход удвоился. Таких темпов развития не имела никакая другая страна в мире. Но темпы экономического развития имели устойчивую тенденцию снижения. Была создана социально-экономическая система, основанная на государственной собственности. Концентрация ресурсов позволила создать мощную тяжелую промышленность, новые отрасли экономики, военно-промышленный комплекс. В СССР начался выпуск автомобилей, тракторов и прочей пром-ти. Экономическая политика советского правительства привела к проблемам в стране: несбалансированный рост экономики и низкая производительность труда. 1-ая проблема: в тяжелой промышленности рост экономики происходил быстрее, чем в других секторах; существовали макроэкономические и экономические диспропорции. 2-ая проблема: годовой прирост производительности труда не превышал 1-2 %; борьба за повышение производительности труда в форме «ударничества», «стахановского движения» вносила еще большую дезорганизанию в производство. Были заметны разбалансированность и диспропорции в народном хозяйстве. Упор делался на экстенсивные факторы, рост эффективности производства не наблюдался. Деформация в структуре экономики: из-за сокращения производства продукции с/х – ва снижалось потребление продуктов питания, усиливался дефицит потребительских товаров, не хватало сырья для легкой промышленности. Был нанесен тяжелый удар с/х-ву: из-за принудительной коллективизации потеряло лучших работников, снизились урожаи, продуктивноть животноводства, объемы производства и производительность труда. Денежная эмиссия вызывала инфляцию, нарушала устойчивость рубля, а разрыв между товарной и денежной массой выливался в товарный голод. До 1936 г. существовала карточная система, а в дальнейшем сохранялись дефицит и нормированная продажа многих товаров. Уровень жизни был низкий. Была жилищная проблема. Жилье строилось медленно. Размер полезной площади сократился в 1,5 раза, значительная часть населения проживала в бараках и землянках. Вопрос 47. Состояние экономики СССР в середине 60-х годов 20 века. Необходимость проведения хозяйственной реформы в СССР в 1965. Состояние экономики было охвачено негативными явлениями: заметное снижение темпов роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения; усиление дефицита потребительских товаров; прирост конечного продукта происходил за счет экстенсивных факторов, вовлекались новые ресурсы в сферу про-ва; ухудшение показателей эффективности про-ва. Сокращалась фондоотдача, повышалась материалоемкость, медленно росла про-ть труда, а кач-во производимой продукции было низким; отсутствие у производителей заинтересованности в повышении про-ва и кач-ва работы, техническом прогрессе. Необходимость проведения хоз. реформы 1965 г.: установившаяся на тот период территориальная структура управления промышленностью через совнархозы, методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отвечала современным условиям и уровню производительных сил. Следовательно, руководство отраслями пром-ти оказалось раздробленными по многочисленным экономическим районам, было нарушено единство технической политики. В деятельности совнархозов все больше давали себя знать местнические тенденции. Управление промышленностью по территориальному принципу сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находившимися в различных экономических районах, отделяло науку от производства, приводило к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности и потере оперативности в работе. Следующим условием было то,что хозрасчет, в том виде как он применялся до реформы 1965 года, основывался на том, что хозрасчетным предприятиям предоставлялось право оперативного управления закрепленными за ними основными и оборотными производственными фондами. Эти предприятия получали в свое распоряжение производственные фонды безвозмездно и тем самым не были заинтересованы в наиболее полном и правильном использовании этих фондов. В постановлении сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС говориться: "Серьезным недостатком в руководстве промышленностью является то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на предприятиях носит во многом формальный характер; права предприятий в хозяйственной деятельности ограничены". Поэтому Пленум признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятием сверху, наделить их средствами для развития и усовершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономиеских рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит. Вопрос №48. Основные направления экономических преобразований, затронутых хозяйственной реформой 1965г. в СССР. (КОСЫГИНА) По инициативе Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина группа экономистов во главе с Е. Либерманом разрабатывала стратегию проведения хозяйственной реформы, причем активно изучался опыт нэповской экономической перестройки 1920-х годов, однако в структуре экономической реформы 1965-1970 года отсутствовали многие элементы модели «рыночного социализма», которые существовали в нэповской системе: смешанная экономика, частный сектор, элементы системы рынков и рыночной инфраструктуры, золотой червонец и другие. Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования, и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Основные положения реформы Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. В структуре данной хозяйственной реформы можно выделить следующие основные направления: а) административная управленческая централизация: упразднение совнархозов и возврат к отраслевой системе управления через восстановление промышленных отраслевых министерств и государственных комитетов (вместо оптимального сочетания отраслевых и региональных принципов управления); б) перевод промышленных предприятий на систему хозяйственного расчета: предоставление предприятиям оперативно-хозяйственной самостоятельности (в установленных пределах). Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража. в) изменение системы централизованного государственного планирования и экономического стимулирования деятельности промышленных предприятий, чтобы последние смогли реализовать свои хозрасчетные права. Данное положение имеет 4 аспекта: 1) сокращение количества плановых показателей хозяйственной деятельности предприятий, устанавливаемых сверху: осталось 9 директивных показателей, а в пределах остальных показателей предприятие получили хозрасчетную самостоятель-ность; 2) изменение критерия оценки деятельности предприятий: в отличие от прежней системы, сориентированной на рост производства валовой продукции, теперь главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятий, т.е. предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции; 3) изменения в системе ценообразования: новые оптовые цены стали более объективно отражать реальные производственные затраты и предприятия уже могли получать от реализации своей продукции прибыль, из которой вносились в бюджет плата за производственные фонды и фиксированные (рентные) платежи; естественно, данная ценовая реформа привела к повышению общего индекса оптовых цен; Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции. 4) на предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; правда, позже деятельность этих фондов попала под жестокий административный контроль центра; г) повышение роли стоимостных экономических категорий и регуляторов производства: усилилось влияние таких инструментов, как цена, прибыль, рентабельность премия, кредит, которым возвращали их исходное значение. В истории реализации данной экономической реформы можно выделить два периода. Первый период – 1966-1970 годы, или период восьмой пятилетки – продемонстрировал очевидные положительные результаты, хотя успех начального периода реформы во многом был связан с действием фактора «первого эффекта». А вот в течение второго периода – 1970-е – первая половина 1980-х годов – появились трудности в осуществлении реформы, отход от ее основных принципов и в конце концов нарастание кризисных явлений в советской экономике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.008 с.) |